г. Тула |
|
26 августа 2021 г. |
Дело N А23-10010/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.08.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Капустиной Л.А. и Селивончика А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фроловой Е.С., при участии от ИП Тарасевича И.Ю. - Тарасевич И. Ю. (паспорт), от Администрации муниципального образования городского поселения "город Млоярославец" - Халипова Р. Р. (доверенность N 947 от 26.04.2021, паспорт, доверенность), от МУП "Управление городского хозяйства "Муниципального образования "город Малоярославец" - Кузьминой И. Н. (доверенность N 40, паспорт, диплом), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тарасевича Ильи Юрьевича (Калужская обл., Малоярославецкий р-н, г. Малоярославец, ИНН 402706383825, ОГРНИП 304401128800038) на решение Арбитражного суда Калужской области от 30.04.2021 по делу N А23-10010/2020 (судья Бураков А.В.), принятое по его же иску к Администрации муниципального образования городского поселения "ГОРОД МАЛОЯРОСЛАВЕЦ" (Калужская обл., Малоярославецкий р-н, г. Малоярославец, ИНН 4011006450, ОГРН 1024000693364), муниципальному унитарному предприятию "УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА "МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД МАЛОЯРОСЛАВЕЦ" (Калужская обл., Малоярославецкий р-н, г. Малоярославец, ИНН 4011001892, ОГРН 1024000692429) об обязании Администрации МО ГП "Город Малоярославец" заключить договор купли-продажи недвижимого имущества: нежилого помещения, площадью 132,0 кв.м. расположенного по адресу: Калужская область, город Малоярославец, ул. Лузина, строение 27 по цене: 537 999 рублей (без учета НДС) на предложенных истцом условиях,
УСТАНОВИЛ:
Суд на основании статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исключил муниципальное унитарное предприятие "УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА "МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД МАЛОЯРОСЛАВЕЦ" из числа ответчиков и привлек его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда области от 30.04.2021 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой о его отмене.
В судебном заседании 25.08.2021 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв до 26.08.2021 в целях предоставления истцу возможности ознакомиться с отзывом и представленных по запросу суда документов.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене.
20.09.2018 между МУП "Управление городского хозяйства" и ИП Тарасевич И.Ю. заключен договор аренды муниципального имущества - нежилого здания автомобильной мойки, общей площадью 132,0 кв.м., расположенное на земельном участке, по адресу: Калужская область, город Малоярославец, ул. Аузина, стр. 27 (л.д. 11-13).
Срок аренды установлен с 20.09. 2018 на три года. Истец 24 сентября 2020 года обратился в адрес муниципального предприятия по вопросу приобретения в собственность арендуемого им нежилого здания по указанному выше договору аренды (л.д. 43-44).
По результатам рассмотрения заявления собственником имущества и предприятием было принято решение об отказе в реализации преимущественного права выкупа арендуемого нежилого здания, выраженное в письмах N 4503 от 14.10.2020 г. и N 346 от 18.11.2020 (л.д. 45-46).
До настоящего времени арендатор пользуется помещением, договор не расторгнут и не прекращен. Ссылаясь на то, что собственником имущества и предприятием было принято решение об отказе в реализации преимущественного права выкупа арендуемого нежилого здания истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском об обязании заключить договор купли-продажи нежилого помещения (т. 1 л.д. 56-57).
Статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Часть 1 статьи 3 Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предоставляла субъектам малого и среднего предпринимательства преимущественное право на приобретение арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при наличии определенных в законе условий и соблюдении порядка его выкупа.
Такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: арендуемое имущество по состоянию на 01.07.2015 находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона; сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, арендатору, который относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставляется преимущественное право на приобретение арендуемого имущества при одновременном соблюдении перечисленных выше условий.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по смыслу Закона право на приобретение не может быть реализовано в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 9 Закона, если арендуемое имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2017 N 308-ЭС17-1880, приватизация недвижимого имущества, принадлежащего унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения и арендуемого субъектом малого или среднего предпринимательства, возможна только в случае принятия предприятием решения о возмездном отчуждении имущества в порядке, предусмотренном статьей 4 Закона N 159-ФЗ, причем принятие такого решения является правом, а не обязанностью предприятия.
В настоящем случае спорное имущество находится в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия "Управление городского хозяйства" на основании постановления администрации городского поселения "Город Малоярославец" N 506 от 17.10.2008 (л.д. 131-133), государственная регистрация права осуществлена в 2019 году. В материалах дела нет доказательств принятия указанным лицом решения о возмездном отчуждении имущества в порядке, предусмотренном ст. 4 Закона N 159-ФЗ.
Спорное имущество передано в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию "Управление городского хозяйства" на основании постановления администрации городского поселения "Город Малоярославец" N 506 от 17.10.2008 (т. 1, л. д. 131).
В соответствии с п. 5 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2020 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии с п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением.
В силу п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В рассматриваемом случае государственная регистрация права хозяйственного ведения МУП "Управление городского хозяйства" осуществлена в 2019 году, т.е. после заключения договора аренды от 20.09.2018 N 85.
С заявлением о выкупе истец обратился только 21.09.2020, т.е. на момент обращения с указанным заявлением право хозяйственного ведения уже было зарегистрировано в установленном законом порядке.
В том случае, если после опубликования Закона N 159-ФЗ субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления передал государственное или муниципальное имущество, находящееся в аренде у субъекта малого или среднего предпринимательства, государственному или муниципальному предприятию в хозяйственное ведение или оперативное управление с целью исключительно воспрепятствовать реализации субъектом малого или среднего предпринимательства права на приобретение арендованного имущества в собственность, суд может признать наличие у арендатора права на приобретение этого имущества и обязать уполномоченный орган осуществить действия по реализации такого права (абзац 2 пункта 5 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 134).
Вместе с тем, как следует из материалов дела, договор аренды от 20.09.2018 N 85 заключен истцом не с собственником, а с третьим лицом - МУП "Управление городского хозяйства", у которого имущество находилось на праве хозяйственного ведения.
Более того, заявитель в своей апелляционной жалобе указывает, что государственная регистрация договора аренды произведена уже после государственной регистрации права хозяйственного ведения третьего лица.
Таким образом, на момент заключения договора аренды, истец не мог не знать о том, что спорное имущество передано на указанном вещном праве третьему лицу.
Поскольку указанный договор и государственная регистрация права хозяйственного ведения не оспорены в установленном законом порядке, то суд первой инстанции с учетом приведенных норм и правовых позиций высших судов обоснованно отказал в иске.
Во исполнение определения суда от 28.07.2021 третьим лицом в материалы дела представлена инвентарная карточка основных средств по форме N ОС-6 на объект автомойка по адресу г. Малоярославец, ул. Аузина, д. 27, принятому к учета в хозяйственное ведение, согласно которой указанное имущество принято к бухгалтерскому учету 20.10.2008.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" от первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации
Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств" утверждены формы учетной документации по учету основных средств, в том числе форма N ОС-1 "Акт о приеме передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)" и форма N ОС-6 "Инвентарная карточка учета объекта основных средств".
Руководствуясь пунктом 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 30.04.2021 по делу N А23-10010/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-10010/2020
Истец: Тарасевич Илья Юрьевич
Ответчик: Администрация Муниципального образования городского поселения город Малоярославец, МУП "УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА "МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД МАЛОЯРОСЛАВЕЦ", МУП Управление городского хозяйства