город Ростов-на-Дону |
|
26 августа 2021 г. |
дело N А32-3266/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Пименова С.В., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семченко Ю.В.,
при участии:
от ООО "Пассажирсервис": представитель Бедросова А.С. по доверенности от 01.03.2021, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ейского городского поселения Ейского района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.04.2021 по делу N А32-3266/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пассажирсервис"
к администрации Ейского городского поселения Ейского района
о признании недействительным протокола о результатах проведенного осмотра транспортных средств на предмет соответствия/несоответствия конкурсным заявкам по лотам; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Пассажирсервис" (далее - общество, ООО "Пассажирсервис") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации Ейского городского поселения Ейского района (далее - администрация) о признании недействительным Протокола N 5-1/2020 о результатах проведенного осмотра транспортных средств на предмет соответствия/несоответствия конкурсным заявкам по лотам N 1, 2 и 3 открытого конкурса 1/2020 на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 1, 8, 10 на территории Ейского городского поселения Ейского района от 27 апреля 2020 года, об обязании.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2021 Протокол N 5-1/2020 администрации Ейского городского поселения Ейского района Краснодарского края о результатах проведенного осмотра транспортных средств на предмет соответствия/несоответствия конкурсным заявкам по лотам N 1, 2 и 3 открытого конкурса 1/2020 на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 1, 8, 10 на территории Ейского городского поселения Ейского района от 27 апреля 2020 года признан недействительным. Суд обязал администрацию Ейского городского поселения Ейского района Краснодарского края выдать ООО "Пассажирсервис" свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 1,8,10 на территории Ейского городского поселения Ейского района. С администрации Ейского городского поселения Ейского района Краснодарского края в пользу ООО "Пассажирсервис" взыскана государственная пошлина в сумме 3 000 руб., уплаченная платежным поручением N 4 от 21.01.2021.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что судом первой инстанции не были учтены действующие требования к транспортным средствам и тот факт, что транспорт, осуществляющий пассажирские перевозки не может использовать дизельное топливо.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В канцелярию суда от ООО "Пассажирсервис" поступило дополнение к отзыву на апелляционную жалобу. Суд протокольным определением приобщил дополнение к отзыву на апелляционную жалобу к материалам дела.
Определением председателя судебного состава от 18.08.2021 в связи с нахождением судьи Соловьевой М.В. в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Ефимову О.Ю., в связи с чем, рассмотрение дела начинается с самого начала в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "Пассажирсервис" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Представитель администрации в судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам открытого конкурса, в соответствии с пунктом 11.6 Порядка организации и проведения конкурсов на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Ейского городского поселения Ейского района, утвержденного постановлением администрации Ейского городского поселения Ейского района от 20 января 2020 года N 30, и на основании протокола от 20 апреля 2020 года N 4-1/2020 об отказе в получении свидетельства и карт маршрута по лотам N 1, 2 и 3 открытого конкурса 1/2020 на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 1, 8 и 10 на территории Ейского городского поселения Ейского района, ООО "Пассажирсервис", в связи с отказом от получения свидетельств и карт маршрута ООО "Пассажиравто", занявшего в указанном конкурсе первое место, признано победителем как участник, занявший второе место.
Разделом 12 Порядка организации и проведения конкурсов на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Ейского городского поселения Ейского района, утвержденного постановлением администрации Ейского городского поселения Ейского района от 20 января 2020 года N 30 (далее - Порядок организации и проведения конкурсов) установлено, что Победитель конкурса (участник конкурса, которому предоставлено право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по предусмотренным конкурсной документацией маршрутам регулярных перевозок) представляет организатору конкурса в порядке и сроки, установленные конкурсной документацией, подтверждение того, что транспортные средства, удовлетворяющие требованиям конкурсной документации, находятся у него на праве собственности или ином законном основании. По результатам проведенных процедур право получения свидетельств по лотам N 1, 2 и 3 предоставлено ООО "Пассажирсервис".
Для подтверждения наличия транспортных средств у победителя конкурсная комиссия проводит осмотр транспортных средств победителя (единственного участника конкурса) в течение пяти рабочих дней со дня со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
23 апреля 2020 года комиссия с данной целью осуществила выезд в город Краснодар. Все транспортные средства, заявленные в составе конкурсных заявок ООО "Пассажирсервис", по лотам:
- N 1, содержащий требования по обслуживанию муниципального городского маршрута регулярных перевозок N 1, сообщение "АРЗ 570 -Развилка" (с выполнением отдельных рейсов в поселок Морской и на Новое кладбище);
- N 2, содержащий требования по обслуживанию муниципального городского маршрута регулярных перевозок N 8 "улица Кирпичная - Порт";
- N 3, содержащий требования по обслуживанию муниципального городского маршрута регулярных перевозок N 10 "поселок Краснофлотский -улица Плеханова (с выполнением отдельных рейсов в поселок Большелугский)", были представлены к осмотру.
Акты по каждому осмотренному транспортному средству были подписаны председателем конкурсной комиссии и членами конкурсной комиссии, присутствующими при осмотре, и представителем ООО "Пассажирсервис".
По результатам проведения комиссионного осмотра транспортных средств, заявленных для участия в открытом конкурсе на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 1, 8 и 10 на территории Ейского городского поселения Ейского района N 1/2020 (далее - транспортные средства), транспортные средства победителя открытого конкурса ООО "Пассажирсервис" соответствуют заявкам на участие в открытом конкурсе по лотам N 1, 2, 3 и требованиям конкурсной документации, что подтверждается актами осмотра транспортных средств.
Член комиссии, представитель ОГИБДД отдела МВД России по Ейскому райоггу Рябчук А.В. высказал свое мнение о том, что представленные ООО "Пассажирсервис" транспортные средства не соответствуют нормам безопасности - имеется ряд недочетов.
Члены комиссии депутаты Батрак М.Е., Кухта И.Н., Нестеренко Н.П. поддержали представителя ОГИБДД, отметили, что представленные автобусы ООО "Пассажирсервис" не соответствуют нормам безопасности. В Порядке организации и проведения конкурсов отсутствует норма, запрещающая проведение заседания комиссии по результатам осмотра транспортных средств Победителя конкурса, но в связи с тем, что мнения членов коллегиального органов разошлись вопрос о соответствии предоставленного транспорта заявке и требованиям конкурсной документации был вынесен на голосование.
По результатам голосования комиссией было принято решение о признании транспортных средств Победителя конкурса ООО "Пассажирсервис", по лотам N 1,2,3 конкурса 1/2020 на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 1, 8 и 10 на территории Ейского городского поселения Ейского района и указанные в актах осмотра от 23 апреля 2020 года не соответствующими заявке и требованиям конкурсной документации. Данное решение было оформлено протоколом N 5-1/2020 от 27 апреля 2020 года.
Посчитав, что протокол N 5-1/2020 от 27 апреля 2020 г. заинтересованного лица не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием об оспаривании ненормативного правового акта.
Суд первой инстанции, принимая решение по делу, установил все фактические обстоятельства, полно и всесторонне их исследовал, оценил представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно удовлетворил заявленные требования, правомерно руководствуясь следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу приведенных норм для признания решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Частями 2 и 4 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) предусмотрено, что свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок. По результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю этого конкурса.
Исходя из положений части 4 статьи 17 Закона N 220-ФЗ допускается установление требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам муниципальным нормативным правовым актом, при этом в силу части 2 статьи 24 Закона N 220-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса.
Реализуя полномочия органов местного самоуправления городского поселения, закрепленные пунктом 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения), исходя из статьи 7 данного Федерального закона, а также норм Закона N 220-ФЗ администрацией Ейского городского поселения Ейского района постановлением от 20 января 2020 года N 30 утвержден Порядок организации и проведения конкурсов на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Ейского городского поселения Ейского района.
Требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, перечислены в статье 23 Закона N 220-ФЗ и пункте 5.1 Порядка.
В соответствии с пунктом 3 части 3, частью 4 статьи 24 Закона N 220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по установленным критериям, в числе которых влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок.
Качество перевозок проявляется в надежности, безопасность, доступности, комфортности предоставляемых услуг населению. Характеристики транспортных средств (виды, классы, экологические характеристики, максимальный срок эксплуатации транспортных средств, характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок), предусмотренные решением об установлении или изменении маршрутов регулярных перевозок включаются в реестры маршрутов регулярных перевозок (пункт 9 части 1 статьи 26, пункты 10, 11, 12, 13 статьи 27 Закона N 220-ФЗ).
Шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 данной статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий. В соответствии с пунктом 13 части 4 статьи 27 Закона N 220-ФЗ в свидетельстве об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок наряду с иными характеристиками (экологические характеристики, вид и класс транспортных средств) указываются характеристики транспортных средств, влияющие на качество регулярных перевозок, если такие характеристики предусмотрены требованиями к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам либо конкурсной заявкой юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Пунктом 10 части 4 статьи 28 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что в карте маршрута регулярных перевозок наряду с техническими характеристиками указываются характеристики транспортного средства, влияющие на качество регулярных перевозок, если такие характеристики предусмотрены требованиями к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам либо конкурсной заявкой юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок. Согласно части 4 статьи 17 Закона N 220-ФЗ допускается установление муниципальным нормативным правовым актом требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, обязанности передачи в региональную или муниципальную информационную систему навигации (при их наличии) информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для данных перевозок. Не допускается установление требования о передаче информации о месте нахождения транспортных средств более чем в один адрес.
Для подтверждения наличия транспортных средств у победителя конкурсная комиссия проводит осмотр транспортных средств победителя (единственного участника конкурса) в течение пяти рабочих дней со дня со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Из материалов дела следует и судами установлено, ООО "Пассажирсервис" предоставило на осмотр все транспортные средства, указанные в конкурсной заявке. Пять членов конкурсной комиссии провели осмотр транспортных средств, что подтверждено актами осмотра от 23.04.2020.
Таким образом, ООО "Пассажирсервис" подтвердило наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
Также, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, какие-либо пояснения, либо отметки о наличии несоответствия транспортных средств соответствующим требованиям в материалах дела отсутствуют.
Оспариваемый протокол N 5-1/2020 о результатах проведенного осмотра транспортных средств на предмет соответствия/несоответствия конкурсным заявкам по лотам N 1, 2 и 3 открытого конкурса 1/2020 на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 1, 8, 10 на территории Ейского городского поселения Ейского района (далее - Протокол) составлен 27 апреля 2020 года, а 29.04.2020 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю вынесено решение (по жалобе проигравших участников конкурса) об аннулировании конкурса. Не согласившись с решением антимонопольного органа администрация Ейского городского поселения Ейского района оспорила решение антимонопольного органа в Арбитражном суде Краснодарского края. Решением от 26.08.2020 по делу N А32-21954/2020, оставленным без изменения Постановлением суда кассационной инстанции от 09.03.2020, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю признано недействительным, как не соответствующее Закону N 220-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал вывод о том, что оспариваемый протокол N 5-1/2020 о результатах проведенного осмотра транспортных средств на предмет соответствия/несоответствия конкурсным заявкам по лотам N 1, 2 и 3 открытого конкурса 1/2020 на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 1, 8, 10 на территории Ейского городского поселения Ейского района от 27 апреля 2020 года противоречит статье 23 Закона N 220-ФЗ, в связи с чем признан судом недействительным и отменен.
В апелляционной жалобе администрация ссылается на то, что конкурсная комиссия является коллегиальным органом и не является органом, осуществляющим публичные полномочия, вместе с тем, указанное не освобождает ее от обязанности соблюдать нормы действующего законодательства. На дату проведения конкурсных мероприятий действовал нормативно-правовой акт, согласно которому конкурсная комиссия наделялась определенными функциями и полномочиями. Так, согласно пункту 3.4 Порядка проведения конкурса, конкурсной комиссией осуществляются: вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе; допуск претендентов на участие в конкурсе к участию; признание претендента на участие в конкурсе, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или отказ в допуске претендента на участие в конкурсе, подавшего заявку на участие в конкурсе, к участию в конкурсе; рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе; определение победителя конкурса, ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Также, согласно пункту 12.1.1 указанного постановления конкурсная комиссия проводит осмотр транспортных средств победителя (единственного участника конкурса) и составляет акт осмотра транспортных средств.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не были учтены действующие требования к транспортным средствам, отклоняется судебной коллегией.
Согласно пункту 6 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, безопасность транспортного средства - состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, а техническое состояние - совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров транспортного средства, определяющая возможность его применения по назначению.
Правилами дорожного движения, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения" предусмотрен Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Вместе с тем, недочеты, отмеченные в актах осмотра транспортных средств ООО "Пассажирсервис" отсутствуют в вышеуказанном перечне.
Суд апелляционной инстанции считает, что убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по рассматриваемому делу судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется.
Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Апелляционную жалобу администрации следует оставить без удовлетворения.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2021 по делу N А32-3266/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3266/2021
Истец: ООО "ПАССАЖИРСЕРВИС"
Ответчик: Администрация Ейского городского поселения Ейского района