город Ростов-на-Дону |
|
26 августа 2021 г. |
дело N А32-39614/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии от муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водоканал": представитель Волкова О.М. по доверенности от 23.12.2020, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водоканал"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.06.2021 по делу N А32-39614/2020
по заявлению муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водоканал" к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Парк Горького"; акционерного общества "Универсал" о признании недействительным решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие г. Сочи "Водоканал" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарскому УФАС России (далее - заинтересованное лицо, управление) об оспаривании решения от 06.08.2020 по делу N 023/04/10-3443/2019 и предписания N 023/01/10-3443/2019 от 06.08.2020.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апеллянт указывает на процессуальные нарушения, допущенные судом первой инстанции и выразившиеся в рассмотрении заявления в отсутствие третьего лица АО "Универсал". Также предприятие полагает, что в нарушение п. 17 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, собственники жилых и нежилых помещений указанных выше многоквартирных домов с заявками на заключение прямых договоров водоснабжения и водоотведения не обращались, установленные документы не предоставляли. В нарушение п. 6 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, ООО "Управляющая компания "Парк Горького" документы предоставлены не в полном объеме, в связи с чем МУП г. Сочи "Водоканал" отказано в заключении данных договоров водоснабжения и водоотведения. Как указано в дополнении к заявлению, 27.06.2013 года в рамках заключённого договора N4/778 о подключении к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации заказчику подключения ЗАО "Универсал" (застройщик объекта) от ООО "Сочиводоканал" выданы технические условия N002085 на подключение объекта с общей максимальной нагрузкой на весь комплекс: 665 м.куб./сутки для водоснабжения, 665 м.куб./сутки для канализования. На основании вышеуказанных технических условий, между МУП г. Сочи "Водоканал" и АО "Универсал" заключен договор N 2254 от 01.08.2019, который сторонами не расторгнут, срок его действия не истек. Учитывая, что с застройщиком объекта (АО "Универсал") заключён договор холодного водоснабжения и (или) водоотведения на весь объект, застройщик объекта осуществляет в полном объеме потребление коммунальных ресурсов и их оплату, за разделением объемов потребления объекта застройщик не обращался, заявитель полагает, что оснований для внесений изменений в договор холодного водоснабжения и (или) водоотведения N2254 не имеется. Вместе с тем, без внесения изменений в договор холодного водоснабжения и (или) водоотведения N2254 отсутствует возможность произвести разделение лицевого счета (объемов потребления по договору) объекта и заключить с ООО "Управляющая компания "Парк Горького" договор холодного водоснабжения и (или) водоотведения многоквартирного дома. Таким образом, по мнению заявителя, до ввода в эксплуатацию всех строений, предусмотренных проектно-технической документацией объекта, отсутствует возможность произвести разделение лицевого счета и заключить индивидуальные договоры с каждым из собственников.
В судебном заседании представитель муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водоканал" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить; заинтересованное лицо и третьи лица явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 06.08.2020 Краснодарским УФАС России вынесено решение по делу N 023/04/10-3443/2019 о признании обоснованной жалобы ООО "Управляющая компания "Парк Горького" на действия МУП г. Сочи "Водоканал" по вопросу отказа в заключении договора холодного водоснабжения, водоотведения в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества многоквартирных домов 123А, корпус 1, корпус 2 по ул. Пластунская в г. Сочи.
06.08.2020 Краснодарским УФАС России вынесено предписание N 023/01/10- 3443/2019 о прекращении нарушения п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в ущемлении интересов ООО "Управляющая компания "Парк Горького". МУП г. Сочи "Водоканал" предписано в срок до 16.09.2020 совершить действия, направленные на устранение нарушений, а именно заключить с ООО "Управляющая компания "Парк Горького" договор водоснабжения, водоотведения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Сочи, ул. Пластунская, 123А, корпус 1, корпус 2, в порядке Правил N644.
Заявитель, полагая решение от 06.08.2020 по делу N 023/04/10-3443/2019 и предписание N 023/01/10-3443/2019 от 06.08.2020 незаконными, обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Как следует из материалов дела, в Краснодарское УФАС России поступило обращение ООО "Управляющая компания "Парк Горького" на действия МУП г. Сочи "Водоканал", по вопросу отказа в заключении договора холодного водоснабжения, водоотведения в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества многоквартирных домов 123 А, корпус 1, корпус 2 по ул. Пластунская в г. Сочи.
Управлением в действиях МУП г. Сочи "Водоканал", установлены признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции", выразившегося в отказе в заключении договора водоснабжения, водоотведения в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества многоквартирных домов 123 А, корпус 1, корпус 2 по ул. Пластунская в г, Сочи.
В целях пресечения действий (бездействия) МУП г. Сочи "Водоканал", ущемляющих интересы подателя жалобы, Краснодарское УФАС России на основании ч. 1 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выдало МУП г. Сочи "Водоканал" предупреждение в письменной форме (исх. от 14.11.2019 N29178/6) о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции", путем рассмотрения в срок до 13.12.2019 предложения со стороны ООО "Управляющая компания "Парк Горького" о заключении договора водоснабжения, водоотведения в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества многоквартирных домов 123 А, корпус 1, корпус 2 по ул. Пластунская в г. Сочи.
МУП г. Сочи "Водоканал" письмом от 06.12.2019 N 08.1/9342 (вх. по эл. почте от 09.11.2019 N 13563) сообщило о невозможности исполнения Предупреждения ввиду того, что Объект, расположенный по адресу: г. Сочи, ул. Пластунская, д. 123 А, входит в состав договора ресурсоснабжения от 01.08.2019 N 2254, заключенного с АО "Универсал".
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О естественных монополиях" МУП города Сочи "Водоканал" осуществляет деятельность в условиях естественной монополии (водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры), в связи с этим на него распространяются запреты, предусмотренные ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, МУП города Сочи "Водоканал" занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению в границах эксплуатируемых сетей в пределах МО г. Сочи с долей равной 100%.
Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 26.12.2019 N 308 в отношении МУП г. Сочи "Водоканал" возбуждено дело N 023/01/10-3443/2019 по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в отказе оформления договорных отношений с ООО "Управляющая компания "Парк Горького", связанных с холодным водоснабжением, водоотведением в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества многоквартирных домов 123 А, корпус 1, корпус 2 по ул. Пластунская в г. Сочи, что привело к ущемлению интересов ООО "Управляющая компания "Парк Горького" установлено нарушение п.5 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела N 023/01/10-3443/2019, с учетом представленных пояснений и документов сторонами по делу N 023/01/10-3443/2019, Комиссией установлено следующее.
18.01.2019 ООО "Управляющая компания "Парк Горького" обратилось в адрес МУП г. Сочи "Водоканал" с письмом N 550-ц о заключении договора водоснабжения, водоотведения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Сочи, ул. Пластунская, д. 123 А, корпус 1, корпус 2 (далее - Объект).
МУП г. Сочи "Водоканал" письмом от 30.01.2019 N 02.4.5/288 приостановило рассмотрение письма от 18.01.2019 N 550-ц ввиду отсутствия документов, предусмотренных п.6 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
ООО "Управляющая компания "Парк Горького" письмом от 14.02.2019 N 69 направило в адрес МУП г. Сочи "Водоканал" заверенные копии документов, при этом просило предоставить документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирных домов N 123 А, кор.1, корп.2 по ул. Пластунской в г. Сочи к централизованной системе водоснабжения, акты об установке и приеме в эксплуатацию общедомовых приборов учета в указанном МКД.
МУП г. Сочи "Водоканал" письмом от 18.02.2019 N 02.4.5/381 сообщило ООО "Управляющая компания "Парк Горького" о необходимости предоставления документов, подтверждающих факт подключения (технологического присоединения) Объекта к централизованным сетям водоснабжения, а также документы об установке и приеме в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, разъяснив при этом, что в случае не предоставления указанных документов в течение 20 дней со дня приостановления рассмотрения заявки, рассмотрение указанной заявки будет прекращено.
При этом со стороны МУП г. Сочи "Водоканал" на запрос Управлению представлен Акт от 29.10.2013 о присоединении к сетям водоснабжения многоквартирного жилого комплекса со встроено-пристроенными помещениями, расположенного по адресу: г. Сочи, ул. Пластунская, д. 123 А.
Таким образом, Объект имеет надлежащее технологическое присоединение к центральной сети водоснабжения.
Между МУП г. Сочи "Водоканал" и АО "Универсал" действует публичный договор водоснабжения, имеется лицевой счет N 2254, расчеты производятся по общедомовому прибору учета.
В соответствии с решением Городского Собрания Сочи от 27.06.2016 N 121 "О согласовании создания муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водоканал", постановлением администрации города Сочи "Водоканал" от 15.08.2016 N 1914 "О создании муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водоканал", обращениями департамента городского хозяйства администрации города Сочи от 27.09.2016 N 32-01-14/6051, муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водоканал" от 20.09.2016 N 17, поручением Главы города Сочи А.Н. Пахомова от 21.09.2016 N 19585, департаментом имущественных отношений администрации города Сочи подготовлено распоряжение от 27.09.2016 N 1339-р "О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием города Сочи "Водоканал".
В соответствии с указанным распоряжением за МУП г. Сочи "Водоканал" закреплены на праве хозяйственного ведения и переданы по акту приема - передачи от 01.11.2016 г. объекты водопроводно-канализационного хозяйства, находящиеся ранее в эксплуатации по договору аренды ГУЛ КК "Северо-восточная водная управляющая компания Курганинский групповой водопровод", для обеспечения целостности централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения города Сочи, надлежащего содержания и эксплуатации объектов таких систем, их сохранности и работоспособности, улучшения качества обслуживания абонентов и повышения надежности предоставления им соответствующих услуг.
Также во исполнение решения Арбитражного суда Краснодарского края от 04.08.2017 по делу N А32-22591/2016, которым удовлетворен иск администрации города Сочи о досрочном расторжении договора аренды муниципального имущества водопроводно-канализационного хозяйства города Сочи N П/104-07 от 26.12.2007, заключенного между ООО "Сочиводоканал" и комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Сочи, обращенного к немедленному исполнению определением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2017, постановлением администрации города Сочи от 31.08.2017 N 1437 закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП города Сочи "Водоканал" имущество водохозяйственного пользования.
Постановлением администрации г. Сочи от 26.10.2016 N 2424 "Об утверждении решения управления цен и тарифов администрации города Сочи от 13.10.2016 N 4/2016-В "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение" для МУП города Сочи "Водоканал" установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение с даты вступления в силу настоящего решения по 31.12.2016.
Постановлением администрации г. Сочи от 14.12.2016 N 2843 "Об утверждении решения цен и тарифов администрации города Сочи от 05.12.2016 N 5/2016-В "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение" для МУП города Сочи "Водоканал" установлены тарифы на водоснабжение, водоотведение на 2017-2019 годы.
Порядок заключения договора на водоснабжение и водоотведение регламентирован нормами Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее -Правила N 644).
Согласно п. 17 раздела 11 Правил N 644, к заявке абонента прилагаются следующие документы: а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения прав владения и (или) пользования на объект у абонента, в том числе на водопроводные и (или) канализационные сети и иные устройства, необходимые для присоединения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, приборы учета. Абоненты, не имеющие непосредственного подключения к объектам централизованной системы водоснабжения или водоотведения, принадлежащим организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании, обязаны представить акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с лицами, владеющими на праве собственности или ином законном основании водопроводными и (или) канализационными сетями, составленный по форме согласно приложению N 1, за исключением случаев, если объекты таких абонентов подключены к бесхозяйным сетям, а также если осуществляется неорганизованный сброс поверхностных сточных вод с территорий абонентов в централизованную систему водоотведения; б) доверенность или иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают полномочия представителя абонента, действующего от имени абонента, на заключение договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения (для физических лиц - копия паспорта, иного документа, удостоверяющего личность на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации); в) документы, предусмотренные Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124, а также сведения, необходимые для определения объемов потребленной воды, отведенных сточных вод расчетным методом при отсутствии приборов учета, в том числе степень благоустройства и этажность объектов, количество проживающих, площади жилых и нежилых помещений объектов, общие площади многоквартирных домов и жилых домов, площади земельных участков под полив - для организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, собственников помещений в многоквартирных домах, собственников (пользователей) жилых домов; г) копии документов, подтверждающих подключение (технологическое присоединение) объектов абонента к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения на законных основаниях, в том числе договора о подключении (технологическом присоединении), условий подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения (далее - условия подключения (технологического присоединения), а также копии акта о подключении (технологическом присоединении) объекта, акта о промывке и дезинфекции внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования (в случае заключения договора холодного водоснабжения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения) или иных документов; д) копии технической документации на установленные приборы учета воды, сточных вод, подтверждающей соответствие таких приборов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, сведения о показаниях приборов учета на дату заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения либо на дату возникновения права абонента на объект, а также проекты установки (монтажа) приборов учета. Требование о предоставлении таких сведений не распространяется на абонентов, среднесуточный объем потребления воды которыми не превышает 0,1 куб. метров в сутки, а также на абонентов, для которых установка приборов учета сточных вод не является обязательной (за исключением случаев, если договор, заключаемый с таким абонентом, предусматривает расчеты по показаниям прибора учета); е) схема размещения мест для отбора проб воды и (или) сточных вод; ж) копия документа, подтверждающего право пользования земельным участком, с территории которого осуществляется сброс поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения, а в случае отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок при осуществлении строительства, реконструкции объекта в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве - копия схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы, в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве, - для абонентов, в границах эксплуатационной ответственности которых осуществляется сброс поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения; з) баланс водопотребления и водоотведения объекта абонента в период использования максимальной величины мощности (нагрузки) с указанием целей использования холодной воды и распределением объемов подключаемой нагрузки по целям использования (на собственные нужды абонента, пожаротушение, периодические нужды, заполнение и опорожнение бассейнов, прием поверхностных сточных вод), а также с распределением общего объема сточных вод по канализационным выпускам (в процентах); и) положительное заключение государственной или негосударственной экспертизы в случаях, когда проведение такой экспертизы необходимо в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; к) копии документов, подтверждающих информацию, указанную в подпункте "в" пункта 16 настоящих Правил, в том числе договора водоснабжения с иными организациями, осуществляющими водоснабжение, договора водопользования и лицензии на пользование недрами.
Договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.
В соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Порядок заключения договора водоотведения с управляющими компаниями определяется Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N124).
Согласно п.6 Правил N 124, к заявке (оферте) прилагаются следующие документы или их копии, заверенные руководителем исполнителя или уполномоченным им лицом: а) правоустанавливающие документы исполнителя (свидетельство о государственной регистрации исполнителя в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке исполнителя на учет в налоговом органе, документы, подтверждающие полномочия лица, выступающего от имени исполнителя, а в случае, если исполнителем выступает индивидуальный предприниматель, - копия паспорта гражданина Российской Федерации); а(1)) лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и решение органа государственного жилищного надзора о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - для управляющих организаций; б) документы, подтверждающие наличие у исполнителя обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и по предоставлению соответствующей коммунальной услуги потребителям или обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в случае заключения в соответствии с настоящими Правилами договора ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; в) документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома (жилого дома) в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (в случае, если ресурс, для снабжения которым направлена заявка (оферта), подается по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения). Если подключение (технологическое присоединение) многоквартирного дома (жилого дома) осуществлено до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", указанные документы прилагаются к заявке (оферте) при их наличии; г) документы об установке и приеме в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такого прибора учета); д) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о внесении собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (если такое решение принято); е) документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками; ж) иные документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа применительно к поставке коммунальных ресурсов для целей оказания коммунальных услуг пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - нормативные правовые акты в сфере ресурсоснабжения).
Согласно п. 7 Правил N 124, документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, а также обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, являются: а) для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен); если управляющая организация выбрана по конкурсу органом местного самоуправления в случаях, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, - протокол открытого конкурса по выбору управляющей организации и (или) договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен); если управляющая организация привлечена для управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации, и (или) договор управления многоквартирным домом, заключенный между товариществом или кооперативом и управляющей организацией; б) для товарищества или кооператива: протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество, или протокол общего собрания членов кооператива, в которых зафиксировано (отражено) решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление соответственно товариществом или кооперативом; устав товарищества или кооператива.
Согласно п.8 Правил N 124, ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от исполнителя представление документов, не предусмотренных настоящими Правилами.
Пункт 14 Правил N 124 определяет, что представление исполнителем документов, предусмотренных пунктами 6 и 7 указанных Правил, не в полном объеме или неправильное их оформление не является основанием для отказа в заключении договора ресурсоснабжения.
В этом случае ресурсоснабжающая организация сообщает исполнителю в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня получения документов о допущенных несоответствиях и порядке их устранения, после чего приостанавливает рассмотрение представленных документов без их возврата исполнителю вплоть до получения от него недостающих (правильно оформленных) документов, если стороны не договорились об ином.
В случае если недостающие (правильно оформленные) документы не будут представлены исполнителем ресурсоснабжающей организации в течение 30 дней со дня приостановления рассмотрения представленных документов, ресурсоснабжающая организация вправе прекратить рассмотрение заявки (оферты) и возвратить документы исполнителю.
Исполнитель вправе направить заявку (оферту) этой же ресурсоснабжающей организации повторно после устранения недостатков, послуживших основанием для прекращения рассмотрения заявки (оферты).
В случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе Правилами N 124 и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным Правилами N 124, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным Правилами N 124, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Таким образом, ООО "Управляющая компания "Парк Горького" являясь исполнителем коммунальных услуг перед собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Сочи, ул. Пластунская, д. 123 А, корпус 1, корпус 2, в целях содержания общего имущества, обязано исполнять свои обязательства перед собственниками многоквартирного дома.
МУП г. Сочи "Водоканал", отказываясь оформлять договорные отношения с ООО "Управляющая компания "Парк Горького", связанные с оказанием услуг холодного водоснабжения, водоотведения в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества многоквартирных домов 123 А, корпус 1, корпус 2 по ул. Пластунская в г. Сочи, ущемляет интересы ООО "Управляющая компания "Парк Горького".
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
При изложенных обстоятельствах, в действиях МУП г. Сочи "Водоканал", выразившихся в отказе от оформления договорных отношений с ООО "Управляющая компания "Парк Горького", связанных с холодным водоснабжением, водоотведением в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества многоквартирных домов 123 А, корпус 1, корпус 2 по ул. Пластунская в г. Сочи, что привело к ущемлению интересов ООО Управляющая компания "Парк Горького" правомерно установлено нарушение п.5 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Довод заявителя о невозможности заключения соответствующего договора до введения в эксплуатацию всех строений, предусмотренных проектно-сметной документацией, с одновременным истребованием документов о надлежащем технологическом присоединении, а также вводе в эксплуатацию установленного прибора учета на отдельные корпуса, судом отклонен как необоснованный.
Как указано выше, МУП г. Сочи "Водоканал" представлен акт от 29.10.5213 о присоединении к сетям водоснабжения многоквартирного жилого комплекса со встроено-пристроенными помещениями, расположенного по адресу, г. Сочи, ул. Пластунская, 123А. Между МУП г. Сочи "Водоканал" и АО "Универсал" действует публичный договор водоснабжения, имеется лицевой счет 2254, расчеты производятся по общедомовому прибору учета.
Таким образом, объект имеет надлежащее технологическое присоединение к центральной системе водоснабжения, в связи с чем требование МУП г. Сочи "Водоканал" о необходимости предоставления документов о надлежащем техническом присоединении корпусов (N N 1, 2по ул. Пластуновской, 123А г. Сочи) противоречит принципу однократности технологического присоединения объекта к сетям водоснабжения и водоотведения.
В связи с установлением в действиях МУП г. Сочи "Водоканал" факта нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в ущемлении интересов ООО "Управляющая компания "Парк Горького", выразившегося в отказе оформления договорных отношений с ООО "Управляющая компания "Парк Горького", связанных с холодным водоснабжением, водоотведением в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества многоквартирных домов 123 А, корпус 1, корпус 2 по ул. Пластунская в г. Сочи, антимонопольным органом МУП г. Сочи "Водоканал" выдано предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем заключения с ООО "Управляющая компания "Парк Горького" договора водоснабжения, водоотведения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Сочи, ул. Пластунская, д. 123 А, корпус 1, корпус 2, в порядке Правил N 644.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемых решения и предписания Краснодарского УФАС России, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Ссылка заявителя жалобы на необоснованный отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства предприятия об отложении судебного заседания ввиду непредставления отзыва третьим лицом АО "Универсал", несостоятельна.
Системное толкование положений статьи 158 АПК РФ свидетельствует о том, что отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда (за исключением случаев, прямо предусмотренных названной статьей АПК РФ).
Определение суда от 07.04.2021 о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, АО "Универсал" и отложении судебного заседания получено АО "Универсал", обществом представлено в материалы дела заявление, в котором третье лицо поддерживает ходатайство заявителя об отложении судебного заседания. В связи с вышеизложенным, судебная коллегия полагает, что общество не было лишено возможности ознакомиться со всеми материалами дела и подготовить отзыв на заявление.
При этом согласно части 1 статьи 156 АПК РФ непредставление отзыва на исковое заявление или дополнительных доказательств, которые арбитражный суд предложил представить лицам, участвующим в деле, не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2021 по делу N А32-39614/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-39614/2020
Истец: МУП Водоканал, МУП города Сочи "Водоканал"
Третье лицо: АО УНИВЕРСАЛ, ООО "Управляющая компания "Парк Горького", ООО УК Парк Горького, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ, УФССП ПО КК