город Ростов-на-Дону |
|
26 августа 2021 г. |
дело N А01-279/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Абраменко Р.А., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плотниковой О.В.,
при участии:
от заявителя: представитель Дамницкая А.А. по доверенности от 06.08.2021,
от заинтересованного лица: представителей не направил, извещен надлежащим образом,
от третьего лица: представителей не направил, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бленегапце Мурата Ахмедовича
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 07.06.2021 по делу N А01-279/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бленегапце Мурата Ахмедовича (ИНН 010704388266, ОГРНИП 316010500050952385228)
к Администрации муниципального образования "Теучежский район"
(ИНН 0107007270, ОГРН 1030100665320)
при участии третьего лица: Администрации муниципального образования "Джиджихабльское сельское поселение" (ИНН 0107009140, ОГРН 1050100647630)
о признании незаконным отказа, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бленегапце Мурат Ахмедович (далее - заявитель; предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к Администрации муниципального образования "Теучежский район" (далее - администрация) о признании незаконным отказа от 11.01.2021 N 01-23-591 в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка категории "земли сельскохозяйственного назначения" с кадастровым номером 01:06:2700005:678, площадью 502095 кв.м., расположенного по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, Джиджихабльское сельское поселение, территория бывшего колхоза "Октябрь", с разрешенным использованием: поля и участки для выращивания сельскохозяйственной продукции и обязании предоставить в собственность за плату без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Заявленные требования мотивированы противоречием позиции заинтересованного лица положениям статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которыми устанавливается право арендатора на приобретение используемого по договору аренды земельного участка категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в собственность без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 07.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бленегапце Мурат Ахмедович обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 07.06.2021 отменить, принять новый судебный акт.
Ссылаясь на положения ЗК РФ, Закона N 101-ФЗ, предприниматель настаивает на незаконности отказа администрации в предоставлении спорного земельного участка в собственность без торгов, указывает, что материалами дела подтверждается непрерывное использование земельного участка ИП главой КФХ Бленегапце М.А. (договор аренды от 02.03.2017), заявление о заключении договора купли-продажи подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка. Органом местного самоуправления не оспаривается надлежащее исполнение заявителем договорных обязательств и отсутствует нарушение земельного законодательства.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация возражала на доводы предпринимателя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании апелляционная жалоба рассматривалась в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заинтересованного лица и третьего лица, извещенных надлежащим образом. Представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предприниматель является арендатором земельного участка, категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", с кадастровым номером 01:06:2700005:678, общей площадью 502095 кв.м., расположенного по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, Джиджихабльское сельское поселение, территория бывшего колхоза "Октябрь", с разрешенным использованием: поля и участки для выращивания сельскохозяйственной продукции, на основании договора аренды от 02.03.2017, заключенного с администрацией.
По условиям указанного договора срок аренды определен на 10 лет. Договор зарегистрирован в установленном порядке.
29.12.2020 предприниматель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность арендуемого земельного участка.
В ответ на данное обращение письмом от 11.01.2021 N 01-23-591 администрацией было отказано в передаче земельного участка в собственность со ссылкой на положения статьи 14 Закона Республики Адыгея от 07.06.2007 N 86 "О регулировании земельных отношений".
Полагая, что данный отказ не соответствующим требованиям федерального законодательства, имеющего приоритет перед законодательством субъекта, и своих экономических интересов, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В части 1 статьи 198 АПК РФ закреплено право организаций обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения таких требований необходима совокупность (одновременное наличие) двух условий: несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя (часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса).
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В рассматриваемом случае предприниматель настаивает на том, что решение администрации от 11.01.2021 N 01-23-591 об отказе в передаче земельного участка в собственность противоречит нормам действующего законодательства, в том числе ЗК РФ, Закона N 101-ФЗ, нарушает права и законные интересы заявителя.
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса РФ, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Ссылаясь на непрерывное использование земельного участка, (договор аренды от 02.03.2017), то, что заявление о заключении договора купли-продажи подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка, а также надлежащее исполнение договорных обязательств в отсутствие нарушение земельного законодательства, ИП главой КФХ Бленегапце М.А. полагает, что в силу пункт 4 статьи 10 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ обладает правом на приобретение спорного земельного участка в собственность без проведения торгов.
Вместе с тем, Закон N 101-ФЗ регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту таких участков.
В пункте 2 статьи 1 названного Закона закреплено, что правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Закон N 101-ФЗ установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом и иными федеральными законами. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Закона).
В силу пункта 1 статьи 19.1 Закона N 101-ФЗ в случае, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона субъектом Российской Федерации не принят закон, обеспечивающий его реализацию, на территории такого субъекта Российской Федерации приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренная пунктом 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, осуществляется с 1 января 2004 года.
В то же время в пункте 2 статьи 19.1 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что нормы указанной статьи действуют до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации, регулирующего данные правоотношения.
В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено следующее. Законодательство, действовавшее до вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), фактически не содержало запрета на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения. Согласно статье 8 Вводного закона в период с момента вступления его в силу и до вступления в силу Закона N 101-ФЗ приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения не допускалась. Закон N 101-ФЗ установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом и иными федеральными законами. Приватизация участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации. В случаях, когда на день вступления в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (вступил в силу 10.07.2003) субъектом Российской Федерации не принят соответствующий закон, приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения с 01.01.2004 должна осуществляться по правилам, установленным статьей 19.1 названного Федерального закона, до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 30.06.2004 N 72-Г04-2 также указал, что определение момента начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относится исключительно к полномочиям субъекта Российской Федерации. Момент начала приватизации участков названной категории законодатель субъекта Российской Федерации вправе определить самостоятельно (пункт 4 статьи 1, пункт 2 статьи 19.1 Закона N 101-ФЗ). Данное полномочие направлено на защиту публичной собственности на землю и не ограничивает право частной собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Такое право в установлении момента (даты) приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения Законом N 101-ФЗ предоставлено субъекту Российской Федерации.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории
Исходя из приведенных правовых норм, приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Адыгея, находящихся в публичной собственности, по основанию, предусмотренному пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, возможна только по истечении действия моратория, установленного краевым законодательством
Определение на территории Республики Адыгея срока начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется Законом N 86 "О регулировании земельных отношений", вступившим в силу с момента официального опубликования - 14.06.2007, что согласуется с пунктом 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ.
В соответствии со статьей 14 Закона Республики Адыгея от 07.06.2007 N 86 "О регулировании земельных отношений" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с 9 января 2050 года.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что законодательством субъекта установлен запрет на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до 09.01.2050.
Приватизация земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно в порядке, установленном федеральным законодательством, в том числе и Законом N 101-ФЗ. Полномочия субъекта Российской Федерации по обороту земель сельскохозяйственного назначения ограничены и выражаются только в установлении момента (даты) приватизации, вопросы приватизации вне зависимости от этой даты урегулированы федеральным законодательством, которое имеет прямое действие.
В условиях изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заинтересованным лицом правомерно отказано заявителю в предоставлении спорного земельного участка.
Оснований для переоценки указанного вывода не имеется.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке и размерах, установленных статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 07.06.2021 по делу N А01-279/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Республики Адыгея в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-279/2021
Истец: Бленегапце Мурат Ахмедович, ИП Глава крестьянского фермерского хозяйства Бленегапце Мурат Ахмедович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ТЕУЧЕЖСКИЙ РАЙОН"
Третье лицо: Администрация Муниципального образования "Джиджихабльское сельское поселение"