г. Хабаровск |
|
30 августа 2021 г. |
А73-5614/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от администрации города Хабаровска: Леонов А.К., представитель по доверенности от 05.11.2020 N 1.1.29-216;
от главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Хабаровска
на решение от 08.06.2021
по делу N А73-5614/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению администрации города Хабаровска
к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
администрация города Хабаровска (далее - заявитель, администрация г. Хабаровска, администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - управление контроля, управление) о признании недействительным предписания от 21.01.2021 N П2021-02.1-0856.
Решением суда от 15.06.2021 в удовлетворении заявленного администрацией требования отказано.
Не согласившись с судебным актом, администрация г. Хабаровска обжаловала его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы ссылается на неисполнимость предписания, поскольку на момент его выдачи не имелось постановления администрации г. Хабаровска о признании дома аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, в спорном МКД имеются жилые помещения, как находящиеся в собственности граждан, так и в муниципальной собственности, которые занимают граждане - наниматели, в то время как положения статьи 32 ЖК РФ можно применить лишь к собственникам жилых помещений и невозможно применить к нанимателям. Так же указывает на то, что администрацией выполнены все возложенные на нее законом действия по исполнению обжалуемого предписания еще до его выдачи, в связи с чем оснований для его выдачи не имелось. Просит решение отменить, заявленное требование удовлетворить.
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, жалобу удовлетворить.
Управление контроля участие в заседании суда не принимало, возражений на жалобу не представило. Жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьей 2156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, выслушав представителя администрации, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 16.12.2020 N 2696-р управлением в отношении администрации 21.01.2021 проведена внеплановая проверка.
Результаты указанной проверки зафиксированы в акте проверки от 21.01.2021 N П2020-02.1 -0856.
В ходе проверочных мероприятий управлением было установлено, что ранее выданное администрации предписание N П2020-02.1-0791 от 13.11.2020 исполнено последней частично: мероприятие по устранению нарушения путем принятия решения в соответствии с пунктом 47 Положения N 47 выполнено; мероприятия по устранению нарушения части 10 статьи 32 ЖК РФ, и принятие срочных мер по расселению граждан, проживающих в МКДN 19 по ул. Советской в г. Хабаровске (1942 года постройки, двухэтажный, деревянный) не выполнены. Сохраняется угроза причинения вреда здоровью и жизни граждан, проживающих в МКД.
В связи с чем, администрации выдано предписание от 21.01.2021 N П2020-02.1-0856, согласно которому необходимо устранить нарушения части 10 статьи 32 ЖК РФ путем принятия срочных мер по расселению граждан, проживающих в аварийном доме.
Не согласившись с выданным предписанием, администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Установление требований к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и, в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, осуществляется межведомственной комиссией на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проведенной оценки соответствия помещения установленным требованиям, оценки соответствия указанных помещений и дома установленным требованиям по заявлению собственника помещения или заявлению гражданина (нанимателя) с приложением документов, представленных заявителем, в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение N 47).
Действие Положения N 47 распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Положения N 47 уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42 Положения N 47).
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в данном положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 положения N 47).
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения N 47).
Таким образом, к полномочиям органа местного самоуправления относится решение вопроса по отселению физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и определение такого срока, который должен быть разумным.
В соответствии с подпунктом 2 части 2 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Таким образом, очередность расселения в рамках Федерального закона N 185-ФЗ зависит не от категории граждан, а от критериев, установленных нормами Федерального закона N 185-ФЗ применительно к аварийному многоквартирному дому.
Таким образом, учитывая, что по состоянию на 01.06.2005 степень физического износа спорного МКД составила 68%; при проведении проверок 29.04.2019 и 13.11.2020 управлением выявлена динамика деформаций и разрушений несущих и ненесущих конструкций МКД, что создает реальную угрозу их обрушения в любое время, и, как следствие, влечет за собой угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан, проживающих в МКД, при этом администрацией не представлены документы, подтверждающие проведение мероприятий по расселению жителей из аварийного МКД; учитывая наличие принятого Межведомственной комиссией решение о выявлении оснований в соответствии с требованиями, установленными Положением, для признания МКД N 19 аварийным и подлежащим сносу, управление контроля пришло к правомерному выводу о том, что администрации необходимо принять срочные меры по расселению граждан, проживающих в МКД, в связи с чем и было выдало оспариваемое предписание.
Доводы о неисполнимости предписания, а так же отсутствии оснований для его выдачи ввиду отсутствия на момент выдачи предписания постановления администрации г.Хабаровска о признании дома аварийным и подлежащим сносу, апелляционной коллегией отклоняются, поскольку принятие соответствующего постановления отнесено к компетенции администрации, более того, такое постановление должно было быть принято в ходе исполнения администрацией первоначального предписания от 13.11.2020.
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно отказано администрации в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным предписания от 21.01.2021 N П2021-02.1-0856.
При вынесении решения судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08.06.2021 по делу N А73-5614/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5614/2021
Истец: Администрация города Хабаровска
Ответчик: Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края