г. Самара |
|
30 августа 2021 г. |
Дело N А72-5661/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Корастелева В.А., Лихоманенко О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Пожарное общество" - представителя Шартдинова Р.Р. (доверенность от 14.05.2021),
от Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ульяновскому, Цильнинскому районам и г. Новоульяновску - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Пожарное общество"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 июня 2021 года по делу N А72-5661/2021 (судья Семенова М.А.),
по заявлению Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ульяновскому, Цильнинскому районам и г. Новоульяновску, р.п. Ишеевка, Ульяновская обл.
к Обществу с ограниченной ответственностью "Пожарное общество" (ИНН 7325116890, ОГРН 1127325007193), г.Ульяновск
о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Ульяновскому, Цильнинскому районам и г. Новоульяновску (далее - МЧС, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Пожарное общество" (далее - Общество, ответчик) о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29 июня 2021 года Общество с ограниченной ответственностью "Пожарное общество" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 50 000 (пятьдесят тысяч) руб.
В апелляционной жалобе общество просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 июня 2021 года по делу N А72-5661/2021 и принять по делу по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В материалы дела поступил отзыв МЧС на апелляционную жалобу.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель МЧС в судебное заседание апелляционного суда не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя МЧС, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из заявления в суд, в том числе, следует, что на основании распоряжения о проведении проверки от 11.03.2021 N 17 в отношении МОУ Красновосходская средняя школа МО "Цильнинский район" Ульяновской области по адресу: 433641. Ульяновская область, Цильнинский район, с. Карабаевка, ул. Школьная, 1 (далее - Школа), была проведена 13.04.2021 плановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что 16.02.2021 между Школой (Заказчик) и ООО "Пожарное общество"(Исполнитель) заключен контракт N 82 в рамках которого Исполнитель обязан оказать услуги по восстановлению системы АПС и систем оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в объеме, согласно локальной смете.
Должностным лицом МЧС установлено, что ООО "Пожарное общество" осуществляет предпринимательскую деятельность в области пожарной безопасности (деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений) в соответствии с лицензией МЧС России N 73-Б/00083 от 02.03.2015.
В связи с выявлением допущенных Обществом грубых нарушений лицензионных требований и условий, определенных пп. "д" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128, в отношении ответчика 26.04.2021 был составлен в присутствии директора Общества протокол об административном правонарушении по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ и направлен в суд для привлечения Общества к административной ответственности.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
В силу пп.1 п.1 ст.28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Административным органом и судом установлено, что ООО "Пожарное общество" осуществляет предпринимательскую деятельность в области пожарной безопасности (деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений) в соответствии с лицензией МЧС России N 73-Б/00083 от 02.03.2015.
В соответствии с ч.4 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пп. "д" п.4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 ( далее - Положение о лицензировании), лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:
д) выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу п.5 Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "б" и (или) "д" пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-Ф "О лицензировании отдельных видов деятельности", а именно:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Выявленные на объекте защиты -МОУ Красновосходская средняя школа МО "Цильнинский район" Ульяновской области по адресу: 433641. Ульяновская область, Цильнинский район, с. Карабаевка, ул. Школьная, 1, нарушения выразились в следующем:
1) для прокладки шлейфов в системах противопожарной защиты объекта (автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) не применены кабели, сохраняющие работоспособность в условиях пожара.
В ходе проведенных работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (демонтаж ППКОП Циркон-8/монтаж ППКОП Гранит-24, прокладка кабеля) Обществом на основании контракта N 82 от 16.02.2021 применен кабель типа исполнения не нг-LSLTx, нг-HFLTx, hi(A)-FRHFLTx либо нг-FRLSLTx, а в исполнении FTP-PA 4x2x24A WG.
Для прокладки шлейфов требуется применять материалы, с учетом объема горючей нагрузки кабелей, в детских дошкольных и образовательных учреждениях, сохраняющие работоспособность в условиях пожара.
Проектная документация по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не предоставлена и Обществом не использовалась (ответ N 17 от 09.04.2021 на запросN188 от 09.04.2021).
Тем самым нарушены положения ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N123-ФЗ), табл. 2 разд. 6 ГОСТ 31565-2012 "Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности", п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - ППР).
2) в помещении пожарного поста (диспетчерской) не обеспечивается расстояние между смежными приборами управления не менее 50 мм.
После проведенных работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (демонтаж ППКОП Циркон-8/монтаж ППКОП Гранит-24 прокладка кабеля) Обществом на основании контракта N 82 от 16.02.2021 вертикальные расстояния от прибора приемно-контрольного пожарного до других смежных приборов составляют 40 мм, 38 мм, 41 мм, горизонтальные расстояния от прибора приемно-контрольного пожарного до других смежных приборов составляют 15 мм, 3 мм.
Тем самым нарушены положения ч.4 ст. 4, ч. 1 ст. 6 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.8 СП 5.13130.2009 (аналогичные требования содержатся в СП 484.1311500.2020).
В соответствии с преамбулой Закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В силу статьи 20 Закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац четвертый статьи 20 названного федерального закона).
Федеральный закон N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
Согласно ч.4 ст. 4 Закона N 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу ч.1 ст.6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ч.2 ст. 82 Закона N 123-ФЗ кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону.
В табл. 2 разд. 6 ГОСТ 31565-2012 установлены преимущественные области применения кабельных изделий с учетом их типа исполнения.
В силу п.54 ППР, в том числе, при монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
Материалами дела подтверждается совершение Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Доводы ответчика, изложенные в возражениях и пояснениях, правомерно отклонены судом.
Нарушений порядка привлечения ответчика к административной ответственности судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
В части назначения ответчику наказания суд пришел к следующим выводам.
Общество является субъектом малого и среднего предпринимательства, к которым возможно в установленном законом случае применить ст.3.4, 4.1.1 КоАП РФ, в силу ст.3.4 КоАП предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Однако выявленные МЧС правонарушения являются грубыми, влекущими возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Объектом охраны является Школа с массовым пребыванием людей.
Вместе с тем, суд первой инстанции, оценив фактические обстоятельства рассматриваемого дела, руководствуясь статьей 71 АПК РФ, применил положения ст.4.1 КоАП РФ и назначил ответчику наказание, предусмотренное частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 50 000 руб., что составляет половину минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
В апелляционной жалобе Общество указывает на истечение на дату вынесения решения судом ( 29.06.2021 года) срока давности привлечения Общества к административной ответственности, исчисляемого Обществом с даты Акта об оказании услуг N 63 от 16.03.2021 года, подписанного с Заказчиком - МОУ Красновосходская средняя школа МО "Цильнинский район" Ульяновской области.
Данный довод, с учетом положений ст.4.5 КоАП РФ и обнаружения (выявления) административным органом нарушения 13.04.2021 года ( Акт проверки от 13.04.2021 ), признается апелляционным судом несостоятельным.
Доводы жалобы о том, что выявленные МЧС правонарушения не являются грубыми, влекущими возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а выводы суда первой инстанции об обратном противоречат материалам дела и позиции лица, составившего протокол об административном правонарушении, также отклоняются апелляционным судом.
С учетом характера выявленных нарушений на объекте защиты - МОУ Красновосходская средняя школа и положений п.5 Положения о лицензировании, данные нарушения правомерно признаны судом первой инстанции грубыми, влекущими возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Наличие в действиях Общества состава вменяемого правонарушения подтверждено материалами дела.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании части 4 статьи 208 АПК РФ, части 4 статьи 30.1 и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности (определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) не уплачивается, в связи с чем вопрос о ее взыскании не рассматривался.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 июня 2021 года по делу N А72-5661/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-5661/2021
Истец: ГУ ОНДиРП по Ульяновскому, Цильнинскому районам и г.Новоульяновску УНДиПР МЧС России по Ульяновской области, ОНДиПР по Ульяновскому, Цильнинскому районам и г.Новоульяновску
Ответчик: ООО "ПОЖАРНОЕ ОБЩЕСТВО"