г. Хабаровск |
|
27 августа 2021 г. |
А73-5766/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Лермонтовское": Кушнир Т.В. по доверенности от 20.11.2020;
от министерства имущественных отношений Хабаровского края: Васин А.А. по доверенности от 25.12.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Хабаровского края на решение от 15.06.2021 по делу N А73-5766/2021 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению акционерного общества "Лермонтовское" к министерству имущественных отношений Хабаровского края о признании незаконным отказа в заключении договоров аренды земельных участков на новый срок, выраженного в письме от 06.04.2021 N 1-11-2545, в части предоставления без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 27:03:000000029, 27:03:0011204:74, 27:03:0011109:15, 27:03:0011102:264; об обязании принять решение о предоставлении земельных участков с 11.01.2021, в соответствии с поданным заявлением, сроком на 10 лет,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Хабаровского края обратилось акционерное общество "Лермонтовское" (далее - заявитель, АО "Лермонтовское", Общество) с заявлением, содержащим требования:
- признать незаконным отказ министерства имущественных отношений Хабаровского края (далее - Министерство) в заключении договоров аренды земельных участков на новый срок, выраженного в письме от 06.04.2021 N 1-11-2545, в части предоставления без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 27:03:000000029, 27:03:0011204:74, 27:03:0011109:15, 27:03:0011102:264;
- обязать Министерство принять решение о предоставлении земельных участков с 11.01.2021 в аренду, в соответствии с поданным заявлением, сроком на 10 лет.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-5766/2021. Решением от 15.06.2021 суд удовлетворил заявленные требования.
Определением от 23.07.2021 Шестой арбитражный апелляционный суд принял к рассмотрению апелляционную жалобу Министерства на решение по делу N А73-5766/2021.
В апелляционной жалобе ее заявитель считает решение незаконным и необоснованным, подлежащим отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований по мотивам и доводам, на которые Министерство ссылалось при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Лермонтовское" не согласилось с доводами апеллянта, просило решение оставить без изменения, жалобе - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как правильно установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, АО "Лермонтовское" является сельскохозяйственной организацией, использующей находящиеся в собственности Хабаровского края и расположенные в Бикинском районе 38 земельных участков сельскохозяйственного назначения, в том числе, с кадастровыми номерами: 27:03:0000000:29, 27:03:0011204:74, 27:03:0011109:15, 27:03:0011102:264, на основании договоров аренды от 21.05.2007 N 164, от 01.02.2010 N 534, от 01.02.2010 N 535, от 01.02.2010 N 536 (далее - договоры).
Указанные договоры, в связи с истечением предусмотренного в них срока аренды, на основании п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктов 2.3 договоров, считались возобновленными на тех же условиях на неопределенный срок.
18.11.2020 Министерство направило в Общество уведомление (получено предприятием 04.12.2020) об одностороннем отказе по истечении 30 дней с момента его получения от договоров аренды всех 38 земельных участков.
До истечения указанного в уведомлении срока, 08.12.2020 Общество обратилось в Министерство с заявлением (получено 15.12.2020) о предоставлении тех же земельных участков в аренду сроком на 10 лет.
12.03.2021 в Общество поступило письмо Министерства, датированное 19.02.2021 (фактически отправленное согласно почтовому штампу на конверте 27.02.2021), в котором указывалось о возвращении заявления о предоставлении земельных участков без рассмотрения, в связи с отсутствием в заявлении оснований предоставления земельных участков без проведения торгов и цели использования земельных участков. При этом само заявление от 08.12.2020 фактически в Общество не возвращено, к письму Министерства не прилагалось.
Полагая неправомерным оставление ранее направленного заявления без рассмотрения, Общество обратилось в Прокуратуру Хабаровского края, признавшую допущенное Министерством нарушение срока рассмотрения заявления.
16.03.2021 Общество направило в Министерство письмо с изложением информации о неправомерном оставлении без рассмотрения ранее направленного заявления о предоставлении земельных участков, и предложением вернуться к его рассмотрению.
Письмом от 06.04.2021 N 1-11-2545 (поступившим в Общество 13.04.2021) Министерство отказало в предоставлении испрашиваемых земельных участков, ссылаясь на пункты 1, 5 и 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, указав следующее:
- ранее заключенные с Обществом договоры аренды в связи с направленным и полученным Обществом 04.12.2020 уведомлением Министерства, считаются расторгнутыми с 11.01.2021, а заявление о предоставлении земельных участков подано после дня истечения действия договоров аренды;
- вид разрешенного использования тридцати двух из тридцати восьми испрашиваемых в аренду земельных участков установлен для использования под сети электроснабжения, размещения объектов электроэнергетики, что не соответствует цели использования земельных участков "сельскохозяйственное использование (производство)";
- в границах пяти из тридцати восьми земельных участков расположены объекты капитального строительства, находящиеся в государственной собственности Хабаровского края.
Вышеизложенные обстоятельства, правильно установленные судом первой инстанции, послужили АО "Лермонтовское" поводом для подачи заявления по настоящему делу.
Принимая решение по делу по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд исходил из того, что оспариваемый отказ, выраженный в письме 06.04.2021 N 1-11-2545, не соответствует требованиям гражданского и земельного законодательства Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя, а Министерство обратного не доказало.
Суд апелляционной инстанции считает правильным решение суда первой инстанции, определившего круг норм права, подлежащих применению в настоящем споре.
Пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено преимущественное право арендатора, по истечении срока договора, на заключение договора аренды на новый срок.
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов при его предоставлении сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пункт 5 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) предусматривает, что арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статьей 39.2 ЗК РФ, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно подпункту 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, с арендатором, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, при указанных условиях, обратившись в период действия договора аренды к арендодателю с заявлением о заключении договора аренды земельных участков на новый срок, надлежащий арендатор, использующий по целевому назначению арендованные им земельные участки на протяжении длительного времени, вправе требовать предоставления ему в аренду спорных земельных участков на новый срок по правилам подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.05.2020 N 310-ЭС19-25907, пункт 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020).
Министерство в апелляционной жалобе не опровергает правомерность применения судом указанных нормативных актов, но полагает, что Общество пропустило срок подачи заявления, считает, что на дату подачи заявления договоры прекратили свое действие.
Суд отклонил такой довод, правильно указав в решении, что само Министерство допустило нарушение срока рассмотрения первичного заявления, направленного Обществом с соблюдением указанного срока 08.12.2020 (полученного Министерством 15.12.2020), ответ на который, вопреки требованиям пунктов 3 и 5 статьи 39.17 ЗК РФ направлен лишь 19.02.2021, что, в том числе, послужило основанием для внесения Прокуратурой Хабаровского края в адрес Правительства Хабаровского края соответствующего представления. При этом само заявление фактически не возвращено, а изложенные в ответе основания возвращения заявления являлись необоснованными, на что обращено внимание Министерства в письме Общества от 16.03.2021, с предложением вернуться к рассмотрению ранее направленного заявления.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что с учетом первичного, фактически рассмотренного лишь 06.04.2021 Министерством, заявления о заключении новых договоров аренды, направленного Обществом ещё 08.12.2020 - до истечения срока действия предыдущих договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, предусмотренное пунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ условие о подаче заявления до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка, следует считать соблюденным.
По существу обращение Общества по поводу заключения договоров на новый срок являлось правомерным, подлежащим удовлетворению в связи со следующим.
Земельные участки с кадастровыми номерами 27:03:0000000:29, 27:03:0011109:15, 27:03:0011204:74, 27:03:0011102:264 имеют цель использования - для сельскохозяйственного производства. В соответствии с выписками из ЕГРН указанные земельные участки имеют следующие виды разрешенного использования: 27:03:0000000:29 - для сельскохозяйственных угодий, для сельскохозяйственного производства; 27:03:0011109:15, 27:03:0011204:74, 27:03:0011102:264 - для сельскохозяйственного использования; для сельскохозяйственного производства, что соответствует испрашиваемой цели дальнейшего планируемого использования Обществом данных земельных участков.
Приведенное Министерством основание отказа - о несоответствии вида разрешенного использования земельных участков целям их использования, указанным в заявлении, в отношении данных участков - неприменимо.
Изложенные в отказе Министерства доводы о наличии на земельных участках объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности Хабаровского края, применительно к спорным земельным участкам, несостоятельны, поскольку на земельном участке 27:03:0011102:264 таковые отсутствуют, а расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 27:03:0011109:15, 27:03:0000000:29 и 27:03:0011204:74 принадлежащие Хабаровскому краю сооружения -осушительные системы "Шивки", "Добролюбово", "Дальний Восток", "Лончаково", "Бирушка", как следует из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 17.01.2012 N 4777/08, подтвержденной в пункте 6 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016 и в определении Верховного Суда РФ от 26.02.2018 N 309-КГ17-23675, не имеют самостоятельного функционального назначения, созданы исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживают только земельные участки, на которых они расположены, поэтому являются их неотъемлемой частью, то есть в соответствии со статьей 135 ГК РФ должны следовать судьбе земельных участков, на которых они расположены.
Из разъяснения, изложенного в пункте 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" следует, что к приобретателю права пользования зданием или сооружением переходит на тот же срок право пользования той частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима для его использования по назначению.
Указанные объекты капитального строительства - осушительные системы "Шивки", "Добролюбове", "Дальний Восток", "Лончаково", "Бирушка" находились на праве хозяйственного ведения у правопредшественника Общества - КГУСП "Лермонтовское", а в ходе приватизации в 2010 году путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество, в соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Хабаровского края от 26.02.2010 N 163 "Об условиях приватизации краевого государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Лермонтовское", переданы Обществу в пользование (пункт 2.2 раздела 2 приложения N 2 к распоряжению) и до настоящего времени, в соответствии с указанной выше правовой позицией, продолжают использоваться Обществом вместе с арендованными земельными участками, вследствие чего наличие на испрашиваемых земельных участках данных сооружений не может являться препятствием для предоставления Обществу арендуемых земельных участков на новый срок.
Таким образом, решение о признании незаконным, не соответствующим Закона N 101-ФЗ, гражданскому и земельному законодательству, отказа Министерства в предоставлении Обществу земельных участков с кадастровыми номерами 27:03:0000000:29, 27:03:0011204:74, 27:03:0011109:15, 27:03:0011102:264 в аренду на новый срок является правильным.
Примененная судом по правилам части 4 статьи 201 АПК РФ обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в виде обязания Министерства предоставить спорные земельные участки в аренду Обществу в соответствии с поданным им заявлением является правильной, соответствующей характеру спора и требованиям закона, иных нормативных актов.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены судебного акта по приведенным доводам жалобы и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.06.2021 по делу N А73-5766/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5766/2021
Истец: АО "Лермонтовское", ООО представитель "Лермонтовское" Кушнир Тимофей Вячеславович
Ответчик: Министерство имущественных отношений Хабаровского края