г. Санкт-Петербург |
|
26 августа 2021 г. |
Дело N А26-8629/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Слоневской А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
- от истца: Хорохин А.Ю. (доверенность от 27.12.2019)
- от ответчика: Береснев Д.С. (доверенность от 11.01.2021)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19408/2021) обществу с ограниченной ответственностью "Гарантия-Плюс"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.04.2021 по делу N А26-8629/2020,
принятое по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" к обществу с ограниченной ответственностью "Гарантия-Плюс"
об обязании передать персональные данные собственников помещений многоквартирного дома
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - ПАО "ТГК N1") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Гарантия-плюс" (далее - ООО "Гарантия-плюс") о возложении обязанности передать сведения в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Лисицыной, дом 19, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме, а также сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги.
Решением суда от 26.04.2021 требования удовлетворены частично, на ООО "Гарантия-Плюс" возложена обязанность передать ПАО "ТГК N 1" сведения в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Лисицыной, дом 19, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме, а также сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуг, а именно, фамилия, имя отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность (списки по которым не указаны реквизиты документа удостоверяющего личность).
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель сослался на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Податель жалобы указывает, что отказ ООО "Гарантия-Плюс" в предоставлении реквизитов документа, удостоверяющего личность, таких как: дата и место рождения, номер, серия и дата выдачи, основан не на субъективном желании не передать имеющуюся в распоряжении информацию, а на отсутствие таковой в силу закона.
16.08.2021 от истца в материалы дела представлен отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы.
Поступившие документы приобщены к материалам дела
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель истца доводы жалобы отклонил и просил приобщить к материалам дела копию договора поставки коммунальных услуг. В отсутствие возражений со стороны ответчика, суд приобщает документы к материалам дела.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 25.09.2014 N 4786 ПАО "ТГК N 1" является единой теплоснабжающей организацией на территории Петрозаводского городского округа.
Ответчик является управляющей организацией в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Лисициной, дом 19.
Ответчик отказался в добровольном порядке предоставить истцу персональные данные собственников помещений многоквартирного дома N 19 по улице Лисициной в городе Петрозаводске, что и явилось основанием для обращения в суд с данным иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в части, требование о предоставлении информации в части контактных телефонов и адресов электронной почты отставлено без удовлетворения, поскольку обязанность по сбору и предоставлению соответствующей информации не возложена действующим законодательством на управляющую компанию.
При заключении договора управления многоквартирным домом управляющая организация получает от физических лиц их персональные данные - фамилию, имя, отчество, адрес, данные о площади помещения, находящегося в собственности у лица. Поскольку на управляющую организацию возложены функции по приему первичных документов для регистрационного учета, ведению и хранению регистрационных документов, она также получает сведения о составе семьи, проживающей в помещении, паспортные данные.
Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предусмотрено, что управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях.
Такие сведения должны включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация обязана предоставлять РСО информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в МКД, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ.
В целях реализации указанного правового механизма Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 пункт 6 Правил N 354 дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым, восемнадцатым, согласно которым управляющая организация предоставляет РСО, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в МКД, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, включающие в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в МКД является юридическое лицо; адреса жилых помещений в МКД, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами.
При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных.
В соответствии с частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ управляющая организация обязана вести реестр собственников помещений в МКД.
Помимо этого, согласно подпунктам "б", "ж" пункта 4 Правил N 416 осуществление деятельности по управлению МКД предполагает: осуществление сбора, обновления и хранения информации о нанимателях помещений в МКД, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в МКД, включая ведение актуальных списков в электронном виде; организацию и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, включая услуги и работы по управлению МКД, и коммунальные услуги, в том числе, начисление обязательных платежей и взносов, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в МКД, осуществление расчетов с РСО.
По смыслу пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, устанавливающего, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, а также приказа Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр, которым утверждена форма платежного документа, организация и осуществление расчетов за коммунальные услуги предполагает наличие у исполнителя, в том числе, информации о: фамилии, имени, отчестве плательщика (собственника, нанимателя), адресе и площади помещения, количестве проживающих в помещении человек, объемах оказанных коммунальных услуг.
Жилищным законодательством установлен комплекс организационных и правовых средств, обеспечивающих управляющей организации возможность получения от собственника (нанимателя) необходимой информации, к числу которых относятся, в том числе: правила заключения договора о предоставлении коммунальных услуг (подпункты "в", "г" пункт 19 Правил N 354), предполагающие предоставление информации о количестве проживающих в жилом помещении граждан; обязанность потребителя по информированию исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета (подпункт "з" пункта 34 Правил N 354); возможность подачи собственником или постоянно проживающим потребителем заявления о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями (пункт 57(1) Правил N 354); право исполнителя на установление количества граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составление акта об установлении количества таких граждан (подпункт е(1) пункта 32, пункт 56(1) Правил N 354).
Содержание приведенных норм права в их системной связи определенно указывает на обязанность управляющей организации по сбору документированной информации, необходимой для организации корректных и своевременных расчетов за оказываемые собственникам помещений в МКД коммунальные услуги, а также по передаче такой информации РСО в случаях и порядке, предусмотренных законом. К таким случаям относится, в частности, принятие собственниками МКД предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ решения о заключении от своего имени с РСО договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг.
Вместе с тем, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 309-ЭС20-20782 от 01.02.2021, является правомерным отказ в удовлетворении требования РСО о предоставлении управляющей организацией затребованной РСО информации о собственниках жилых помещений в МКД в случае, если МКД перешел на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией до вступления в силу изменений в Правила N 354, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897.
Как следует из материалов дела, протоколом общего собрания собственников МКД от 23.03.2020 собственниками принято решение сохранить фактически сложившийся порядок, действовавший с 01.02.2015, и продолжить внесение платы за коммунальные услуги горячего водоснабжения, теплоснабжения непосредственно ПАО "ТГК N 1".
В рассматриваемом случае граждане, проживающие в спорном МКД, управляемом ответчиком, перешли на прямые договоры ресурсоснабжения с истцом с 01.02.2015, то есть до внесения в Правила N 354 изменений, вступивших в силу с 30.07.2019.
Таким образом, в соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 309-ЭС20-20782 от 01.02.2021, заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине остаются на истце.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.04.2021 по делу N А26-8629/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8629/2020
Истец: ПАО "Территориальная генерирующая компания N 1" в лице филиала "Карельский"
Ответчик: ООО "Гарантия-Плюс"