город Омск |
|
30 августа 2021 г. |
Дело N А75-6015/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8622/2021) общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "За ручьем" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.06.2021 по делу N А75-6015/2021 (судья Истомина Л.С.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "За ручьем" (ОГРН 1148602000194, ИНН 8602211941, адрес: 628405, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, проспект Пролетарский, д. 11, сооружение 1) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600513149, ИНН 8601011604, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, 104) о признании недействительным предписания от 25.03.2021 N14-091/лк-2021,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "За ручьем" (далее - заявитель, ООО УК "За ручьем", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, Служба, Жилстройнадзор Югры) о признании незаконным и отмене предписания N 14-091/лк-2021 от 25.03.2021.
Решением от 10.06.2021 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что арбитражным судом первой инстанции не в полном объеме выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно истолкован закон при принятии обжалуемого решения. Полагает, что отсутствие письменного договора управления у собственника с управляющей организацией не освобождает его от внесения платы за содержание общего имущества. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание является неисполнимым, поскольку в части возложения на общество обязанности устранить выявленные нарушения отсутствует указание их возможного способа устранения, в связи с чем является недействительным.
В представленном до начала судебного заседания письменном отзыве Жилстройнадзор Югры не соглашается с доводами жалобы, полагает решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.06.2021 по делу N 75-6015/2021 законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО УК "За ручьем" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N 086000078 от 24.04.2015.
На основании приказа N 14-091/лк-2021 от 20.02.2021 заместителя руководителя Жилстройнадзора Югры, начальника Сургутского отдела инспектирования, Сургутским отделом инспектирования Службы в период с 25.02.2021 по 25.03.2021 (т.1, л.д. 110-112) проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО УК "За ручьем", по обращению гражданки, проживающей по адресу г. Сургут, ул. Университетская, д. 17 (далее - МКД).
В ходе проверки установлено, что на основании протокола общего собрания собственников в МКД от 14.03.2020 N 1 (т.1, л.д. 130-149) ООО УК "За ручьем" выбрано в качестве организации, осуществляющей управление МКД, утвержден перечень и стоимость работ по содержанию общего имущества МКД. Размер платы за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества МКД в размере 29 руб. 34 коп. за 1 кв.м.
Общество абонентам МКД производит начисление платы за содержание и ремонт паркинг-мест и кладовых багажа в МКД в размере 100 руб. за 1 кв.м. в месяц. Указанные начисления производятся в дополнение к сумме 29 руб. 34 коп. за 1 кв.м. Условия начисления платы (размер платы) за указанную услугу не утверждены решением общего собрания собственников помещений МКД.
25.03.2021 составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 14-091/лк-2021 (т.1, л.д. 30-35). По результатам проверки с целью пресечения выявленных нарушений ООО УК "За ручьем" выдано предписание N 14-091/лк-2021 от 25.03.2021 со сроком исполнения - до 01.05.2021.
Поименованным предписанием на ООО УК "За ручьем" возложена обязанность в установленный срок в соответствии счастью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 17, 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в связи с отсутствием утвержденного общим собранием собственников помещений МКД тарифа за содержание и текущий ремонт машино-места и кладовой багажа выполнить перерасчет размера платы за указанную услугу всем собственникам помещений МКД N 17 ул. Университетская г. Сургут за период с даты подписания актов приема-передачи машино-места (кладовой багажа) с собственниками помещений до марта 2021 г.
Не согласившись с предписанием, ООО УК "За ручьем" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
10.06.2021 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии с частью 1 статьи 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе: беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю; выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре (далее - Положение). В силу пункта 3 Положения государственный жилищный надзор осуществляется посредством:
а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;
б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;
в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Пункт 4 указанного Положения предусматривает, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
Согласно пункту 7 Положения государственные жилищные инспекторы при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 ЖК РФ, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 - 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N294-ФЗ), а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
В силу пункта 9 Положения к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных частями 4.1 - 4.3 статьи 20 ЖК РФ.
Согласно пункту 10 Положения в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9-12 Закона N 294-ФЗ.
Как обоснованно установлено судом первой инстанции, указанными выше функциями и полномочиями на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры наделена Служба согласно Положению о Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденному постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.06.2012 N 216-п.
Согласно подпункту "а" пункта 11 Положения, предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. На основании статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в МКД обязаны выбрать один из способов управления МКД: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирными домом, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Как следует из материалов дела, управление МКД N 17 по ул. Университетская в г. Сургуте поручено собственниками помещений ООО УК "За ручьем" на основании протокола общего собрания собственников в МКД от 14.03.2020 N 1 (т.1, л.д. 130-149).
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно 1 статьи 154 ЖК РФ в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плата за коммунальные услуги.
Согласно статье 158 ЖК РФ в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией размер причитающейся с собственников платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Как установлено частью 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ.
Исходя из смысла и содержания указанных законоположений, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается только на общем собрании собственников.
Установление размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме иным способом (в одностороннем порядке управляющей организацией) противоречит требованиям закона и нарушает права потребителей.
Как следует из материалов дела, протоколом общего собрания собственников в МКД от 14.03.2021 N 1 утверждена редакция договора управления МКД, перечень и стоимость работ и услуг по содержанию общего имущества МКД, размер платы за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества МКД в размере 29 руб. 34 коп. за 1 кв.м.
ООО УК "За ручьем" производит начисление абонентам МКД платы за содержание и ремонт паркинг-мест и кладовых багажа в МКД в размере 100 руб. за 1 кв.м. в месяц Указанные начисления производятся в дополнение к сумме 29 руб. 34 коп. за 1 кв.м.
Пунктами 5, 6 протокола общего собрания собственников в МКД от 14.03.2021 N 1 утверждена редакция договора управления МКД, установлен перечень и стоимость работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Как следует из пункта 3.2.3 представленного в материалы дела договора управления МКД от 03.04.2020 N 396 (т. 1, л.д. 114-131), управляющая организация обязана оказывать услуги по содержанию и выполнять работы по текущему ремонту общего имущества в МКД.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3.2.4 указанного договора управляющая организация обязана на основании отдельных договоров или решения общего собрания собственников обеспечить предоставление следующих услуг: видеонаблюдения; другие дополнительные услуги.
Работы по содержанию и текущему ремонту паркинг-мест и кладовых багажа в МКД являются дополнительными услугами.
При этом апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что из представленных в материалы дела документов усматривается, что решение о предоставлении данной услуги протоколом общего собрания многоквартирного дома не принято, отдельный договор на предоставление услуги не заключен.
Из пункта 5.2 договора следует, что цена договора на момент его подписания определяется общей стоимостью услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; стоимостью коммунальных услуг (ресурсов), перечень которых содержится в пункте 3.2.4. Договора; стоимость за механизированную уборку придомовой территории в холодный период года; стоимость содержания и обслуживания системы ограничения доступа; стоимость взноса на капитальный ремонт (в случаях принятия решения общим собранием собственников).
Иные услуги и работы, в том числе работы по содержанию и текущему ремонту паркинг-мест и кладовых багажа в МКД, в цену договора управления МКД не включены. Выполнение управляющей организацией работ по содержанию и текущему ремонту паркинг-мест и кладовых багажа в МКД договором управления многоквартирным домом не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 5.17 договора работы и услуги управляющей организации, не предусмотренные настоящим договором, выполняются за отдельную плату по взаимному соглашению сторон.
В соответствии с пунктом 5.1 договора стоимость работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД указана в Приложении N 3 и 4 к договору. При этом стоимость указанных работ в соответствии с договором не устанавливается (не определяется, не принимается) в соответствии с указанными приложениями.
Как верно отмечено судом первой инстанции, фактически приложения к договору носят не правоустанавливающий, а информационный характер.
Кроме того, пункт 5.1 договора не предусматривает указание размера платы за работы по содержанию и текущему ремонту паркинг-мест и кладовых багажа в МКД в приложении к договору.
Пункт 10.2 договора содержит перечень приложений: согласие на обработку персональных данных (Приложение N 1); характеристика МКД на момент заключения договора (Приложение N 2); перечень услуг и работ по содержанию общего имущества в МКД (Приложение N 3).
Иных приложений договор управления многоквартирным домом от 03.04.2020 N 396 не содержит.
Представителями управляющей организации и собственником помещений подписан договор в указанной редакции, приложения N N 1, 2, 3 к договору.
Представленное обществом в рамках проверки Приложение N 4 к договору подписано только представителем управляющей организации, подпись собственника помещения отсутствует.
Обществом в нарушение положений статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено доказательств утверждения собственниками МКД на общем собрании собственников договора управления МКД в редакции, содержащую также Приложение N 4.
На основании изложенного апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что плата за услуги по содержанию и текущему ремонту паркинг-мест и кладовых багажа в МКД решением собственников не установлена.
Доводы подателя апелляционной жалобы о неисполнимости предписания отклоняются судебной коллегией как не обоснованные, поскольку отсутствие в предписании конкретных указаний не ограничивает правоспособность общества на принятие любых допустимых мер в целях устранения нарушениях законодательства.
Иные доводы и аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции в полном объеме, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям законодательства.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на общество.
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1 500 руб., а обществом фактически уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб. (платежное поручение N 277 от 01.07.2021), то излишне уплаченная 1 500 руб. подлежит возврату ООО УК "За ручьем" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "За ручьем" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.06.2021 по делу N А75-6015/2021 - без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "За ручьем" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 277 от 01.07.2021.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-6015/2021
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЗА РУЧЬЕМ"
Ответчик: СЛУЖБА ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ