г.Москва |
|
27 августа 2021 г. |
Дело N А40-217838/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
С.Л.Захарова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "ИнвестНедвижимость"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.05.2021
по делу N А40-217838/20 (17-1518)
по заявлению ООО "ИнвестНедвижимость"
к УФНС России по г.Москве
третьи лица: 1) ИФНС России N 9 по г.Москве, 2) Правительство Москвы
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Багрянцев П.Б. по дов. от 08.06.2020; |
от ответчика: |
Ковалева Е.А. по дов. от 13.01.2021; |
от третьих лиц: |
1) Амозова К.А. по дов. от 28.10.2020; 2) Макеева И.А. по дов. 11.09.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ИнвестНедвижимость" (далее также - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения УФНС России по г.Москве (далее также - ответчик, Инспекция, налоговый орган), оформленного письмом от 27.10.2020 N 24-23/4/164334.
Решением суда от 11.05.2021, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, доводы которой представитель Общества в судебном заседании полностью поддержал, просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представители ответчика и третьих лиц в судебном заседании, а также в представленных в порядке ст.262 АПК РФ отзывах на жалобу возражали против доводов и требований заявителя, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов судебного дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ИнвестНедвижимость" на праве собственности принадлежат нежилые помещения общей площадью 7 137,5 кв.м., расположенные по адресу: ул.Земляной Вал, д.33, г.Москва, кадастровый номер: 77:01:0003004:2274 (свидетельство о государственной регистрации права N 77-01/30-629/2004-41 от 29.12.2015).
Кадастровая стоимость помещений утверждена постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" (далее также - Постановление N 688-ПП) по состоянию на 01.01.2014 (п.3217830 Перечня) в размере 125 865 815,5 руб. и применялась к отношениям, возникшим с 01.01.2015.
ИФНС России N 9 по г.Москве проведена камеральная налоговая проверка представленной уточненной налоговой декларации ООО "ИнвестНедвижимость", по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 18.07.2017 N 64771.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год в порядке ст.101 НК РФ вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.09.2017 N 44522, согласно которому сумма доначисленного налога составила 22 293 354 руб., сумма штрафа - 4 458 670,80 руб.
Указанным решением налогового органа установлено, что ООО "ИнвестНедвижимость" за проверяемый период занижен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимого имущества (помещения) с кадастровым номером 77:01:0003004:2274, расположенного в здании с кадастровым номером 77:01:0003004:1022 по адресу: г.Москва, ул.Земляной Вал, д.33.
Решением Московского городского суда от 22.05.2018 по делу N 3а-1134/2018 кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003004:2274 установлена в размере его рыночной стоимости, равной 1 503 596 000 руб., и определена по состоянию на 01.01.2016.
По результатам рассмотрения материалов проведенной ИФНС России N 9 по г.Москве камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год в отношении Общества, УФНС России по г.Москве в соответствии со ст.31 НК РФ вынесено решение об отмене решения Инспекции от 18.09.2017 N 44522 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления суммы налога на имущество организаций за 2016 год на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0003004:2274 в размере 4 382 862 руб., а также в части установленного штрафа в размере 876 572, 49 руб.
Не согласившись с решением УФНС России по г.Москве, полагая, что установленная решением Московского городского суда от 22.05.2018 по делу N 3а-1134/2018 кадастровая стоимость не может применяться для целей, предусмотренных налоговым законодательством, до 01.01.2017, в том числе для исчисления налога на имущество за 2016 год, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции, вопреки доводам заявителя жалобы, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
В соответствии с п.1 ст.372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей Кодекса, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу п.2 ст.378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации устанавливаются особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подп.1, 2 п.1 ст.378.2 НК РФ.
В целях реализации Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 26.11.2015 N 786-ПП) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2016 год (далее также - Перечень), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Объект недвижимого имущества (здание) с кадастровым номером 77:01:0003004:1022, расположенный по адресу: г.Москва, ул.Земляной Вал, д.33, а также все помещения, входящие в его состав, включены в Перечень на 2016 год.
Постановлением N 688-ПП в рамках государственной кадастровой оценки утверждена кадастровая стоимость объектов капитального строительства на 01.01.2014, в том числе в отношении помещения с кадастровым номером 77:01:0003004:2274 в размере 125 865 815,50 руб., которая применяется к отношениям, возникшим с 01.01.2015 по 31.12.2016.
Обществом исчислен налог на имущество организаций за 2016 год исходя из вышеуказанной стоимости объектов.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 08.11.2016 N 51-6317/2016, принятым по результатам рассмотрения заявления представителя Департамента городского имущества города Москвы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе, помещения с кадастровым номером 77:01:0003004:2274, поданного на основании недостоверности сведений об указанном объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости признаны недостоверными.
Во исполнение указанного решения заказчик кадастровых работ - Департамент городского имущества города Москвы определил кадастровую стоимость помещения с учетом установленных Комиссией достоверных сведений об объекте недвижимости.
Результаты пересмотра кадастровой стоимости в размере 1 840 739 266, 50 руб. в установленном законом порядке 27.12.2016 внесены в Государственный кадастр недвижимости.
Инспекция при вынесении оспариваемого решения руководствовалась положениями главы 30 НК РФ, а также сведениями, полученными в порядке ст.85 НК РФ.
Согласно п.13 ст.378.2 НК РФ организация в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и кадастровой стоимости (одной четвертой кадастровой стоимости) этого имущества.
В силу п.1 ст.380 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Налоговая ставка на 2016 год установлена в размере 1,3% в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости (ст.2 Закона г.Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций").
В соответствии с п.2 ст.375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных ст.378.2 НК РФ.
Изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено данным пунктом (п.15 ст.378.2 НК РФ).
Изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Решением Московского городского суда от 22.05.2018 по делу N 3а-1134/2018 кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003004:2274 установлена в размере его рыночной стоимости, равной 1 503 596 000 руб., и определена по состоянию на 01.01.2016.
Таким образом, поскольку решением комиссии признана недостоверной кадастровая стоимость, утв. Постановлением N 688-ПП, а кадастровая стоимость, утв. постановлением Правительства Москвы N 937-ПП на период 2016 год не может быть применена по основаниям, изложенным выше, налог на имущество должен быть определен из сведений, достоверно свидетельствующих о рыночной стоимости объекта недвижимости на 2016 год.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, таким доказательством является судебная экспертиза, проведенная судом общей юрисдикции.
Учитывая, что решение Мосгорсуда принято на основании обращения самого налогоплательщика и результатов проведенной судебной оценки определения рыночной стоимости объекта, которая является объективной, не оспорена сторонами, утверждена надлежащим образом, указанная экспертиза подлежит применению в силу Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ и ст.378.2 НК РФ.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно отклонил ходатайство заявителя о проведении по делу судебно-оценочной экспертизы по вопросу определения рыночной стоимости помещений по состоянию на 01.01.2014, а также пришел к выводу, что с учетом установленной решением Московского городского суда от 22.05.2018 по делу N 3а-1134/2018 кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером 77:01:0003004:2274 по состоянию на 01.01.2016 в размере его рыночной стоимости, равной 1 503 596 000 руб., Управлением обоснованно установлено, что сумма исчисленного налога за 2016 год в отношении указанного объекта должна составлять 19 546 748 руб. С учетом самостоятельно начисленного налога в размере 1 636 256 руб. сумма заниженного налога составляет 17 910 492 руб.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о принятии Управлением решения путем пересмотра решения Инспекции за 2016 год в незаконном порядке в силу следующего.
В соответствии с п.3 ст.31 НК РФ вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2010 N 595-0-0, Постановлению Конституционного Суда РФ от 24.03.2017 N 9-П НК РФ предполагает возможность отмены или изменения решений нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия законодательству о налогах и сборах вышестоящим налоговым органом (п.3 ст.31 НК РФ), что имеет целью восстановление в административном порядке законности, нарушенной неправомерным актом нижестоящего органа, по инициативе самого вышестоящего налогового органа, осуществляющего текущий контроль за деятельностью нижестоящих органов.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ в Определении от 31.10.2017 N 305-КГ17-5672 по делу N А40-101850/2016 указала, что в данном случае предусматривается право государства (вышестоящего налогового органа), выявившего ошибку в определении налоговой обязанности, исправить ее по собственной инициативе, и такое регулирование согласуется со ст.57 Конституции Российской Федерации, из содержания которой усматривается, что определение размера налоговой обязанности не является предметом усмотрения налогоплательщиков и налоговых органов, налоги должны уплачиваться в законно установленном размере.
Относительно довода ООО "ИнвестНедвижимость" об отсутствии доказательств подписания обжалуемого решения уполномоченным лицом, суд обоснованно исходил из того, что решение УФНС России по г.Москве от 27.10.2020 N 24-23/4/164334@ подписано Советником государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Царевой Т.М.
Приказом ФНС России от 20.03.2019 N ММВ-10-4/349@ с 26.03.2019 Царева Т.М. назначена на должность заместителя Руководителя Управления сроком на один год.
Приказом ФНС России от 18.02.2020 N ЕД-10-4/199@ Царевой Т.М. продлен срок замещения должности заместителя руководителя Управления на один год до 26.03.2021.
В соответствии с п.12 должностного регламента от 26.03.2019 при исполнении служебных обязанностей Царева Т.М. вправе самостоятельно принимать решения по вопросам, в том числе, отмены или приостановления действий, решений нижестоящих налоговых органов и иным вопросам.
При таких данных оспариваемое решение налогового органа является законным, а вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований - правомерным.
Доводы заявителя апелляционной жалобы, связанные с иным толкованием норм права, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Относительно заявленного Обществом в суде апелляционной инстанции ходатайства о назначении судебной оценочной экспертизы по делу, то предусмотренных ч.1 ст.87 АПК РФ оснований для ее проведения судом не установлено, в связи с чем в удовлетворении данного ходатайства отказано, что отражено в протоколе судебного заседания от 17.08.2021.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы не представлено доказательств уплаты государственной пошлины по жалобе, указанная государственная пошлина подлежит взысканию с ООО "ИнвестНедвижимость" в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.05.2021 по делу N А40-217838/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "ИнвестНедвижимость" в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-217838/2020
Истец: ООО "ИНВЕСТНЕДВИЖИМОСТЬ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ИФНС N9 по г. Москве, Правительство Москвы