г. Ессентуки |
|
27 августа 2021 г. |
Дело N А22-1398/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.08.2021.
Полный текст постановления изготовлен 27.08.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Сомова Е.Г., Семенова М.У. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамаевым О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЕвроСибОйл" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.01.2021 по делу N А22-1398/2020, по исковому заявлению Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия (ОГРН 1046164025951, ИНН 6164226375), Администрации Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия (ОГРН 1020800568161, ИНН 0810003962) к обществу с ограниченной ответственностью "ЕвроСибОйл" (ОГРН 1100816004464, ИНН 0816015241), с участием третьих лиц - ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" в лице филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Астраханской области, муниципального унитарного предприятия Прикумского многоотраслевого производственного объединения коммунального хозяйства, о возмещении вреда, причиненного почвам в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, при участии в судебном заседании представителя межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия - Кензеевой Г.И. (доверенность от 30.12.2020), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия (далее - истец, управление) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЕвроСибОйл" (далее - ООО "ЕвроСибОйл", общество) о взыскании суммы ущерба, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в размере 2 508 рублей.
Решением суда от 22.01.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд пришел к выводу том, что нарушение ответчиком законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды подтверждено представленными в материалы дела доказательствами, следовательно, имеются основания для взыскания ущерба.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЕвроСибОйл" подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, управление не доказало наличие совокупности условий, необходимых для привлечения ответчика к ответственности в виде возмещения вреда, причиненного окружающей среде при разливе нефтепродуктов. Апеллянт выражает несогласие с расчетом вреда, произведенным управлением, ссылается на нарушение порядка отбора проб, а так же на выполнение обществом работ по технической и биологической рекультивации нарушенных загрязненных земель.
В судебном заседании представитель межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов заслушав лицо, участвующее в деле, и проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.01.2021 по делу N А22-1398/2020 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что основаниями для предъявления настоящего иска явились: факт причинения вреда почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие нарушения ООО "ЕвроСибОйл" требований в области охраны окружающей среды, выявленного Управлением Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия при проведении контрольно-надзорных мероприятий, а также непринятие ООО "ЕвроСибОйл" мер по возмещению вреда в добровольном порядке (письмо Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия от 16.04.2020 N 03-06-04/3097).
В период с 05.11.2019 по 02.12.2019 на основании приказа Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия от 30.09.2019 N 220, приказа Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия от 28.10.2019 N 421/КНД проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "ЕвроСибОйл" по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере недропользования и охраны окружающей среды.
Государственными инспекторами управления в ходе проведения внеплановой выездной проверки осуществлен осмотр фонда скважин, сооружений и иных объектов Северо-Камышанского месторождения.
08.11.2019 при проведении осмотра фонда скважин Северо-Камышанского месторождения ООО "ЕвроСибОйл" в 100 м к юго-западу от Сборного пункта "Северо-Камышанский" в точке с координатами 45°26'17,2"СШ, 46°10'11,9"ВД выявлен земельный участок, подвергшийся сбросу нефтесодержащей жидкости со следами нефтепродуктов.
С целью определения размеров загрязнения, содержания нефтепродуктов в почве специалистами Филиала ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Астраханской области был произведен обмер загрязненного земельного участка и отбор проб почвы (протокол отбора (измерений) проб почвы от 08.11.2019 N 920 гк):
- место загрязнения, размером 1,6x1,9-м, площадью 3,04м2, координаты 45°26'17,2"СШ, 46°10'11,9"ВД;
- незагрязненный земельный участок (фоновая) в 100-м к северо-западу от Сборного пункта "Северо-Камышанский", координаты 45°26'19,2"СШ, 46"10'10,6"ВД.
Протоколом измерений почвы Филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Астраханской области от 27.11.2019 N 745 гк и экспертным заключением от 28.11.2019 N 764 эксперта Федоровой И.В. установлено превышение по содержанию нефтепродуктов в точке N 1 (на глубине 0-0,05) в 18,3 раза по отношению к фоновой точке N 3, а также превышение в точке N 2 (на глубине 0,05-0,2) в 1,96 раз по отношению к фоновой точке N 4.
На основании постановления Администрации Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 22.04.2014 N 14 ООО "ЕвроСибОйл" был предоставлен земельный участок сроком на 49 лет из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером 08:10:000000:16, расположенный в 15-16 км по направлению на северо-восток от ориентира п. Комсомольский, площадью 145 500 м2, вид разрешенного использования - для эксплуатации нефтяных месторождений (месторождение "Северо-Камышанское").
В соответствии с данным постановлением Администрация Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия и ООО "ЕвроСибОйл" заключили договор аренды земельных участков несельскохозяйственного назначения от 22.04.2014 N 14, сроком до 09.04.2063.
Договор аренды в установленном законодательством порядке зарегистрирован.
ООО "ЕвроСибОйл" является владельцем лицензии ЭЛИ 00372 НЭ на пользование недрами с целью разведки и добычи полезных ископаемых на Северо-Камышанском участке недр, выданной 28.03.2014, срок действия которой до 25.12.2036.
В тоже время эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов на Курганном нефтяном месторождении ООО "ЕвроСибОйл" осуществляет согласно лицензии N ВХ-39-014589, которая выдана обществу Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора 09.06.2016 на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Согласно приложению к лицензии N ВХ-39-014589 от 09.06.2016 по месту осуществления лицензируемого вида деятельности - Республика Калмыкия, Черноземельский район, в 15-16 км по направлению на северо-восток от п. Комсомольский расположены следующие взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты I, II и III классов опасности:
- фонд скважин Северо-Камышанского нефтяного месторождения;
- система промысловых трубопроводов Северо-Камышанского нефтяного месторождения;
- пункт сбора нефти Северо-Камышанского нефтяного месторождения.
Поскольку ООО "ЕвроСибОйл" в результате эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов на Северо-Камышанском нефтяном месторождении допущен факт загрязнения почвы нефтепродуктами, в результате чего произошла порча земель. По данному факту общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании суммы ущерба.
Поскольку общество не возместило причиненный ущерб в добровольном порядке, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание ущерба производится в общем порядке, установленном статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу статьи 5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения природоохранного законодательства полномочны органы государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
При этом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (далее - Положение о Росприроднадзоре).
Пункт 4 Положения о Росприроднадзоре закрепляет, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные орган.
Ввиду пункта 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с требованиями законодательства.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ).
Статьей 78 Закона N 7-ФЗ установлено, что размер вреда определяется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу части 7 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
В пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее - Постановление Пленума N 21), при разрешении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, судам необходимо устанавливать не только факт причинения вреда, но и его последствия, выразившиеся в виде деградации естественных экологических систем, истощения природных ресурсов и иных последствий.
Как разъяснено в пункте 37 Постановления Пленума N 21 разъяснено, что по смыслу пункта 2 статьи 78 Закона вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Фактические обстоятельства, установленные судом на основе оценки имеющихся в материалах дела доказательств в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, свидетельствуют о подтверждении причинения обществом вреда почвам как объекту охраны окружающей среды, противоправности и виновности ее действий, а также наличии причинно-следственной связи данных противоправных действий и возникшего вреда.
Проверив правильность расчета вреда, произведенного на основании Методики N 238, суд счел его верным, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в заявленном размере.
Ссылка апеллянта на нарушение порядка отбора проб подлежит отклонению, поскольку объективность результатов исследования проб ответчиком документально не опровергнута, нарушений порядка отбор проб и порядка исследования отобранных проб суд не установил, в связи с этим суд пришел к обоснованному выводу о доказанности загрязнения обществом почвы на обследованных управлением участках.
Довод жалобы о том, что общество выполнило работы по технической и биологической рекультивации нарушенных земель не соответствует действительности.
Так согласно письму Администрация Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 12.01.2021 N 0013 следует, что общество по вопросу рекультивации земельного участка, а также за согласованием проекта рекультивации не обращалось.
Так, в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 800 от 10 июля 2018 года, рекультивация земель должна осуществляться в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель.
Согласно пункта 3 Правил, разработка проекта рекультивации земель, и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель.
Проекты рекультивации земель, которые разработаны в виде отдельных документов, подлежат согласованию с правообладателями земельных участков, а также с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в случае проведения рекультивации земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При завершении работ по рекультивации, консервации земель лицом, обеспечившим проведение работ, подписывается акт о рекультивации земель, консервации земель с приложениями, соответствующий требованиям пункта 30 Правил. Согласно пункта 31 Правил копия акта в 30-дневный срок подлежит представлению в Росприроднадзор.
Таким образом судом установлено, что как на момент предъявления истцом настоящего иска, так и на дату рассмотрения апелляционной жалобы на решение, ответчик так и не возместил причиненный окружающей среде вред. К проведению биологической рекультивации земель не приступил и соответствующие работы не производил.
Расчет размера вреда, причиненного почвам в результате хозяйственной деятельности, произведен истцом на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238, и составил сумму 2 508 рублей.
Довод общества о том, что управление произвело неправильный расчет, подлежит отклонению, поскольку расчет проверен судом апелляционной инстанции и признан арифметически и методологически верным.
Учитывая, что материалами дела подтверждается факт причинения вреда обществом, ответчик, ссылаясь на неправильные расчеты истца и недоказанность причинения ему убытков, не представил каких-либо доказательств, подтверждающих его возражения, доказательств возмещении причиненного окружающей среде вреда в натуре, в виде проведения им работ по технической рекультивации земельного участка не представил, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились, поскольку не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не представил соответствующих доказательств в их обоснование, а имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка. Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы обществом оплачена государственная пошлина не в полном объеме - 30 рублей (чек ордер от 06.04.2021), обществу с ограниченной ответственностью "ЕвроСибОйл" (ОГРН 1100816004464, ИНН 0816015241) надлежит доплатить в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 970 рублей по апелляционной жалобе.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.01.2021 по делу N А22-1398/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЕвроСибОйл" (ОГРН 1100816004464, ИНН 0816015241) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 970 рублей по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-1398/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕРНОЗЕМЕЛЬСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ, МУ Росприроднадзора по Ростовской области и РК
Ответчик: ООО "ЕВРОСИБОЙЛ"
Третье лицо: Администрация Черноземельского РМО РК, МУП "ПРИКУМСКОЕ МПОКХ", МУП ПРИКУМСКОЕ МНОГООТРАСЛЕВОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" в лице филиала "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Астраханской области, Котляревский Александр Сергеевич