г. Владивосток |
|
30 августа 2021 г. |
Дело N А51-11110/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Б. Култышева,
судей С.М. Синицыной, Е.Н. Шалагановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ундольской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства,
апелляционное производство N 05АП-5103/2021
на решение от 16.06.2021
судьи Е.А. Левченко
по делу N А51-11110/2020 Арбитражного суда Приморского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Дунхай" (ИНН 2511080144, ОГРН 1122511003560)
к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (ИНН 2543146126, ОГРН 1202500000339), т
ретьи лица: Краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество", Федеральное агентство лесного хозяйства
о внесении изменений в договор аренды лесного участка,
при участии: от истца, третьего лица: представитель не явился;
от ответчика: представитель Моисеенко О.Г. по доверенности от 21.01.2021 сроком действия до 31.12.2021, диплом о высшем юридическом образовании от 30.06.1987, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дунхай" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к ответчику - Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (далее - министерство) о внесении изменений в договор аренды лесного участка N 6/34-2018-А от 11.09.2018, а именно в Приложение N 3 к договору аренды лесного участка N 6/34-2018-А в редакции истца, приложенной к ходатайству об уточнении иска от 05.03.2021 (с учетом принятых в порядке статьи 49 АПК РФ уточнений).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество", Федеральное агентство лесного хозяйства
Решением Арбитражного суда Приморского края от 16.06.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Приморского края от 16.06.2021 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что учитывая незначительный временной промежуток с момента проведения аукциона, апеллянт не может согласиться с произошедшими на лесном участке изменениями видов пищевых и лекарственных растений, подлежащих сбору в рамках договора аренды. Согласно приложению N 2 к договору на арендуемом участке произрастают дуб и береза, вместе с тем без внесения изменений в характеристику лесного участка, вносятся изменения в приложение N 3 к договору и сбору подлежат в том числе орехи, при том что такого рода плоды не свойственны ни дубу, ни березе.
В канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда от министерства поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель министерства по доводам апелляционной жалобы возразил, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Истец, третье лицо, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие их представителей.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, между Министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (арендодатель) и ООО "Дунхай" (арендатор) заключен договор аренды 11.09.2018 N 6/34-2018-А (далее - договор), по условиям которого во временное владение и пользование арендатору передан лесной участок, находящийся в федеральной государственной собственности.
Целями предоставления лесного участка в аренду является выполнения работ по заготовке пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений. Площадь 31145 га имеющего местоположение: Приморский край, Ханкайский район, Уссурийское лесничество, Комиссаровское участковое лесничество, кварталы N : 37, 38, 40-44, 46-51, 54-72, Ильинское участковое лесничество: 24, 29, 30, 32, 33, 39-43, 48, 50-53; кадастровый номер 25:14:000000:1596/1.
Пунктом 6.1 договора срок его действия установлен на 49 лет с даты государственной регистрации. Передача участка арендатору оформлена в Приложение N 5 к договору.
Схема расположения лесного участка и его предметные характеристики приведены в приложениях N N 1 и 2, цели и объемы использования отражены в приложении N3.
Согласно пункта 7.1 договора спорные вопросы, возникающие в ходе исполнения настоящего договора решаются путем переговоров. В случае если согласие путем переговоров не достигнуто, указанные вопросы решаются в судебном порядке.
В связи с невозможностью точного толкования перечня лекарственных растений и пищевых ресурсов допущенных к заготовке арендатор обратился к арендодателю с письмом о внесении изменений в ПриложенияN 3. Ответом N 38/3361 от 29.05.2020 арендодатель указал на невозможность внесения изменений в договор по соглашению сторон со ссылкой на судебный порядок такого изменения в соответствии со статьёй 74.1 Лесного кодекса РФ.
Изложенное послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Судом первой инстанции обоснованно учтены положения статьи 421, 450 ГК РФ, применительно к особенностям оснований и порядка внесений изменений в договоры аренды лесных участков, с учетом федерального закона от 21.07.2014 N 250-ФЗ о введении в статью 74 Лесного кодекса РФ части 2.1, содержащей специальную норму о возможности изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, на основании решения суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого участка.
Согласно части 2.1 статьи 74 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 указанного Кодекса.
На основании пункта 31 Приказа Рослесхоза N 69 от 29.02.2012 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" при разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов.
Учитывая изложенное, количественные и качественные характеристики лесного участка существенного изменились, что свидетельствует о существенном изменении параметров использования лесов и не может не отразиться на существенных условиях заключенного договора аренды, таких как годовой объем использования лесов и размер арендной платы.
Судом первой инстанции сделан вывод об обоснованности заявленных требований применительно к состоянию количественных и качественных характеристик переданного в аренду лесного участка, в силу чего имеются предусмотренные ст. 74.1 ЛК РФ основания для внесения изменения в спорный договор аренды лесного участка.
При этом, необходимость внесения изменений в договор аренды в целях определения видов лекарственных растений и пищевых лесных ресурсов, проектируемых к заготовке, прямо установлена в заключении экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов от 14.11.2019 N 1637 (л.д. 68).
Совокупности приведенных обстоятельств приводит коллегию к выводу об обоснованности внесения испрашиваемых изменений в договора аренды, как направленных на установление максимально прозрачного механизма его исполнения в части поименования допустимых к сбору видов лекарственных растений и пищевых лесных ресурсов, проектируемых к заготовке.
Судебная коллегия принимает во внимание этапность уточнений требований истца, с учетом корректировки таковых при поступлении сведений от участников процесса, третьих лиц относительно произрастания на в Приморском крае на территории арендуемого участка тех или иных растений, добыча которых рассматривается как недопустимая, в силу отнесения их к редким либо исчезающим видам (включение в Красную книгу того или иного уровня), что соответствует критериям добросовестного и разумного поведения участника гражданского оборота.
Довод апеллянта о том, что в приложение N 3 к договору аренды вносятся изменения в части сбора орехов, то есть плодов, не свойственных произрастающим на арендуемом участке деревьям, отклоняется, поскольку согласно приложению N 3 в действующей редакции для заготовки предусмотрены дикорастущие ягоды, дикорастущие грибы, папоротник, черемша и лекарственные растения, отмеченные орехи как допускающий изъятие ресурс отсутствует, при этом соответствующие изменения в данный перечень не вносятся.
Таким образом, судом первой инстанции верно указано, что совокупность представленных в материалах заявления доказательств подтверждает необходимость корректировки изначально согласованных сторонами перечня заготовки лекарственных растений и пищевых ресурсов на арендуемом лесном участке, предложенный арендатором состав изменений охватывает Приложение N 3, не противоречит существу законодательно закрепленной возможности внесения изменений в договор аренды лесного участка.
Пунктом 2 статьи 452 ГК РФ установлено, что требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Данное требование закона соблюдено обществом путём направления ответчику проекта дополнительного соглашения к договору аренды и новой редакции приложений к договору, истец обратился в суд, после получения отказа от ответчика.
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.06.2021 по делу N А51-11110/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Б. Култышев |
Судьи |
С.М. Синицына |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11110/2020
Истец: ООО "ДУНХАЙ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество", Федеральное агентство лесного хозяйства