г. Челябинск |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А47-13896/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.04.2021 и дополнительное решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.05.2021 по делу N А47-13896/2020.
В судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области, приняли участие представители:
общества с ограниченно ответственностью "Иверия" - Париков В.М. (паспорт, доверенность от 14.09.2020, диплом);
Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга - Капанова А.А. (удостоверение, доверенность N 48 от 28.0,09.2020, диплом), Кириченко Н.В. (удостоверение, доверенность N 20 от 20.02.2020, диплом).
Общество с ограниченной ответственности "Иверия" (далее - заявитель, ООО "Иверия", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга, налоговый орган) о признании действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга, выраженные в отказе по представлению субсидий по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Иверия" от 14.05.2020 и от 08.06.2020 незаконными; о признании бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга выраженное в непредставлении субсидий обществу с ограниченной ответственностью "Иверия", поименованных в заявлениях от 14.05.2020 и 08.06.2020 незаконным; об обязании Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга устранить указанные нарушения (у учетом уточнения заявленных требований, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 28.04.2021 (резолютивная часть решения объявлена 21.04.2021) заявленные требования удовлетворены.
Дополнительным решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.05.2021 (резолютивная часть решения объявлена 26.05.2021) с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга в пользу общества с ограниченной ответственности "Иверия" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным решением суда и с дополнительным решением суда, ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит обжалуемые решения суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что перенос сроков уплаты авансовых платежей, подлежащих уплате в течение 2019 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - Постановление N 409) не предусмотрен. По мнению подателя жалобы, срок представления заявлений на получение субсидии за апрель и май 2020 года истек - 02.07.2020. Апеллянт считает, что на момент подачи заявлений у ООО "Иверия", по состоянию на 01.03.2020 имелась недоимка по упрощенной системе налогообложения, в совокупности превышающая 3 000 рублей и образовавшаяся до 01.03.2020.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2021 апелляционная жалоба ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга принята к производству суда, судебное заседание назначено на 25.08.2021, ходатайство о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы назначено к разрешению в судебном заседании.
В судебном заседании 25.08.2021 судом апелляционной инстанции ходатайство ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы удовлетворено, пропущенный процессуальный срок восстановлен.
В судебном заседании представители ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ООО "Иверия" с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Иверия" зарегистрировано в качестве юридического лица 21.10.2014, состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга. Основным видом деятельности общества является деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (код 56.10).
Согласно статье 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) общество является налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения (далее - УСН).
Заявителем 31.03.2020 в инспекцию представлена налоговая декларация по УСН за 2019 год.
ООО "Иверия" полагая, что попадает под требования Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 (далее - Правила N 576), устанавливающих право на получение субсидии в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года, 14.05.2020 и 08.06.2020 обратилось в ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга с заявлениями на предоставление указанной субсидии.
Налоговый орган в сообщениях от 18.05.2020 и от 10.06.2020 проинформировал общество об отказе в предоставлении предусмотренной Правилами N 576 субсидии.
В обоснование отказа налоговый орган указал, что заявителем нарушен подпункт "д" пункта 3 Правил N 576, поскольку у общества по состоянию на 01.03.2020 имеется задолженность по авансовым платежам за 2019 год (по срокам уплаты: 25.04.2019, 25.07.2019, 25.10.2019) в размере 84 127 руб. 00 коп. Также, в сообщении от 10.06.2020 налоговый орган указал на нарушение заявителем подпункта "е" пункта 3 Правил N 576, поскольку количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет менее 90% от количества работников в марте 2020 года.
Не согласившись с вышеуказанными отказами налогового органа, ООО "Иверия" обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области с апелляционной жалобой, в которой просило признать бездействие налогового органа, в части отказа по выдаче субсидий незаконным, и обязать инспекцию произвести выплату указанных субсидий заявителю.
Письмом от 31.07.2020 N 06-27/11771 Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области отказало в удовлетворении апелляционной жалобы общества.
Общество, считая, что указанные отказы не соответствуют требованиям законодательства и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался выводом о том, что действия (бездействия) налогового органа являются незаконными, и нарушают права и законные интересы общества.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 1 Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Возмещение понесенных расходов юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) осуществляется в соответствии со статьей 78 БК РФ путем предоставления на безвозмездной и безвозвратной основе субсидии в целях возмещения недополученных доходов.
Согласно части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; из местного бюджета (часть 2 статьи 78 БК РФ).
На основании части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Настоящими Правилами устанавливаются цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Правилами определено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
Пунктом 3 Правил N 576 определены основные условия для получения субсидии, а именно:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица;
б) включение получателя субсидии в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 руб., при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Согласно пункту 5 Правил N 576 для получения субсидий за апрель и май 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 01.07.2020.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что ООО "Иверия" 14.05.2020 и 08.06.2020 своевременно обратилось в налоговый орган с заявлениями о предоставлении субсидий, предусмотренных Правилами N 576, за апрель и май 2020 года.
Рассмотрев вышеуказанные заявления общества, налоговый орган отказал обществу в предоставлении субсидий в связи с тем, что по состоянию на 01.03.2020 у последнего имеется недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3 000 руб.; количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет менее 90% от количества работников в марте 2020 года.
Между тем, проанализировав вышеуказанные обстоятельства дела, суд правомерно пришел к выводу, что при вынесении отказов в предоставлении субсидий налоговым органом не учтено следующее.
Согласно статье 346.12 НК РФ налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
В силу статьи 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии со статьей 346.21 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 Кодекса.
В соответствии со статьей 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации в следующие сроки:
организации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Таким образом, налог подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации, то есть, применительно к 2019 году до 31.03.2020 года включительно.
При этом, в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики", организациям применяющим упрощенную систему налогообложения был продлен срок уплаты налога за 2019 год на 6 месяцев, т.е. до 30.09.2020 включительно.
Вместе с тем, в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 57), что из положений пункта 3 статьи 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума ВАС РФ N 57, деяния, ответственность за которые установлена статьей 122 НК РФ, состоят в неуплате или неполной уплате сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий.
В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума ВАС РФ N 57 в силу статьи 122 НК РФ занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействия) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействия) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.
Поскольку исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиками применяющими УСН после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог (пункт 15 Постановления Пленума ВАС РФ N 57), то в течение года у них отсутствует недоимка по налогу, а возникает она лишь, после истечения срока, предусмотренного для уплаты налога, по окончании налогового периода.
Следовательно, в рассматриваемом случае недоимка возникает после 30.09.2020, с учетом продления срока уплаты налога за 2019 год.
По смыслу статей 58 и 346.21 НК РФ недоимка по авансовому платежу, который уплачивается, как предварительный промежуточный платеж в течение налогового периода не является недоимкой по налогу по УСН за соответствующий период и не может быть признана таковой самостоятельно.
Судом верно учтено, что авансовые платежи по срокам уплаты: 25.04.2019 в сумме 44 307 руб. 00 коп., 25.07.2019 в сумме 31 056 руб. 00 коп., 25.10.2019 в сумме 8 764 руб. 00 коп., фактически оплаченные обществом 08.07.2020, 17.07.2020, 27.07.2020 не являлись недоимкой по состоянию как на 01.03.2020, так и на момент подачи заявлений от 14.05.2020 и от 08.06.2020. При этом, судом верно отмечено, что данные авансовые платежи в соответствии с Постановлением N 409 могли быть уплачены обществом в срок до 30.09.2020 включительно.
Более того, суд верно принял во внимание, что отсутствие у общества недоимки по состоянию на 04.03.2020 и 10.03.2020 подтверждается выданными налоговым органом справками о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, доводы налогового органа о наличии у ООО "Иверия" недоимки по налогам как на 01.03.2020, так и на момент подачи заявлений от 14.05.2020 и от 08.06.2020, являются несостоятельными и противоречащими действующему законодательству.
Не указание в Постановлении N 409 о переносе сроков уплаты авансовых платежей, подлежащих уплате в течение 2019 г. не влияет на рассмотрение настоящего спора, поскольку как уже было отмечено выше, данные авансовые платежи могли быть уплачены обществом в срок до 30.09.2020 включительно.
Кроме того, ссылка налогового органа в сообщении от 10.06.2020, на нарушение обществом подпункта "е" пункта 3 Правил N 576 является необоснованной и противоречащая фактическим обстоятельствам, поскольку отказывая обществу в предоставлении субсидии за май 2020 года, налоговый орган не учел, что у заявителя начиная с марта 2020 года количество работников не менялось, что подтверждается сведениями о застрахованных лицах за отчетные периоды с 03 по 05 календарного 2020 года. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
В связи с приведенными обстоятельствами суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что основания для отказа в выдаче субсидий налоговым органом отсутствовали, и требования общества, предъявленные в рамках настоящего дела, правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по существу, сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение и дополнительное решение суда первой инстанции подлежат оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Судебные расходы по апелляционной инстанции не подлежат распределению, поскольку в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.04.2021 и дополнительное решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.05.2021 по делу N А47-13896/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-13896/2020
Истец: ООО "Иверия"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд