город Омск |
|
30 августа 2021 г. |
Дело N А46-7839/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8728/2021) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 09.06.2021 по делу N А46-7839/2021, принятое по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ОГРН 1045504007658, ИНН 5503079359, адрес: 644043, Омская область, город Омск, улица Красный путь, дом 3) к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Денисенко Елене Владимировне (ОГРНИП 318554300041208, ИНН 553001043086, адрес: 646732, Омская область, Полтавский район, село Терпенье, улица Мира, дом 64, квартира 1) о взыскании 3 000 000 рублей,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Фертюк Никита Юрьевич, по доверенности от 14.01.2021 N 89 сроком действия 31.12.2022;
от индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Денисенко Елены Владимировны - Серков Сергей Иванович, по доверенности от 18.05.2021 сроком действия 3 года.
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее также - Минсельхозпрод Омской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Денисенко Елене Владимировне (далее также - ответчик) о взыскании 3 000 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.06.2021 по делу N А46-7839/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что ответчиком нарушены условия, предусмотренные подпунктом 2.1 пункта 17 Порядка N 252-п, что выразилось в неприобртении здания родилки (отделение N 2, общей площадью 689,1 кв. м) вопреки плану расходов бизнес-плана проекта "Развитие молочного хозяйства в д. Терпенье Новоильиновского сельского поселения Полтавского района".
В письменном отзыве ИП Денисенко Е.В. не согласилась с доводами подателя апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ИП Денисенко Е.В. возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Индивидуальным предпринимателем Денисенко Еленой Владимировной 19.04.2019 в Минсельхозпрод Омской области подана заявка на участие в конкурсе для предоставления из областного бюджета грантов.
По результатам рассмотрения указанной заявки Минсельхозпродом Омской области и индивидуальным предпринимателем Денисенко Е.В. 20.06.2019 заключено соглашение N 20-НФ о предоставлении из областного бюджета гранта на поддержку начинающих фермеров (далее также - соглашение), предметом которого названо предоставление из областного бюджета в 2019 году гранта на поддержку начинающих фермеров в форме субсидии на финансовое обеспечение затрат получателя.
Средства гранта в общей сумме 3 000 000 рублей зачислены 26.06. 2019 года на счет индивидуального предпринимателя Денисенко Е.В.
Согласно подпункту 2.1 пункта 17 Порядка предоставления из областного бюджета грантов на поддержку начинающих фермеров, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п (в редакции от 10.04.2019) (далее также - Порядок N 252-п), одним из условий предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров является приобретение имущества в соответствии с планом расходов бизнес-плана.
Планом расходов бизнес-плана, пунктом 3.3 соглашения предусмотрено:
1) приобретение коров - 31 гол.;
2) приобретение установки охлаждения молока открытого типа (600 л.) - 1 шт.;
3) приобретение здания родилки (отделение N 2, общей площадью 689,1 кв. м.) - 1 шт.
В соответствии с предоставленным в Минсельхозпрод Омской области отчетом о расходах средств гранта, полученного крестьянским (фермерским) хозяйством, по состоянию на 01.01.2021 индивидуальным предпринимателем Денисенко Е.В. приобретено:
1) коровы - 31 гол.;
2) установка охлаждения молока открытого типа (600 л.) - 1 шт.
Таким образом, истец заключил о нарушении ответчиком условия, предусмотренного подпунктом 2.1 пункта 17 Порядка N 252-п, что выразилось в неприобртении здания родилки (отделение N 2, общей площадью 689,1 кв. м) вопреки плану расходов бизнес-плана проекта "Развитие молочного хозяйства в д. Терпенье Новоильиновского сельского поселения Полтавского района". Срок использования полученного гранта истек 27.12.2020.
В соответствии с пунктом 24 Порядка N 252-п в случае нарушения главами КФХ предусмотренных подпунктами 1 - 7.2 пункта 17 настоящего Порядка условий, установленных при предоставлении грантов на поддержку начинающих фермеров, Министерство в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения указанных нарушений направляет главам КФХ уведомление о возврате грантов на поддержку начинающих фермеров в полном объеме, а в случае выявления факта нецелевого использования полученных грантов на поддержку начинающих фермеров - уведомление о возврате средств, составляющих сумму нецелевого использования.
Минсельхозпродом Омской области 26.02.2021 индивидуального предпринимателя Денисенко Е.В. направлено уведомление о возврате средств областного бюджета, полученных в виде гранта.
Неисполнение указанного требования обусловило обращение Минсельхозпрода Омской области в Арбитражный суд Омской области с настоящим исковым заявлением.
09.06.2021 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Исходя из положений статьи 28, пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - БК РФ), субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий и их использования не по целевому назначению.
Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Частью 2 статьи 78 БК РФ установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в числе прочего, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из части 3 статьи 78 БК РФ следует, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ установлено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктами 24 - 26 Порядка N 252-п в случае нарушения начинающими фермерами условий, установленных при предоставлении грантов на развитие КФХ и единовременной помощи, предусмотрена возможность возврата в бюджет средств гранта в полном объеме, либо в размере, составляющем сумму нецелевого использования.
По условиям заключенного индивидуальным предпринимателем Денисенко Е.В и Минсельхозпродом Омской области соглашения последний предоставил из областного бюджета грант на создание и развитие КФХ в размере 3 000 000 руб., а получатель обязался обеспечить выполнение условий предоставления субсидии, установленных соглашением.
В силу положений пункта 5.3.1 соглашения получатель обязался обеспечить использование субсидии в течение 18 месяцев со дня ее предоставления.
Пунктами 5.3.2, 5.3.5 соглашения предусмотрена возможность возврата субсидии в случаях нарушения условий предоставлении субсидии, а также недостижения установленных значений показателей результативности.
Как установлено судом, условием предоставления субсидии, в том числе было (что следует из плана расходов бизнес-плана, пункта 3.3 соглашения) направление расходов на приобретение коров (31 гол.), установки охлаждения молока открытого типа, здания родилки (отделение N 2, общей площадью 689,1 кв. м.). Срок использования полученного гранта истек 27.12.2020.
Вместе с тем согласно предоставленному в Минсельхозпрод Омской области отчету о расходовании средств гранта по состоянию на 01.01.2020 средства гранта в установленный срок использованы не в полном объеме: по состоянию на 01.01.2021 индивидуальным предпринимателем Денисенко Е.В. приобретены: коровы в количестве 31 голова (договор N КО-38 продажи сельскохозяйственных животных от 09.04.2019), установка охлаждения молока открытого типа (договор поставки N 27-04/20-1 от 27.04.2020).
Приобретение здания родилки среди результатов не отражено.
При этом индивидуальный предприниматель Денисенко Е.В. обратилась в Минсельхозпрод Омской области с заявлением о продлении срока освоения гранта на поддержку начинающих фермеров, по результатам рассмотрения которого конкурсной комиссией принято решение об отказе в согласовании продления ввиду отсутствия документального подтверждения наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих освоению средств гранта на поддержку начинающих фермеров в установленный срок (письмо N ИСХ-21/МСХ-1293 от 25.02.2021).
Вместе с тем, Минсельхозпродом Омской области не были учтены следующие обстоятельства.
Сельскохозяйственным производственным кооперативом "Большевик" (далее также - СПК "Большевик") и индивидуальным предпринимателем Денисенко Е.В 21.03.2019 был заключен договор купли-продажи родильного отделения, 11.07.2019 года состоялась передача указанного объекта (акт передачи).
С целью признания права собственности на здание родильного отделения СПК "Большевик" обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения объектом недвижимого имущества как своим собственным в течение срока приобретательной давности (дело N А46-10227/2019).
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.12.2019 по делу N А46- 10227/2019 в удовлетворении требования отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда судебный акт суда первой инстанции отменён, принят новый, которым постановлено признать право собственности СПК "Большевик" на объект недвижимого имущества: нежилое строение, родильное отделение, кадастровый номер 55:22:130201:230, инвентарный номер 7043, литера А, общей площадью 689,1 кв. м, введено в эксплуатацию с 1987 года, расположенное по адресу: Омская область, Полтавский муниципальный район, д. Терпенье, территория Животноводческая ферма, строение 1 (1,2 км в юго-восточном направлении от д. Терпенье).
Государственная регистрация права собственности СПК "Большевик" на родильное отделение осуществлена 08.09.2020 года. СПК "Большевик" и ответчиком был заключен новый договор купли-продажи, регистрация которого приостановлена в связи с тем, что объект недвижимого имущества может быть отчужден вместе с находящимся под ним земельным участком.
Ввиду обнаружения ненадлежащего оформления прав на земельный участок СПК "Большевик" обратился за межевым планом к кадастровому инженеру, который проводил работы с 01.10.2020 года, в апреле 2021 года земельный участок поставлен на кадастровый учет, проведена государственная регистрация права.
Однако при присвоении адреса земельному участку администрацией Новоильиновского сельского поселения была допущена ошибка, выразившаяся в несовпадении адреса родильного отделения с адресом земельного участка, повлекшая совершение действий, направленных на смену адреса земельного участка и его регистрацию.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела: договор купли-продажи от 21.03.2019, заключённый СПК "Большевик" и индивидуальным предпринимателем Денисенко Е.В., акт от 11.07.2019, выписка из Единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 55:22:130402:219 по состоянию на 31.03.2021, справка (письмо) СПК "Большевик" от 14.01.2021 (о причинах несовершения сделки купли-продажи родильного отделения), уведомление о приостановлении государственной регистрации N КУВД-001/2021-5658670/1 от 01.03.2021.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод о том, что на момент первоначального совершения сделки купли-продажи (21.03.2019) ответчик не знал и не мог знать о наличии препятствий к регистрации договора, приведённые обстоятельства являются единственной причиной несоблюдения индивидуальным предпринимателем Денисенко Е.В. пункта 5.3.1 соглашения (условие о сроке).
Впоследствии ответчиком были приняты исчерпывающе меры для их устранения, условие предоставления гранта по смыслу раздела 3 соглашения в значительной части реализовано.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить следующее.
Последствия отсутствия государственной регистрации договора установлены пунктом 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
В отсутствие государственной регистрации такой договор не влечет юридических последствии для третьих лиц, которые не знали и не должны были знать о его заключении.
Исходя из смысла приведённого, для индивидуального предпринимателя Денисенко Е.В. датой заключения договора купли-продажи родильного отделения надлежит признать 21.03.2019, кроме того, о состоятельности указанной сделки свидетельствует подписание 11.07.2019 акта передачи имущества, отсутствие перечисления денежных средств во исполнение корреспондирующей передаче обязанности исключительно свидетельствует о нахождении такого имущества в залоге у СПК "Большевик".
Таким образом, по существу, условия соглашения ответчиком реализованы, несовершение оплаты за родильное отделение, принятое во владение при установленных фактических обстоятельствах, по убеждению суда, значимым для удовлетворения иска судом не представляется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции сделал соответствующие фактическим обстоятельствам дела выводы и основывался на правильном применении норм материального права, не допустив при разрешении спора нарушений норм процессуального закона. Принятое по делу решение отмене или изменению не подлежит, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Департамент при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платил и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 09.06.2021 по делу N А46-7839/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7839/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП ДЕНИСЕНКО ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА