г. Киров |
|
26 августа 2021 г. |
Дело N А31-14625/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Малых Е.Г., Панина Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
при участии в судебном заседании представителя истца - Лебедева О.В., по доверенности от 15.07.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - департамента лесного хозяйства Костромской области, ИНН 4401071292, ОГРН 1074401000112
на решение Арбитражного суда Костромской области от 16.06.2021 по делу N А31-14625/2020
по иску департамента лесного хозяйства Костромской области (ИНН 4401071292 ОГРН 1074401000112)
к обществу с ограниченной ответственностью "Реал" (ИНН 4423001891 ОГРН 1024401834907)
о внесении изменений в договор аренды лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
департамент лесного хозяйства Костромской области (далее - Департамент, истец, заявитель) обратился в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Реал" (далее - Министерство, ответчик) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 07.11.2008 N 49 (далее - Договор), а именно в пункты 5, 25 договора, приложения N N 2-6 к договору, а также исключении пункта 9 из Договора.
Исковые требования основаны на статьях 9, 71, 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 16.06.2021 иск удовлетворен частично, внесены изменения в пункт 5 договора, приложения N N 2-6 к договору; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части отказа в удовлетворении требований о внесении изменений в пункт 25 договора и исключении пункта 9; изменить в части внесения изменения в пункт 5 и приложение N 4 в редакции Общества, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что при переоформлении договора его срок действия (пункт 25) ошибочно указан иной, чем в первоначальном договоре от 14.12.2005 N 15. Кроме того, пункт 9 договора противоречит положениям пункта 5 договора и приложению N 4 к договору. В целях исключения противоречий при буквальном толковании условий договора Департамент считает необходимым пункт 9 договора исключить. Иного способа и порядка внесения изменений в договор не имеется. Пункт 3 статьи 74.1 ЛК РФ не содержит закрытого перечня оснований для внесения изменений в договоры аренды либо отказа от таких изменений. В отношении установления размера арендной платы решением не соблюден баланс публичных и частных интересов, допущено ущемление прав иных участников аукциона, поскольку размер арендной платы при изменении объемов заготовки древесины ниже, чем установленный по результатам торгов. Установление арендной платы, примененное судом по указанному принципу платности в данном решении возможно только в том случае, если ее размер превышает арендную плату, установленную по результатам торгов.
Ответчик в отзыве считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция изложена письменно.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 08.07.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 09.07.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы. Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
07.11.2008 Департамент (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили Договор, в соответствии с которым арендатору передан в аренду лесной участок, общей площадью 1826 га, для осуществления деятельности по заготовке древесины и ведению лесного хозяйства, местоположение: Костромская область, Парфеньевский муниципальный район, ОГУ "Антроповское лесничество": - Николо-Поломское участковое лесничество кварталы: 7; 19; 21; 23; 26; 34; 59; 63; 67; 69; 72; 80; 81; 106, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 34:234:01:0132.
Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и N 2 к Договору (пункт 3 Договора).
Приложения N 1 и N 2 Договора формируются на основе материалов лесоустройства и сведений государственного лесного реестра.
Цели и объемы использования лесного участка определены приложением N 3 к Договору (пункт 4 Договора). Объем использования лесов по договору составляет 7 200 куб.м. в год.
Пунктами 5, 6 Договора и приложением N 4 к нему установлены порядок и сроки внесения арендной платы.
В силу пункта 5 Договора арендная плата на 2008 год (по сроку платежа на 15.12.2008) составляет 145 061 руб., в том числе федеральный бюджет 37 776 руб., консолидированный бюджет Костромской области 107 285 руб.; на 2009 год - 819 596 руб. в год, в том числе федеральный бюджет 426 872 руб., консолидированный бюджет Костромской области 392 724 руб.
Расчет арендной платы производится на основе ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений установленной Правительством Российской Федерации с применением регионального коэффициента 1,6 (действовавшего на момент проведения конкурса) и повышающего коэффициента 1,2 (пункт 6 Договора).
Арендная плата по Договору устанавливается в размере суммы платежей лесных податей за весь годовой объем пользования, установленный Договором по сплошным и выборочным рубкам (пункт 8 Договора).
Арендная плата определяется ежегодно путем суммирования стоимости лесосек, отведенных и задекларированных на соответствующий год (пункт 9 Договора).
Срок действия Договора установлен с 14.01.2005 по 13.01.2054 (пункт 25 Договора).
Приложением N 5 к Договору является акт приема-передачи лесного участка в аренду.
В приложении N 6 к Договору определены объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом участке.
Истец указал, что постановлением Департамента от 01.11.2018 N 8 "О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Антроповского лесничества Костромской области, утвержденный постановлением департамента лесного хозяйства Костромской области от 19.12.2016 N 214" утвержден новый лесохозяйственный регламент, в соответствии с которым установлен новый правовой режим использования лесного фонда Антроповского лесничества Костромской области, а также определены новые количественные и качественные характеристики этого лесничества.
Срок действия лесохозяйственного регламента 10 лет с момента утверждения.
Основанием для разработки лесохозяйственного регламента Антроповского лесничества является Государственный контракт на разработку лесохозяйственных регламентов лесничеств от 16.08.2016 N 42, заключенный между Департаментом и ООО "Центр лесоустройства, инвентаризации и информационных технологий по Костромской области" (ООО "Костромалесинформ"). Лесохозяйственный регламент разработан ООО "Костромалесинформ".
В связи с изменениями действующих нормативных правовых актов в области лесных отношений, а также проведения таксации лесов, на части территории лесничества, за счет средств лиц, использующих лесные участки, в лесохозяйственный регламент Антроповского лесничества в 2018 году внесены изменения на основании Государственного контракта от 20.07.2018 N 37, заключенного между Департаментом и ООО "Костромалесинформ".
По результатам проведенных работ по таксации лесов на арендуемом ответчиком лесном участке установлены новые характеристики его насаждений, которые отражены в Приложении N 2 к Договору, а также в сведениях о передаваемом в аренду лесном участке - Приложение N 5 к Договору.
Поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен только по решению суда, Департамент обратился в суд с иском о внесении изменений в пункты 5, 25 Договора, приложения N N 2-6 к Договору, а также об исключении пункта 9 из Договора по причине того, что данный пункт изменяет условия лесного конкурса в части определения размера арендной платы.
В соответствии с частью 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений части 2 статьи 3, части 4 статьи 71, части 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации правоотношения сторон в рамках договора аренды лесного участка регулируются ГК РФ, если специальными положениями ЛК РФ или иного закона, регулирующего лесные отношения, не установлены особенности.
В частях 2 и 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлены ограничения в изменении договора аренды лесного участка, касающиеся оснований внесения изменений в договор, а также то, что такие ограничения распространяются на договоры аренды, заключенные по результатам торгов.
Предусмотренные частями 2, 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации основания для внесения изменений в договор аренды лесных участков в судебном порядке связаны с существенным изменением количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Поскольку специальными нормами лесного законодательства урегулированы положения о том, какое изменение обстоятельств признается существенным и может служить основанием для внесения изменений в договор аренды лесного участка, то при рассмотрении требований о внесении изменений в договор аренды следует устанавливать наличие данных обстоятельств, в частности, имело ли место существенное изменение характеристик и состояния лесов, а также причины данных изменений.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, позиции сторон, суд пришел к выводу о том, что имеет место изменение количественных и качественных характеристик лесного участка, переданного ответчику в пользование по договору, что в соответствии с частью 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации является основанием для удовлетворения требований Департамента о внесении изменений в пункт 5 Договора, а также в приложения N N 2, 3, 4, 5, 6 к Договору.
Ответчик признал иск в части изменения приложений N N 2,3,5,6 Договора в редакции департамента.
При этом изменения в Договор в части редакции пункта 5 и приложения N 4 к Договору нового годового размера арендной платы приняты судом в редакции, предложенной ответчиком.
Суд первой инстанции исходил из того, что в целях соблюдения баланса публичных и частных интересов, недопущения ущемления прав иных участников аукциона и обеспечения принципа платности использования лесов перерасчет арендной платы при изменении объемов заготовки древесины (с 7200 куб.м до 6030 куб.м,) должен быть осуществлен с учетом критериев формирования итогового размера платы, установленного по результатам торгов, путем пропорционального его изменения относительно нового объема изъятия лесных ресурсов.
Методика определения арендной платы отражена в соответствующем расчете (л.д. 95-97).
Расчет арендатора на 2022 год подтвержден справочным расчетом истца, который представлен также на сумму 1 349 082 руб. 43 коп.
Суд первой инстанции правомерно отклонил расчет истца на сумму 1 784 193 руб. 61 коп. на 2022 год, поскольку сумма арендной платы им проиндексирована на соответствующий год с применением регионального коэффициента 1,6 и повышающего коэффициента 1,2, при этом в расчете не учтено изменение объема изъятия лесных ресурсов в сторону уменьшения на 1 170 куб.м, расчет произведен исходя из объема 7 200 куб.м.
Руководствуясь положениями лесного и гражданского законодательства, учитывая особый предмет договора аренды лесного участка, исходя из его условий и порядка заключения, принимая во внимание, что приведение договора в соответствие с условиями ранее действовавшего договора аренды, как и исправление технической ошибки (пункт 1 договора) и ничтожность условия о порядке определения размера арендной платы, не относятся к числу обстоятельств, с которыми нормы статьи 74.1 ЛК РФ связывают возможность внесения изменений в договор, а также исключения условий из договора, в пункт 25 Договора не могут быть внесены изменения, а пункт 9 Договора не подлежит исключению.
При этом суд обращает внимание на то, что в соответствии со статьей 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на дату заключения договора) приоритет имело заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению.
В настоящее время данное положение транслировано в статье 73.1 ЛК РФ.
Таким образом, при определении срока действия договора и порядка определения размера арендной платы в рассматриваемом случае необходимо руководствоваться условиями лесного конкурса. Условия о сроке действия договора и порядке определения размера арендной платы, отличные от условий такого лесного конкурса, являются ничтожными, поскольку противоречили статье 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на дату заключения договора) и противоречат статье 73.1 ЛК РФ (в действующей редакции).
Довод заявителя о том, что избранный им способ защиты права является единственным способом такой защиты, является несостоятельным. При разрешении требований о взыскании по договору суд оценивает обстоятельства, свидетельствующие о его ничтожности (пункт 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом 10.06.2020). Таким образом, при возникновении споров, вытекающих из договора, суд, в том числе, обязан оценивать его условия на предмет ничтожности.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 16.06.2021 по делу N А31-14625/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу департамента лесного хозяйства Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-14625/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Реал"
Третье лицо: Арбитражный суд Костромской области