г. Москва |
|
27 августа 2021 г. |
Дело N А41-82497/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Семушкиной В.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Колтан А.В.,
при участии в заседании:
от СНТ "Петровская слобода" - Панфилов С.С. по доверенности от 23.08.2021 года;
от Администрации городского округа Истра Московской области - Азизова Т.А. по доверенности от 30.07.2021 года;
от ФГБУ "Управление по мелиорации земель, водному хозяйству и безопасности гидротехнических сооружений "Спецмелиоводхоз" - не явился, извещен;
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - не явился, извещен;
от Министерства имущественных отношений Московской области - не явился, извещен;
от МИНСЕЛЬХОЗПРОД - не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу СНТ "Петровская слобода" на решение Арбитражного суда Московской области от 18.06.2021 по делу N А41-82497/20, по исковому заявлению СНТ "Петровская слобода" к Администрации городского округа Истра Московской области о признании недействительным решения,
третьи лица: ФГБУ "Управление по мелиорации земель, водному хозяйству и безопасности гидротехнических сооружений "Спецмелиоводхоз", Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, МИНСЕЛЬХОЗПРОД,
УСТАНОВИЛ:
СНТ "Петровская слобода" обратилось в суд с заявлением к Администрации городского округа Истра Московской области со следующими требованиями (с учетом принятых уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ):
1) Признать решение администрации городского округа Истра Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" от 01.09.2020 N Р001-0982375929-37156322 недействительным.
Признать решение администрации городского округа Истра Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" от 01.09.2020 N Р001-0982375929-37156248 недействительным.
Обязать администрацию городского округа Истра Московской области принять решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков СНТ "Петровская Слобода" на праве безвозмездного пользования сроком на 5 (пять) лет и утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории согласно прилагаемым схемам.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 июня 2021 года по делу N А41-82497/20 отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с данным судебным актом, СНТ "Петровская слобода" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель Администрации городского округа Истра Московской области возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей 3-х лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При анализе сведений публичной кадастровой карты Росреестра СНТ "Петровская слобода" выявлены земельные участки, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, но отсутствуют зарегистрированные права: 50:08:0040251:6, 50:08:0040251:7, которые расположены вблизи деревни Духанино городского округа Истра Московской области.
В соответствии с правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Истра Московской области, утвержденными решением Советом депутатов городского округа Истра Московской области от 23.11.2017 N 14/13 (в ред. от 22.06.2020) указанные участки расположены в территориальной зоне СХ-2 "Зона, предназначенная для ведения садоводства". Также выявлено, что данные участки имеют пересечения с землями лесного фонда и соответственно не могут быть предоставлены для каких-либо целей без раздела.
В целях формирования земельных участков и их последующего предоставления для ведения садоводства, СНТ "Петровская Слобода" были поданы заявки на оказание государственной услуги по предварительному согласованию предоставления земельных участков N Р001-0982375929-36592567 и Р001-0982375929-36593304 от 21.07.2020.
Границы земельных участков проектировались с учетом фактического положения лесного массива, и ранее поставленных на кадастровый учет земельных участков, границ территориальных зон.
СНТ "Петровская Слобода" обратилось в Администрацию городского округа Истра с заявкой на оказание государственной услуги по предварительному согласованию предоставления земельных участков СНТ "Петровская Слобода" поданы заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на которые неразграничена. Приложены схемы раздела земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:0040251:6, 50:08:0040251:7.
Администрацией городского округа Истра отказала в предоставлении государственной услуги решениями администрации городского округа Истра Московской области от 01.09.2020 N Р001-0982375929-37156322 и N Р001-0982375929-37156248.
В разделе Решений "Наименование основания для отказа в соответствии с Административным регламентом" указано: раздел, выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяет использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием".
Не согласившись с отказами, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно, с учетом положений ст. ст. 198, 200 АПК РФ, исходил из нижеследующего.
В силу ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 Земельного кодекса РФ).
Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданными гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован статьей 39.14 Земельного кодекса РФ.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка определены в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности СНТ "Петровская Слобода" является - управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
Среди дополнительных видов деятельности указано - управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
Из Уставной деятельности СНТ "Петровская Слобода" не усматривается, что СНТ создавалось с целью ведения садоводства и огородничества.
Место нахождения СНТ "Петровская Слобода" указано: Санкт-Петербург".
Уставная деятельность истца не связана с ведением огородничества садоводства.
Порядок предоставления земельного участка объединению граждан, для ведения садоводства и огородничества регламентирован N 66-ФЗ от 15.04.1998 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан предоставление земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии со ст. 39.10 ЗК РФ допускается некоммерческим организациям, созданным после введения в действие 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из выписки ЕГРЮЛ следует, что СНТ "Петровская Слобода" было зарегистрировано 03.09.2014, в связи с чем спорные правоотношения, связанные с предоставлением земельных участков для ведения гражданами садоводства (огородничества) подлежат применению во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
В соответствии с п.1 ст. 55 ФЗ от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, за исключением статьи 51 настоящего Федерального закона.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединений были урегулированы статьей 1 Закона N 66-ФЗ.
Предоставление земельных участков для садоводства производится в особо льготном порядке, регламентированном Законом N 66-ФЗ, без проведения торгов на основании заявлений граждан, нуждающихся в предоставлении земель в указанных целях и обратившихся в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в таких целях.
Предоставление земельных участков под организацию и строительство садоводческого товарищества только по правилам ст. 39.10 ЗК РФ без учета требований Закона N 66-ФЗ неправомерно.
Статья 13 Закона N 66-ФЗ регламентирует обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками.
Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно.
Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.
Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Доказательств соблюдения СНТ "Петровская Слобода" последовательности, предусмотренной ст. 13 и ст. 14 Закона N 66-ФЗ в материалах дела не имеется.
Представитель СНТ пояснил, что ни товарищество, ни граждане не обращались в администрацию за утверждением списка членов СНТ.
Льгота на предоставление испрашиваемых земельных участков без проведения торгов заявителем не подтверждена.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ возможность предоставления земельного участка без проведения торгов предусматривается только в отношении некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, созданных до введения в действие ФЗ. 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Как верно установлено судом первой инстанции, при указанных обстоятельствах предоставление земельного участка для ведения дачного хозяйства исключительно по общим нормам Земельного кодекса Российской Федерации без учета требований Федерального закона N 66-ФЗ нарушает права граждан, претендующих на приобретение образованных земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 28 Федерального закона N 66-ФЗ.
При этом установленный Федеральным законом N 66-ФЗ порядок предоставления земельных участков для ведения садоводства и огородничества соответствует принципу целевого назначения земель и принципу дифференцированного подхода к установлению правового режима земель (подпункты 8 и 10 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), поскольку исключает возможность произвольного предоставления земельных участков для указанных целей и вне зависимости от потребности граждан в ведении садоводства.
Сам по себе факт создания СНТ для удовлетворения потребности граждан, не относящихся к льготной категории, не может являться определяющим критерием для правонаделения СНТ земельными участками для указанной цели.
В связи с чем, обжалуемый отказ не привел к нарушению прав заявителя.
Кроме того, как верно указано судом первой инстанции, в ЗК РФ предусмотрен различный порядок предоставления земельных участков в зависимости от того, создана некоммерческая организация гражданами для ведения садоводства или дачного хозяйства.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ возможность предоставления земельного участка без проведения торгов предусматривается только в отношении некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства.
При этом предоставление земельного участка осуществляется на праве безвозмездного пользования на период разработки и утверждения проекта планировки территории и проекта межевания территории (пункт 4 статьи 39.10 ЗК РФ).
После образования в соответствии с проектом межевания территории садовые земельные участки могут быть приобретены членами указанной некоммерческой организации в собственность или в аренду без проведения торгов (подпункт 3 пункта 2 статьи 39.3, подпункт 7 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).
Иной порядок устанавливается для юридических лиц, созданных гражданами для ведения дачного хозяйства.
После образования в соответствии с проектом межевания территории дачные земельные участки также могут быть приобретены членами указанной некоммерческой организации в собственность или в аренду без проведения торгов (подпункт 3 пункта 2 статьи 39.3, подпункт 7 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).
Исходя из содержания подпункта 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, не предоставляется возможность предоставления некоммерческой организации в безвозмездное пользование без проведения торгов земельного участка для ведения, в том числе садоводства.
Поскольку доказательств обращения членов товарищества в орган местного самоуправления с соответствующими заявлениями и утверждения органом местного самоуправления списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового земельного участка, в материалах дела отсутствуют, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что у заявителя отсутствует право на получение испрашиваемых земельных участков без поведения торгов.
Так, в соответствии с п.п.1.6 Устава СНТ "Петровская Слобода" местонахождение садоводческого некоммерческого товарищества "Петровская Слобода является 190327 г. Санкт-Петербург пос. Хвойный д. 12 кв. 31. Устав зарегистрирован 03.09.2014.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ место нахождение юридического лица город Санкт-Петербург. Дата регистрации юридического лица 03.09.2014.
В связи с тем, что садоводческое товарищество создано до введения в действие ФЗ от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, спорные правоотношения, связанные порядком, условиями и основанием предоставления земельных участков для ведения гражданами садоводства (огородничества) подлежат регулированию в соответствии с действовавшим ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
В силу статьи 13 Федерального закона N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан; регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно; списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Согласно п.1 ст. 13 ФЗ Федерального закона N 66-ФЗ, обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена истцом приложен реестр членов СНТ. Согласно указанного документа членов СНТ зарегистрировано 266. Исходя из представленного реестра ни один из членов СНТ не зарегистрирован и не проживает на территории городского округа Истра
Следовательно, исходя из приведенных выше законоположений, у администрации городского округа Истра отсутствовала обязанность предоставления испрашиваемого земельного участка для ведения огородничества гражданам, не проживающим на территории муниципального образования.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 года N 66-ФЗ (в действующей редакции) в целях определения предельного размера земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, площадь садовых или огородных земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого объединения, определяется как произведение количества членов указанного объединения и установленного предельного максимального размера таких земельных участков. Площадь земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования, определяется в размере двадцати пяти процентов площади садовых или огородных земельных участков, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, количество членов садоводческого или огороднического некоммерческого объединения является существенным критерием для определения площади земельного участка для его предоставления такому объединению.
Количество членов СНТ согласно реестра составляет 266 человек.
Истец обратился с заявлением о предварительном согласовании земельного участка государственная собственность на которые не разграничена площадью 126230 кв.м., приложением к данному заявлению являлся расчет площадей, необходимых для ведения садоводства.
Из представленного истцом расчета следует, что площадь 1 земельного участка образуемого для членов товарищества в соответствии с ПЗЗ городского округа Истра составляет 2000 кв.м., в связи с чем, площадь испрашиваемого земельного участка не соответствует требованиям п.6 ст.39.10 ЗК РФ.
Предельный размер земельного участка, необходимого для предоставления всем членам СНТ составляет 2000X266=532000X25%= где (133000 земли общего пользования установленные в соответствии с требованием п.6 ст. 39.10 ЗК РФ)+532000 = 665 000 кв.м.
Суммарная площадь двух участков, на которые претендует истец составляет 150 000 кв.м. + 183 000 кв.м.= 333 000 кв.м.
Таким образом, обеспечение всех членов СНТ земельными участками с соблюдением обязательных требований о норме земель общего пользования невозможно.
Уставная деятельность истца не связана с ведением огородничества и садоводства.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности СНТ "Петровская Слобода" является - управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
Среди дополнительных видов деятельности указано - управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
Из п.п.2.1 Устава СНТ "Петровская Слобода" следует, что основным видом деятельности Товарищества является управление эксплуатацией нежилого фонда.
Исходя из изложенного, у истца отсутствуют основания предоставления земельного участка в безвозмездное пользование из числа предусмотренных ч. 2 ст. 39.10 ЗК РФ, в соответствии со ст. 39.15 и 39.16 ЗК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.06.2021 по делу N А41-82497/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-82497/2020
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, СНТ "Петровская слобода", ФГБУ "УПРАВЛЕНИЕ ПО МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ, ВОДНОМУ ХОЗЯЙСТВУ И БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ "СПЕЦМЕЛИОВОДХОЗ"
Ответчик: Администрация городского округа Истра Московской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ