город Томск |
|
15 апреля 2024 г. |
Дело N А45-28886/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лопатиной Ю.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шаркези А.А., рассмотрел в судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело N А45-28886/2023 по исковому заявлению акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (107078, город Москва, улица Маши Порываевой, дом 34, ОГРН 1097746772738) к обществу с ограниченной ответственностью "Напитки ТрансСервис" (107140, город Москва, площадь Комсомольская, дом 4АСООР1, пом/ком/эт 3/14/2, ОГРН 1117746210647) о взыскании 795 100 рублей штрафной неустойки.
При участии в судебном заседании посредством системы веб-конференции:
от истца - Пачерских М.В. по доверенности от 10.02.2023;
от ответчика - Сметанин С.Н. по доверенности от 07.06.2023.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - АО "ФПК", истец) обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Напитки ТрансСервис" (далее - ООО "НТС", ответчик) о взыскании 795 100 рублей штрафной неустойки.
Исковые требования обоснованы статьями 309, 310, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что при проверке поездов выявлены нарушения условий заключенных договоров и несоответствие требованиям СТО ФПК 1.21.001-2020, что привело к начислению штрафа в заявленном размере.
Дело рассмотрено Арбитражным судом Новосибирской области в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 13 декабря 2023 года (резолютивная часть принята 04 декабря 2023 года) исковые требования удовлетворены частично. С ООО "НТС" в пользу АО "ФПК" взыскано 162 900 рублей штрафной неустойки, 18 198 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением в части, АО "ФПК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части и удовлетворить иск в полном объеме, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, по претензии от 04.04.2023 N 04-17/551 суд необоснованно отказал во взыскании 12 000 рублей, поскольку выявлено нарушение СТО и начислена неустойка в связи с ненадлежащим образом оформленной информационной папкой; суд необоснованно отказал во взыскании 10 000 рублей, поскольку в соответствии с поступившей жалобой пассажира Морозова Е.А. 07.02.2023 обнаружено нарушение пунктов 4.3.5, 4.3.12 договора, несоответствие пункта 12.5 СТО ФПК 1.21.001-2020, выразившееся в некачественном обслуживании пассажира, в частности вскрытая колбаса в рационе; по претензии от 19.05.2023 N 04-17/842 суд необоснованно отказал во взыскании 5 000 рублей, поскольку выявлено нарушение пунктов 4.3.2, 4.3.12, 4.3.21 договора и несоответствие пункта 11.13.1 СТО ФПК 1.21.001-2020, выразившееся в отсутствии форменной одежды у работника вагона-ресторана, в частности у официанта отсутствовал фартук; по претензии от 29.06.2023 N 04-17/1058 суд необоснованно отказал во взыскании 200 рублей, поскольку выявлено нарушение пункта 4.3.40 договора, в частности отсутствовал контрольно-информационный стикер на 2 банках пива; по претензии от 11.07.2023 N 04-17/1140 суд необоснованно отказал во взыскании 1 000 рублей, поскольку судом произведен неверный расчет удовлетворенных требований по данной претензии.
Определением апелляционного суда от 29.12.2023 апелляционная жалоба принята к производству, ответчику было предложено до 01.02.2024 представить отзыв на апелляционную жалобу.
15.03.2024 ООО "НТС" представило отзыв на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела в судебном заседании, апелляционный суд пришел к выводу о наличии основания для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции, по результатам рассмотрения данного вопроса судом после удаления в совещательную комнату.
Пунктом 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в мотивировочной части решения должных быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В мотивировочной части решения должны содержаться также обоснования принятых судом решений и обоснования по другим вопросам, указанным в части 5 настоящей статьи.
В нарушение указанной нормы права мотивировочная часть судебного акта не содержит выводов относительно факта нарушения пунктов 4.3.2, 4.3.12, 4.3.21 договора и несоответствие пункта 11.13.1 СТО ФПК 1.21.001-2020, выразившееся в отсутствии форменной одежды у работника вагона-ресторана, в частности у официанта отсутствовал фартук (чек-лист N 34 от 23.04.2023) по претензии от 19.05.2023 N 04-17/842.
В абзаце 2 пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что если арбитражным судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы в порядке апелляционного производства будет установлено, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции лицо заявляло ходатайство в соответствии со статьей 49 Кодекса об изменении предмета или основания иска, увеличении или уменьшении исковых требований и суд неправомерно отказал в удовлетворении такого ходатайства или рассмотрел заявление без учета заявленных изменений либо по какому-то другому требованию лица, участвующего в деле, не принял решения и утрачена возможность принятия дополнительного решения, то арбитражный суд апелляционной инстанции, исходя из положений части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о повторном рассмотрении дела, в силу части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переходит к рассмотрению дела по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в рамках которого рассматривает требования, не рассмотренные ранее, принимает измененные предмет или основание иска, увеличенные (уменьшенные) требования.
Определением от 15.03.2024 Седьмой арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А45-28886/2023 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
ООО "НТС" представило отзыв на исковое заявление, в котором указал, что признает иск на сумму 89 300 рублей, в удовлетворении остальной части исковых требований просит отказать; заявил о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.
Представитель ответчика поддержал доводы отзыва.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности и их достаточность и взаимную связь в совокупности, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, между АО "ФПК" (арендодателем) и ООО "НТС" (арендатором) заключен договор аренды торговых и служебных площадей в вагонах-ресторанах истца N ФПК-22-84 от 19.04.2022 (далее - договор), по условиям которого АО "ФПК" обязуется передать за плату во временное пользование ООО "НТС" торговые и служебные площади вагонов-ресторанов.
В соответствии с пунктами 4.3.2, 4.3.11 договора предприятие обязуется использовать торговые и служебные площади вагонов-ресторанов по их прямому назначению для оказания услуг по обеспечению питания пассажиров - с соблюдением законодательных, нормативных правовых и иных актов Российской Федерации, государственных и отраслевых стандартов, стандартов АО "ФПК", технических условий, санитарных правил, локальных актов АО "ФПК" и условий договора, с соблюдением требований по безопасности эксплуатации и движению вагонов-ресторанов в составах пассажирских вагонов, соблюдать законодательные, нормативно-правовые и иные акты Российской Федерации, государственные и отраслевые стандарты, стандарты АО "ФПК", технические условия, санитарные правила и локальные акты АО "ФПК".
ООО "НТС" обязано соблюдать все требования и условия, в том числе лицензионные, в сфере осуществления деятельности по обеспечению питанием пассажиров, установленные законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственными и отраслевыми стандартами, санитарными правилами, локальными актами АО "ФПК".
В соответствии с пунктом 6.1 договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему договору, стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Пунктами 6.2.-6.13 договора стороны согласовали размер неустойки за отдельные допущенные нарушения договора.
Согласно пункту 6.17 договора, для целей расчета неустойки стороны применяют сумму арендной платы в том размере, в котором, такая арендная плата оплачена или подлежит оплате по настоящему договору с учетом НДС. Для целей расчета неустойки стороны применяют ключевую ставку Банка России, действующую на дату уплаты неустойки.
Стороны согласовали перечень ключевых параметров контроля качества и штрафных санкций, предусмотренных за нарушение условий договора аренды торговых служебных площадей в вагонах - ресторанах (кафе-буфетах), содержащийся в приложении N 4, являющемся неотъемлемой частью договора (далее - перечень).
Также 19.04.2022 между АО "ФПК" (заказчиком) и ООО "НТС" (исполнителем) заключен договор N ФПК-22-85 (далее - договорN ФПК-22-85), согласно пункту 2.1 которого (предмет договора) исполнитель в соответствии с условиями настоящего договора обязался оказывать услуги по обеспечению питанием пассажиров в поездах формирования филиалов АО "ФПК" (далее - услуги, услуги по обеспечению питанием), а заказчик - принимать и оплачивать надлежаще оказанные услуги в порядке, на условиях и сроки, предусмотренные настоящим договором. Услуги оказываются исполнителем в вагонах повышенной комфортности формирования филиалов АО "ФПК" следующих по маршрутам следования во внутригосударственном и международном сообщении, в соответствии с содержанием услуг и классом обслуживания, указанным в Приложении N 3 к настоящему договору.
Договор заключен в соответствии с Протоколами заседания Комиссии по осуществлению закупок производственного блока у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и взаимозависимого с АО "ФПК" лица от 24.02.2022 N ФПК-КПБ-4/пр, от 11.03.2022 N ФПК-КПБ-6/пр и от 25.03.2022 N ФПК-КПБ-10/пр.
Пунктом 2.2 договора определено, что при его исполнении стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами МПС России, Минтранса России, локальными нормативным актами ОАО "РЖД", АО "ФПК", регламентирующими порядок обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте и оказание услуг общественного питания, в том числе:
2.2.1. Приказом Минтранса РФ от 09.07.2007 N 89 "О порядке предоставления пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности".
2.2.2. "Санитарно-эпидемиологические правила и нормы и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".
2.2.3. Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880.
2.2.4. "Гигиеническими требованиями к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов". Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1324-03.
2.2.5. Межгосударственным стандартом ГОСТ 31985-2013 "Услуги общественного питания. Термины и определения".
2.2.6. Стандартом АО "ФПК" СТО ФПК 1.21.001-2020 "Обслуживание пассажиров в поездах формирования акционерного общества "Федеральная пассажирская компания". Требования к организации питания", утвержденным распоряжением АО "ФПК" от 07.09.2020 N 754 р.
2.2.7. Стандартом АО "ФПК" СТО ФПК 1.05.001-2017 "Обслуживание пассажиров в поездах формирования акционерного общества "Федеральная пассажирская компания". Требования к качеству обслуживания в вагонах с купе класса "Люкс".
2.2.8. Распоряжением АО "ФПК" от 10.08.2020 N 552/р об утверждении Технологического процесса предоставления питания пассажирам вагонов повышенной комфортности в поездах формирования АО "ФПК".
2.2.9. Распоряжением АО "ФПК" от 13.09.2021 N 954/р "О стандартизации сервисного обслуживания в поездах формирования АО "ФПК".
2.2.10. Распоряжением ОАО "РЖД" от 09.12.2019 N 2780/р "Об утверждении регламента взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" и перевозчиков в случае возникновения нештатных ситуаций при перевозке пассажиров в поездах дальнего следования по инфраструктуре ОАО "РЖД".
2.2.11. Распоряжением АО "ФПК" от 24.07.2018 N 706/р "Об утверждении Порядка по проведению органолептической оценки блюд, предназначенных для предоставления пассажирам вагонов повышенной комфортности и организованным группам детей, а также пассажирам, воспользовавшимся услугой дополнительного питания".
2.2.12. Распоряжением АО "ФПК" от 06.03.2019 N 190/р "Об утверждении Технологии проведения собеседований с работниками вагонов-ресторанов (купе-буфетов) операторов питания на право допуска к предоставлению услуг питания пассажирам в поездах формирования АО "ФПК".
2.2.13. Распоряжением ОАО "РЖД" от 16.01.2008 N 42/р "Инструкция по охране труда для рейсовой бригады вагона ресторана по пути следования".
2.2.14. Приказом АО "ФПК" от 24.12.2019 N 436 "Об организации работы постоянно действующих комиссий структурных подразделений филиалов АО "ФПК" по приемке составов пассажирских поездов".
2.2.15. Распоряжением АО "ФПК" от 05.10.2021 N 1043/р "Об организации перевозок организованных групп детей и обеспечения безопасности в пути следования".
2.2.16. Распоряжением АО "ФПК" от 29.04.2019 N 377/р "О стоимости питания организованных групп детей в вагонах-ресторанах".
2.2.17. Распоряжением АО "ФПК" от 16.09.2021 N 965/р "Об утверждении типового Регламента взаимодействия акционерного общества "ФПК" и операторов питания в поездах формирования АО "ФПК".
Согласно пункту 2.5 договора N ФПК-22-85 период оказания услуг с 20.04.2022 по 19.04.2025.
В пункте 4.1 договора N ФПК-22-85 определены обязанности исполнителя, в том числе:
- своевременно и качественно на основании заявки заказчика оказывать услуги в соответствии с требованиями настоящего договора, действующего законодательства Российской Федерации (подпункт 4.4.1),
- обеспечить достаточное количество продуктов для оказания услуг в объеме, позволяющем предоставить пассажиру по его выбору и в соответствии с классом обслуживания любой из вариантов рациона питания по меню, составленному на основании ассортиментного перечня (подпункт 4.4.2),
- соблюдать все требования и условия, в том числе лицензионные в сфере оказания услуг общественного питания, установленные действующим законодательством Российской Федерации, настоящим договором (подпункт 4.1.3),
- соблюдать санитарные нормы и правила при транспортировке, хранении, приготовлении рационов питания, при использовании столовой посуды, инвентаря, утилизации отходов (подпункт 4.1.4),
- организовать доставку продуктов, необходимых для обеспечения пассажиров рационами питания, а также осуществлять хранение продуктов для приготовления рационов питания в соответствии с требованиями действующего законодательства, настоящего договора, соблюдать сроки годности продуктов, необходимых для обеспечения пассажиров рационами питания (подпункты 4.1.5 - 4.1.6),
- при приготовлении рационов питания использовать качественные сертифицированные продукты, соответствующие требованиям настоящего договора и действующего законодательства Российской Федерации (подпункт 4.1.7).
В пункте 4.4 договора определены права заказчика, в частности в любое время проверять ход и качество оказания услуг, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность исполнителя (подпункт 4.4.1).
Порядок оказания услуг определен в разделе 5 договораN ФПК-22-85.
Согласно пункту 5.2 договора исполнитель обеспечивает хранение продуктов, сырья и полуфабрикатов, необходимых для приготовления готовых к употреблению рационов питания, в соответствии с требованиями настоящего договора и действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего оказание услуг общественного питания.
В разделе 6 договора N ФПК-22-85 определена ответственность сторон.
В ходе проведенных проверок в 2022 году работниками Центра внутреннего контроля и аудита АО "ФПК" составов пассажирских поездов выявлены нарушения договорных обязательств работниками вагонов-ресторанов, в результате чего составлены акты-предписания, являющиеся основаниями для предъявления штрафов, в связи с чем в адрес ответчика направлены претензии с требованиями о выплате штрафных неустоек в общем размере 795 100 рублей.
Поскольку претензии оставлены ответчиком без удовлетворения, АО "ФПК" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с положениями статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений статей 606 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Обязанностью арендатора является своевременное внесение арендной платы за предоставленное в пользование имущество.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Из материалов дела следует, что при проверке представителями истца исполнения договорных обязательств были установлены допущенные ответчиком нарушения, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
В силу пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерациилицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Размер штрафов и основания их предъявления содержатся в приложении N 4 к договору, Стандарте ТО ФПК 1.21.001-2020 и иных нормативно-правовых и локальных актов АО "ФПК".
В соответствии с условиями договора ответчик берет на себя обязательства по использованию торговых и служебных площадей в вагонах-ресторанах исключительно для оказания услуг по обеспечению питанием пассажиров в поездах АО "ФПК" и соблюдать все требования и условия, в том числе лицензионные, в сфере осуществления деятельности по обеспечению питанием пассажиров, установленные законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственными и отраслевыми стандартами, санитарными правилами, локальными актами АО "ФПК".
В связи с выявлением нарушений ответчику направлены претензии (требования): от 04.04.2023 N 04-17/551 на общую сумму 124 200 рублей; от 04.04.2023 N 04-17/552 на 75 000 рублей; от 28.04.2023 N 04-17/710 на сумму 70 000 рублей, от 02.05.2023 N 04-17/719 на сумму 5 100 рублей, от 19.05.2023 N 04-17/842 на сумму 80 300 рублей, от 19.05.2023 N 04-17/848 на сумму 25 000 рублей, от 01.06.2023 N 04-17/911 на сумму 141 200 рублей, от 29.06.2023 N 04-17/1058 на сумму 139 300 рублей, от 11.07.2023 N 04-17/1140 на сумму 135 000 рублей.
В соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Право снижения размера неустойки как имущественной ответственности предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Согласно пункту 71 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме.
В соответствии с пунктом 73 вышеуказанного Постановления Пленума N 7 бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства гражданское законодательство предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, на реализацию требования статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
1. Претензия от 04.04.2023 N 04-17/551 на общую сумму 124 200 рублей.
1.1. В соответствии с актом N 109/ЗСИБ/2023 от 23.02.2023 за нарушение пунктов 4.3.2, 4.3.11 договора и пункта 2.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" и выявление изюма с истекшим сроком годности - с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации - подлежит взысканию 2 000 рублей за каждое наименование товара (вне зависимости от количества единиц товара одного наименования) (пункт 33 Приложения N 5 к Договору).
1.2. В соответствии с актом N 128/ЗСИБ/2023 от 23.02.2023 при проверке поезда N126 сообщением Новосибирск-Тюмень обнаружено нарушение пунктов 4.3.18, 4.3.20 договора, подпункта18 пункта 2.3.2.1. Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов АО "ФПК", утв. распоряжением АО "ФПК" от 22.03.2016 N245р - несоблюдение требований по безопасной эксплуатации и движению вагонов-ресторанов в составе пассажирских поездов и правил пожарной безопасности, а именно хранение горючих предметов в котельном отделении (бумага, рулон пакетов, шланг).
Согласно пункту 6.10. договора перечень ключевых параметров контроля качества приведён в Приложении N 4 к Договору, согласно которому за необеспечение соблюдения требований по безопасной эксплуатации и движению вагонов-ресторанов в составах пассажирских поездов и правил пожарной безопасности, предприятие несет ответственность в виде штрафной неустойки в размере 25 000 рублей при выявлении факта нарушения любого требования или правила в промежутке от станции отправления до станции назначения поезда.
С учетом пояснения директора ДВР по данному нарушению, учитывая систематическое нарушение Правил пожарной безопасности, суд полагает возможным снизить размер неустойки до 5 000 рублей.
1.3. В соответствии с актом N 123/ЗСИБ/2023 от 03.03.2023 за отсутствие контрольно-информационного стикера на 1 бутылка пива "Старый мельник" - 100 рублей, выявленное при проведении комиссионного осмотра готовности поезда в рейс ПДК, а также в рейсе (пункт 49 Приложения N 5).
За несоблюдение требований по безопасной эксплуатации и движению вагонов-ресторанов в составе пассажирских поездов и правил пожарной безопасности, а именно курение в вагоне-ресторане - с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации - подлежит взысканию штрафная неустойка в размере 5 000 рублей при выявлении факта нарушения любого требования или правила в промежутке от станции отправления до станции назначения поезда (пункт 9 Приложения N 4).
1.4. В соответствии с актом N 131/ЗСИБ/2023 от 09.03.2023 за выявление геркулеса с истекшим сроком годности с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации- подлежит взысканию штрафная неустойка в размере 2 000 рублей (пункт 33 Приложения N5 к Договору).
1.5. В соответствии с актом N 166/ЗСИБ/2023 от 10.03.2023 при проверке поезда N 093 сообщением Барнаул-Нижневартовск за отсутствие контрольно-информационного стикера на 1 бутылка пива "Велкопоповицкий козел" - 100 рублей, выявленное при проведении комиссионного осмотра готовности поезда в рейс ПДК, а также в рейсе (пункт 49 Приложения N 5).
За несоблюдение ассортимента продукции вагона-ресторана - требования СТО ФПК Г.21.001-2020, отсутствует чай заварной черный или зеленый за каждый рейс, в котором выявлено нарушение, вне зависимости от количества не соблюденных требований (пункт 38 Приложении N 5 к Договору) с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации - 1 000 рублей.
1.6. В соответствии с актом проверки N 2023-051 от 18.02.2023 за нечитаемую маркировки на рыбе - с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит взысканию штрафная неустойка в размере 1 000 рублей (пункт 21 Приложения N 5 к Договору).
1.7. В соответствии с актом проверки N 2023-037 от 13.02.2023 при проверке поезда N 8 сообщением Новосибирск-Владивосток обнаружено нарушение пунктов 4.3.2, 4.3.12, 4.3.21 договора и несоответствие пункту 10.4 СТО ФПК 1.21.001-2020, а именно: нахождение в информационной папке для потребителя лишних документов, не предназначенных для потребителей (документа АО "ФПК").
Пунктом 10.3 СТО ФПК 1.21.001-2020 установлено, что у директора вагона-ресторана (буфетчика купе-буфета) должны находиться Информационная папка для потребителей, а также папка для проверяющих. В пункте 10.4 СТО ФПК 1.21.001-2020 установлен перечень документов, которые должны содержаться в Информационной папке для потребителей.
Условиями пункта 10.4 СТО ФПК 1.21.001-2020 не предусмотрено нахождение в Информационной папке для потребителей документов АО "ФПК", не предназначенных для потребителей.
При этом обязанность соблюдения требований нормативных и локальных актов РФ, ОАО "РЖД", АО "ФПК", не предусмотренных перечнем ключевых параметров контроля качества, предусмотрена пунктом 6.10 договора аренды, за нарушение которых предусмотрена самостоятельная ответственность.
Факт нахождения в Информационной папке лишних документов ответчиком не оспаривался.
Согласно пункту 6.10. договора перечень ключевых параметров контроля качества приведен в Приложении N 5 к Договору, согласно которому за несоблюдение требований нормативных и локальных актов РФ, ОАО "РЖД", АО "ФПК", не предусмотренных перечнем ключевых параметров контроля качества и штрафных санкций, предприятие несет ответственность в виде штрафной неустойки в размере 2 000 рублей за каждый факт нарушения, выявленный в рейсе (пункт 52 Приложения N 5 к договору).
Таким образом, с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая характер правонарушения, отсутствие у истца неблагоприятных последствий, а также недоказанность возникновения убытков, суд апелляционной инстанции полагает, что подлежит взысканию штрафная неустойка в размере 1 000 рублей.
1.8. В соответствии поступившей жалобой пассажира Морозова Е.А. 07.02.2023 обнаружено нарушение пунктами 4.3.5, 4.3.12 договора, несоответствие пункта 12.5 СТО ФПК 1.21.001-2020, выразившиеся в некачественном обслуживании пассажира, вскрытая колбаса в рационе.
Согласно пункту 6.10. договора перечень ключевых параметров контроля качества приведён в Приложении N 4 к Договору, согласно которому, за наличие обоснованных жалоб от пассажиров на некачественное обслуживание при предоставлении услуг питания, при осуществлении разносной торговли и доставки на места размещения пассажиров Арендатор несет ответственность в размере 10 000 рублей за каждую обоснованную жалобу (пункт 5 Приложения N 4 к Договору).
Из материалов дела следует, что пассажир Морозов Е.А. обращался в АО "ФПК" и указал, что "07.02.2023 отправлением в 17:30 (мест) ехал в поезде N 013 по маршруту Нея-Вологда, вагон N 6, место 17 (купе с услугами). В коробке с едой была упаковка колбасы - в поезде не ел, забрал вместе с коробкой домой. Сегодня обнаружил, что упаковка с колбасой была вскрыта и отсутствовал один из кусочков".
Вместе с тем, материалы проверки жалобы Морозова Е.А., по результатам которых АО "ФПК" признало указанную жалобу обоснованной, материалы дела не содержат.
Кроме того, в соответствии с пунктами 4.3.5, 4.3.12 договора предприятие обязуется оказывать услуги по обеспечению питанием пассажиров, включая предоставление питания на торговых площадках вагона-ресторана, организацию доставки кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам пассажиров в купе пассажирского поезда, разносную продукцию по составу поезда. Вносить плату за аренду ТСП вагонов-ресторанов в порядке и сроки, установленные настоящим договором.
Пунктом 12.5 СТО ФПК 1.21.001-2020 предусмотрено, что персонал вагона-ресторан (купе-буфета) при обращении с пассажирами вежлив и доброжелателен. Процесс обслуживания сопровождается визуальным контактом, позволяющим своевременно реагировать на потребности и просьбы пассажиров с целью создания гостеприимной обстановки. При отсутствии возможности удовлетворить просьбу пассажира работник вагона-ресторана вежливо объясняет причину и по возможности предлагает альтернативу.
Нарушений ООО "НТС" требований пунктов 4.3.5, 4.3.12 договора, пункта 12.5 СТО ФПК 1.21.001-2020 жалоба пассажира Морозова Е.А. не содержит.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, об отсутствии вменяемого ответчику нарушения требований пунктов 4.3.5, 4.3.12 договора, пункта 12.5 СТО ФПК 1.21.001-2020 в связи с жалобой пассажира Морозова Е.А.
Таким образом, общая сумма штрафных санкций составит: 17 200 рублей.
Отклоняя доводы ответчика в остальной части, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об их необоснованности, так как сам факт наличия горючих предметов в котельном отделении ответчик не отрицает, довод о месте нахождения спорных предметов у котла или в котельном отделении не имеет правового значения в связи с площадью котельного отделения менее 1 кв.м.
Согласно пункту 1.5. договора выполненный рейс - это рейс вагона-ресторана в составе поезда по маршруту следования, из пункта формирования поезда до конечного пункта следования и обратно. В рейс входит пункт формирования, путь, конечный пункт. С момента формирования состава поезда в пункте формирования, арендатор начинает оказание услуг по договору.
Иное толкование ответчиком договора свидетельствовало бы о его неправомерности нахождения в вагоне-ресторане в момент проверки.
Нарушения выявлены в пункте формирования, следовательно, штрафы начислены правомерно в соответствии с условиями договора.
2. Претензия от 04.04.2023 N 04-17/552 на общую сумму 75 000 рублей.
В соответствии с актом N 123/ЗСИБ/2023 от 03.03.2023 при проверке поезда N 008 сообщением Владивосток-Новосибирск обнаружено нарушение пункта 4.1.6. договора N ФПК-22-85, несоблюдение срока годности трех рационов питания Ужин вегетарианский Паэлья овощная.
Согласно пункту 6.22. договора N ФПК-22-85 в случае предоставления исполнителем рациона питания с истекшим сроком годности, Исполнитель уплачивает Заказчику штраф в размере 25000 рублей за каждый рацион питания, а в случае, если рацион питания входит продукция промышленного производства - за каждое наименование такой продукции (вне зависимости от количества единиц продукции одного наименования), в отношении которого в промежутке от станции отправления до станции назначения поезда выявлено нарушение срока годности.
Истцом рассчитан штраф в сумме 75 000 рублей.
Оценив представленные доказательства и возражения ответчика, суд апелляционной инстанции полагает установленным факт правонарушения, но с учетом снижения суммы штрафа по 3 000 рублей за каждое нарушение, взысканию по данной претензии подлежит 9 000 рублей (3 000 рублей х 3).
Факт утилизации продукции в момент проверки подтверждает обоснованность требований истца.
Возражения ответчика относительно недоказанности факта реализации продукции судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку продукция находилась в вагоне-ресторане совместно с другими продуктами, предназначенными для реализации. Сам факт, что необходимо зафиксировать именно реализацию, является неверным толкованием условий договора, направленным на избежание ответственности.
Договором предусмотрена обязанность ответчика осуществлять хранение продуктов для приготовления рационов питания в соответствии с требованиями действующего законодательства, соблюдать сроки годности продуктов, необходимых для обеспечения пассажиров рационами питания; исполнитель обеспечивает хранение продуктов, сырья и полуфабрикатов, необходимых для приготовления готовых к употреблению рационов питания, в соответствии в требованиями настоящего договора и действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего оказание услуг (пункты 4.1.6, 5.2.2.), следовательно, обнаружение проверяющими лицами рациона питания с истекшим сроком годности свидетельствует о нарушении условий договора, поскольку не исключает предоставление данных рационов питания пассажирам, на предотвращение чего и направлена диспозиция пункта 6.22 договора, содержащего санкцию за нарушение ответчиком обязательств.
3. Претензия от 28.04.2023 N 04-17/710 на общую сумму 70 000 рублей.
3.1. В соответствии с актом проверки N 2023-045 от 01.03.2023 при проверке поезда N125 сообщением Новосибирск-Тюмень обнаружено нарушение пунктов.4.3.2, 4.3.11 Договора и пункта.2.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" выявлены полуфабрикаты с истекшим сроком годности.
Предприятие несет ответственность в виде штрафной неустойки в размере 25 000 рублей за каждое наименование товара (вне зависимости от количества единиц товара одного наименования) (пункт 33 Приложения N 5 к Договору).
В данном случае с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит взысканию 3 000 рублей.
3.2. В соответствии с актом проверки N 2023-049 от 03.03.2023, с актом проверки N 2023-063 от 23.03.2023, с актом проверки N 2023-067 от 29.03.2023, с актом проверки N184/ЗСИБ/2023 от 21.03.2023 за отсутствие маркировки на продуктах истцом начислена штрафная неустойка в размере 2 000 рублей за каждый выявленный факт нарушения в рейсе, вне зависимости от количества несоблюденных правил (пункт 21 Приложения N5 к Договору).
С учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации всего подлежит взысканию неустойка в размере 4 000-00 рублей.
3.3. В соответствии с актом N 220664 от 15.03.2023 за перевозку в вагоне-ресторане 37 бутылок пива "Велкопоповитский козел" темное и 40 бутылок пива "Велкопоповитский козел" светлое без разрешительной документации с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации - штраф в размере 3 000 рублей при выявлении факта нарушения в промежутке от станции отправления до станции назначения поезда (пункт 8 Приложения N5).
3.4. В соответствии с актом N 54/ДВОСТ/2023 от 22.03.2023 за отсутствие форменной одежды у работника вагона-ресторана, ДВР без галстука, пиджака подлежит взысканию штрафная неустойка с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 2 000 рублей в отношении каждого сотрудника в одном рейсе (пункт 2 Приложения N5).
3.5. В соответствии с актом N 206/ЗСИБ/2023 от 23.02.2023 за отсутствие у кухонного рабочего вагона-ресторана отметки о проверке знаний по пожарно-техническому минимуму - подлежит взысканию штрафная неустойка с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 2 000 рублей в отношении каждого сотрудника в одном рейсе вне зависимости от количества отсутствующих документов (пункт 4 Приложения N4).
3.6. В соответствии с актом проверки N 213/ЗСИБ/2023 от 31.03.2023 за отсутствие информации о дате изготовления на хлебе подлежит взысканию штрафная неустойка с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 1 000 рублей за каждый выявленный факт нарушения в рейсе, вне зависимости от количества несоблюденных правил (пункт 21 Приложения N5 к Договору).
Общая сумма штрафов по претензия от 28.04.2023 N 04-17/710 составит: 15 000 рублей.
Возражения ответчика относительно проведения проверки в пункте формирования после проведения проверки ПДК, но до отправления поезда (указано в самом акте), то есть проверка проводилась не в рейсе, соответственно, вышеуказанные факты выявлены не в рейсе, что исключает возникновение штрафных санкций, указанных в Приложении N 5 к Договору аренды (пункт 21), судом апелляционной инстанции отклоняются, так как было указано ранее, согласно пункту 1.5. договора выполненный рейс - это рейс вагона-ресторана в составе поезда по маршруту следования, из пункта формирования поезда до конечного пункта следования и обратно. В рейс входит пункт формирования, путь, конечный пункт. С момента формирования состава поезда в пункте формирования, арендатор начинает оказание услуг по договору.
Иное толкование ответчиком договора свидетельствовало бы о его неправомерности нахождения в вагоне-ресторане в момент проверки.
Нарушение выявлено в пункте формирования, следовательно, штрафы начислены правомерно в соответствии с условиями договора.
Ссылка ответчика о том, что была выявлена продукция без разрешительной документации, а согласно объяснениям директора вагона-ресторана накладные на товар были предоставлены в электронном виде, поскольку были утеряны после отправления, судом также отклоняется, поскольку о возможности предъявления документов в электронном виде договором не обоснован условиями договора.
Кроме того, ни к отзыву на иск, ни к отзыву на апелляционную жалобу данная товарная накладная также приложена не была, что не позволяет проверить обоснованность возражений ответчика.
4. Претензия от 02.05.2023 N 04-17/719 на общую сумму 5100 рублей.
4.1. За отсутствие контрольно-информационный стикер на 6 банках пива Бад. - 100 рублей, выявленное при проведении комиссионного осмотра готовности поезда в рейс ПДК, а также в рейсе (пункт 49 Приложения N 5).
4.2. За отсутствие форменной одежды у работника вагона-ресторана, повар без головного убора - 2 000 рублей в отношении каждого сотрудника в одном рейсе (пункт 2 Приложения N 5).
Итого сумма штрафа: 2 100 рублей.
5. Претензия от 19.05.2023 N 04-17/842 на общую сумму 80 300 рублей.
5.1. В соответствии с актами N 220682 от 29.03.2023, N 228869 от 17.04.2023 за отсутствие контрольно-информационных стикеров на алкогольной продукции, выявленное при проведении комиссионного осмотра готовности поезда в рейс ПДК, а также в рейсе - 100 рублей по каждому акту (пункт 49 Приложения N5).
5.2. В соответствии с актом N 220689 от 13.04.2023, актом N 8/ВСИБ/2023 от 30.04.2023 за отсутствие форменной одежды у работника вагона-ресторана, у ДВР отсутствует галстук, рубашка, у двух официантов отсутствуют рубашки - 6 000 рублей;
5.3. В соответствии с актом N 206/ЗСИБ/2023 от 23.03.2023 за реализацию алкогольной продукции в открытой таре (открытая бутылка водки Беленькая) - 3 000 рублей (пункт 39 Приложения N5).
5.4. В соответствии с актом N 127/ДВОСТ/2023 от 28.04.2023 за отсутствие контрольно-информационных стикеров на алкогольной продукции, выявленное при проведении комиссионного осмотра готовности поезда в рейс ПДК, а также в рейсе - 100 рублей (пункт 49 Приложения N5).
5.5. В соответствии с актом N 8/ВСИБ/2023 от 30.04.2023 за выявление геркулеса с истекшим сроком годности - 2 000 рублей за каждое наименование товара (вне зависимости от количества единиц товара одного наименования) (п.33 Приложения N5 к Договору).
5.6. В соответствии с чек-листами N 11, 12 от 02.04.2023 при проверке поезда N115 сообщением Томск-Адлер за использование ДВР при обслуживании пассажиров использует ненормативной лексики - штрафная неустойка в размере 2000 рублей за каждый факт нарушения, выявленный в рейсе (пункт 52 Приложения N5).
За нахождение в помещении вагона-ресторана вещей, не предназначенных для оказания услуг питания пассажиров, одежда работников арендатор несет ответственность в размере 500 рублей за каждый факт нарушение в рейсе, вне зависимости от количества таких предметов (пункт.42 Приложения N 5).
5.7. В соответствии с чек-листом N 34 от 23.04.2023 при проверке поезда N 7 сообщением Владивосток-Новосибирск обнаружены нарушения пункта 4.3.10 договора: в помещении вагона-ресторана находятся вещи, не предназначенные для оказания услуг питания пассажиров, набор канцелярских товаров, стул. Арендатор несет ответственность в размере 500 рублей за каждый факт нарушение в рейсе, вне зависимости от количества таких предметов (пункт 42 Приложения N 5).
За отсутствие форменной одежды: у работника вагона-ресторана отсутствует фартук - 3 000 рублей.
За отсутствие в меню листа с холодными напитками - 500 рублей за каждый рейс, в котором выявлено нарушение вне зависимости от количества отсутствующих документов (пункт 35 Приложения N 5).
5.8. В соответствии с актом проверки N 2023-083 от 24.04.2023 за хранение свиного карбонада, опят быстрозамороженных при нарушении температурного режима - 2 000 рублей за каждый выявленный факт нарушения в рейсе, вне зависимости от количества несоблюденных правил (пункт 21 Приложения N 5).
Общая сумма штрафов составит 19 800 рублей.
Возражения ответчика судом апелляционной инстанции проверены и отклонены как противоречащие обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам (согласно фотоматериалу контрольно-информационный стикер отсутствует; наличие акцизной марки на бутылке не освобождает ответчика от ответственности, так как контрольно-информационный стикер и акцизная марка различные маркировки, применяемые для различных целей; факт совершения правонарушения в виде использования ДВР при обслуживании пассажиров ненормативной лексики, в момент посещения вагона-ресторана был зафиксирован самим проверяющим лицом).
6. Претензия от 19.05.2023 N 04-17/848 на общую сумму 25 000 рублей.
В соответствии с актом N 8/ВСИБ/2023 от 30.04.2023 выявлена касолетка с паэльей с истекшим сроком годности.
Согласно пункту 6.22. договора N ФПК-22-85 в случае предоставление исполнителем рациона питания с истекшим сроком годности, исполнитель уплачивает заказчику штраф в размере 25000 рублей за каждый рацион, а в случае, если в рацион питания входит- продукция промышленного производства - за каждое наименование такой продукции (вне зависимости от количества единиц продукции одного наименования), в отношении которого в промежутке от станции отправления до станции назначения поезда выявлено нарушение срока годности.
Суд с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации полагает, что взысканию подлежит штрафная неустойка в размере 3 000 рублей.
Возражения ответчика о недоказанности факта реализации подлежат отклонению, поскольку продукция находилась в вагоне-ресторане совместно с другими продуктами, предназначенными для реализации. Сам факт, что необходимо зафиксировать именно реализацию, является неверным толкованием условий договора, направленным на избежание ответственности.
Договором предусмотрена обязанность ответчика осуществлять хранение продуктов для приготовления рационов питания в соответствии с требованиями действующего законодательства, соблюдать сроки годности продуктов, необходимых для обеспечения пассажиров рационами питания; исполнитель обеспечивает хранение продуктов, сырья и полуфабрикатов, необходимых для приготовления готовых к употреблению рационов питания, в соответствии в требованиями настоящего договора и действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего оказание услуг (пункты 4.1.6, 5.2.2.), следовательно, обнаружение проверяющими рациона питания с истекшим сроком годности свидетельствует о нарушении условий договора, поскольку не исключает предоставление данных рационов питания пассажирам, на предотвращение чего и направлена диспозиция пункта 6.22 договора, содержащего санкцию за нарушение ответчиком обязательств.
7. Претензия от 01.06.2023 N 04-17/911 на общую сумму 141 200 рублей
7.1. В соответствии с актом N 237022 от 02.05.2023 за отсутствие маркировки о вскрытии на рыбе - в размере 1 000 рублей за каждый выявленный факт нарушения в рейсе, вне зависимости от количества несоблюденных правил (пункт 21 Приложения N 5 к Договору).
7.2 В соответствии с актом N 35/ВСИБ/2023 от 08.05.2023, актом N 275/ЗСИБ/2023 от 08.05.2023, актом N312/ЗСИБ/2023 от 08.05.2023 за выявление сосисок 2 бутылок воды Бонаква, лосося с истекшим сроком годности,- 3 000 рублей за каждое наименование товара (вне зависимости от количества единиц товара одного наименования) (пункт 33 Приложения N5 к Договору) или 9 000 рублей.
7.3. За перевозку в вагоне-ресторане 24 бутылок объемом 0,1 л и 4 бутылок объемом 0,25 л водки Беленькая без разрешительной документации - 3 000 рублей (пункт 8 Приложения N 5).
7.4. В соответствии с актом N 275/ЗСИБ/2023 от 08.05.2023 за хранение продуктов с нарушением температурного режима - 2 000 рублей за каждый выявленный факт нарушения в рейсе, вне зависимости от количества несоблюденных правил (пункт 21 Приложения N5).
7.5. В соответствии поступившей жалобой пассажира Корд К.П. 01.04.2023 обнаружено нарушение пунктов 4.3.5, 4.3.12 договора, несоответствие пункту 12.5 СТО ФПК 1.21.001-2020, выразившиеся в некачественном обслуживании пассажира, подгорелые блины, штраф составит 3 000 рублей за каждую обоснованную жалобу (пункт 5 Приложения N 4 к Договору).
7.6 В соответствии с актом N 312/ЗСИБ/2023 от 08.05.2023 за отсутствие контрольно-информационный стикера на алкогольной продукции - 100 рублей, выявленное при проведении комиссионного осмотра готовности поезда в рейс ПДК, а также в рейсе (пункт 49 Приложения N5).
7.7. В соответствии с актом N 289/ЗСИБ/2023 от 12.05.2023 за приобретение 1 бутылки пива через розничную сеть - 100 рублей за каждый выявленный факт при проведении ПДК, а также в рейсе (пункт 48 Приложения N5).
7.8. В соответствии с актом N 327/ЗСИБ/2023 от 14.05.2023 за нечитаемую маркировки на салями - 1 000 рублей за каждый выявленный факт нарушения в рейсе, вне зависимости от количества несоблюденных правил (пункт 21 Приложения N 5 к Договору).
За перевозку в вагоне-ресторане хлеб Инской без разрешительной документации - 2 000 рублей при выявлении факта нарушения в промежутке от станции отправления до станции назначения поезда (пункт 8 Приложения N 5).
Общая сумма штрафов составит: 21 200 рублей.
Возражения ответчика о необязательности наличия маркировки о вскрытии на рыбе подлежат отклонению.
Согласно пунктам 4.3.2, 4.3.12 Договора ответчик обязан соблюдать все требования и условия в сфере осуществления деятельности по обеспечению питанием пассажиров, установленные законодательными, нормативными правовыми актами РФ, государственными и отраслевыми стандартами, стандартов АО "ФПК", санитарными правилами и локальными актами АО "ФПК".
В соответствии с пунктом 5.3.6. СТО ФПК при вскрытии упаковки продукции общественного питания маркировка (маркировочный ярлык) сохраняется до полного использования продукта. После вскрытия упаковки на упаковку наносится маркировочный ярлык с указанием даты и времени вскрытия. Срок реализации/срок годности продукта после вскрытия может изменяться в зависимости от наличия данной информации на маркировке упаковки, описывающей срок реализации/срок годности продукта после ее вскрытия.
Таким образом, наличие маркировки о вскрытии обязательно, вне зависимости от срока годности, указанной на упаковке товара.
Факт наличия в вагоне-ресторане алкогольной продукции без разрешительной документации ответчик признает.
В соответствии с пунктом 2.2. договора торговые и служебные площади вагонов-ресторанов используются ответчиком исключительно для оказания услуг по обеспечению питанием Пассажиров в поездах.
Согласно пункту 4.3.10 договора ответчик обязан не допускать перевозку в вагонах-ресторанах, в купе и на местах, выделенных для отдыха работников вагона-ресторана вагонов-ресторанов посторонних лиц, а также коммерческих грузов, продукции и иного имущества, на которое отсутствует разрешительная документация (накладные, акт приема-передачи установленной формы).
Таким образом, акт является надлежащим доказательством неисполнения ответчиком договорных обязательств.
8. Претензия от 29.06.2023 N 04-17/1058 на общую сумму 139 300 рублей.
8.1. В соответствии с актом N 321/ЗСИБ/2023 от 17.05.2023:
- за реализацию алкогольной продукции в открытой таре - в размере 3 000 рублей за каждый факт нарушения.
- за несоблюдение требований по безопасной эксплуатации и движению вагонов-ресторанов в составе пассажирских поездов и правил пожарной безопасности, а именно хранение ветоши у кухонной плиты - 3 000 рублей при выявлении факта нарушения любого требования или правила в промежутке от станции отправления до станции назначения поезда (пункт 9 Приложения N 4).
- за отсутствие форменной одежде у работника вагона-ресторана, ДВР и официанта без форменной одежды - 4 000 рублей (2 случая *2 000 рублей).
- за отсутствие служебного значка (бейджа), изготовленного типографским способом, на форменной одежде у директора вагона-ресторана - штрафную неустойку в размере 1 000 рублей (2 случая * 500 рублей) (пункт.3 Приложения N 5).
- за отсутствие стикера -100 рублей.
8.2. В соответствии с актом N 107/С-ЗАП/2023 от 27.05.2023 при проверке поезда N 14 сообщением Санкт-Петербург обнаружено нарушение пункта 4.3.40 договора, а именно: отсутствует контрольно-информационный стикер на 2 банках пива.
В силу пункта 4.3.40 договора при обеспечении питанием пассажиров в поездах с вагонами повышенной комфортности предприятие обязано соблюдать ключевые параметры контроля качества, перечень которых приведен в Приложении N 5 к настоящему договору.
В соответствии с пунктом 49 Приложения N 5 к Договору отсутствие контрольно-информационного стикера, утвержденного АО "ФПК", на алкогольной продукции в упаковке промышленного производства, реализуемой в вагоне-ресторане - 100 рублей, выявленное при проведении комиссионного осмотра готовности поезда в рейс постоянно действующей комиссией (ПДК), а также в рейсе.
Таким образом, пунктом 49 Приложения N 5 предусмотрена обязанность ответчика реализовывать алкогольную продукцию в отсутствие контрольно-информационного стикера, утвержденного АО "ФПК".
В акте фиксирующем нарушения, отражено отсутствие контрольно-информационных стикеров на 2 банках пива.
В объяснении директора вагона-ресторана по данному факту указано, что выявленное пиво полностью легальное, из одной партии и с одной датой розлива с другими банками (на которых есть КИС), на выявленных банках видны следы от стикеров, при осмотре холодильной витрины стикеры были найдены.
Между тем, указанные обстоятельства не опровергают доводы истца о нарушении пункта 49 Приложения N 5 в виду отсутствия контрольно-информационных стикеров на самих банках; обнаружение в холодильнике стикеров не подтверждает их относимость именно к выявленным банкам пива. Ответчиком не указаны принятые меры в целях безусловного исключения обстоятельств реализации спорной продукции в отсутствие указанных контрольно-информационных стикеров.
С учетом изложенного, за указанное нарушение Предприятие несет ответственность в виде штрафной неустойки в размере 100 рублей.
8.3. В соответствии с актом N 283/ЗСИБ/2023 от 02.06.2023 за отсутствие суточных проб от каждой партии блюд выдаваемых с рационами питания организованным группам детей - предприятие несет ответственность в виде штрафной неустойки в размере 2000 рублей за каждый факт нарушения, выявленный в рейсе (пункт 52 Приложения N5).
За несоблюдение требований по безопасной эксплуатации и движению вагоновресторанов в составе пассажирских поездов и правил пожарной безопасности, а именно хранение ветоши у кухонной плиты - подлежит взысканию неустойка в размере 3 000 рублей при выявлении факта нарушения любого требования или правила в промежутке от станции отправления до станции назначения поезда (пункт 9 Приложения N 4).
8.4. В соответствии с актом проверки N 2023-095 от 15.05.2023 за нарушение условий хранения продукции нарушение температурного режима - 2000 рублей.
8.5. В соответствии с актом проверки N 2023-102 от 22.05.2023 за отсутствие маркировки на товаре - 2 000 рублей за каждый выявленный факт нарушения в рейсе, вне зависимости от количества несоблюденных правил (пункт 21 Приложения N5 к Договору).
За хранение рационов питания с нарушением температурного режима - 2 000 рублей за каждый выявленный факт нарушения в рейсе, вне зависимости от количества несоблюденных правил (пункт 21 Приложения N 5).
8.6. В соответствии с актом N 69/ВСИБ/2023 от 03.06.2023 за отсутствие форменной одежде у работников вагона-ресторана, ДВР и два официанта без форменной одежды - 6 000 рублей (3 случая * 2 000 рублей).
8.7. В соответствии с актом N 18/УР/2023 от 11.05.2023 за отсутствие информации о дате изготовления, сроке годности на яйце - 1 000 рублей за каждый выявленный факт нарушения в рейсе, вне зависимости от количества несоблюденных правил (пункт 21 Приложения N 5 к Договору).
За несоблюдение требований по безопасной эксплуатации и движению вагоновресторанов в составе пассажирских поездов и правил пожарной безопасности, а именно в котельном отделении находится уголь - 2 000 рублей при выявлении факта нарушения любого требования или правила в промежутке от станции отправления до станции назначения поезда (п.9 Приложения N 4).
Общая сумма штрафной неустойки составит: 31 200 рублей.
Иные возражения относительно требований данной претензии судом апелляционной инстанции проверены и отклонены
Указание в договоре на санкции за реализацию алкоголя в открытой таре подразумевает запрет на нахождение алкогольной продукции в открытой таре в вагоне-ресторане, так как вся продукция в вагоне-ресторане предназначена для реализации пассажирам.
Сам факт, что необходимо зафиксировать именно реализацию алкогольной продукции пассажирам, является неверным толкованием условий договора.
Не является нарушением вскрытие (при обслуживании) лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки) в момент продажи алкогольной продукции (пункт 39 Приложения N 5).
Возражения ответчика относительно использования ветоши для уборки подлежат отклонению в связи с непредставлением доказательств в пользу данного суждения. Кроме того, в соответствии с объяснениями ДВР ветошь положена с целью, чтобы не расплескивалась жидкость, следовательно, уборка не происходила, плита была включена.
9. Претензия от 11.07.2023 N 04-17/1140 на общую сумму 135 000 рублей.
9.1. В соответствии с актом проверки N 2023-104 от 28.05.2023 за несоблюдение срока годности продуктов - 2 000 рублей за каждое наименование товара.
За нарушение условий хранения продукции, курица, свинина хранятся с нарушением температурного режима - 2 000 рублей за каждый выявленный факт нарушения в рейсе, вне зависимости от количества несоблюденных правил (пункт 21 Приложения N 5).
9.2. В соответствие с информационными листами от 20.05.2025 при проверке поезда N 8 сообщением Новосибирск-Владивосток обнаружены нарушение Арендатором пунктов 4.3.2, 4.3.12 договора, директор вагона-ресторана и официант на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения.
Согласно пункту 6.10. договора перечень ключевых параметров контроля качества приведён в Приложении N 4 к Договору, согласно которому за обнаружение работника вагона-ресторана на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения Предприятие несет ответственность в виде штрафной неустойки в размере 50 000 рублей за каждого работника, в отношении которого выявлен факт нарушения (пункт 19 Приложения N 4).
Суд апелляционной инстанции полагает, что неустойка в размере 50 000 рублей является соразмерной допущенному нарушению.
9.3. В соответствии с актом проверки N 2022-165 от 07.12.2022 за нарушение условий хранения продукции, с нарушением температурного режима - 2 000 рублей.
9.4. В соответствии с актом проверки N 2023-066 от 29.03.2023 за нарушение условий хранения продукции, с нарушением температурного режима - 2 000 рублей.
9.5. В соответствии с актом проверки N 2023-067 от 29.03.2023 за нарушение условий хранения продукции, с нарушением температурного режима - 2 000 рублей.
9.6. В соответствии с актом проверки N 2022-169 от 13.12.2022 за нарушение условий хранения продукции, с нарушением температурного режима - 2 000 рублей.
Итого, общая сумма неустойки по данной претензии составит: 62 000 рублей.
Таким образом, с учетом уменьшения суммы штрафов в связи с применением статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерацииисковые требования подлежат удовлетворению в размере 180 500 рублей.
В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворённых требований.
В абзаце 3 пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что если размер заявленной неустойки снижен арбитражным судом по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании заявления ответчика, расходы истца по государственной пошлине не возвращаются в части сниженной суммы из бюджета и подлежат возмещению ответчиком исходя из суммы неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее снижения.
Таким образом, расходы по оплате государственной пошлины в данном случае подлежат отнесению на ответчика без учета уменьшения суммы неустойки.
Руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.12.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-28886/2023 отменить.
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Напитки ТрансСервис" (ОГРН 1117746210647) в пользу акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738) 180 500 рублей штрафной неустойки, 18 614 рублей 70 копеек судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску, 2 954 рубля 40 копеек судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В остальной части исковых требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Ю.М. Лопатина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-28886/2023
Истец: АО "Федералдьная пассажирская компания", АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "НАПИТКИ ТРАНССЕРВИС"