город Ростов-на-Дону |
|
26 августа 2021 г. |
дело N А32-7852/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии от Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор): представитель Каганова И.А. по доверенности от 18.01.2021, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Девелопмент техно"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.07.2021 по делу N А32-7852/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Девелопмент техно"
к заинтересованному лицу Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
об обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДЕВЕЛОПМЕНТ ТЕХНО" (далее - заявитель, общество, юридическое лицо) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и изменении постановления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заинтересованное лицо, административный орган, управление) от 12.02.2021 N 40-14-21 в части избранной меры ответственности в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей и вынесении обществу предупреждения на основании части 2 статьи 211 АПК РФ, части 3 статьи 3.4, статьи 4.1.1 КоАП РФ, либо по усмотрению суда об отмене постановления от 12.02.2021 N 40-14-21 и прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании статьи 2.9 и (или) статьи 24.5 КоАП РФ, либо с учетом тяжелого материального положения ООО "ДЕВЕЛОПМЕНТ ТЕХНО" назначении наказания в виде штрафа менее минимального размера административного штрафа, установленного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ с учетом положений части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2021 постановление Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.02.2021 по делу N 40-14-21 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ДЕВЕЛОПМЕНТ ТЕХНО" к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признано незаконным и изменено в части назначения наказания, суд снизил сумму штрафа до 100 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что назначение обществу, являющемуся субъектом среднего предпринимательства и впервые совершившему административное правонарушение, наказания в виде штрафа нарушает положения ч. 3 ст. 3.4, ст. 4.1.1 КоАП РФ. По мнению апеллянта, судом первой инстанции также не учтено крайне негативное финансовое положение заявителя.
В судебном заседании представитель Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения, общество явку не обеспечило, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением от 22.01.2021 N РП-270-126-о контролирующим органом проведена плановая выездная проверка соблюдения правил и норм промышленной безопасности OOО "ДЕВЕЛОПМЕНТ ТЕХНО".
ООО "ДЕВЕЛОПМЕНТ ТЕХНО" осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 2 и 3 классов опасности на основании разрешительных документов (лицензий):
- лицензия от 20.10.2016 N BX-30-006194 на вид деятельности: "Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,2,3 классов опасности", выдана Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Срок действия лицензии - бессрочный. Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах: использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии): воды при температуре нагрева более 115 градусов Целисия: иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля. Место осуществления лицензируемого вида деятельности: 350059, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Новороссийская, 230; 350020, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Коммунаров, 268.
ООО "Девелопмент техно" эксплуатирует:
- "Сеть газопотребления предприятия N 1 ООО "Девелопмент техно", по адресу: 350059, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Новороссийская, 230, III класса опасности: котельная (А30-04927-0001);
- "Сеть газопотребления предприятия N 2 ООО "Девелопмент техно", по адресу 350020, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Коммунаров, 268, III класса опасности: котельная (A30-04927-0002).
По результатам проведенной проверки в деятельности ООО "ДЕВЕЛОПМЕНТ ТЕХНО" установлены нарушения законодательства в сфере промышленной безопасности, а именно:
1) Организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, нарушены требования промышленной безопасности, не назначен ответственный за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов сетей газораспределения и газопотребления в целом по предприятию;
2) Не внесены изменения в Положение о производственном контроле, в связи с изменениями требований промышленной безопасности к осуществлению производственного контроля;
3) При эксплуатации надземного газопровода не обеспечен мониторинг и устранение повреждения изоляционного покрытия (окраска) газопровода (стояк на выходе из земли, ул. Новороссийская, 230);
4) Не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии (в договоре на техническое обслуживание не указан кран диаметром 150 мм, ул. Коммунаров, 268);
5) Не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии (газопроводы, включенные в реестр ОПО не соответствуют договору на техническое обслуживание) (ул. Новороссийская, 230);
6) Организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, нарушены требования промышленной безопасности в части отклонения от проектной документации опасного производственного объекта - ограждение стояка газопровода не соответствует проекту N 103653-ТКР.ГСН "Вынос газопровода среднего давления, проложенного к котельной по ул. Новороссийской, 230 в г. Краснодаре", разработанному АО "Краснодаргоргаз";
7) Организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, нарушены требования промышленной безопасности в части отклонения от проектной документации опасного производственного объекта - количество и места установки газопроводов для отбора пробы не соответствуют проекту N 4-12-06-ГСВ "Котельная ПКФ "Кубань Фарфор" по ул. Новороссийской в г. Краснодаре", разработанному ООО Компания "ЮСЛА";
8) К работе по составлению режимных карт для эксплуатации установки ХВО паровых котлов рег.N 13365/К, 10796/К, 10797/К допущены работники специализированной организации ООО "Синтез-К" (непосредственно выполнявшие работы по наладке оборудования под давлением 10.12.2019), не имеющие документы о прохождении аттестации в области Б8.26 (деятельность, связанная с проектированием, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и техническим перевооружением опасных производственных объектов, монтажом (демонтажем), наладкой, обслуживанием и ремонтом (реконструкцией) оборудования, работающего под избыточным давлением, применяемого на опасных производственных объектах);
9) На рабочих местах персонала, обслуживающего трубопроводы пара, эксплуатирующая организация не обеспечила наличие в доступной для постоянного использования исполнительных схем трубопроводов пара;
10) Экономайзеры peг. N 13366/КЭ, 10798/КЭ, 10799/КЭ не внесены в сведения, характеризующие опасный производственный объект при регистрации в государственном реестре ОПО;
11) Паропроводы peг. N 30.17/Т-30, N 31.17/Т-30 не внесены в сведения, характеризующие опасный производственный объект при регистрации в государственном реестре ОПО;
12) На паропроводах peг. N 30.17/Т-30, N 31.17.Т-30 не вывешены таблички или не нанесены надписи с указанием: а) номера оборудования по системе нумерации, принятой эксплуатирующей организацией, б) учётного номера, присвоенного территориальным органом Ростехнадзора, в) разрешённых параметров (давление, температура рабочей среды), г) даты следующего наружного осмотра (НО) трубопроводов, д) дата истечения срока службы, установленного организацией-изготовителем или указанного в заключении экспертизы промышленной безопасности;
13) Ответственный за осуществление производственного контроля не записывает в паспорт оборудования под давлением результаты технического освидетельствования с указанием максимальных разрешённых параметров эксплуатации (давление, температура рабочей среды), сроков следующего освидетельствования.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 10.02.2021 N 06-14-21.
Ввиду обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, 10.02.2021 административным органом в отношении ООО "ДЕВЕЛОПМЕНТ ТЕХНО" составлен протокол об административном правонарушении N 40-14-21 по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в присутствии директора ООО "ДЕВЕЛОПМЕНТ ТЕХНО" - Илюхина Г.В.
12.02.2021 Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в присутствии представителя ООО "ДЕВЕЛОПМЕНТ ТЕХНО" по доверенности от 11.01.2021 - Штахова С.Н., в отношении заявителя было вынесено постановление N 40-14-21 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде наложения штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о его отмене в части назначенного административного штрафа.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого акта, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объективная сторона указанного административного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и предупреждения аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий на территории Российской Федерации определяются и регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее по тексту - Закон N 116-ФЗ).
Согласно требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, изложенных в части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе: актом проверки от 10.02.2021 N 06-14-21, протоколом об административном правонарушении от 10.02.2021 N 40-14-21, подтверждается, что юридическим лицом нарушены требования промышленной безопасности на опасных производственных объектах "Сеть газопотребления предприятия N1 ООО "Девелопмент техно", по адресу: 350059, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Новороссийская, 230, III класса опасности: котельная (А30-04927-0001); "Сеть газопотребления предприятия N2 ООО "Девелопмент техно", по адресу 350020, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Коммунаров, 268, III класса опасности: котельная (A30-04927-0002).
Обществом в материалы дела не были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
Заявитель имел возможность соблюдения предусмотренного законодательством порядка безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Следовательно, обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства.
Таким образом, наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, является доказанным.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Судом отклоняются доводы жалобы о возможности замены назначенного наказания на предупреждение.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Таким образом, назначенное наказание не может быть заменено на предупреждение, поскольку допущенное правонарушение в виде эксплуатации опасных производственных объектов создает угрозу жизни и здоровью людей.
При совокупности приведенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что назначенное наказание не может быть заменено на предупреждение, поскольку в данном случае цель административного наказания не будет достигнута.
Основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют с учетом повышенной опасности проступка, представляющего угрозу для жизни и здоровья людей, сохранность имущества.
Кроме того, применение положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом суда с учетом конкретных обстоятельств дела, а не обязанностью.
Вместе с тем, оценив доводы заявителя, в том числе, о его тяжелом финансовом положении, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возможности снижения размера назначенного административного штрафа ниже низшего предела санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Так, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, суд указал, что определенная сумма штрафных санкций в размере 200 000 рублей является крайне значительной, и по существу, исходя из конкретных обстоятельств, несоразмерной существу допущенного нарушения.
Учитывая обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, его характером, последствиями и степенью вины общества, отсутствием отягчающих вину обстоятельств, принятием мер по устранению выявленных нарушений, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в данном конкретном случае оснований, позволяющих снизить размер назначенного административного штрафа ниже низшего предела санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, до 100 000 рублей.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2021 по делу N А32-7852/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7852/2021
Истец: ООО "Девелопмент техно"
Ответчик: Северо-Кавказское Управление Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)