г. Челябинск |
|
30 августа 2021 г. |
Дело N А47-3484/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Киреева П.Н., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Черномырдина Александра Александровича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.06.2021 по делу N А47-3484/2021.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области (далее - заявитель, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении Черномырдина Александра Александровича (далее - заинтересованное лицо, Черномырдин А.А.) к административной ответственности по части 8 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 23.06.2021 заявление удовлетворено, Черномырдин А.А. привлечен к административной ответственности по части 8 статьи 14.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
Не согласившись с указанным судебным актом, Черномырдин А.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что привлечение к административной ответственности по части 8 статьи 14.13 КоАП возможно только за неисполнение решения суда о привлечении к субсидиарной ответственности после окончания срока на обжалование такого решения в порядке кассационного производства, который не истек на момент получения Черномырдиным А.А. денежных средств, в связи с чем, по мнению апеллянта, отсутствует состав административного правонарушения. Данное обстоятельство указывает на отсутствие объективной стороны административного правонарушения, так как привлечение к административной ответственности возможно только по истечении срока на кассационное обжалование судебного акта, который наступил 06.04.2019, а вменяемые события произошли ранее этого срока.
Вместе с тем, заявителем не представлено доказательств о том, что у Черномырдина А.А. имелись денежные средства для погашения задолженности перед Федеральной налоговой службой. Кроме того, по мнению подателя жалобы, отсутствует вина в совершении административного правонарушения, так как денежные средства были получены в период, когда отсутствовали требования кредиторов, конкурсного управляющего о выплате денежных средств в счет погашения требований о привлечении к субсидиарной ответственности.
Податель жалобы, ссылаясь на положения части 4 статьи 61.18 Закона о банкротстве, указывает, что судом первой инстанции неправомерно приведена ссылка на указанную статью, в которой предусмотрен способ исполнения решения, поскольку в данной норме указана очередность и порядок погашения требований кредиторов, в связи, с чем отсутствовала другая возможность исполнения судебного акта, кроме как предъявление исполнительного листа в службу судебных приставов.
Также апеллянт, указывает, что истек срок давности привлечения к административной ответственности, так как постановление об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и следует из имеющихся в деле доказательств, решением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.11.2016 по делу N А47-7584/2016 общество с ограниченной ответственностью "Колос" признано банкротом как ликвидируемый должник, с открытием конкурсного производства сроком на 6 месяцев, конкурсным управляющим должника утвержден Филатов В.М.
Определением суда от 07.09.2018 (с учетом определения от 10.09.2018 об исправлении описки) Черномырдин А.А. привлечен к субсидиарной ответственности по обязательствам общества с ограниченной ответственностью "Колос", с него в конкурсную массу должника взыскано 66 653 493 рублей в порядке привлечения к субсидиарной ответственности.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2019 (резолютивная часть от 26.02.2019) определение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.09.2018 по делу N А47-7584/2016 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Черномырдина А.А. - без удовлетворения.
Общество с ограниченной ответственностью "Черник-В" на основании решения единственного участника от 08.11.2018 выплатило заинтересованному лицу действительную стоимость доли в уставном капитале общества в размере 3 587 662,50 рублей: по расходному кассовому ордеру от 27.02.2019 N 78 - 435 000,0 рублей, по расходному кассовому ордеру от 28.02.2019 N 80 - 435 000,0 рублей, по расходному кассовому ордеру от 01.03.2019 N 84 - 435 000,0 рублей, по расходному кассовому ордеру от 04.03.2019 N 88 - 435 000,0 рублей, по расходному кассовому ордеру от 05.03.2019 N 91 - 435 000,0 рублей, по расходному кассовому ордеру от 06.03.2019 N 92 - 348 000,0 рублей, по расходному кассовому ордеру от 12.03.2019 N 97 - 435 000,0 рублей, по расходному кассовому ордеру от 14.03.2019 N 100 - 435 000,0 рублей, по расходному кассовому ордеру от 27.03.2019 N 118 - 194 662,50 рублей.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.05.2019 по делу N А47-7584/2016 произведена замена взыскателя - общества с ограниченной ответственностью "Колос" на Федеральную налоговую службу в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области по требованию к Черномырдину А.А. в части задолженности в сумме 13 551 854,37 рублей, установленной определением суда от 07.09.2018.
Суд определил выдать Федеральной налоговой службе в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области исполнительный лист на взыскание с Черномырдина А.А. 13 551 854,37 рублей в порядке привлечения его к субсидиарной ответственности; выдать обществу с ограниченной ответственностью "Колос" исполнительный лист на взыскание с Черномырдина А.А. 53 101 638,63 рублей в порядке привлечения его к субсидиарной ответственности.
Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Ленинского района города Оренбурга Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области Искужаевой Г.Б. на основании предъявленного заявителем исполнительного листа 09.01.2020 возбуждено исполнительное производство N 288867/19/56044-ИП о взыскании с заинтересованного лица в пользу взыскателя 13 551 854,37 рублей.
Согласно письму заместителя руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области от 27.11.2020 N 56901/20/36676-ГК, в ходе исполнительного производства N 288867/19/56044-ИП вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счетах, со счетов списано и перечислено в счет погашения задолженности 40 298 рублей; вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию должника; вынесены постановления о запрете регистрационных действий в отношении принадлежащих должнику прицепов МЗСА 817711 2004 года выпуска и ОДАЗ АППЦЗ-12-885-М 1985 года выпуска, указанное имущество должника объявлено в розыск.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для вынесения уполномоченным должностным лицом налогового органа 01.03.2021 определения о возбуждении в отношении Черномырдина А.А. дела об административном правонарушении по части 8 статьи 14.13 КоАП РФ и проведении административного расследования.
Уполномоченным должностным лицом налогового органа 19.03.2021 в отсутствие заинтересованного лица и его представителя в отношении Черномырдина А.А. составлен протокол об административном правонарушении N 9/2021 по части 8 статьи 14.13 КоАП РФ.
На основании части 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с абзацем четвертым части 3 статьи 23.1 КоАП РФ налоговый орган обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении Черномырдина А.А. к административной ответственности по части 8 статьи 14.13 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о доказанности совершения Черномырдиным А.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 14.13 КоАП РФ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
Лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (статья 1.5 КоАП РФ).
В соответствии с частью 8 статьи 14.13 КоАП РФ, неисполнение вступившего в законную силу судебного акта о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, признанного банкротом, при условии, что такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, если данный судебный акт обжалован в суд кассационной инстанции и по нему судом кассационной инстанции не вынесен судебный акт либо не истек срок обжалования в суде кассационной инстанции судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности, - влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере банкротства, посягает на установленный порядок осуществления банкротства, являющийся необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в неисполнении субъектом обязанности по исполнению судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Субъектом правонарушения является должностное лицо юридического лица - должника, под которым понимается контролирующие должника лица, привлеченные к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, признанного банкротом.
Пунктом 1 статьи 61.10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в целях настоящего Федерального закона под контролирующим должника лицом понимается физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.
Если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, такое лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника (п. 1 ст. 61.11 Закона о банкротстве).
В силу условий пункта 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве пока не доказано иное, предполагается, что полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) причинен существенный вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника (совершения таких сделок по указанию этого лица), включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона;
2) документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы;
3) требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, возникшие вследствие правонарушения, за совершение которого вступило в силу решение о привлечении должника или его должностных лиц, являющихся либо являвшихся его единоличными исполнительными органами, к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения, в том числе требования об уплате задолженности, выявленной в результате производства по делам о таких правонарушениях, превышают пятьдесят процентов общего размера требований кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, включенных в реестр требований кредиторов;
4) документы, хранение которых являлось обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют либо искажены;
5) на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены подлежащие обязательному внесению в соответствии с федеральным законом сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице:
в единый государственный реестр юридических лиц на основании представленных таким юридическим лицом документов;
в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на юридическое лицо.
Согласно статье 2 Закона о банкротстве, контролирующее должника лицо - лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом (в частности, контролирующим должника лицом могут быть признаны члены ликвидационной комиссии, лицо, которое в силу полномочия, основанного на доверенности, нормативном правовом акте, специального полномочия могло совершать сделки от имени должника, лицо, которое имело право распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, руководитель должника).
Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Оренбургской области от 07.09.2018 по делу N А47-7584/2016 установлено, что генеральным директором ООО "Колос" в период с 01.11.2004 по 01.11.2014 являлся Черномырдин А.А. Указанным определением Черномырдин А.А. привлечен к субсидиарной ответственности по обязательствам ООО "Колос" в связи с неисполнением обязанности по своевременной и полной передаче документов должника новому руководителю.
Таким образом, Черномырдин А.А. является надлежащим субъектом административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 14.13 КоАП РФ.
Суд первой инстанции верно отметил, что до 05.04.2019 не образует состав административного правонарушения по части 8 ст. 14.13 КоАП РФ поскольку не истёк срок для подачи кассационной жалобы, а с 06.04.2019 - имеется объективная сторона состава административного правонарушения.
Черномырдин А.А. имел реальную возможность в период времени с 06.04.2019 для частичного исполнения вступившего в законную силу определения суда от 07.09.2018 года (с учетом определения от 10.09.2018 об исправлении описки) по делу N А47-7584/2016 о привлечении его к субсидиарной ответственности по обязательствам общества с ограниченной ответственностью "Колос", поскольку в период времени с 27.02.2019 по 27.03.2019 им получены в кассе ООО "Черник-В" наличные денежные средства в размере 3 587 662,50 рублей.
Какие-либо доказательства невозможности внесения указанной денежной суммы полностью либо частично в конкурсную массу общества с ограниченной ответственностью "Колос" после 05.04.2019 заинтересованным лицом не предоставлены.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия признает верным вывод суда первой инстанции о том, что не обеспечив исполнение вступившего в законную силу судебного акта, Черномырдин А.А. сознавал противоправный характер своих действий, предвидел их последствия и сознательно их допускал либо относился к ним безразлично. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины заинтересованного лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 8 статьи 14.13 КоАП РФ.
Таким образом, наличие в действиях Черномырдиным А.А. объективной стороны административного правонарушения подтверждено.
Доказательств того, что Черномырдиным А.А. были приняты все необходимые меры для исполнения судебного акта, а также доказательства объективной невозможности исполнения требований судебного акта, суду не представлены.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности судом отклоняются по следующим основаниям.
Согласно части 1статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве) не может быть вынесено по истечении трех лет со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения.
Решение суда первой инстанции от 23.06.2021 по делу N А47-3484/2021 о привлечении Черномырдина А.А. к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил заявление административного органа.
Административное наказание при этом, исходя из конкретных обстоятельств совершения Черномырдиным А.А. административного правонарушения, назначено арбитражным судом заинтересованному лицу в пределах минимального срока дисквалификации.
Оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции об отсутствии в данном случае применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.06.2021 по делу N А47-3484/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Черномырдина Александра Александровича - без удовлетворения.
Возвратить Черномырдину Александру Александровичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей излишне уплаченную по чек - ордеру от 05.07.2021.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-3484/2021
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области
Ответчик: Черномырдин Александр Александрович
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд