г.Москва |
|
30 августа 2021 г. |
Дело N А40-119240/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Веклича Б.С.,
судей: Елоева А.М., Сазоновой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Насрутиновым К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Теплострой"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.05.2021 по делу N А40-119240/19
по иску ПАО "Московская объединенная энергетическая компания"
к ООО "Теплострой"
третье лицо Департамент экономической политики и развития города Москвы,
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Цветкова В.Г. по доверенности от 19.01.2021;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Московская объединенная энергетическая компания" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к ООО "Теплострой" о взыскании задолженности в размере 1 099 181 руб. 68 коп., пени в размере 237 980 руб. 14 коп. (с учетом уточнения требований в порядке ст.49 АПК РФ).
Решением суда от 31.05.2021 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Истец возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу.
Дело рассмотрено судом в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор теплоснабжения от 22.11.2016 N 07.662440ПТЭ в редакции дополнительного соглашения от 03.02.2020.
Во исполнение принятых на себя обязательств истец в период с 01.11.2018 по 31.12.2018 (с учетом заключенного между сторонами дополнительного соглашения к договору теплоснабжения от 22.11.2016 N 07.662440ПТЭ) поставил ответчику теплоэнергию, что подтверждается актами приемки-передачи энергоресурсов, составленными с использованием данных посуточных ведомостей с приборов учета, а при отсутствии приборов учета - в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и согласованными сторонами условиями договора.
Истец обязательства по договору исполнил надлежащим образом и в полном объеме, поставив ответчику тепловую энергию в соответствии с принятыми на себя обязательствами в отношении количества, качества и сроков ее поставки.
Однако ответчик, в нарушение принятых на себя обязательств, поставленную тепловую энергию в полном объеме не оплатил, в результате чего задолженность ответчика составила 1 099 181 руб. 68 коп.
Согласно расчету истца размер пени составляет 237 980 руб. 14 коп. за период с 21.12.2018 по 05.04.2020 и с 01.01.2021 г. по 15.03.2021.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истцом условия договора исполнены, ответчиком оплата не произведена, доказательств обратного не представлено, сумма пени начислена обоснованно и рассчитана верно.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
Порядок расчетов между сторонами установлен разделом 6 договора N 07.662440ПТЭ от 22.11.2016.
Расчетным периодом по настоящему договору является календарный месяц (расчетный период или месяц). Оплата за коммунальные ресурсы производится исполнителем ежемесячно окончательно до 20-го числа месяца, следующего за расчетным. При этом плановое количество (договорные величины) тепловой энергии, поставляем поставщиком покупателю, устанавливается по каждой точке поставки и с разбивкой по месяцам определено в приложении N 2 к договору (п.2.1).
Согласно п.2.3 договора фактическое количество поданной поставщиком и принятой покупателем тепловой энергии определяется по показаниям приборов учета, допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями Правил коммерческого учета. Указанные приборы учета должны обеспечивать отдельный учет тепловой энергии, использованной покупателем для приготовления горячей воды с использованием оборудования тепловых пунктов, указанных приложении N 1 к договору.
В подтверждение объема поставленного ресурса прилагаю месячные протоколы учета тепловой энергии и теплоносителя, подписанные ответчиком, а также акты периодической проверки узла учета тепловой энергии и теплоносителя у потребителя за спорный период, подписанные, в том числе и представителем ответчика.
В силу положений ч.2 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители приобретают тепловую энергию на основании заключенных договоров теплоснабжения. В случае поставки тепловой энергии на центральные тепловые пункты для целей приготовления горячей воды владелец центрального тепловой пункта выступает в качестве потребителя тепловой энергии.
Согласно положениям ч.7 ст.15 Закона о теплоснабжении договор поставки тепловой энергии является для ПАО "МОЭК" публичным договором.
Учитывая публичный характер данного договора, в силу требований п.4 ст.426 Гражданского кодекса РФ договор поставки тепловой энергии должен соответствовать обязательным правилам, установленным для заключения и исполнения такого рода договоров.
При этом законодательство о теплоснабжении содержит императивные требования, предъявляемые к порядку определения объема поставленной тепловой энергии, который подлежит включению в договор поставки тепловой энергии.
Согласно требованиям ч.ч.2 и 3 ст.19 Закона о теплоснабжении объем поставленной тепловой энергии определяется на основании прибора учета. Отсутствие надлежащего и работоспособного прибора учета, фиксирующего объем поставленной потребителю тепловой энергии, влечет необходимость применения расчетного способа определения объема поставленной тепловой энергии на основании тепловых нагрузок.
Таким образом, объем тепловой энергии определяется либо приборным, либо расчетным методом.
В п.2.3 договоров в полном соответствии с указанными требованиями законодательства предусмотрено применение приборного метода определения объема поставленной тепловой энергии. Так, объем поставленной на ЦТП тепловой энергии определяется на основании показаний приборов учета тепловой энергии, установленных в принадлежащих ответчику центральных тепловых пунктах. Таким образом, объем поставленного ресурса определяется в полном соответствии с требованиями ч.2 ст.19 Закона о теплоснабжении.
При этом п.2.3 договоров предусмотрено исключительно распределение объема поставленной тепловой энергии по разным видам тепловых нагрузок (на горячее водоснабжение, на отопление).
Отсутствие в договоре сведений о распределении объемов тепловой энергии в зависимости от вида тепловых нагрузок привело бы к необходимости применения расчетного метода определения объема ресурса в соответствии с п.п.120, 121 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034.
Применение расчетного метода привело бы к увеличению стоимости поставленной ответчику тепловой энергии. Таким образом, п.п.2.3 договоров содержат порядок применения приборного метода в полном соответствии с требованиями законодательства о теплоснабжении.
Кроме того, указанный пункт содержит сведения о тепловых нагрузках на горячее водоснабжение, которые позволяют применять приборный метод.
Порядок определения объема поставленной тепловой энергии по публичному договору носит императивный характер и не может быть изменен по соглашению сторон.
В соответствии с п.п.12-14 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406, тариф устанавливается органом регулирования на основании документов, представленных организацией, осуществляющей горячее водоснабжения.
При этом в составе заявки на установление тарифа представляются документы, обосновывающие расходы, необходимые для осуществления деятельности по горячему водоснабжению.
Таким образом, установление ответчику обоснованного тарифа на горячую воду поставлено в зависимость от следующих факторов:
- от полноты и достоверности представленных ответчиком документов, подтверждающих размер расходов, включая расходы на тепловую энергию, необходимую для подогрева воды;
- от принятия Департаментом экономической политики и развития города Москвы обоснованного решения по результатам рассмотрения тарифного дела.
Таким образом, установление экономически обоснованного тарифа поставлено в зависимость от действий непосредственно ответчика и действий третьего лица.
ПАО "МОЭК", поставляющее ответчику тепловую энергию и приобретающее горячую воду не вправе, влиять на размер установленного для ответчика тарифа на горячую воду. В случае установления ответчика экономически необоснованного тарифа он вправе оспорить действия органа регулирования. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 N 533 утверждены Правила рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов).
В соответствии с п.п.1, 2 указанных правил, споры, связанные с разногласиями по установлению тарифов, возникающие между органом регулирования и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, рассматриваются ФАС России в порядке, предусмотренными данными правилами.
Ответчиком не представлены доказательства, в соответствии с которыми ответчику установлен экономически необоснованный тариф в связи с наличием причин, которые ответчик не мог преодолеть. Напротив, указанный тариф установлен на основании документов, которые подготовлены непосредственно ответчиком и представлены им в орган регулирования.
Кроме того, полагая, что ему установлен необоснованный тариф на горячую воду, ответчик не воспользовался возможностью по оспариванию указанного тарифа.
Отношения по приобретению указанной горячей воды регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а не законодательством о теплоснабжении. Положения ч.6 ст.13 Закона о водоснабжении устанавливают порядок оплаты горячей воды по договору водоснабжения с применением утвержденных тарифов на горячую воду.
В соответствии с п.93.2 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 7 N 406, орган регулирования устанавливает однокомпонентный тариф в расчете на 1 куб. метр горячей воды (рублей/куб. метр).
Объем тепловой энергии, затраченной для приготовления горячей воды, не имеет значения при расчетах с абонентом на основании однокомпонентного тарифа.
ООО "Теплострой" с учетом данных обстоятельств утвержден однокомпонентный тариф на горячую воду. ПАО "МОЭК", приобретая горячую воду, надлежащим образом исполняет обязанность по оплате горячей воды с применением указанного однокомпонентного тарифа. При этом определение объема горячей воды в соответствии с ч.4 ст.20 Закона о водоснабжении осуществляется на основании показаний прибора учета, а в случае отсутствия таких показаний - расчетным способом.
Таким образом, абонент приобретает горячую воду в метрах кубических по установленному однокомпонентному тарифу на горячую воду. При расчетах за горячую воду с применением однокомпонентного тарифа абонент оплачивает не тепловую энергию, затраченную для подогрева холодной воды, а непосредственно горячую воду. При этом между отношениями по поставке тепловой энергии для нужд приготовления горячей воды и отношениями по поставке горячей воды нет никакой взаимосвязи. Расчеты за поставленную тепловую энергию осуществляются на основании утверждённого тарифа на тепловую энергию, а расчеты за горячую воду осуществляются с применением самостоятельного тарифа на горячую воду.
При этом установленный ответчику тариф на горячую воду поставлен в зависимость исключительно от решения органа регулирования и от тех документов, которые ООО "Теплострой" представило в орган регулирования.
На ПАО "МОЭК" не могут возлагаться неблагоприятные последствия установления экономически необоснованного тарифа, вызванного неподтверждением со стороны ответчика всех расходов, возникающих при приготовлении горячей воды.
Ответчик замечаний относительно объемов поставленных энергоресурсов своевременно в адрес ПАО "МОЭК" не направил.
Обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или
Тарифы на тепловую энергию устанавливаются органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов, и применяются в соответствии с действующим законодательством РФ.
Расчет объема потребленной теплоэнергии произведен истцом в соответствии с условиями Договора, на основании показаний приборов учета и установленного тарифа.
В рассматриваемом случае объем потребленного ресурса рассчитан истцом исходя из показаний прибора учета, предоставленных самим ответчиком. В адрес ответчика направлены акты, счета - фактуры, которые подписаны ответчиком и возвращены истцу в соответствии с условиями договора.
Экономическая нецелесообразность сложившихся правоотношений для ответчика не может служить основанием для отказа от оплаты по договору.
Вопреки доводам ответчика расчет объема потребленной теплоэнергии произведен истцом в соответствии с условиями договора, на основании показаний приборов учета и установленного тарифа. Применение коэффициента, указанного в протоколе Департамента экономической политики и развития г. Москвы, на который ссылается ответчик, договором не предусмотрено. Документального обоснования обязанности истца по применению коэффициента ответчиком не представлено.
Как указано в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 апреля 2020 года, приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренного законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий), как в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, так и в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, и, соответственно, плательщики освобождены от уплаты неустоек за соответствующий период. Названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2020 года до 1 января 2021 года, независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате 11 которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 6 апреля 2020 года, если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" дополнена ст.15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" ч.ч.9.1. - 9.4. и ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с п.61 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" если размер неустойки установлен законом, то в силу п.2 ст.332 Гражданского кодекса РФ он не может быть по заранее заключенному соглашению сторон уменьшен, но может быть увеличен, если такое увеличение законом не запрещено".
В Обзоре судебной практики Верховного суда РФ N 3 (2016) от 19.10.2016 указано, указано, что при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения.
По смыслу данной нормы, закрепляющей механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения.
Согласно Обзору Президиума ВС РФ от 21.04.2020 отсутствие у должника необходимых денежных средств по общему правилу не является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся судом на ответчика.
Руководствуясь ст.ст.110, 176, 266-269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.05.2021 по делу N А40-119240/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Теплострой" в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-119240/2019
Истец: ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "ТЕПЛОСТРОЙ"