23 августа 2021 г. |
А43-1067/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПлатинумНН" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.05.2021 по делу N А43-1067/2021,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПлатинумНН" (ОГРН 1145262002643, ИНН 5262298312) об отмене постановления Юго-Восточного межрегионального отдела регионального Государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 15.01.2021 N 1,
при участии в деле третьих лиц - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл, администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ПлатинумНН" - Веренцов Ф.Е. - генеральный директор на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 18.08.2021, Чистякова М.В. по доверенности от 17.08.2021 сроком действия 1 месяц;
Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области - Лукоянов М.В. по доверенности от 19.11.2020 N 69/20 сроком действия 1 год; Пунина М.А. по доверенности от 26.02.2021 N 9/21 сроком действия 1 год.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей общества с ограниченной ответственностью "ПлатинумНН", Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании планового (рейдового) задания Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 04.12.2020 N 49 в связи с поступлением сообщения из средств массовой информации о разработке карьера и добыче песка на территории Лысковского района Нижегородской области Юго-Восточным межрегиональным отделом регионального Государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов (далее - административный орган, Министерство) в период с 07.12.2020 по 11.12.2020 проведен плановый (рейдовый) осмотр территории Лысковской сельхознизины Лысковского района Нижегородской области.
По итогам проведенного осмотра должностным лицом Министерства установлен факт разработки песчаного грунта (песка) на территории земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 52:27:0080001:307 по адресу: Нижегородская область, Лысковский район, участок N 10, в 3,6 км к северо-западу от д. Кириково. На момент обследования разрабатываемый участок зачищен от верхнего слоя земли, раскопаны углубления, на месте разработки велись работы по добыче песка, работал экскаватор марки VOLVO, два фронтальных погрузчика.
Результаты осмотра зафиксированы в акте планового (рейдового) осмотра, обследования подведомственной территории Лысковского района Нижегородской области от 07.12.2020 с приложением фотоматериалов.
На указанном земельном участке деятельность по добыче песка осуществляет общество с ограниченной ответственностью "ПлатинумНН" (далее - Общество) на основании лицензии на право пользования недрами НЖМ N 00243 ТР от 03.09.2015, выданной для геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участке "Лебединский", расположенном в 2,2 км северо-западнее г. Лысково Нижегородской области, сроком действия до 03.09.2025.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо административного органа 28.12.2020 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 29.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Министерством 15.01.2021 вынесено постановление N 1 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства от 15.01.2021 N 1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республики Марий Эл, администрация Лысковского муниципального округа Нижегородской области (далее - администрация).
Решением от 06.05.2021 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Как полагает заявитель апелляционной жалобы, административным органом допущена неправильная квалификация выявленного правонарушения, его действия могут быть квалифицированы по статье 8.8 КоАП РФ, поскольку со стороны Общества имело место нецелевое использование земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Общество обратило внимание на то, что ему не вменялось нарушение технического проекта в виде организации отвалов в неустановленных местах.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что имеющиеся в деле фотоматериалы, зафиксировавшие некие несанкционированные отвалы, не отвечают принципу относимости и допустимости доказательств, так как не имеют указании на то, кто, когда, где и при каких обстоятельствах изготовил указанные фотографии.
Одновременно Общество считает, что истек срок давности привлечения его к административной ответственности в части нарушения требований технического проекта, так как снятие плодородного слоя м размещение его в отвалы произошло до 2018 года.
Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Министерства в судебном заседании поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В соответствии с положениями статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Права и обязанности пользователей недр возникают с даты государственной регистрации лицензий на право пользования недрами (часть 7 статьи 9 Закона о недрах).
Частью 2 статьи 22 Закона о недрах установлено, что пользователь недр обязан обеспечить, в том числе: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр (пункт 1); соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья (пункт 2).
Как следует из материалов дела, Общество имеет лицензию на право пользования недрами НЖМ N 00243 ТР от 03.09.2015, выданную для геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участке "Лебединский", расположенном в 2,2 км северо-западнее г. Лысково Нижегородской области, сроком действия до 03.09.2025
Неотъемлемой частью указанной лицензии является заключенное Обществом с Министерством лицензионное соглашение об условиях разведки и добычи строительных песков на участке недр (приложение N 5), в соответствии с разделом 1 "Общие условия" которого владелец лицензии должен осуществлять пользование недрами в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, в том числе Законом о недрах, Федеральным законом Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Пунктом 8 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 ЗК РФ ограничен его целевым назначением.
Между тем, в нарушение вышеуказанных требований законодательства на момент осмотра (07.12.2020) Общество осуществляло добычу полезных ископаемых (песка) на земельном участке с кадастровым номером 52:27:0080001:307 по адресу: Нижегородская область, Лысковский район, участок N 10, в 3,6 км к северо-западу от д. Кириково, категории "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "сельскохозяйственное использование, для иных видов сельскохозяйственного использования" без перевода земельного участка в иную категорию.
Факт нарушения подтверждается материалами дела актом осмотра от 07.12.2020 с приложенными фотографиями, объяснениями генерального директора Общества Веренцова Ф.Е. от 28.12.2020, сведениями из Единого государственного реестра недвижимости от 17.12.2020, протоколом об административном правонарушении от 28.12.2020 и по существу Обществом не оспаривается.
Тем самым при осуществлении добычи песка на земельном участке категории "земли сельскохозяйственного назначения" Обществом допущено нарушение требований статей 42, 78 ЗК РФ, статьи 22 Закона о недрах, выразившееся в нарушении предусмотренного лицензионным соглашением условия об осуществлении пользования недрами в соответствии с законодательством Российской Федерации, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Довод Общества о неверной квалификации выявленного нарушения суд первой инстанции правильно отклонил, поскольку нарушение условий лицензии на пользовании участком недр образует состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае Обществу не вменяется использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
Кроме того, постановлением от 15.01.2021 N 1 Обществу вменено нарушение подпунктов 3.1, 3.2 пункта 3 тома III "Охрана окружающей среды" Технического проекта разработки месторождения строительных песков "Лебединое" в Лысковском районе Нижегородской области", разработанного обществом с ограниченной ответственностью "Нижегородский региональный горный центр".
Так, согласно пункту 4.3 приложения N 4 к лицензии "Сведения о лицензируемом участке недр" для геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участке "Лебединый", разработка месторождения осуществляется по специальному Техническому проекту, согласованному и утвержденному в установленном порядке.
В соответствии с подпунктами 3.1, 3.2 пункта 3 тома III "Охрана окружающей среды" Технического проекта разработки месторождения строительных песков "Лебединое" в Лысковском районе Нижегородской области" вскрышные породы на месторождении представлены почвенно-растительным слоем и мощностью от 0,1 до 0,5 м, в среднем - 0,3-м и породами основной вскрыши. Представлены суглинками, супесями мощностью от 0,1 до 2,7 м, в среднем - 1,3-м. Разработка ПРС и основной вскрыши ведется селективно. ПРС разрабатывается бульдозером Т-170 с перемещением грунта во временные отвалы, которые отрабатываются экскаватором с погрузкой в автосамосвалы и транспортировкой во временный отвал ПРС. Породы основной вскрыши разрабатываются экскаватором по технологической схеме: забой - экскаватор - автосамосвал - временный отвал вскрышных пород.
Перед началом добычных работ проводятся горно-капитальные работы, которые заключаются в удалении пород вскрыши с площади подготовки запасов. Полезная толща представлена горизонтально залегающим слоем песков. Добыча песков проводится методом гидромеханизации земснарядом ЗЭК-1400/40 с грунтовым насосом 1400/40 с учетом максимальной глубины по технологической схеме: забой - земснаряд - пульпопровод - карта намыва.
Однако, в акте планового (рейдового) осмотра от 07.12.2020 не отражено, в чем выразилось нарушение Обществом подпунктов 3.1, 3.2 пункта 3 тома III "Охрана окружающей среды" Технического проекта разработки месторождения строительных песков "Лебединое" в Лысковском районе Нижегородской области". В указанном акте не указано, каким образом велись работы на участке пользования недр, где располагались вскрышные породы. Фотоматериалы данные недостатки не восполняют.
В протоколе об административном правонарушении от 28.12.2020 N 29 также не зафиксировано, в чем выразилось нарушение подпунктов 3.1, 3.2 пункта 3 тома III "Охрана окружающей среды" Технического проекта разработки месторождения строительных песков "Лебединое" в Лысковском районе Нижегородской области".
Результаты проверки, проведенной Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл, отражают нарушения, имевшие место в 2018 году.
Размещение отвалов вскрышных пород, а равно снятие плодородного слоя почвы в нарушение требований пунктов 3.1, 3.1 пункта 3 Тома III названного Технического проекта актом осмотра от 07.12.2020 не зафиксировано.
При таких обстоятельствах нарушение в части несоблюдения Обществом требований Технического проекта о селективной разработке вскрышных пород подлежит исключению из объективной стороны вмененного ему правонарушения.
Таким образом, Обществом допущено нарушение предусмотренного лицензионным соглашением условия об осуществлении пользования недрами в соответствии с законодательством Российской Федерации в части разработки недр без перевода земельного участка в категорию, позволяющую его разрабатывать.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Ссылка Общества на предпринятые меры в целях изменения категории земельного участка не свидетельствует об отсутствии вины Общества в совершении вмененного правонарушения, поскольку с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую Общество обращалось в Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области 14.09.2020 и 15.12.2020. Однако, не дожидаясь рассмотрения направленного ходатайства, Общество приступило к промышленной добыче песка.
При таких обстоятельствах в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного в части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом (л.д. 46-48, 79-80).
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Штраф назначен Обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной в части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей.
Одновременно суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а равно для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.05.2021 по делу N А43-1067/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПлатинумНН" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-1067/2021
Истец: ООО "ПЛАТИНУМНН"
Ответчик: Юго-Восточный МРО регионального Государственного экологического надзора и охраны окружающей среды
Третье лицо: Администрация Лысковского муниципального округа Нижегородской области, Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Управление Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл