город Воронеж |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А64-5216/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,
при участии:
от сельскохозяйственного производственного кооператива "Комсомолец": Закомолдина А.В., представителя по доверенности от 12.09.2019;
от Администрации Тамбовского района Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Тамбовского района Тамбовской области (ОГРН 1036894107910, ИНН 6820005198) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.03.2021 по делу N А64-5216/2020 по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Комсомолец" (ОГРН 1026800886188, ИНН 6820000707) к Администрации Тамбовского района Тамбовской области (ОГРН 1036894107910, ИНН 6820005198) о признании незаконным решения, выраженного письмом от 03.06.2020 N4/4349,
УСТАНОВИЛ:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Комсомолец" (далее - СПК "Комсомолец", заявитель) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Администрации Тамбовского района Тамбовской области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным решения N 4/4349 от 03.06.2020.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.03.2021 признано незаконным решение администрации Тамбовского района Тамбовской области, выраженное письмом от 03.06.2020 N 4/4349 об отказе в предварительном согласовании предоставления СПК "Комсомолец" земельного участка площадью 82 340 кв.м, который предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 68:20:1201002:560 в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом территории, являющейся приложением к заявлению СПК "Комсомолец" о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать от 27.05.2020. На администрацию Тамбовского района Тамбовской области возложена обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления СПК "Комсомолец" земельного участка площадью 82 340 кв.м, который предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 68:20:1201002:560 в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, являющейся приложением к заявлению СПК "Комсомолец" о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать от 27.05.2020. С администрации Тамбовского района Тамбовской области в пользу СПК "Комсомолец" взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Администрация Тамбовского района Тамбовской области обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просила обжалуемое решение отменить.
В настоящее судебное заседание суда апелляционной инстанции Администрация Тамбовского района Тамбовской области явку полномочных представителей не обеспечила.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанного лица о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие его представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Через электронный сервис подачи документов "Мой арбитр" от СПК "Комсомолец" поступили отзыв на дополнение к апелляционной жалобе с приложением копии Постановления Администрации Тамбовского района Тамбовской области N 660 от 17.05.2021; копии Постановления Администрации Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области N 329 от 25.12.2015; копии Постановления Администрации Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области N 330 от 25.12.2015; копии Постановления Администрации Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области N 333 от 25.12.2015 и письменное возражение на ходатайство Администрации Тамбовского района Тамбовской области о приобщении к материалам дела экспертного заключения кадастрового инженера N 149с-21 от 09.07.2021.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции к материалам дела в порядке статей 159, 184, 266, 268 АПК РФ и пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" приобщены приложенные к отзыву на дополнение к апелляционной жалобе документы, а также заключение кадастрового инженера N17 от 08.06.2021 и экспертное заключение N149с-21 от 09.07.2021.
Суд апелляционной инстанции с учетом возражений заявителя и отсутствия правовых оснований, предусмотренных статьями 66, 268 АПК РФ, оставил без рассмотрения ходатайство Администрации Тамбовского района Тамбовской области об истребовании документов в Управлении Росреестра по Тамбовской области.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель СПК "Комсомолец" возражал против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы не состоятельными, по основаниям, изложенным в приобщенном к материалам дела отзыве, просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что СПК "Комсомолец" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 68:20:1201002:560, свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 03.06.1992.
СПК "Комсомолец" подготовил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой, образованию подлежит земельный участок площадью 82 340 кв.м путем раздела земельного участка с кадастровым номером 68:20:1201002:560.
27.05.2020 СПК "Комсомолец" обратился в администрацию Тамбовского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка, который предстоит образовать, приложив к заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 03.06.2020 N 4/4349 администрация сообщила СПК "Комсомолец" об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка и отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Из названного письма следует, что администрация в качестве основания для отказа в утверждении схемы ссылается на подпункт 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, указывая, что представленная кооперативом схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям, установленным приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762.
В обоснование своей позиции заинтересованное лицо указало, что по сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, категория земель, а так же границы (в соответствии с требованиями земельного законодательства) вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 68:20:1201002:560 не установлены, при этом картографические документы, подтверждающие расположение земельного участка с кадастровым номером 68:20:1201002:560 отсутствуют. Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории (площадью 82340 кв.м) отсутствует подход/проезд к земельному участку с кадастровым номером 68:20:4028002:2 (под артезианскую скважину N 7397 и водонапорную башню N 605), расположенному по адресу: Тамбовская область, р-н Тамбовский, в 405 м на восток от дома N 8 по улице Дорожной, деревня Крутые Выселки Комсомольского сельсовета. Представленная СПК "Комсомолец" схема, расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не соответствуют требованиям, установленным приказом Министерства экономического развития от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе".
Полагая, что решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка является незаконным и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, СПК "Комсомолец" обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с рассматриваемым заявлением.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса РФ. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Заявитель обратился в суд с требованиями в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных часть 2 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Частью 6 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом.
В силу части 7 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ, в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с частями 1, 3, 9, 10, 11, 12, 13 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа (часть 9 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ).
Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с использованием иных технологических и программных средств (часть 10 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ).
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, обеспечивает возможность подготовки схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта указанного федерального органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" любым заинтересованным лицом за плату (часть 11 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 12 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 13 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ).
В силу части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Перечень оснований для отказа является закрытым.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Отказ, доведенный до сведения СПК "Комсомолец" письмом от 03.06.2020 N 4/4349, содержит ссылки на основания, предусмотренные подпунктом 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.
Оценивая доводы Администрации Тамбовского района Тамбовской области в этой части, суд первой инстанции правомерно руководствовался приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762, которым утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (далее - Требования N 762).
Согласно пункту 3 названных Требований схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить.
Схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории) (пункт 4 Требований N 762).
Согласно пункту 6 Требований N 762 в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории указываются: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения.
Как установлено судом, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованию подлежит земельный участок 82340 кв.м путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 68:20:1201002:560, который сохраняется в измененных границах в силу подпункта 1 пункта 6 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ и не является вновь образованным земельным участком.
Исходный земельный участок с кадастровым номером 68:20:1201002:560 площадью 2660000 кв.м, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, принадлежит заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 03.06.1992.
Согласно представленному в дело кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 68:20:1201002:560 земельный участок поставлен на кадастровый учет 03.06.1992.
В соответствии с Требованиями N 762 на схеме приведены:
- условный номер земельного участка, образуемого в соответствии со схемой (68:20:1201002:560:ЗУ1);
- проектная площадь земельного участка (82 340 кв.м);
- список координат характерных точек границы образуемого земельного участка в системе координат МСК-68;
-графическая информация, а именно, изображение границ образуемого земельного участка (площадь 82 340 кв.м) в том числе учтенных земельных участков, включая кадастровые номера земельных участков, условный номер образуемого участка, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат;
- условные обозначения, примененные при подготовке изображения;
-сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (постановление), наименование уполномоченного органа, место для проставления даты, номера документа об утверждении схемы.
Кроме того, на схеме дополнительно отображены: территориальная зона, сведения о координатах которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости, а также масштаб, в котором изготовлена схема.
Учитывая, что Администрация Тамбовского района Тамбовской области, заявляя о несоответствии представленной заявителем схемы расположения земельного участка ее форме, формату и требованиям к ее подготовке, установленных в пункте 12 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ и в приказе Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762, не представила пояснений, в чем именно выразилось несоответствие, судебная коллегия при рассмотрении дела на стадии апелляционного производства, указала на необходимость обоснования выявленных несоответствий.
Во исполнение определения апелляционного суда сторонами были представлены противоречивые доказательства, противоположным образом трактующие соответствие представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Требованиям N 762.
Так, согласно экспертному заключению N 149с-21 от 09.06.2021 ООО "ТамбовАльянс" (эксперт Карлов С.Г.), представленному заинтересованным лицом, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (условный номер 68:20:1201002:560:ЗУ) не соответствует требованиям к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденных приказом Минэкономразвития от 27.11.2014 N762, Земельному кодексу РФ.
Как указал эксперт, в представленной на исследование эксперта схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории установлены несоответствия отображаемой на схеме информации требованиям Приказа Министерства экономического развития РФ от 27.11. 2014 N 762, Земельному кодексу РФ:
- не приведены границы исходного земельного участка с кадастровым номером 68:20:1201002:560, что не соответствует пункту 6 Требований;
- не приведены границы и кадастровые номера объектов капитального строительства, включенных в ЕГРН, расположенных в пределах образуемого земельного участка - нежилое здание с кадастровым номером 68:20:4028002:5 и по границе с образуемым земельным участком - сооружение "Автомобильная дорога "Крутые Выселки - Малиновка" - Селезни, с кадастровым номером 68:20:0000000:2904, что не соответствует пункту 7 Требований, пункту 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ;
- не приведены границы земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, что не соответствует пункт 7 Требований, пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ;
- приведены границы зон с особыми условиями использования территории, которые частично накладываются на образуемый земельный участок, но не указаны учетные номера зон - 68.20.2.641, 68.20.2.335 и не отображены в условных обозначениях соответствующим знаком, что не соответствует пункту 6 Требований, пункту 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ;
- указано "(Местоположение: Тамбовская область, Тамбовский район, Комсомольский сельсовет. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения)", что не предусмотрено Приложением 2 Требований;
- приведен условный номер земельного участка 68:20:1201002:560:ЗУ1, что не соответствует пункту 6 Требований (условный номер указывается в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков).
Согласно заключению кадастрового инженера ООО "КАДАСТРПРОЕКТ" Березиной М.Г., представленному СПК "Комсомолец", подготовленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 82340 кв.м, который предстоит образовать путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 68:20:1201002:560, соответствует требованиям, установленным статьей 11.10 Земельного кодекса РФ и приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762. Схема расположения земельного участка подготовлена на основе сведений государственного кадастра недвижимости. При подготовке схемы расположения земельного участка учтены Правила землепользования и застройки Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области от 27.12.2012 N 265 (с изменениями от 2012-2021 гг.) и иная утвержденная градостроительная документация.
Как установлено кадастровым инженером, границы земельного участка площадью 82340 кв.м, который предполагается образовать путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 68:20:1201002:560, не пересекают границ муниципальных образований, населенных пунктов, красных линий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования и иных объектов недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы (часть 2 статьи 64 АПК РФ).
В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" содержатся разъяснения, согласно которым заключения эксперта, полученное по результатам проведения внесудебной экспертизы, может быть признано судом иным документом, допускаемым в качестве доказательства в соответствии со статьей 89 АПК РФ.
Согласно частям 1, 2 статьи 71, статьям 67, 68 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив, представленное заинтересованным лицом доказательство, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что экспертное заключение ООО "ТамбовАльянс" N 149с-21 от 09.06.2021 (эксперт Карлов С.Г.) не может с достоверностью подтверждать факт несоответствия отображаемой на схеме информации требованиям Приказа Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 N 762, Земельному кодексу РФ, поскольку противоречит совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, содержит недостоверные сведения, в связи с чем не принимается в качестве допустимого.
Так, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости исходный земельный участок имеет статут ранее учтенного и является единым землепользованием.
Единое землепользование - это составной земельный участок, имеющий один кадастровый номер, но состоящий из нескольких отдельных частей (контуров), которые не имеют общих границ.
В настоящее время в земельном законодательстве отсутствует определение единого землепользования. Вместе с тем, ранее учтенные земельные участки сохраняют свои характеристики, в том числе статус единого землепользования, как актуальные.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
С учетом изложенного, исходя из позиции, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, руководствуясь пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", следует исходить из наличия у заявителя не прекращенного в установленном порядке права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 68:20:1201002:560.
В силу пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Как установлено судом и соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам, государственный кадастровый учет исходного земельного участка Российской Федерации проведен до вступления в силу Федерального закона N 28-ФЗ, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
До вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о земельных участках вносились в государственный земельный кадастр в рамках проведения работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках в соответствии с Указаниями для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, утвержденными Росземкадастром 10.04.2001 (далее - Указания).
Указания устанавливают технические правила подготовки и оформления территориальными органами Росземкадастра сведений о земельных участках, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона "О государственном земельном кадастре".
Согласно пунктам 2.1 - 2.3, 2.5 Указаний сведения о ранее учтенных земельных участках отражаются на основании документов, хранящихся в территориальных органах Росземкадастра, а для определения земельных участков, подлежащих включению в инвентаризационную опись конкретного кадастрового квартала, анализируются все имеющиеся документы, представляющие собой систематизированные (обобщенные) сведения о земельных участках, в том числе поземельные книги, журналы учета кадастровых номеров, списки плательщиков земельного налога и арендной платы по состоянию на дату инвентаризации сведений с подтверждением осуществления указанных платежей. В качестве дополнительных источников сведений о ранее учтенных земельных участках используются утвержденные материалы инвентаризации земель и сведения земельно-информационных систем территориальных органов Росземкадастра.
Абзацем вторым пункта 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2000 N 660 (утратили силу), предусмотрено, что несколько обособленных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, по заявлению правообладателя могут быть учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера.
В приказе Федеральной службы земельного кадастра России от 15.06.2001 N П/119 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра", изданном в целях реализации Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", утвержден Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района, пунктом 6.2.5 которого установлено, что строка "4" заполняется для земельных участков, входящих в составной земельный участок, состоящий из нескольких участков, права на который подлежат государственной регистрации, как на один объект недвижимого имущества (единое землепользование).
Учитывая изложенное, формирование земельных участков для эксплуатации объектов недвижимости, возможно только путем выделения из единого земельного участка.
Сведений о том, что внесение сведений об исходном земельном участке в инвентаризационную опись как ранее учтенном не оспорено и не признано незаконным материалы дела не содержат.
Заявителем в материалы дела представлена выкопировка из проекта перераспределения земель совхоза "Комсомолец", на которой схематически изображены границы исходного земельного участка, принадлежащего заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, выводы эксперта о том, что в схеме не приведены границы исходного земельного участка с кадастровым номером 68:20:1201002:560 являются необоснованными.
Из содержания Требований N 762 не следует, что обозначение характерных точек границ исходного земельного участка в системе координат является обязательным требованием.
При этом Администрацией Тамбовского района Тамбовской области не представлено доказательств обратного.
Как видно из схемы, она содержит условные обозначения: линии, обозначающие границы образуемого земельного участка и границы кадастрового квартала.
Следовательно, доводы заявителя жалобы об отсутствии в ЕГРН сведений о границах исходного земельного участка и невозможности его идентификации не могут быть признаны состоятельными.
При этом судебной коллегией принято во внимание следующее:
Постановлением Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области от 25.12.2015 N 329 предварительно согласовано предоставление заявителю земельного участка площадью 79 140 кв.м, образованного в результате раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 68:20:1201002:560.
Постановлением Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области от 25.12.2015 N 330 предварительно согласовано предоставление заявителю земельного участка площадью 25 065 кв.м, образованного в результате раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 68:20:1201002:560.
Постановлением Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области от 25.12.2015 N 333 предварительно согласовано предоставление заявителю земельного участка площадью 7 389 кв.м, образованного в результате раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 68:20:1201002:560.
Постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 17.05.2021 N 660 предварительно согласовано предоставление заявителю земельного участка площадью 223 338 кв.м, образованного в результате раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 68:20:1201002:560.
Таким образом, последовательные действия компетентных органов по разделу исходного земельного участка свидетельствуют об отсутствии препятствий для его идентификации при аналогичной процедуре предварительного согласования заявителю других земельных участков (контуров), образованных в результате раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 68:20:1201002:560, и вынесения соответствующих постановлений.
Отсутствие в схеме кадастровых номеров объектов капитального строительства, включенных в ЕГРН, расположенных в пределах образуемого земельного участка, принадлежащих кооперативу на праве собственности, в данном случае правового значения не имеет.
Судебная коллегия также не может согласиться с выявленными экспертом ООО "ТамбовАльянс" нарушениями пункта 6 Требований N 762, поскольку данный пункт не предусматривает требований о необходимости указания в схемах сведений о зонах с особыми условиями использования территории, красных линиях, о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования.
Такие требования установлены в пункте 7 Требований N 762 и применимы только при подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1. графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).
Между тем, в соответствии с пунктом 9 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ по общему правилу подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. Исключение из указанного правила установлено только в отношении физических лиц. В данном случае 27.05.2020 заявителем в адрес заинтересованного лица была направлена схема земельного участка в электронном виде (в формате XML и PDF c приложением компакт-диска CD-R).
Судебной коллегией также не установлено, каким образом указание в схеме условного номера земельного участка 68:20:1201002:560:ЗУ1, а также указание границы зон с особыми условиями использования территории, указанные экспертом ООО "ТамбовАльянс" в качестве допущенных нарушений, препятствует установлению расположения испрашиваемого участка.
При этом доказательства, свидетельствующие о нарушении заявителем при разработке схемы испрашиваемого земельного участка территориального зонирования либо нахождение испрашиваемого земельного участка на территории с особым режимом использования, материалы дела не содержат, и в экспертном исследовании не отражены.
Документов, в результате анализа которых можно было достоверно установить факт наложения испрашиваемого земельного участка с зонами с особыми условиями использования территории, экспертное заключение, как и материалы настоящего дела, не содержат.
Доказательств того, что образование данного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, в материалах дела не имеется.
Оснований для критической оценки заключения кадастрового инженера ООО "КАДАСТРПРОЕКТ" Березиной М.Г., представленного СПК "Комсомолец", судебной коллегией не установлено.
Выполняя исследование, кадастровый инженер ООО "КАДАСТРПРОЕКТ" Березиной М.Г. установила, что исходный земельный участок находится в разных кадастровых кварталах и согласно Правилам землепользования и застройки Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области от 27.12.2012 N 265 (с изменениями от 2012-2021 гг.) в разных территориальных зонах.
Согласно статье 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам. При этом границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В этой связи, опровергая заявленные Администрацией Тамбовского района Тамбовской области доводы, суд апелляционной инстанций исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ установил, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой образованию подлежит земельный участок 82 340 кв.м путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 68:20:1201002:560, подготовлена в соответствии с Требованиями N 762.
Вопреки положениям статьи 65 АПК РФ, заинтересованным лицом не доказано наличие предусмотренных подпунктом 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
При рассмотрении обращения заявителя о выделе земельного участка Администрация Тамбовского района Тамбовской области не запрашивала у СПК "Комсомолец" дополнительных документов, обосновывающих площадь и конфигурацию сформированного земельного участка с установлением возможности прохода/проезда к земельному участку с кадастровым номером 68:20:4028002:2, соблюдение санитарных зон, обязанность предоставления подобных документов у заявителя отсутствует, поэтому отказ в разделе земельного участка по данному основанию суд области также обоснованно признал незаконным.
В этой связи, учитывая, что законность и обоснованность оспариваемого отказа Администрации Тамбовского района Тамбовской области не нашла подтверждение материалами дела, следует признать, что имеются достаточные оснований для выводов о нарушении таким решением прав и законных интересов СПК "Комсомолец".
С учетом установленных конкретных обстоятельств по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Администрацией Тамбовского района Тамбовской области при рассмотрении дела арбитражными судами первой и апелляционной инстанций не представлено достаточных и бесспорных доказательств, в обоснование своей правовой позиции по делу. Ходатайств о привлечении к участию в деле специалиста либо о назначении по делу экспертизы, не заявлено (статья 9 АПК РФ).
С учетом сформулированного нормами АПК РФ бремени доказывания по спору, обязанность по представлению доказательств возлагается на сторону (статьи 65, 66 АПК РФ), в отсутствие которых, суд не может считать установленным юридически значимым обстоятельством позицию стороны, обосновывающей свои требования и возражения (статья 64 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.03.2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.03.2021 по делу N А64-5216/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Тамбовского района Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Ушакова |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-5216/2020
Истец: Сельскохозяйственный "Комсомолец"
Ответчик: Администрация Тамбовского района Тамбовской области
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд, Тамбовской области "Советник" адвокат Закомолдин А.В.