г. Москва |
|
26 августа 2021 г. |
Дело N А40-59018/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Частной компании с ограниченной ответственностью "Гарденз Корпорейшн Б.В."
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.07.2021 г. по делу N А40-59018/21,
по заявлению Частной компании с ограниченной ответственностью "Гарденз Корпорейшн
Б.В."
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Москве
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Корнеев О.А. по доверенности от 14.04.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Частная компания с ограниченной ответственностью "Гарденз Корпорейшн Б.В." (далее - Заявитель, ЧКОО "Гарденз Корпорейшн Б.В.", Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Москве (далее - Заинтересованное лицо, ИФНС N 2 по г. Москве, Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным Решения Инспекции об отказе в привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения N 2212 от 23.10.2020 г., которым ЧКОО "Гарденз Корпорейшн Б.В." начислена недоимка в сумме 3 743 290 руб. за налоговый период, соответствующий 12 месяцам 2018 года.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.07.2021 г. в удовлетворении заявления ЧКОО "Гарденз Корпорейшн Б.В." отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ЧКОО "Гарденз Корпорейшн Б.В." обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ИФНС возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
ЧКОО "Гарденз Корпорейшн Б.В.", надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Заявитель указал, что в период с 12.03.2020 г. по 12.06.2020 г. в отношении Общества Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации "Налоговая декларация по налогу на имущество организаций" за 12 месяцев 2018 года, представленной в инспекцию 12.03.2020 г.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт налоговой проверки от 30.06.2020 г. N 5479 и вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.10.2020 г. N 2212 (далее - Решение), которыми Заявителю доначислен налог на имущество организаций за 2018 год, подлежащий уплате в бюджет, на сумму 10 674 365 руб.
Позднее в вышеназванное Решение Инспекция внесло изменение в части суммы недоимки, которая, согласно письму о внесении изменений в решение N 2212 от 09.12.2020 г. N 24-09/57535, составила 3 743 290 руб.
02.12.2020 г., не согласившись с вышеуказанным решением, в рамках соблюдения досудебного порядка урегулирования спора (пункт 2 части 1 статьи 138 НК РФ) Заявитель оспариваемое решение обжаловал в установленном порядке путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по г. Москве.
Управление, рассмотрев жалобу Заявителя, своим решением от 28.12.2020 г. N 21-10/203439 отменило решение Инспекции от 23.10.2020 г. N 2212 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части применения для расчёта суммы доначисленного налога недостоверной кадастровой стоимости спорного объекта с кадастровым номером 77:01:0003050:1058 в размере 2 533 061 626 руб.
Одновременно, УФНС России по г. Москве своим решением от 28.12.2020 г. N 21-10/203439@ обязало Инспекцию произвести перерасчёт суммы налога, подлежащего уплате Заявителем в бюджет по Решению от 23.10.2020 г. N 2212, исходя из достоверной кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, установленной Решением Московского городского суда от 18.12.2017 г. по делу N За-2628/2017, в размере 1 820 977 000 руб., о чем уведомить Управление ФНС России по г. Москве в пятидневный срок с момента получения настоящего решения.
30 декабря 2020 года, Инспекция своим письмом N 05-11/61840 уведомила УФНС России по г. Москве о произведенном перерасчете суммы налога на имущество организаций, подлежащего уплате Заявителем в бюджет, исходя из достоверной кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, установленной Решением Московского городского суда от 18.12.2017 г. по делу N За-2628/2017 в размере 1 820 977 000 руб.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, обоснованно руководствовался следующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Заявителю на праве собственности принадлежат следующие объекты: недвижимое имущество (Здание) расположенное по адресу: 129090, г. Москва, пр-кт Мира,26. Кадастровый номер объекта 77:01:0003050:1069. Доля собственности - 100%. Площадь объекта-2078,80 кв. м.; недвижимое имущество (Здание) расположенное по адресу: 129090, РОССИЯ, Москва г, пр-кт Мира, 26. Кадастровый номер объекта 77:01:0003050:1070. Доля собственности - 100%. Площадь объекта - 1029 кв. м.; недвижимое имущество (Здание) расположенное по адресу: 129090, г. Москва г, пр-кт Мира, 26, стр4. Кадастровый номер объекта 77:01:0003050:1071. Доля собственности -100%. Площадь объекта - 552.20 кв. м.; недвижимое имущество (Здание) расположенное по адресу: 129090, г. Москва г, пр-кт Мира, 26, 7. Кадастровый номер объекта 77:01:0003050:1094. Доля собственности - 100%. Площадь объекта - 442.80 кв. м.; недвижимое имущество (Здание) расположенное по адресу: 129090, РОССИЯ, Москва г, пр-кт Мира, 26, 2. Кадастровый номер объекта 77:01:0003050:3486. Доля собственности - 100%. Площадь объекта - 1662.20 кв. м.; недвижимое имущество (Здание) расположенное по адресу: 129090, Москва г, пер Ботанический, 5. Кадастровый номер объекта 77:01:0003050:1058. Доля собственности -100%. Площадь объекта-14013.10 кв. м.
Постановлением Правительства г. Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" адреса: 129090, г. Москве, пр-кт Мира, 26, 26 стр. 4, 26 стр. 7, 26 стр. 2, пер Ботанический, включены в перечень объектов на 2018 год, налоговая база по которым исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Правительство Москвы Постановлением от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г." утвердило результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве.
Подпунктами N 666413/666424/666425/666448/668796 Таблицы 3 "Значения показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" являющейся приложением к Постановлению Правительства г. Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером 77:01:0003050:1058 составила 2 533 061 626,17 руб., с кадастровым номером 77:01:0003050:1069 составила 478 684 818,06 руб., с кадастровым номером 77:01:0003050:1070 составила 67 037 065,62 руб., с кадастровым номером 77:01:0003050:1094 составила 9 424 143,40 руб., с кадастровым номером 77:01:0003050:3486 составила 35 376 718,95 руб.
Кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером 77:01:0003050:1069 в соответствии с Решением Московского городского суда от 24 января 2018 года составила 342 486 000 руб.
Решением Московского городского суда от 18.12.2017 г. по делу N За-2628/2017, кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером 77:01:0003050:1058 установлена в размере 1 820 977 000 руб.
В представленной в Инспекцию уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2018 год Заявителем исчислена сумма налога в отношении объекта с кадастровым номером 77:01:0003050:1058 исходя из стоимости объекта в размере 1 521 400 847 руб., Заявитель исключил из кадастровой стоимости произвольно сумму, составляющую 18% его стоимости (размер будущего налога на добавленную стоимость при совершении сделки).
Как следует из оспариваемого Решения, Заявитель должен был исчислить и уплатить налог на имущество организаций за 2018 год исходя из кадастровой стоимости объектов в следующих размерах: 2 533 061 626,17 руб., 67 037 065,62 руб., 9 424 143,40 руб., 35 376 718,95 руб. и 342 486 000 руб. в связи с чем, Общество занизило налоговую базу по налогу на имущество организаций за 2018 год на сумму 1 059 164 429 руб. и сумму налога, подлежащую уплате в бюджет за 2018 год на 10 674 365 руб.
В заявлении об оспаривании Решения Инспекции Заявитель казал, что в налоговом расчете указана кадастровая стоимость в отношении вышеупомянутых спорных объектов, за вычетом суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) (18%).
Согласно решению Инспекции исчисление суммы налога на имущество организаций подлежащего уплате в бюджет по итогу 2018 года должно производиться Обществом исходя из кадастровой стоимости спорного объекта, определенной Решением Московского городского суда от 18.12.2017 г. по делу N За-2628/2017, а также Постановлением Правительства г. Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года", что по данным камеральной проверки, сумма доначисленного налога по итогам отчётного периода (2018 год) составляет 10 674 365 руб. (с учетом изменений, внесенных в решение письмом Инспекции от 09.12.2020 г. N24-09/57535 - недоимка в размере 3 743 290 руб.)
Заявитель не согласен с доначислением Инспекцией суммы налога на имущество организаций подлежащего уплате в бюджет по итогу 2018 года в сумме 3 743 290 руб., так как считает, что кадастровая стоимость в отношении спорных объектов определена Инспекцией некорректно, т.к. в кадастровую стоимость включена сумма НДС (которая может возникнуть в будущих налоговых периодах в случае реализации имущества). В данной связи Компания полагает, что доначисление суммы налога на имущество организаций подлежащего уплате в бюджет по итогу 2018 года основано на неверном применении налогового законодательства РФ.
Доводы, содержащиеся в Заявлении Общества сводятся к тому, что Инспекция допустила правоприменение статьи 378.2 НК РФ в нарушение требований статей 3, 21, 32, 38 НК РФ в их взаимном толковании при исчислении налога на имущество организаций.
Заявитель на основании Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ, Закон об оценочной деятельности) оспорил результаты определения кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером 77:01:0003050:1058, утвержденные Постановлением Правительства г. Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-1Ш "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве", в Московском городском суде, который по результатам рассмотрения заявления Общества вынес решение от 18.12.2017 г., которым была определена кадастровая стоимость в размере рыночной.
Заявитель, считая, что определенная Московским городским судом рыночная стоимость здания для целей налогообложения должна быть рассчитана без учета НДС, ввиду незаконности учета данного налога в качестве элемента налоговой базы по налогу на имущество организаций, в расчете и уточнённой налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 12 месяцев 2018 года Общество исключило из определенной Решением Московского городского суда от 18.12.2017 г. измененной кадастровой стоимости сумму НДС.
Таким образом, налогоплательщик самостоятельно применил для целей налогообложения имущества иную кадастровую стоимость, отличную от кадастровой стоимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости.
Суд первой инстанции установил, что налоговый орган, начисляя налог с кадастровой стоимости, определенной Решением Московского городского суда от от 18.12.2017 г. по делу N За-2628/2017, а также Постановлением Правительства г. Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП руководствовался положениями пункта 15 статьи 378.2 НК РФ и Федерального закона N 135-ФЗ, не позволяющими собственникам объектов недвижимости самостоятельно определять кадастровую стоимость и, как следствие, налоговую базу по налогу на имущество организаций.
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ в действующей в спорный период редакции, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
В силу пункта 15 статьи 378.2 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Отношения, связанные с определением кадастровой стоимости, регулируются Законом об оценочной деятельности.
Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости, определенной в рамках проведенной государственной кадастровой оценки, путем ее установления в размере рыночной стоимости.
После завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав для их внесения в Единый государственный реестр недвижимости (абзацы первый, второй статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Таким образом, установленный законодательством порядок пересмотра результатов определения кадастровой стоимости не предполагает возможность произвольного изменения сведений о кадастровой стоимости, внесенных в государственный реестр, в том числе посредством ее уменьшения на суммы НДС расчетным способом или на основании иных данных.
Закон об оценочной деятельности допускает отражение в государственном реестре лишь тех сведений о кадастровой стоимости, которые указаны в решении комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решении суда, принятых по результатам рассмотрения спора в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности.
Соответственно, именно указанные в государственном реестре сведения о кадастровой стоимости, при условии, что они внесены без допущения технической ошибки, должны использоваться для налогообложения.
Кроме того, как указано в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.04.2018 г. N Д23и-1986 "О применении кадастровой стоимости для целей налогообложения", порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
В случаях, когда Налоговым кодексом Российской Федерации для целей налогообложения на имущество организаций предусматривается использование сведений о кадастровой стоимости такого имущества, порядок расчета налоговой базы не предусматривает каких-либо корректировок (поправочных коэффициентов, вычетов и т.д.) к величине кадастровой стоимости.
В свою очередь, кадастровая стоимость является конкретной величиной на установленный период времени, определенной в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в будущем - в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке") и внесенной в Единый государственный реестр недвижимости.
Порядок применения кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, установленный статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", не предусматривает возможность использования скорректированной величины кадастровой стоимости, не содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, использование иной кадастровой стоимости (отличной от кадастровой стоимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации) для целей налогообложения на имущество организаций действующим законодательством не предусмотрено.
Аналогичная позиция содержится также в письмах Минфина России от 06.07.2018 г. Хв 03-07-14/47099; от 25.04.2018 г. N 03-05-04-01/28063; от 16.08.2017 г. N ЗН-4-21/16190; от 23.04.2018 г. N 03-05-05-01/27098; от 21.04.2017 г. N 03-05-05-01/24003.
Верховный Суд Российской Федерации в Определениях от 14.02.2019 г. по делу N А40-196670/2017-107-3004 (305-КГ18-20813), от 15.02.2019 г. по делу N А40-222618/2017 (305-КГ18-21673) и от 13.06.2019 г. N 305-ЭС19-7920 об отказе в передаче кассационных жалоб ОАО "Институт Стекла" в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации указал, что именно указанные в государственном реестре сведения о кадастровой стоимости, при условии, что они внесены без допущения технической ошибки, должны использоваться для налогообложения. Верховный Суд Российской Федерации также отметил, что при рассмотрении налогового спора суд не вправе давать оценку тому, является ли установленная в порядке статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость правильной и необходимо ли её уменьшение на величину НДС, поскольку решение данного вопроса законом выведено в отдельную административную и судебную процедуру.
Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации в Определениях по данным делам также указал, что установленный законодательством порядок пересмотра результатов определения кадастровой стоимости не предполагает возможность произвольного изменения сведений о кадастровой стоимости, внесенных в государственный реестр, в том числе посредством ее уменьшения на суммы НДС расчетным способом или на основании иных данных.
Учитывая изложенное, ни налогоплательщик самостоятельно при составлении декларации и исчислении налоговой базы и налога на имущество организаций, ни арбитражный суд при рассмотрении законности решения налогового органа по результатам камеральной проверки такой декларации, не вправе оценивать законность и обоснованность кадастровой стоимости, внесенной в ЕГРН по результатам рассмотрения споров о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Поскольку при определении рыночной цены на объект оценки устанавливается цена сделки продажи идентичного или однородного объекта, которая в силу пункта 17 Постановление ВАС РФ N 33 и статьи 168 НК РФ включает в себя НДС, то данная сумма налога является элементом рыночной стоимости объекта и не подлежит исключению при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций.
Ссылка на двойное налогообложение в данном случае не принимается, поскольку уплата НДС производится при реализации объекта, а уплата налога на имущество организаций в периоде его владения и пользования.
По общему правилу пункта 2 статьи 375 НК РФ для исчисления налога на имущество организаций берется кадастровая стоимость соответствующих объектов недвижимости, установленная по состоянию на 1 января года налогового периода.
Следовательно, в силу положений пункта 15 статьи 378.2 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении спорного объекта за 2018 год определяется в соответствии с кадастровой стоимостью, установленной Решением Московского городского суда от 18.12.2017 г. по делу N За-2628/2017, а также Постановлением Правительства г. Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП, и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости.
Согласно информации, полученной из Управления Росреестра по Москве в рамках статьи 85 НК РФ, кадастровая стоимость спорных объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 77:01:0003050:1058, 77:01:0003050:1069, 77:01:0003050:1070 77:01:0003050:1094, 77:01:0003050:3486 внесена в ЕГРН в размерах, установленных Решением Московского городского суда от 18.12.2017 г. по делу N За-2628/2017, а также Постановлением Правительства г. Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП.
Принимая во внимание полученные от органов Росреестра сведения о кадастровой стоимости, у налогового органа отсутствуют основания для исчисления налоговой базы по налогу на имущество организаций использовать иные сведения, отличные от тех, которые содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления ЧКОО "Гарденз Корпорейшн Б.В.".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.07.2021 по делу N А40-59018/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-59018/2021
Истец: ЧКОО Гарденз Корпорейшн Б В
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 2 ПО Г. МОСКВЕ