г. Вологда |
|
27 августа 2021 г. |
Дело N А05-4737/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 августа 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Заречье" представителя Воронова М.Б. по доверенности от 17.06.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 июля 2020 года по делу N А05-4737/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; ОГРН 1102901001356; ИНН 2901200111; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Заречье" (адрес: 164110, Архангельская обл., Каргопольский р-н, г. Каргополь, ул. 3, линия 5а; ОГРН 1062918013091, ИНН 2911005423) о взыскании 5 168 564 руб. 61 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 07.08.2009 N 725 за 2017, 2018 годы, из них в федеральный бюджет - 1 643 422 руб. 77 коп., в областной бюджет - 3 525 141 руб. 84 коп.
Решением суда от 13 июля 2020 года в удовлетворении иска Министерству отказано.
Истец с решением суда не согласился, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы ссылается на ничтожность дополнительных соглашений от 03.08.2010 N 1, от 21.06.2012 N 2, от 08.12.2014 N 3 к договору аренды лесного участка от 07.08.2009 N 725 как заключенных в нарушение запрета, установленного частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), на изменение по соглашению сторон договоров аренды лесного участка, подписанных по результатам аукциона. Считает ошибочным вывод суда о пропуске Министерством срока исковой давности. Судом не учтено, что Министерство заявило требование о взыскании задолженности по арендной плате за 2017 и 2018 годы; доначисления арендной платы произведены истцом в пределах трехгодичного срока исковой давности. Истечение срока исковой давности по требованию о признании недействительным (ничтожным) соглашений о внесении изменений в договор аренды, не может служить основанием для отказа во взыскании спорной суммы арендной платы, подлежавшей уплате арендатором в соответствии с условиями договора аренды в первоначальной его редакции в 2017, 2018 годах. Поскольку спорные платежи подлежали внесению в 2017, 2018 годах, требование о взыскании долга по данным платежам не могло быть заявлено ранее наступления срока их уплаты.
Общество в отзыве, дополнениях к отзыву доводы апеллянта отклонило, просило решение суда оставить без изменения.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07 декабря 2020 года производство по делу приостанавливалось на основании пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) до принятия судебного акта Арбитражным судом Северо-Западного округа по делу N А05-4745/2020.
В связи с принятием Арбитражным судом Северо-Западного округа 26.01.2021 постановления по делу N А05-4745/2020 определением апелляционного суда от 01 февраля 2021 года производство по настоящему делу возобновлено.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2021 года производство по делу вновь приостанавливалось на основании пункта 1 части 1 статьи 143 АПК РФ до вступления в законную силу судебного акта по делу N А05-3308/2021.
Данное дело N А05-3308/2021 рассмотрено Арбитражным судом Архангельской области, 02 июня 2021 года судом принято решение, которое не обжаловано и в соответствии с частью 1 статьи 180 АПК РФ вступило в законную силу по истечении месячного срока со дня принятия. В связи с этим определением апелляционного суда от 20 июля 2021 года производство по настоящему делу возобновлено.
Определением апелляционного суда от 23.08.2021 в составе суда, рассматривающего дело, произведена замена; судьи Романова А.В. и Шадрина А.Н. в связи с нахождением в отпуске на основании части 3 статьи 18 АПК РФ заменены на судей Зайцеву А.Я. и Ралько О.Б.
Министерство о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в апелляционный суд не направило. Судебное заседание состоялось без участия представителей истца в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Представитель Общества в судебном заседании доводы Министерства отклонил, сообщил, что вступившим в законную силу решением суда по делу N А05-3308/2021 внесены изменения в договор аренды лесного участка, в отношении которых сторонами ранее были подписаны оспариваемые Министерством дополнительные соглашения к договору; в связи с этим оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела, 07.08.2009 Департаментом лесного комплекса Архангельской области, правопреемником которого является Министерство, и Обществом заключен договор N 725 аренды лесного участка, по условиям которого Обществу в аренду предоставлен лесной участок общей площадью 10 836 га, местоположением: Архангельская обл., Каргопольский муниципальный район, Ухотское участковое лесничество, участок совхоза "Ухотский", участок совхоза "Штурм" для заготовки древесины в объеме 17 800 куб. м в год (приложение 3 к договору).
Согласно пункту 1.1 договора он заключен по результатам аукциона на срок по 06.08.2058.
Государственная регистрация договора аренды произведена 26.08.2009.
Согласно пункту 3.4.2 договора аренды Общество обязалось вносить арендную плату в размере и сроки, установленные ежегодно подписанным сторонами протоколом согласования цены арендной платы.
В пункте 2.1 договора установлено, что годовой размер арендной платы определен на основании протокола о результатах аукциона от 27.07.2009 N 2/09-2 путем перемножения начальной цены аукциона на коэффициент аукционной надбавки - 1,85. При этом начальная цена аукциона установлена как произведение минимального размера арендной платы, определенного в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, и сложившегося коэффициента превышения минимального размера - 1,7.
Как следует из протокола согласования размера и сроков внесения арендной платы на 2009 год, минимальный размер арендной платы определен исходя из объема лесопользования 17 800 куб. м и средней стоимости 1 куб. м древесины, рассчитанной по данному лесному участку на 2009 год, в размере 61 руб. 40 коп. (по сплошным рубкам) и 30 руб. 70 коп. (по выборочным рубкам).
В протоколе согласования размера арендной платы (приложение 4 к договору аренды) также указано, что данные ставки рассчитаны с применением постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" с применением коэффициента индексации ставок, устанавливаемого федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год.
Пунктом 2.5 договора предусмотрено, что арендная плата вносится периодическими платежами в процентном отношении от годового размера.
Сторонами 03.08.2010 подписано соглашение N 1 о внесении изменений и дополнений в договор аренды, которым изменен среднегодовой объем лесопользования с 17,8 тыс. куб. м на 15,7 тыс. куб. м исходя из площади лесного участка 12 602 га.
Соглашение о внесении изменений N 1 от 03.08.2010 зарегистрировано 18.08.2010.
Из материалов дела также следует, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 11.01.2012 по делу N А05-10729/2011 отказано в удовлетворении требований о взыскании с Общества 579 308 руб. 45 коп. долга по арендной плате по договору от 07.08.2009 N 725, не внесенной по срокам до 15.07.2011 и 15.09.2011, а также удовлетворены встречные требования Общества к Министерству о принятии мер по зачету 139 976 руб. 50 коп. в счет уплаты арендной платы в части минимального размера, в том числе в счет уплаты по срокам до 15.09.2011, до 15.11.2011, до 15.12.2011 и о принятии мер по зачету излишне уплаченной Обществом арендной платы в сумме 162 661 руб. 80 коп. в 2011 году по срокам до 15.02.2011, 15.03.2011, 15.05.2011, 15.07.2011 в части превышений минимального размера в счет уплаты арендной платы по сроку по 15.11.2011.
Указанным решением установлено, что на момент проведения аукциона и заключения договора аренды с Обществом, разряды такс лесного участка были определены на основании имевшихся и действовавших материалов лесоустройства 1989 года (Проект плана ведения лесного хозяйства Каргопольского межхозяйственного лесхоза). Согласно указанным материалам лесные участки совхоза "Ухотский" и совхоза "Штурм" в Ухотском лесничестве Каргопольского лесхоза относились к 1-му и 2-му разряду такс.
Согласно схеме деления лесов по разрядам такс, составленной Архангельским филиалом ФГУП "Рослесинфорг", переданные в аренду Обществу лесные участки в границах кварталов в Ухотском участковом лесничестве, находятся на расстоянии от 60 до 100 км от Северной железной дороги и пунктов погрузки древесины на железнодорожный транспорт (ст. Вандыш), что соответствует 5-му и 6-му разряду такс, в связи с этим суд пришел к выводу о том, что при определении размера арендной платы по договору N 725 на 2011 год следует исходить из 5-го разряда такс.
Министерством и Обществом 21.06.2012 подписано соглашение N 2 о внесении изменений и дополнений в договор аренды, которым изменен годовой размер арендной платы исходя объема лесопользования 15 700 куб. м и из ставки по сплошным рубкам в размере 22 руб. 44 коп. за куб. м, по выборочным - 11 руб. 22 коп. за куб. м. Данное соглашение зарегистрировано 09.08.2012.
Также в связи с постановкой лесного участка на кадастровый учет сторонами 08.12.2014 подписано соглашение N 3 о внесении изменений и дополнений в договор аренды лесного участка от 07.08.2019 N 725.
За 2017 и 2018 годы стороны подписывали протоколы согласования размера арендной платы и сроков ее внесения, согласно которым размер арендной платы на 2017 год определен в сумме 1 221 184 руб. 63 коп., в том числе: в части минимального размера платы - 388 294 руб., в части превышающего минимальный размер платы - 832 890 руб. 63 коп.; на 2018 год размер арендной платы определен в сумме 1 755 394 руб. 33 коп., в том числе: в части минимального размера платы - 558 154 руб., в части превышающего минимальный размер платы - 1 197 240 руб. 33 коп.
Из данных протоколов следует, что размер арендной платы установлен исходя из объема ежегодной заготовки древесины, предусмотренного дополнительными соглашениями N 1, N 2 к договору в размере 15 700 куб. м и размеров средних ставок платы за 1 куб. м по сплошным рубкам 22 руб. 44 коп., по выборочным рубкам - 11 руб. 22 коп., то есть в соответствии с условиями дополнительного соглашения N 2.
Письмом от 26.02.2020 Министерство предложило Обществу внести в федеральный и областной бюджеты 5 168 564 руб. 61 коп. доначисленных за 2017 и 2018 годы арендных платежей.
Из расчета Министерства следует, что доначисленная сумма арендной платы составляет разницу между размером арендной платы, определенным по объему лесопользования и ставкам арендной платы исходя из условий договора аренды в первоначальной редакции, и размером арендной платы, установленным по объему лесопользования и ставкам арендной платы исходя из условий дополнительных соглашении от 03.08.2010 N 1, от 21.06.2012 N 2 к договору.
Суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении иска, придя к выводу о том, что дополнительные соглашения заключены в связи с изменением материалов лесоустройства и изменением разряда такс, также суд согласился с доводами Общества о пропуске истцом срока исковой давности.
Апелляционный суд, учитывая положения пункта 1 статьи 181, пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), разъяснения, приведенные в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", правовую позицию суда кассационной инстанции по аналогичному делу N А05-4745/2020, находит ошибочным вывод суда первой инстанции о пропуске Министерством срока исковой давности, вместе с тем не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.
В части 1 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения рассматриваемого договора аренды) устанавливалось, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 74 ЛК РФ предусматривалось, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 2 статьи 74 ЛК РФ изложена в новой редакции, согласно которой при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ устанавливалось, что в случае, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора, он может быть изменен или расторгнут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
Таким образом, нормами статьи 74 ЛК РФ был установлен не только особый порядок заключения договоров аренды лесного участка, то есть по общему правилу по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (часть 1), но и введен запрет на изменение условий договора по волеизъявлению его участников (часть 2).
При этом в силу наличия специальных норм исключается применение норм гражданского законодательства (статья 451 ГК РФ) в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора, в том числе в случае изменения объема подлежащих заготовке лесных ресурсов на переданном в аренду лесном участке (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 12157/13 (далее - Постановление Президиума ВАС РФ N 12157/13)).
В силу статьи 168 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент заключения спорных дополнительных соглашений, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Договор, заключаемый вопреки явно выраженному законодательному запрету, ущемляет публичные интересы, является ничтожным.
При таких обстоятельствах, поскольку дополнительные соглашения от 03.08.2009 N 1, от 21.06.2012 N 2 к договору аренды лесного участка от 07.08.2009 N 725 подписаны сторонами с нарушением части 2 статьи 74 ЛК РФ, устанавливавшей запрет на внесение по соглашению сторон изменений в договор аренды лесного участка, заключенный по результатам торгов, данные дополнительные соглашения, как верно указывает истец, в силу статьи 168 ГК РФ являются недействительными (ничтожными).
Вместе с тем апелляционный суд отмечает следующее, Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений", вступившим в силу с 01.10.2015, глава 6 ЛК РФ дополнена статьей 74.1, согласно части 1 которой изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с ГК РФ, ЗК РФ и настоящим Кодексом.
Частью 2 статьи 74.1 ЛК РФ предусмотрено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Согласно части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.03.2021 по делу N 307-ЭС20-17553, толкование указанных норм позволяет сделать вывод о том, что внесение изменений в договор аренды, заключенный по итогам торгов, стало возможно в судебном порядке и при наличии установленных законом оснований. Судебный контроль позволит предотвратить злоупотребления при осуществлении лесопользования, проверить наличие и отсутствие оснований, при которых законодатель связывает возможность внесения изменений в договор.
В данном случае апелляционным судом установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 02 июня 2021 года по делу N А05-3308/2021 удовлетворены исковые требования Общества к Министерству о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 07.08.2009 N 725 путем изложения подпункта 1.2, раздела II договора и приложений 1 - 6 к договору в предлагаемой Обществом редакции, а также о распространении действия данных изменений на взаимоотношения, возникшие между сторонами в рамках договора аренды лесного участка от 07.08.2009 N 725, начиная с 05.04.2020.
Из решения суда по делу N А05-3308/2021 следует, что судом утверждено внесение изменений в договор аренды лесного участка от 07.08.2009 N 725, соответствующих условиям ранее подписанных сторонами соглашений к договору аренды N 1, 2. В частности, приложением 3 к договору в редакции, принятой судом, ежегодный объем заготовки древесины на арендуемом Обществом лесном участке, определен в размере 15,7 тыс. куб. м. Приложением 4 договора в утвержденной судом редакции средние ставки платы за 1 куб. м по сплошным рубкам установлены в сумме 22 руб. 44 коп., по выборочным рубкам - 11 руб. 22 коп.
Из материалов дела следует, что с учетом данных объемов лесопользования и ставок платы сторонами в 2017-2018 годах были подписаны протоколы согласования размера арендной платы и порядка ее внесения (т. 1, л. 16,17).
Арендная плата по договору аренды лесного участка за 2017-2018 годы внесена Обществом в соответствии с размерами платы, указанными в протоколах. Данные обстоятельства Министерством не оспариваются.
Таким образом, поскольку с учетом изменений, внесенных в договор аренды на основании решения суда по делу N А05-3308/2021, Арендатором надлежащим образом исполнены обязательства по перечислению арендной платы за спорный период, оснований для вывода о наличии на стороне Общества задолженности по арендной плате за 2017, 2018 годы не имеется.
В свете изложенного следует согласиться с решением суда, которым истцу отказано в удовлетворении иска.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом при рассмотрении спора не допущено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Министерства удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 июля 2020 года по делу N А05-4737/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4737/2020
Истец: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Ответчик: ООО "Заречье"