г. Пермь |
|
26 августа 2021 г. |
Дело N А60-62074/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лихачевой А.Н.,
судей Власовой О.Г., Яринского С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шималиной Т. В.,
от истца, ответчика, третьих лиц представители не явились (извещены); рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Формула ЖКХ",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 25 мая 2021 года,
по делу N А60-62074/2020,
по иску закрытого акционерного общества "Самарский завод Нефтемаш" (ОГРН 1026300895180, ИНН 6314007537)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Формула ЖКХ" (ОГРН 1186658048862, ИНН 6678093596)
третьи лица: Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара (ИНН 6315700504), Администрация Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара (ИНН 6314041182), Государственная жилищная инспекции Самарской области (ИНН 6317038043),
о взыскании задолженности за фактически потребленную тепловую энергию,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Самарский завод Нефтемаш" обратилось в Арбитражный су3д Свердловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Формула ЖКХ" о взыскании задолженности за фактически потребленную тепловую энергию на отопление двух дворовых туалетов, расположенных по ул. Белорусская в районе дома 116, 123 г. Самары за период с января 2020 года по апрель 2020 года в сумме 41 266 рублей 77 копеек.
Определением суда первой инстанции от 11.12.2020 года дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Ответчику предложено представить отзыв на заявленные требования.
24.12.2020 от истца поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент городского хозяйства и экологии, Администрацию Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара, Департамент финансов Администрации городского округа Самара.
Определением суда первой инстанции от 29.12.2020 в удовлетворении заявленного ходатайства судом отказано.
25.12.2020 от истца поступили письменные пояснения в порядке ст.81 АПК РФ (приобщены к материалам дела).
25.12.2020 от ответчика поступил отзыв на исковое заявление. Ответчик просил привлечь к участию в деле в качестве третьего лица Государственную жилищную инспекцию и Департамент городского хозяйства г.о. Самара.
Отзыв приобщен к материалам дела, ходатайство принято к рассмотрению судом первой инстанции.
01.02.2021 от истца поступило ходатайство о приобщении к материалам дела расчета тепловой нагрузки. Документы приобщены к материалам дела.
01.02.2021 от истца поступило ходатайство о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
01.02.2021 от истца поступили возражения на отзыв ответчика (приобщены к материалам дела).
Определением суда от 11.02.2021 в связи с болезнью судьи М.В. Артепалихиной, произведена замена состава суда с использованием автоматизированной системы распределения дел на судью В.В. Плакатину.
16.02.2021 от истца поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Документы приобщены к материалам дела.
Определением суда первой инстанции от 18.02.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, назначено предварительное судебное заседание.
15.03.2021 от истца поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц: Департамент городского хозяйства и экологии, Администрацию Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара.
15.03.2021 от ответчика поступил отзыв на исковое заявление (приобщен к материалам дела).
Определением суда от 16.03.2021 дело назначено к судебному разбирательству. Суд первой инстанции, рассмотрев ходатайство ответчика от 25.12.2020, ходатайство истца от 15.03.2021 удовлетворил, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара (ИНН 6315700504), Администрация Кубышевского внутригородского района городского округа Самара (ИНН 6314041182), Государственная жилищная инспекцию Самарской области (ИНН 6317038043).
14.04.2021 от истца поступило ходатайство об истребовании доказательств. Определением суда от 14.04.2021 заявленное ходатайство судом первой инстанции рассмотрено и удовлетворено. У Департамента городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара истребованы документы на выделение ООО "УК "Формула ЖКХ" из бюджета городского округа Самара субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием населению жилищных услуг по тарифам, установленным Администрацией городского округа Самара и не обеспечивающим возмещение издержек за спорный период, а также пакет документов, приложенных к заявлению на получение субсидии. Судебное заседание отложено.
11.05.2021 от Администрации ГО Самара поступили пояснения (приобщены к материалам дела).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25 мая 2021 года (резолютивная часть от 20.05.2021) исковые требования удовлетворены.
С общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Формула ЖКХ" (ИНН 6678093596, ОГРН 1186658048862) в пользу закрытого акционерного общества "Самарский завод Нефтемаш" (ИНН 6314007537, ОГРН 1026300895180) взыскана задолженность за поставленную тепловую энергию на отопление в размере 41 266 (сорок одна тысяча двести шестьдесят шесть) рублей 77 копеек, государственная пошлина в размере 2000 (две тысячи) рублей 00 копеек.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, просит решение отменить, принять по делу новое решение.
Согласно апелляционной жалобе, ответчик ссылается на то, что два дворовых туалета за отопление которых взыскивает задолженность, находятся в пользовании жильцов 13-ти МКД, которые находятся не только в управлении ответчика; ответчик, как управляющая компания, отобрана по результатам открытого конкурса, при этом вопрос об обслуживании дворовых туалетов не ставился, документация в отношении данного имущества ответчику не передавалась; порядок определения объема тепловой энергии, поставленной на отопление дворовых туалетов, а также приведенные расчеты противоречат действующему законодательству, поскольку на дату выставления истцом в адрес ответчика счетов (УПД) нормативы для потребления коммунальной услуги по отоплению дворовых туалетов не установлены.
Помимо этого, не соглашаясь с соответствующими выводами суда первой инстанции, ответчик указывает на то, что поставка коммунального ресурса - отопление, является коммунальной услугой, а не жилищной. Соответственно, субсидии на возмещение коммунальной услуги по теплоснабжению ответчику не предоставлялись, т.к. субсидии выделяются в целях возмещения недополученных доходов по жилищным услугам.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, отклоняя доводы жалобы, которые считает необоснованными, обжалуемое решение принятым в соответствии с материалами дела, нормами материального и процессуального права, не подлежащим отмене, в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика просит отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и указал истец, закрытое акционерное общество "Самарский завод Нефтемаш" (далее - Истец, ЗАО "СЗ Нефтемаш"), являясь поставщиком тепловой энергии в Куйбышевском районе городского округа Самара, эксплуатирует котельную в комплекте с технологическим оборудованием, а также имуществом, необходимым для использования котельной в соответствии с её целевым назначением по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский р-н, ул. Белорусская, д. 88, которая принадлежит истцу на праве собственности.
С "01" сентября 2017года на основании заключенного с Департаментом управления имуществом городского округа Самара договора аренды муниципальной казны N 000191-М от 15.01.2018 ЗАО "СЗ Нефтемаш" эксплуатирует тепловые сети и сети горячего водоснабжения в Куйбышевском районе городского округа Самара.
По результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, дома N N 110, 111, 116, 120, 121, 123, 124, 125 управляющей компаний с 01.10.2019 года выбрано общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Формула ЖКХ" (далее-Ответчик, ООО "УК "Формула ЖКХ").
Указанные многоквартирные дома не отвечают степени благоустройства. Дома не оборудованы хозяйственно-фекальной канализацией и оборудованием, используемым для предоставления потребителям такой коммунальной услуги. Имеются дворовые туалеты, которые присоединены к закрытой системе теплоснабжения указанного населенного пункта.
От указанного теплоисточника осуществляется поставка тепловой энергии на отопление двух дворовых туалетов, расположенных по ул. Белорусская в районе дома 118, 124 г. Самары.
За январь 2020 года ЗАО "СЗ Нефтемаш" поставило тепловую энергию на отопление дворовых туалетов в количестве 6,081 Гкал и выставило к оплате универсальный передаточный документ N 371УПД от 31.01.2020 на сумму 15507,40 руб., который ответчиком по настоящее не оплачен.
За февраль 2020 года ЗАО "СЗ Нефтемаш" поставило тепловую энергию на отопление дворовых туалетов в количестве 5,345 Гкал и выставило к оплате универсальный передаточный документ N 1167УПД от 29.02.2020 на сумму 10993,60 руб., который ответчиком по настоящее не оплачен.
За март 2020 года ЗАО "СЗ Нефтемаш" поставило тепловую энергию на отопление дворовых туалетов в количестве 4,684 Гкал на сумму 9634,05 руб., которая ответчиком по настоящее не оплачена.
За апрель 2020 года ЗАО "СЗ Нефтемаш" поставило тепловую энергию на отопление дворовых туалетов в количестве 2,495 Гкал на сумму 5131,72 руб., которая ответчиком по настоящее не оплачена.
Таким образом, задолженность ООО "УК "Формула ЖКХ" перед ЗАО "СЗ Нефтемаш" за фактически поставленную тепловую энергию на отопление двух дворовых туалетов по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская в районе дома N 118, N 124 г. за период январь - апрель 2020 года составляет 41 266,77 руб.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием об оплате указанной задолженности, которая оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы доказательства, признал требования истца полностью обоснованными, отклонив возражения ответчика по иску, аналогичные приведенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы ответчика, отзыв на апелляционную жалобу истца, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика не имеется в связи со следующим.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в связи с тем, что договор теплоснабжения подписан не был, в спорный период между истцом (ТСО) и ответчиком (Потребитель) сложились фактические договорные правоотношения по поставке коммунального ресурса (тепловой энергии) на вышеуказанные объекты недвижимого имущества.
Фактическое пользование потребителем услугами энергоснабжающей организации, являющейся обязанной стороной в публичном договоре энергоснабжения, в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса является акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), в связи с чем данные отношения должны рассматриваться как договорные (пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров").
В пункте 3 информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" разъяснено: отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождают потребителя от обязанности оплатить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ответчика об отсутствии договорных отношений, расценив сложившиеся правоотношения как фактически договорные.
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила договоров энергоснабжения, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В силу п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Материалами дела подтверждается, что спорные жилые дома относятся к категории благоустройства жилых домов со степенью благоустройства и конструктивными элементами: жилые дома, имеющие не все виды благоустройства (удобств), неблагоустроенные жилые дома.
В указанных домах отсутствует внутридомовая хозяйственно-фекальная канализация и оборудование, используемое для предоставления потребителям такой коммунальной услуги. При этом имеются дворовые туалеты, расположенные по ул. Белорусская в районе дома 116, 123 г. Самары.
Довод ответчика о том, что часть жильцов, проживающих в указанных домах, находится на прямом отведении к центральной канализации на основании индивидуальных заключенных договоров, не подтвержден соответствующими доказательствами, а потому также обоснованно отклонен судом первой инстанции (ст.64,65,67,68,71,9 АПК РФ).
При этом, как правомерно указал суд первой инстанции, обратное следует из Протокола рабочего совещания N 86 по вопросу порядка оплаты за отопление дворовых туалетов, расположенных по адресам: ул. Белорусская, д.116 и д.123 от 25.05.2020 г.; информационного письма от 14.05.2020 N 08/2-01/1300; письма от 28.08.2020 г. N 1-03/2-01-01/10913 об исполнении протокольных поручений; протокола рабочего совещания N 156 по вопросу содержания двух канализационных дворовых туалетов Куйбышевского ВГР от 26.08.2020 (представлены в материалы дела).
Ответчиком не оспаривается факт поставки ЗАО "СЗ Нефтемаш" тепловой энергии на отопление в отопительный период январь - апрель 2020 года на дворовые туалеты, расположенные по ул. Белорусская в районе дома 116, 123 г. Самары.
Доводы ответчика о том, что акты приема-передачи на указанные объекты ответчику для содержания отсутствуют, а также то, что указанными объектами пользуются жители иных домов, не находящихся в управлении ответчика, судом первой инстанции правомерно отклонены, исходя из следующих обстоятельств.
Согласно положениям пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидии государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с п.п. 1, 3, 4 Порядка предоставления субсидии из бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидии государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием населению жилищных услуг по тарифам, установленным Администрацией городского округа Самара и не обеспечивающим возмещение издержек, утвержденным постановлением Администрации городского округа Самара от 07.02.2012 N 80 "Об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара юридическим лицами (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием населению жилищных услуг по тарифам, установленным администрацией городского округа Самара и не обеспечивающим возмещение издержек", настоящий порядок устанавливает механизм предоставления субсидии из бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидии государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям работ, услуг в целях возмещения недополученных доходов (далее - субсидии), возникающих в связи с оказанием населению жилищных услуг по тарифам, установленным Администрацией городского округа Самара и не обеспечивающим возмещение издержек.
В соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара, субсидии предоставляются в целях возмещения недополученных доходов по следующим видам жилищных услуг:
- возмещение недополученных доходов по жилищным услугам, возникающих в связи с установлением понижающих коэффициентов по 6 и 7 категориям благоустроенности многоквартирных и (или) жилых домов,
- согласно расчетам в соответствии с приложением N 4 к настоящему Порядку; возмещение недополученных доходов за пользование дворовыми канализационными туалетами и дворовыми выгребными туалетами, возникающих в связи с оплатой гражданами пользования услугой по стоимости, не обеспечивающей возмещение издержек,
- согласно расчетам в соответствии с приложением N 7 к настоящему Порядку; возмещение недополученных доходов за пользование выгребными ямами, возникающих в связи с оплатой гражданами за пользование услугой по стоимости, не обеспечивающей возмещение издержек, согласно расчетам в соответствии с приложением N 8 к настоящему Порядку;
возмещение недополученных доходов по жилищным услугам, возникающих в связи с оказанием в доме, расположенном по адресу: пр. Кирова, 365, работ и услуг по содержанию и текущему ремонту мест общего пользования по стоимости, не обеспечивающей возмещение издержек, согласно расчетам в соответствии с приложением N 10 к настоящему Порядку;
возмещение недополученных доходов по жилищным услугам в отдельных комнатах в муниципальных общежитиях, возникающих в связи с установлением стоимости услуг для граждан в размере, не обеспечивающем возмещение издержек, согласно расчетам в соответствии с приложением N 12 к настоящему Порядку.
Таким образом, получателями субсидии в соответствии с указанным Порядком являются юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, а также физические лица - производители работ, услуг, имеющие недополученные доходы, возникающие в связи с оказанием населению жилищных услуг по тарифам, установленным Администрацией городского округа Самара и не обеспечивающим возмещение издержек, следовательно, таким лицом является именно управляющая компания - ответчик.
Из материалов дела следует, что в 2020 году между Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара (далее - Департамент) и ООО "УК "Формула ЖКХ" заключен 30.03.2020 договор N 7 - СЖ/20 о предоставлении из бюджета городского округа Самара субсидий юридическому лицу (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальному предпринимателю, а также физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием населению жилищных услуг по тарифам, установленным Администрацией городского округа Самара и не обеспечивающим возмещение издержек (далее - Договор).
Согласно условиям договора Департаментом (Главным распорядителем бюджетных средств) предоставляются из бюджета городского округа Самара субсидии в целях возмещения недополученных доходов ООО "УК "Формула ЖКХ", возникающих в связи с оказанием населению следующих видов жилищных услуг:
возмещение недополученных доходов по жилищным услугам, возникающих в связи с установлением понижающих коэффициентов по 6 и 7 категориям благоустроенности многоквартирных и (или) жилых домов.
В рамках указанного договора ответчику за 2020 год была предоставлена субсидия за содержание и ремонт канализационных туалетов для граждан, проживающих в домах 116 и 123 по ул. Белорусской в г.о. Самара в размере 131 976,39 рублей.
Расчет размера субсидии произведен в следующем порядке: разница между экономически обоснованной стоимости услуги, установленной органом местного самоуправления, на 1 человека в месяц без НДС и стоимостью услуги, установленной органом местного самоуправления для граждан, в расчете на 1 человека в месяц без НДС, умножается на численность граждан проживающих в домах 116 и 123 по ул. Белорусской в г. о. Самара, которым оказывается услуга - пользования канализированными туалетами.
При этом размер субсидии, предоставленный на период с января 2020 года по апрель 2020 года, не превышает сумму исковых требований.
Согласно ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Факт поставки тепловых ресурсов на отопление в заявленном объеме ответчиком не оспаривается.
Контррасчет ответчиком не представлен ни по объёму, ни по стоимости поставленной тепловой энергии; соответствующие доказательства в обоснование заявленных доводов ответчиком не представлены (ст.65,9 АПК РФ).
В соответствии со ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Таким образом, учитывая, что из представленных в материалы дела доказательств следует, что содержание дворовых туалетов, расположенных по ул. Белорусская в районе дома 116, 123 г. Самары, поручено ответчику, а также то, что на указанные цели ответчику выделены денежные средства из бюджета (субсидии), а также отсутствие доказательств оплаты поставленного теплового ресурса, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования истца являются обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению в заявленной сумме.
Принимая во внимание изложенное, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется, нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и оснований для отмены либо изменения обжалованного решения и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 мая 2021 года по делу N А60-62074/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
А.Н. Лихачева |
Судьи |
О.Г.Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-62074/2020
Истец: ЗАО САМАРСКИЙ ЗАВОД НЕФТЕМАШ
Ответчик: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ФОРМУЛА ЖКХ
Третье лицо: Администрация Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, Департамент городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара