город Воронеж |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А48-4070/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,
при участии:
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от акционерного общества "Успенское": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела
от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Успенское" на решение Арбитражного суда Орловской области от 15.06.2021 по делу N А48-4070/2021 по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (ОГРН 1075752001830, ИНН 5753041975) к акционерному обществу "Успенское" (ОГРН 1025702456933, ИНН 5715003665) о привлечении к административной ответственности по статье 14.45 КоАП РФ,
третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области (ОГРН 1135749003697, ИНН 5751200669),
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее -Управление Россельхознадзора по Орловской и Курским областям, Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к акционерному обществу "Успенское" (далее - АО "Успенское", заинтересованное лицо) о привлечении к административной ответственности по статье 14.45 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 15.06.2021 АО "Успенское" привлечено к административной ответственности по статье 14.45 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, АО "Успенское" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило обжалуемое решение изменить, привлечь АО "Успенское" к административной ответственности по статье 14.45 КоАП РФ и назначить административное наказание в соответствии с частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны и третье лицо явку полномочных представителей не обеспечили.
Через электронный сервис подачи документов "Мой Арбитр" от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие третьего лица.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Через электронный сервис подачи документов "Мой Арбитр" от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что должностным лицом Управления Россельхознадзора по Орловской области в г. Ливны - государственным инспектором межрайонного отдела государственного ветеринарного и фитосанитарного надзора г. Ливны Управления Ершовым А.А. на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от 10.02.2021 N 136-Р с 24.02.2021 по 24.03.2021 проводилась внеплановая выездная проверка в отношении АО "Успенское" по местам осуществления деятельности:
- МТФ N 2 АОРНП "Успенское", адрес: Орловская область, Ливенский район, с. Успенское;
- АОНП "Успенское" МТФ N 1, адрес: Орловская область, Ливенский район, с. Успенское, ул. Мира;
- столовая АОНП "Успенское", адрес: Орловская область, Ливенский район, с. Успенское;
- магазин "Колос", адрес: Орловская область, Ливенский район, с. Успенское.
Анализом представленных документов Управлением установлен факт выпуска в обращение на единую территорию Таможенного Союза 631,86 тонн зерна насыпью без указания в товаросопроводительных документах сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
В оформленном универсальном передаточном документе (счёт-фактура N 778 от 17.06.2020) на реализованную партию зерна ячменя в количестве 95,16 тонн в адрес ООО "Медиа-Мак" (юридический адрес: Чеченская республика, Урус-Мартановский район, с. Гехи Чу, ул. Заречная, 15) не указан номер декларации, что затрудняет прослеживаемость партии зерна.
В оформленном универсальном передаточном документе (счёт-фактура N 722 от 07.05.2020) на реализованную партию зерна ячменя урожая 2019 года в количестве 500 тонн в адрес АО "Русский Дом" (юридический адрес: г. Курск, ул. Гайдара, 26) не указан номер декларации о соответствии, что затрудняет прослеживаемость партии зерна.
В оформленных универсальных передаточных документах (счёта-фактуры N 735 от 15.05.2020, N 734 от 15.05.2020) на реализованную партию зерна пшеницы урожая 2019 года в количестве 36,7 тонн в адрес ООО "Агро-Развитие" (юридический адрес: Чеченская республика, Шалинский район, п. Чири Юрт, ул. К. Маркса, 48) не указан номер декларации о соответствии, что затрудняет прослеживаемость партии зерна.
Таким образом, Управлением установлено, что АО "Успенское" допустило выпуск в обращение на единую территорию Таможенного союза насыпью 631,86 тонн зерна на продовольственные и кормовые цели без указания в товаросопроводительных документах (счётах-фактурах) сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии, что не обеспечивает прослеживаемость движения данного зерна при выпуске его в обращение.
Данные факты являются нарушением части 2 статьи 3 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 015/2011 "О безопасности зерна", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 874, пункта 3 части 2 статьи 28 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Все вышеуказанные нарушения отражены в акте проверки органом государственного контроля (надзора) индивидуального предпринимателя от 24.03.2021 N 136.
23.04.2021 государственным инспектором Орловского межрайонного отдела государственного ветеринарного и фитосанитарного надзора г. Ливны Управления Ершовым А.А. в присутствии законного представителя общества - генерального директора Пенькова М.К. составлен протокол об административном правонарушении N 36.
Уведомлением от 09.04.2021, полученным генеральным директором АО "Успенское", общество извещено о дате и времени составления протокола об административном правонарушении.
Копия протокола получена лично генеральным директором АО "Успенское" Пеньковым М.К., о чем свидетельствует его подпись в протоколе.
Поскольку в соответствии с абзацем 4 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.45 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов, административный орган обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о привлечении АО "Успенское" к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 14.45 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Данная норма корреспондирует пункту 2 статьи 28 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), которым прямо предусмотрена обязанность заявителя в области обязательного подтверждения соответствия указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения и интересы организаций и граждан в сфере продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренная статьей 14.45 КоАП РФ, заключается в реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, именно, без указания в сопроводительной документации сведений об имеющемся сертификате соответствия или декларации о соответствии, а не в наличии или в отсутствии у продавца сведений об обязательном подтверждении соответствия.
Следовательно, для определения признаков объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 КоАП РФ, необходимо установить: нахождение продукции на реализации; отнесение этой продукции к числу товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия; отсутствие в сопроводительной документации на продукцию сведений о сертификате соответствия или о декларации о соответствии.
Субъектом рассматриваемого административного правонарушения выступают должностные и юридические лица, осуществляющие деятельность по реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется наличием у субъекта вины, которая заключается в том, что лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.
Согласно статье 2 Федерального закона N 184-ФЗ подтверждение соответствия - это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
В силу статьи 20 Федерального закона N 184-ФЗ подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии, обязательной сертификации.
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 23 Федерального закона N 184-ФЗ).
Как следует из материалов дела, АО "Успенское" вменяется нарушение части 2 статьи 3 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 015/2011 "О безопасности зерна", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 874, пункта 3 части 2 статьи 28 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 874 утвержден ТР ТС 015/2011, устанавливающий обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна (пункт 2 статьи 1).
Статья 2 ТР ТС 015/2011 определяет зерно как плоды злаковых, зернобобовых и масленичных культур, используемые для пищевых и кормовых целей.
Согласно части 1 статьи 3 ТР ТС 015/2011 зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные настоящим техническим регламентом, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на зерно.
В соответствии с частью 2 статьи 3 ТР ТС 015/2011 каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям настоящего технического регламента.
В рассматриваемом случае факт выпуска в обращение на единую территорию Таможенного союза насыпью 631,86 тонн зерна подтверждается товарораспорядительными документами (счетами-фактурами).
Как установлено административным органом и подтверждается материалами дела, в нарушение вышеназванных положений указанные товарораспорядительные документы (счета-фактуры) не содержат сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии, что АО "Успенское" не оспаривается.
Изложенное свидетельствует о наличии события правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 14.45 КоАП РФ.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Материалы дела не содержат доказательств принятия АО "Успенское" всех необходимых мер для соблюдения требований закона, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества вины в форме неосторожности (статьи 1.5, 2.2, 2.4 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах, оценив обстоятельства дела в их совокупности, исходя из характера и степени общественной опасности деяния, а также, учитывая, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в отсутствии должной предусмотрительности к исполнению своих обязанностей, арбитражный суд области правомерно посчитал, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 2.9 КоАП РФ, для освобождения лица от административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Оснований для снижения размера назначенного штрафа на основании статьи 4.1 КоАП РФ, а также для замены его на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ судом не усмотрено.
Ранее АО "Успенское" решением Арбитражного суда Орловской области от 28.07.2020 по делу N А48-3798/2020 привлекалось к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции судом оценивались представленные обществом бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2020 год, справка АО "Успенское" об уплаченных налогах и задолженностях за 2020 год, сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 31.05.2021, согласно которой АО "Успенское" является средним предприятием.
Судом было установлено, что в распоряжении АО "Успенское" имелась нераспределенная прибыль в сумме 275 993 тыс. руб., чистая прибыль предприятия составила 32 992 тыс. руб.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд области не усмотрел в действиях заявителя жалобы малозначительности вмененного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Обстоятельства рассматриваемого дела также не позволили суду прийти к выводу о необходимости снижения назначенного штрафа. Доказательств карательности размера назначенного штрафа в деле не имеется. Обществом не доказано, что оплата штрафа в назначенном размере приведет к тяжелым финансовым последствиям.
Административный штраф назначен с учетом характера вменяемого административного правонарушения, степени его общественной опасности и отвечает принципам соразмерности, индивидуализации и справедливости, соответствует тяжести и обстоятельствам совершенного заявителем деяния.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает правомерным привлечение общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 КоАП РФ с назначением ему административного штрафа в размере 100 000 руб.
При этом судебной коллегией учтено, что снижение назначенного административным органом штрафа согласно положениям части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. При этом реализация данного права не должна осуществляться безосновательно, при отсутствии к тому необходимых предпосылок.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Орловской области от 15.06.2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 15.06.2021 по делу N А48-4070/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Успенское" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Ушакова |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-4070/2021
Истец: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям
Ответчик: АО работников народное предприятие "Успенское"
Третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области