г. Санкт-Петербург |
|
27 августа 2021 г. |
Дело N А42-3195/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Мельникова Н.А.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24185/2021) ООО "Управляющая компания Железнодорожный район" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.06.2021 по делу N А42-3195/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по иску АО "Мурманэнергосбыт"
к ООО "Управляющая компания Железнодорожный район"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Мурманэнергосбыт" (далее - истец, АО "МЭС", ресурсоснабжающая организация) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, утонённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Железнодорожный район" (далее - ответчик, ООО "УК ЖД Район", управляющая организация) о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета тепловой энергии (далее - ОДПУ) в многоквартирном доме, по адресу: Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Спекова, д. 11а, в сумме 146 566,58 руб.
Дело рассмотрено по правилам главы 29 АПК РФ в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 28.06.2021 иск удовлетворён в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что денежные обязательства по установке спорного ОДПУ должны нести сособственники, расположенных в таком МКД помещений; обязанность по возмещению ресурсоснабжающей организации предъявленных к взысканию расходов, договором управления МКД не предусмотрена.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "УК ЖД Район" в спорный период, осуществляло управление МКД по адресу: г. Кандалакша, ул. Спекова, д.11а на основании договора управления таким МКД, заключенного по результатам принятого собственниками помещений решения, изложенного в протоколе от 27.03.2016.
АО "МЭС" являясь ресурсоснабжающей организацией, во исполнение части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) установило в МКД общедомовой прибор учета тепловой энергии, что подтверждается договором N134-17-1207 от 11.12.2017, заключенным АО "МЭС" с АО "Теплоэнергомонтаж" на осуществление работ по установке приборов учета (узла учета тепловой энергии), актом о приемке выполненных работ от 21.11.2018 N 08.
Общедомовой прибор учета тепловой энергии введен в эксплуатацию 22.11.2018, что подтверждается актом первичного ввода в эксплуатацию узла коммерческого учета тепловой энергии у потребителя и был принят управляющей организацией (ООО "УК ЖД Район") по акту приема-передачи от 23.11.2018.
Стоимость прибора учета и выполненных работ по его установке оплачены истцом в полном объеме (платежное поручение N 5223 от 21.02.2019 - оплата по счету N к-419-18 от 27.11.2018 в рамках Договора N134-17-1207 от 11.12.2017). До настоящего времени требования истца об оплате расходов на установку ОДПУ не удовлетворены.
Направленная истцом в адрес управляющей организации претензия с требованием оплатить задолженность, осталась без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал предъявленные требования обоснованными как по праву, так и по размеру.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Согласно части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. При этом граждане - собственники жилых домов, садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
В случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества (пункт 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Факт установки приборов узла учета тепловой энергии подтверждается материалами дела, установлен судом и ответчиком не оспаривается.
Вместе с тем, податель жалобы полагает, что истец должен предъявить требование о взыскании расходов на установку ОДПУ не к управляющей компании, а напрямую к собственникам помещений в МКД.
Вместе с тем, как следует из статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 16, 24, 26 Правил N 491, пункта 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию. При этом управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями.
Учитывая системное толкование указанных правовых норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно управляющая компания, как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей (сетевой) организации на установку общедомового прибора учета.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утв. Президиумом ВС РФ 23.12.2015.
Так, в пункте 2 данного Обзора со ссылкой на определение Верховного Суда Российской Федерации N 310-ЭС14-5955 разъяснено, что в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.
Следовательно, именно управляющая организация, как представитель собственников помещений, является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Ссылки ответчика на то обстоятельство, что с 03.08.2018 собственники помещений в МКД перешли на прямые платежи с ресурсоснабжающей организацией, в рассматриваемом случае являются несостоятельными, поскольку истцом предъявляется ко взысканию сумма расходов на установку ОДПУ, а не за поставленный коммунальный ресурс.
При таких обстоятельствах требование истца о взыскании с ООО "УК ЖД Район" расходов на установку прибора учета в размере 146 566,58 руб. (30 месяцев с даты ввода в эксплуатацию 22.11.2018) являются обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.06.2021 по делу N А42-3195/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3195/2021
Истец: АО "МУРМАНЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАЙОН"