г. Ессентуки |
|
27 августа 2021 г. |
Дело N А61-5653/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.08.2021.
Полный текст постановления изготовлен 27.08.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мамаевым О.А., при участии в судебном заседании представителей арбитражного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Моздокское строительное управление" - Циклаури М.Т., Калоевой А.Н. (доверенность от 19.08.2021), представителя ОАО "Российские железные дороги" - Богдашкиной М.Л. (доверенность от 01.12.2020), представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания - Мухаммедовой М.Н. (доверенность от 12.05.2021), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Российские железные дороги", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 13.04.2021 по делу N А61-5653/2019,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд РСО-Алания обратилось ООО "Моздокское строительное управление" (ОГРН 1041500752193) в лице конкурсного управляющего Габуева Игоря Сосланбековича (далее - ООО "МСУ", истец) с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания (далее - ТУ Росимущества в РСО-Алания), ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ с требованиями:
- установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 15:01:0108001:17(далее - спорный земельный участок) в соответствии с каталогом координат поворотных точек указанных на странице 21 заключения эксперта от 03.11.2020;
- исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 15:01:0106025:1, входящим в состав земельного участка с кадастровым номером 15:00:0000000:1 путем установления местоположения границ указанного земельного участка с кадастровым номером 15:01:0106025:1, в соответствии с каталогом координат поворотных точек земельного участка с кадастровым номером 15:01:0106025:1, с учетом вычета из него площади наложения на земельный участок с кадастровым номером 15:01:0108001:17, указанных на страницах с 9 по 19 заключения эксперта от 03.11.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по РСО-Алания и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РСО-Алания (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по РСО-Алания.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что спорный земельный участок принадлежит истцу с 1959 года, является смежным земельным участком с участком ОАО "РЖД". При постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 15:01:0106025:1 была допущена кадастровая ошибка. В итоге спорный земельный участок является частью земельного участка, занятого полосой отвода железной дороги. Управлением Росреестра по РСО-Алания отказано в постановке на кадастровый учет спорного земельного участка после его раздела в связи с пересечением границ земельного участка. Заинтересованные лица в согласовании границ земельного участка отказывают. Изложенное препятствует завершению мероприятий конкурсного производства.
Решением от 13.04.2021 исковые требования удовлетворены, судом установлено местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 15:01:0108001:17 общей площадью 4,0411 га, в соответствии с каталогом координат поворотных точек согласно заключению эксперта от 03.11.2020; так же исправлена реестровая ошибка в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 15:01:0106025:1, входящим в состав земельного участка с кадастровым номером 15:00:0000000:1, путем исключения сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 15:01:0106025:1 из Единого государственного реестра недвижимости; так же судебные расходы по уплаченной государственной пошлине отнесены на ответчиков в равных долях.
Этим же решением в остальной части требований отказано, так же принят отказ от иска и прекращено производство в части признания права Российской Федерации отсутствующим, обязании внести изменения в договор аренды земельного участка от 09.06.2004, а также взыскания судебных расходов по оплате судебной экспертизы.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в РСО-Алания просит отменить решение в части установления местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 15:01:0108001:17 в соответствии с каталогом координат поворотных точек согласно заключению эксперта от 03.11.2020 г. и исправления реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 15:01:0106025:1, входящим в состав земельного участка с кадастровым номером 15:00:0000000:1, а также исключения сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 15:01:0106025:1 из Единого государственного реестра недвижимости, в остальной части оставить без изменения.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить решение Арбитражного суда РСО-Алания от 13.04.2021 г. по делу N А61-5653/2019 и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении заявленных требований ООО "МСУ" в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил оставить решение суда без изменения, полагает, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества в РСО-Алания и представитель ОАО "РЖД" и поддержали апелляционные жалобы по доводам, изложенным в них, просили решение суда отменить.
Представители истца в судебном заседании возражали против доводов апелляционных жалоб, просили решение суда оставить без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствии иных лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
Постановлением Президиума Моздокского райсовета народных депутатов от 21.05.1993 N 327 за правопредшественником общества - Моздокским строительным управлением закреплен земельный участок площадью 4,70 га.
ООО "МСУ" выдан государственный акт на право постоянного бессрочного пользования Сев.ОС N 070120 зарегистрированный в Книге записей государственных актов на право собственности, владения, пользования землей за N143.
Право пользование спорным земельным участком у истца возникло на основании решения исполкома Моздокского городского Совета депутатов трудящихся от 08.05.1959 об отводе Моздокской ремстройконторе (правопредшественник ООО "МСУ") земельного участка 15 000 кв.м. под строительство базы (схема-чертеж отвода земельного участка от 22.04.1959 года) 29.01.1960 Управлением Северокавказской железной дороги был согласован проект примыкания подъездного пути Ремонтно-строительного треста к тупику на станции Моздок от СП N 33. Впоследствии решениями исполкома Моздокского городского Совета депутатов трудящихся от 22.07.1960 для расширения базы Моздокской ремстройконторы дополнительно был отведен земельный участок площадью 0,76 га, решением от 31.01.1961 года - земельный участок площадью 2208 кв.м., решением от 09.02.1962 года - земельный участок площадью 6400 кв.м. Распоряжением Совета Министров Северо-Осетинской АССР от 30.11.1962 N 461 на базе Моздокского ремстройуправления разрешено дополнительное строительство складов цемента, алебастра, автовесовой и железнодорожного тупика 120 метров (распоряжения Совета Министров Северо-Осетинской АССР N 475 от 23.12.1963, N 431 от 28.12.1966, N 402 от 31.12.1964). Решением исполкома Моздокского городского Совета депутатов трудящихся от 10.07.1970 дополнительно отведен земельный участок площадью 5 750 кв.м. для строительства гаража, решением от 21.11. 1970 - земельный участок площадью 5 750 кв.м. под строительство склада металла.
Постановлением Моздокского районного Совета народных депутатовN 327 от 21.05.1993 года уточнена площадь общего землепользования, а в государственном акте на право постоянного бессрочного пользования Сев.ОС. N 070120 указаны границы землепользования ООО "МСУ" по двум адресам г.Моздок улица Тельмана 60 площадью 4,0 га и г.Моздок,ул. Фрунзе,8 площадью 0,72 га.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в отношении объектов недвижимости - зданий с кадастровыми номерами 15:01:0108001:92, 15:01:0108001:93, 15:01:0108001:94, расположенных по адресу: РСО-Алания, г. Моздок, ул. Тельмана, 60, расположены в пределах границ спорного земельного участка. Указанные объекты недвижимости принадлежат ООО "МСУ" на праве собственности. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 29.12.2009.
По данным кадастровой выписки о земельном участке по состоянию на 25.06.2014 N 15/20/2014-57710 кадастровый номер 15:01:0108001:17 внесен в ГКН 15.06.2004, его местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных нужд, площадь: 38248+\-70 кв.
На основании заявления генерального директора ООО "МСУ" Дзгоева Б.Д. от 21.07.2016 в связи с отчуждением двух зданий, постановлением АМС Моздокского городского поселения РСО-Алания от 22.07.2016, с учетом изменений, внесенных постановлением от 29.07.2016 N 1404, утверждена схема раздела земельного участка с кадастровым номером 15:01:0108001:17, вид разрешенного использования изменен на вид: строительная промышленность; площадь земельного участка N 1 составила 2 535 кв.м., земельного участка N 2 - 35 592 кв.м., земельного участка N 3 - 121 кв.м.
Определением от 28.12.2016 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Моздокское строительное управление" (далее Должник) введена процедура наблюдения сроком до 12.05.2017. Временным управляющим утвержден Габуев Игорь Сосланбекович.
По ходатайству временного управляющего определением от 12.05.2017 суд ввел в отношении ООО "Моздокское строительное управление" внешнее управление сроком до 11.05.2018. Внешним управляющим должника утвержден Габуев Игорь Сосланбекович.
Данные сведения опубликованы в официальном издании газеты "Коммерсантъ" N 88 от 20.05.2017, стр. 46 и в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве 16.05.2017 номер сообщения 1800884.
На основании решения собрания кредиторов суд определением от 04.06.2018 продлил процедуру внешнего управления общества с ограниченной ответственностью "Моздокское строительное управление" до 04.09.2018. Судебное заседание по рассмотрению отчет внешнего управляющего было отложено на 18.09.2018.
Внешний управляющий заявил ходатайство о прекращении процедуры внешнего управления в отношении общества с ограниченной ответственностью "Моздокское строительное управление", признании его несостоятельным (банкротом) и введении в отношении него конкурсного производства, ссылаясь на решение собрания кредиторов.
Решением суда от 19.02.2018 общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введено конкурсное производство.
Определением от 12.10.2018 конкурсным управляющим общества утвержден Габуев Игорь Сосланбекович (ИНН 150100851433)- член Ассоциации "Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих".
В ходе проведения мероприятий конкурсного производства, филиал ОАО "РЖД" Северо-Кавказская железная дорога в своем ответе от 07.08.2018 N исх.-12238/СКАВ на обращение по согласованию местоположения части границы земельного участка указало, что смежный земельный участок с кадастровым номером 15:00:0000000:1, в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером 15:01:0106025:1, предназначен для размещения объектов железнодорожного транспорта и является полосой отвода железной дороги. Со ссылкой на отсутствие документов, свидетельствующих о необходимости изменения местоположения границ земельного участка, филиал отказал в согласовании границ земельного участка.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 15:00:0000000:1 зарегистрировано Российской Федерацией 10.06.2003 (свидетельство о праве собственности 15АЕ 576590).
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 15:01:0106025:1 был поставлен на кадастровый учет 10.01.2003.
Правообладатель спорного земельного участка в лице муниципального образования - Моздокское городское поселение РСО-Алания обратился в Управление Росреестра по РСО-Алания с заявлением от 02.11.2018 N КУВД-001/2018-6031092 об осуществлении действий по постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав, а именно: исправление ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 15:01:0108001:17, уточнением местоположения части границ смежных участков с кадастровыми номерами 15:01:0106025:1, 15:01:0108001:1 на основании межевого плана от 16.07.2018, составленного кадастровым инженером Фединым С.Г.
Государственный регистратор, уведомлением о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав от 14.11.2018 сообщил о приостановлении указанного регистрационного действия в связи с тем, что границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН. При проведении правовой экспертизы, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, документов было обнаружено пересечение образующегося земельного участка 15:01:0108001:17:ЗУ2 с земельным участком 15:01:0106025:1.
10.12.2018 кадастровый инженер Федин С.Г. обжаловал решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в апелляционную комиссию.
Решением заседания апелляционной комиссии от 09.01.2019 N 16 заявление отклонено.
14.02.2019 Управление Росреестра по РСО-Алания уведомило заявителя об отказе в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости виду того, что выявлено пересечение образующегося земельного участка 15:01:0108001:17:ЗУ2 с земельным участком 15:01:0106025:1, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 15:00:0000000:1, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации (запись о регистрации права от 10.06.2003. N 15-01/09-262003-215) и находящийся в арендном пользовании ОАО " РЖД" на основании договора аренды земельного участка от 09.06.2004 года ( запись о регистрации права аренды от 20.10.2004 г. за N 15-01/09-30/2004-519.
Смежным земельным участком с земельным участком с кадастровым номером 15:01:0108001:17 является земельный участок с кадастровым номером 15:01:0106025:1, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 15:00:0000000:1.
Земельный участок с кадастровым номером 15:01:0106025:1 в составе земельного участка с кадастровым номером 15:00:0000000:1 принадлежит на праве собственности Российской Федерации и передан в аренду ОАО "РЖД" на период с 08.06.2004 по 08.06.2054.
Конкурсным управляющим 16.09.2019 в порядке досудебного урегулирования спора было направлено в адрес уполномоченного органа по распоряжению федеральным имуществом - ТУ Росимущества по РСО-Алания заявление о согласовании местоположения границ спорного земельного участка в соответствии с межевым планом от 16.07.2018.
ТУ Росимущества по РСО-Алания письмом от 02.10.2019 года за N 15/2044 в удовлетворении заявленного требования было отказано.
На основании обращения заказчика - ООО "МСУ" кадастровым инженером Фединым С.Г. подготовлен межевой план от 30.10.2019. Согласно заключению кадастрового инженера межевой план на спорный земельный участок подготовлен в связи с исправлением ошибки, выразившейся в несоответствии сведений ГКН о местоположении границ земельного участка, его фактическому местоположению. Кадастровый инженер предложил устранить кадастровую ошибку. При исправлении реестровой ошибки не изменяется прохождение сложившихся (фактических) межевых границ, площади, конфигурации земельного участка. В результате кадастровых работ были уточнены местоположение части границ земельных участков с кадастровыми номерами 15:01:0106025:1 и 15:00:0000000:1. Кадастровым инженером установлено, что границы спорного земельного участка существуют более 15 лет; уточненные границы спорного земельного участка закреплены на местности по фасаду металлическим забором, по границам с земельными участками - бетонным забором; площадь пересечения составляет 29 960 кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером 15:01:0106025:1, как и спорный земельный участок не имеют координат границ.
Конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями (с учетом уточнения), ссылаясь на результаты межевания, отказ заинтересованных лиц в согласовании границ земельного участка, отсутствие возможности завершить мероприятия конкурсного производства в части оформления прав на спорный земельный участок.
Удовлетворяя исковое заявление в части, суд первой инстанции, сославшись на положения абзаца 3 пункта 2 и пункту 68 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указал, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости, в случае, если предметом спора и рассмотрения в судебном процессе являлось именно местоположение границ земельного участка.
В соответствии с заключением судебного эксперта от 03.11.2020 следует, что в сведениях о границах земельного участка с кадастровым номером 15:01:0106025:1 содержится кадастровая ошибка, которая заключается в наложении границ земельного участка с кадастровым номером 15:01:0108001:17, а также на объекты недвижимости расположенные на указанном земельном участке Площадь пересечения составила 31 961 кв.м. Экспертом приведен в заключении каталог поворотных точек части земельного участка с кадастровым номером 15:01:0106025:1, накладывающийся на границу спорного земельного участка. В результате расчета координат с учетом вычета из него площади части спорного земельного участка экспертом определены координаты границ земельного участка с кадастровым номером 15:01:0106025:1, а также координаты поворотных точек границы спорного земельного участка.
Суд первой инстанции указал, что объекты недвижимости, принадлежащие обществу, находятся на территории, которая включена и в земельный участок с кадастровым номером 15:01:0106025:1, и в земельный участок с кадастровым номером 15:01:0108001:17. При этом фактически территория находится во владении и пользовании общества, огорожена бетонным забором, то есть ответчик не использует земельный участок с кадастровым номером 15:01:0108001:17 в пределах границ, которые истец просит установить в судебном порядке. В соответствии с пояснением эксперт Чубарова Т.Я., способом устранения наложения, является исправление реестровой ошибки, поскольку одна и та же территория не может входить в состав земельных участков, предоставленных разным правообладателям с разными кадастровыми номерами.
Сославшись на положения статьи 22 Федерального закона от Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" суд первой инстанции указал, что истец просит установить границу земельного участка с кадастровым номером 15:01:0108001:17 в пределах фактического пользования на протяжении длительного периода времени.
Земельный участок с кадастровым номером 15:01:0106025:1 является ранее учтенным, не имеет координат границ согласно данным Единого государственного реестра недвижимости, и был поставлен на кадастровый учет 10.01.2003.
Суд первой инстанции, сославшись на положения пунктов 2, 3 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 N 611 (ред. от 04.04.2011) "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог", указал, что представленные ФГБУ "ФКП Росреестра" по РСО-Алания материалы из кадастрового дела в отношении земельного участка с кадастровым номером 15:01:0106025:1 не содержат сведения о том, что при постановке на учет земельного участка, принадлежащего ответчикам, согласование границ с истцом производилось. При этом, заинтересованная организация (в данном случае ОАО "РЖД") обязана устанавливать границы земельных участков, в границах полосы отвода железных дорог (аналогичная позиция сформирована в судебной практике, Определение Верховного Суда РФ от 16.05.2018 N 305-ЭС18-5244).
Суд первой инстанции указал, что попадание земельного участка, находящегося в пользовании истца, в полосу отвода не препятствует удовлетворению исковых требований и установлению границ земельного участка, устранению реестровой ошибки и пересечения границ земельных участков.
Сославшись на положения частей 3, 4 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ суд первой инстанции признал подлежащим удовлетворению требование в части установления местоположения границ спорного земельного участка, исправления реестровой ошибки путем исключения сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 15:01:0106025:1. Так же указал, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки не может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц.
Суд первой инстанции указал, что принято во внимание, что при удовлетворении требования об утверждении координат границ поворотных точек земельного участка, требования об исправлении кадастровой ошибки являются производными от основного и их удовлетворение не влияет на существо принятого решения.
Российская Федерация, от имени которой выступает ТУ Росимущества по РСО-Алания, является собственником земельного участка с кадастровым номером 15:01:0106025:1, который был передан в аренду ОАО "РЖД" и в настоящее время находится во владении и пользовании ОАО "РЖД".
Суд первой инстанции указал, что объекты недвижимого имущества, принадлежащие ООО "МСУ" занимают площадь в полосе отвода. Объекты недвижимости постановлены на кадастровый учет 11.12.2013. Между тем по данным Моздокского бюро технической инвентаризации по состоянию на 14.04.1992 объекты недвижимости с кадастровым номером 15:01:0108001:92 (литер Л, Л1, Л2, Л3, Л4) введены в эксплуатацию в 1979 году, с кадастровым номером 15:01:0108001:93 (литер К, К1, К2) - в 1969 году, с кадастровым номером 15:01:0108001:94 (литер Ж, Ж1, Ж2) - в 1983 году.
В кадастровом деле в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 15:01:0106025:1 содержатся материалы инвентаризации (межевое дело) в отношении полосы отвода общей площадью 823 400 кв.м., то есть межевой план, определяющий границы, в отношении указанного земельного участка отсутствует.
Суд первой инстанции указал, что в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 15:01:0108001:92 (литер Л, Л1, Л2, Л3, Л4), 15:01:0108001:93 (литер К, К1, К2), 15:01:0108001:94 (литер Ж, Ж1, Ж2) при инвентаризации (межевании) земель участка железной дороги использовались материалы инвентаризации 2002 года, технический паспорт на производственно-технологический комплекс, следовательно, на момент подготовки первого плана полосы отвода здания уже были возведены.
Суд первой инстанции указал, что земельный участок с кадастровым номером 15:01:0108001:17 с момента его постановки на кадастровый учет не находится во владении и пользовании ни Российской Федерации, ни ОАО "РЖД". Спорный земельный участок частично огорожен бетонным забором, что подтверждается межевым планом, составленным кадастровым инженером Фединым С.Г. от 30.10.2019.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что ОАО "РЖД" также не оспаривает, что земельный участок, используемый для эксплуатации и обслуживания объектов недвижимости с кадастровыми номерами 15:01:0108001:92 (литер Л, Л1, Л2, Л3, Л4), 15:01:0108001:93 (литер К, К1, К2), 15:01:0108001:94 (литер Ж, Ж1, Ж2), а также иными объектами, находящими в пользовании истца, ОАО "РЖД" по договору аренды от 09.06.2004 не передан.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для частичного удовлетворения исковых требований.
При этом, судом первой инстанции не в полной мере учтены следующие обстоятельства.
Полоса отвода железной дороги существует с момента строительства желез-ной дороги, границы которой установлены в метрической системе, и её статус регламентирован с Постановления ЦИК СССР, СНК СССР от 28 августа 1925 года "Положение о землях, предоставленных транспорту", с Постановления ЦИК СССР N 99 и СНК СССР N 1490 от 7 июля 1934 года, когда государственные земли железнодорожного транспорта переданы в исключительное ведение народного комиссариата путей сообщения, затем МПС СССР, потом МПС РФ, а ныне Правительства РФ, при наличии компетентности органов и должностных лиц.
Согласно Постановлениям ЦИК СССР N 58 и СНК СССР N 50 от 07 февраля 1933 года "Об утверждении положения о землях, предоставленных транспорту", а позже были приняты: "Инструкция о нормах и порядке отвода земель для железных дорог и использования полосы отвода" 1955 года, "Инструкция о нормах и порядке отвода земель для железных дорог и использования полосы отвода" 1963 года - п.29 Инструкции о нормах и порядке отвода земель для железных дорог и использования полосы отвод от 1963 года указано, что Отведенные Министерству путей сообщения (ОАО "РЖД" является правопреемником МПС РФ в части хозяйственной деятельности) земли должны использоваться строго по назначению, т.е. для нужд, предусмотренных решением об отводе. Пересмотр полосы отвода существующих железных дорог в сторону ее сокращения в соответствии с настоящей Инструкцией производится комиссиями из представителей управления железной дороги, производственных колхозно-совхозных (совхозно-колхозных) управлений и заинтересованных землепользователей. Согласованные комиссией предложения рассматриваются и утверждаются производственными колхозно-совхозными (совхозно-колхозными) управлениями, после чего производится установление новых границ полосы отвода в натуре. В тех случаях, когда представителями управления железной дороги и производственного колхозно-совхозного (совхозно-колхозного) управления не достигнуто соглашение в отношении границ полосы отвода существующей дороги, разногласие разрешается вышестоящей инстанцией.
Местные органы власти до разграничения государственной собственности на землю могли передавать во временное пользование земли транспорта при согласии или по заявлению предприятий железнодорожного транспорта (ст. 41 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, ст. 30 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г).
В соответствии со ст.83 Земельного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1) (ред. от 24.12.1993) Землями транспорта признаются земли, предоставленные соответствующими Советами народных депутатов в пользование или аренду предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач.
Зоны с особыми условиями использования земель устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов. Земельные участки, на которых устанавливаются указанные зоны, у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются, но в их пределах вводится особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Предприятия, учреждения и организации, в интересах которых устанавливаются зоны с особыми условиями использования земель, обязаны обозначить границы зон специальными информационными знаками.
Согласно ст. 84 Земельного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1) (ред. от 24.12.1993) Несельскохозяйственные предприятия (в частности речь идет о МПС РФ), учреждения и организации предоставляют неиспользуемые ими земли во временное пользование гражданам, колхозам, другим предприятиям, учреждениям, организациям для сельскохозяйственных целей в порядке, установленном статьей 14 настоящего Кодекса.
В соответствии с Письмом Государственного комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 17.10.1997 г. N 2-30/1934 МПС РФ от 14.10.1997 г. N М-8429 Предоставление земельных участков в пределах полосы отвода федеральных железных дорог во временное пользование физическим и юридическим лицам производится по решению руководства железной дороги.
Размеры предоставляемых земельных участков, срок и условия пользования ими, возмещения железным дорогам налогов и понесенных расходов, связанных с содержанием и улучшением указанных земельных участков, определяются договором на временное землепользование, заключаемым железными дорогами или входящими в их состав предприятиями с физическими и юридическими лицами.
Все земли, находящиеся в пользовании железных дорог и предприятий, входящих в их состав, в пределах фактически сложившихся границ, до завершения проведения инвентаризации земель железнодорожного транспорта и получения государственного акта на право постоянного землепользования, считаются закрепленными за ними.
В соответствии со статьей 54 Земельного кодекса РСФСР вмешательство в деятельность землепользователей со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается, а также согласно статье 7 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" вмешательство в деятельность железнодорожного транспорта, связанную с перевозочным процессом, со стороны этих органов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Перевод земель федерального железнодорожного транспорта в другие категории или их изъятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления могут быть произведены только по согласованию с железными дорогами Российской Федерации в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации
При изменении законодательства и, в том числе порядка определения границ в системе координат, в силу ст. 17 ЗК РФ земли железнодорожного транспорта дважды определялись в силу законов и один раз в результате разграничения государственной собственности на землю.
В соответствии со ст. 17 ЗК РФ В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Отношения, описанные в ст. 17 ЗК РФ по установлению границ в силу Закона, а затем разграничения государственной собственности на землю являются публичными, поскольку:
- связанны с защитой граждан и имущества от источника повышенной опасности;
- защитой объектов транспорта и безопасности движения от деятельности граждан и юридических лиц;
- исполнение правоотношений по транспортной безопасности в силу Федерального закона 16-ФЗ от 09.02.2007 г.
Земли транспорта находятся в собственности государства в силу закона и разграничения государственной собственности на землю.
Следовательно, после смены компетентного собственника дальнейшая деятельность администрации местного самоуправления, а именно Моздокского районного Совета народных депутатов в отношении земельного участка ООО "МСУ" (в отношении Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 327 от 21.05.1993 г.), расположенного на землях транспорта - не обоснована, поскольку, предъявляя иск ООО "МСУ" не представило доказательств о наличии полномочий у Моздокского районного Совета народных депутатов распоряжаться землями железнодорожного транспорта и вовлекать их в гражданско-правовой оборот, данная позиция также отражена в Решении Верховного суда Российской Федерации от 9 ноября 2000 г. N ГКПИ 00-1204 (прикладываю).
Переходный период формирования земель железнодорожного транспорта согласно Письмам ГоскомземаРФ от 17.10.1997 N 2-30/1934 МПС РФ от 14.10.1997 N М-8429 заключается в следующем: "Все земли, находящиеся в пользовании железных дорог и предприятий, входящих в их состав, в пределах фактически сложившихся границ, до завершения проведения инвентаризации земель железнодорожного транспорта и получения государственного акта на право постоянного землепользования, считаются закрепленными за ними.
Перевод земель федерального железнодорожного транспорта в другие категории или их изъятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления могут быть произведены только по согласованию с железными дорогами Российской Федерации в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации".
В соответствии с Приказом Федеральной службы земельного кадастра России N 20 от 14 сентября 2000 г. "Об упорядочении работ по установлению (восстановлению) границ земельных участков, занимаемых предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта" с одной стороны, и разграничение земель федеральной и муниципальной собственности, которое осуществлялось в соответствии с Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 г. N 140. Обязанность по выполнению работы по установлению (восстановлению) границ земельных участков полосы отвода с 2000 года работа возложена на органы исполнительной власти.
Согласно ст.5 ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" был издан Приказ МПС РФ от 15.05.1999 N 26Ц "Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.07.1999 N 1848), в соответствии с которым (пункт 5) при установлении границ полосы отвода согласование со смежными землепользователями не требовалось, так как установление границ полосы отвода осуществлялось территориальными органами Государственного земельного комитета Российской Федерации совместно с железными дорогами. Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Установление границ земель транспорта не предусматривает межевание в силу Пункта 5 "Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта", утвержденных Приказом МПС РФ от 15.05.1999 N 26Ц "Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог" зафиксировано, что "Установление границ полосы отвода осуществляется территориальными органами Государственного земельного комитета Российской Федерации совместно с железными дорогами", а "Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами". Решением Верховного суда РФ от 9 ноября 2000 г. N ГКПИ 00-1204 подтверждена законность данных положений Приказа, исполненного в силу приказа Росземкадастра N 20 от 14 сентября 2000 г. N 20 "По установлению (восстановлению) границ земельных участков, занимаемых предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта". Как и не предусматривает межевание последующее исполненное разграничение государственной собственности на землю в силу ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", в котором установлен иной порядок согласования границ.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт -Петербурга и муниципальную собственность" предприятия и объекты железнодорожного транспорта отнесены к федеральной собственности.
Следовательно предприятия железнодорожного транспорта вправе предоставлять в срочное пользование физическим и юридическим лицам свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта.
Земли, предоставленные железным дорогам, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта, относятся к федеральной собственности и региональные органы власти, а также территориальные агентства Госкомимущества РФ (ныне - Министерства имущественных отношений России) не вправе распоряжаться этими землями.
Согласно документам межевания, на основании которых земля полосы отвода была поставлена на кадастровый учет имеется акт проведения инвентаризации земель полосы отвода СКжд в черте Моздокского р-на РСО-Алания на ветке Моздок-Грозный от 31.10.2002 г., технических отчет с перечнем посторонних землепользователей.
Первоначально граница полосы отвода была установлена в 1931 г. на основании Постановления Президиума Северо-Осетинского Областного Исполкома от 01.07.1931 г.
В пояснительной записке к техническому отчету по инвентаризации полосы отвода земель Минераловодского отделения СКЖД перегон Прохладный - Моздок на территории Моздокского района РСО - Алания по состоянию на 01.01.2003 г. число посторонних землепользовании - 2-е, к ним относятся Хлебоприемное предприятие и ГОРТОП. (т. 4 л.д. 33-36).
В виду необоснованного увеличения ООО "Моздокское строительное управление" площади занимаемого земельного участка с кадастровым номером 15:01:0108001:17 в настоящий период времени находится в полосе отвода железной дороги с кадастровым номером 15:01:0106025:1, (копия схемы N 1 имеется в материалах дела (графическое приложение полосы отвода СКЖД к техническому отчету по инвентаризации полосы отвода земель Минераловодского отделения СКЖД на территории города Моздок Моздокского района РСО - Алания)).
Следовательно в момент инвентаризации земель железнодорожного транспорта ООО "МСУ" не являлось землепользователем в границах полосы отвода жд, что и подтверждает незаконное увеличение земельного участка, которое привело к наложению на земли жд транспорта, что является незаконным.
В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", действующего с 01.01.2017, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3). В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (часть 4).
Согласно статьей 28 Федерального закона N 221-ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2017) кадастровой ошибкой в сведениях является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях) (пункт 2 части 1). Если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4). Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, а также суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (часть 5).
Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях. Ответчиком по делу об исправлении кадастровой ошибки должен являться орган, осуществляющий кадастровый учет, поскольку в результате разрешения спора об устранении кадастровой ошибки обязанность по ее исправлению может быть возложена только на орган кадастрового учета, которым внесены недостоверные сведения в государственный кадастр. Данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.08.2015 N4-КГ15-38.
Земельный участок в понимании пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ - это часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 2 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ).
Местоположение границ земельного участка в силу пункта 7 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), части 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН в соответствии с фактическими границами, установленными на местности, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся заявителю и существует на местности.
Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ, установление в судебном порядке описания границ посредством определения координат характерных точек не должно приводить к изменению уникальных характеристик земельного участка. Суд не изменяет ни качественных, ни количественных характеристик участка правообладателя, а приводит существующий объем прав в соответствие с действующим земельным законодательством (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)).
В соответствии с п. п. 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке. Суд вправе сделать вывод о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость.
Следовательно, действующее законодательство предусматривают возможность устранения ошибок в сведениях соответствующих государственных информационных ресурсов, в том числе по решению суда, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером 15:01:0106025:1 принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Из представленного истцом заключения кадастрового инженера Федина С.Г. усматривается, что внесение изменений в сведения о местоположении смежной границы земельного участка приведет к изменению конфигурации и уменьшению площади земельного участка ответчика с кадастровым номером 15:01:0106025:1.
Следовательно, в данном случае исправление реестровой ошибки фактически приведет к уменьшению размеров принадлежащего правообладателю земельного участка против его воли, т.е. к изъятию части указанного земельного участка.
Вышеуказанное обстоятельство свидетельствует о наличии спора о праве на земельный участок с кадастровым номером 15:01:0106025:1 в существующих границах, который не может быть разрешен в рамках дела об исправлении реестровой ошибки.
Поскольку право собственности ответчика на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном порядке, принимая во внимание разъяснения, данные в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует сделать правовой вывод об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права.
При наличии зарегистрированного права собственности на земельный участок с кадастровым номером 15:01:0106025:1 решение вопроса об изменении его границ возможно путем оспаривания права на земельный участок, в том числе в той части, на которой располагаются принадлежащий истцу объект.
Избрание истцом ненадлежащего способа защиты нарушенных прав является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции не принимается заключение судебного эксперта от 03.11.2020, поскольку противоречит п.2 ст. 16 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 29.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" поскольку экспертиза проводилась по сведениям в ЕГРН о координатах обособленного участка, а не по сведениям в землеустроительной документации в отношении единого землепользования (КН 15:00:0000000:1), что противоречит как прилагаемому кадастровому плану от 30 марта 2006 г., так и надлежащей землеустроительной документации ОАО "РЖД". Кроме того, в момент инвентаризации земель железнодорожного транспорта ООО "МСУ" не являлось землепользователем в границах полосы отвода жд, что и подтверждает незаконное увеличение земельного участка, которое привело к наложению на земли жд транспорта, что противоречит положению ст. ст. 2 и 9 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и Правительства РФ N 264 от 29.04.2006 N 264 и Постановления Правительства РФ Постановление Правительства РФ от 12.10.2006 N 611.
При таких обстоятельствах, Апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания и акционерного общества "Российские железные дороги" в части обжалования решения суда по установлению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 15:01:0108001:17 общей площадью 4,0411 га, в соответствии с каталогом координат поворотных точек согласно заключению эксперта от 03.11.2020; в части исправления реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 15:01:0106025:1, входящим в состав земельного участка с кадастровым номером 15:00:0000000:1, исключения сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 15:01:0106025:1 из Единого государственного реестра недвижимости подлежат удовлетворению.
Относительно доводов апелляционной жалобы акционерного общества "Российские железные дороги" об отмене решения суда в полном объеме суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Судом первой инстанции удовлетворено требование истца об исправлении реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 15:01:0106025:1 путем установления местоположения границ указанного земельного участка с кадастровым номером 15:01:0106025:1 в соответствии с каталогом координат поворотных точек земельного участка с кадастровым номером 15:01:0106025:1, и отказано в удовлетворении требований в части вычета из площади земельного участка с кадастровым номером 15:01:0106025:1 площади наложения на земельный участок с кадастровым номером 15:01:0108001:17, указанных на страницах с 9 по 19 заключения эксперта от 03.11.2020.
Поскольку конкурсный управляющий как лицо, осуществляющее правомочия пользователя земельного участка, находящегося в публичной собственности, обратился с иском об установлении границ земельного участка и об исправлении реестровой ошибки в сведениях о земельном участке. В результате рассмотрения спора реестровая ошибка исправлена путем указания судом на исключение из ЕГРН недостоверных сведений, что будет влечь исправление реестровой ошибки.
Решение суда в данной части соответствует постановлению апелляционного суда, поскольку из существа требований истца усматриваются притязания на часть земельного участка с кадастровым номером 15:01:0106025:1, права на который зарегистрированы за Российской Федерацией.
Кроме того судом первой инстанции принят отказ истца от исковых требований, поскольку обществом заявлено об отказе от иска в части признания права Российской Федерации отсутствующим, обязания внести изменения в договор аренды земельного участка от 09.06.2004, а также взыскания судебных расходов по оплате судебной экспертизы.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Арбитражный суд принимает отказ истца от исковых требований, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав других лиц.
Принятый судом отказ истца от исковых требований не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Заявление об отказе от исковых требований подписано уполномоченным на то лицом.
Решение суда в данной части соответствует пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку арбитражный суд прекращает производство по делу, если заявитель отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
В случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (часть 3 статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В апелляционной жалобе акционерного общества "Российские железные дороги" мотивы не согласия с решением суда в данной части не указаны, в связи с этим апелляционная жалоба в данной части удовлетворению не подлежит.
При обращении с иском истцом оплачена государственная пошлина в размере 6 000 рублей, что подтверждается чек-ордером от 25.10.2019.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, то понесенные расходы в судах первой и уплаты государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции следует относит на истца.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с вынесением по делу нового судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания удовлетворить.
Апелляционную жалобу акционерного общества "Российские железные дороги" удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 13.04.2021 по делу N А61-5653/2019 в части установления местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 15:01:0108001:17 общей площадью 4,0411 га, в соответствии с каталогом координат поворотных точек согласно заключению эксперта от 03.11.2020; в части исправления реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 15:01:0106025:1, входящим в состав земельного участка с кадастровым номером 15:00:0000000:1, исключения сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 15:01:0106025:1 из Единого государственного реестра недвижимости; в части взыскания с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания (ОГРН 1091516001708), ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) в пользу ООО "Моздокское строительное управление" (ОГРН 1041500752193) расходов по оплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб. в равных долях - отменить, в удовлетворении требований ООО "Моздокское строительное управление" в данной части отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Российские железные дороги" без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Моздокское строительное управление" (ОГРН 1041500752193) в федеральный бюджет государственную пошлину за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в сумме 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-5653/2019
Истец: Габуев Игорь Сосланбекович, ООО "МОЗДОКСКОЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ", ООО Конкурсный управляющий "моздокское строительное управление" Габуев И. С.
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", Территориальное управления Федерального агентсттва по управлению государственным имуществом по РСО-Алания
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МОЗДОКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ, АМС Моздокского городского поселения, АМС Моздокского района РСО-Алания, Котелевская Татьяна Анатольевна, ОАО "РЖД" Филиал Северо-Кавказская железная, Управление Росреестра по Республике Северная Осетия - Алания, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата"в лице филиала по РСО-Алания, Федин Сергей Георгиевич