г. Красноярск |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А33-33359/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Белоглазовой Е.В., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
при участии:
от ответчика - администрации Советского района в городе Красноярске:
Свешниковой Е.М., представителя по доверенности от 02.03.2021 N 231,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Карцева Геннадия Юрьевича
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 25 мая 2021 года по делу N А33-33359/2020,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Карцев Геннадий Юрьевич (ИНН 246518608174, ОГРН 309246835000015, далее - ИП Карцев Г.Ю., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации Советского района в городе Красноярске (ИНН 2465008609, ОГРН 1032402642887, далее - ответчик, администрация) о признании незаконными действий по сносу павильона, о взыскании причиненных убытков в размере 1 250 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент градостроительства администрации города Красноярска, индивидуальный предприниматель Польшина Вера Ивановна.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 мая 2021 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- судом сделаны неверные выводы на основании предоставленных доказательств;
- судом не дана надлежащая оценка представленным документам.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.07.2021 апелляционная жалоба принята к производству.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу ответчик считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между ООО УК "Красжилсервис" и Карцевым Г.Ю. заключен договор аренды земельного участка от 03.11.2015 N 3-533/15-С, согласно пункту 2.1. которого управляющая компания предоставляет, а арендатор принимает в аренду часть земельного участка площадью 40,0 кв.м. для использования в целях размещения временного сооружения - торгового павильона по реализации пищевых продуктов.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 договора многоквартирный дом расположен по адресу: г. Красноярск, ул. Урванцева, дом 29; земельный участок площадью 2391+/-17 кв.м. с кадастровым номером 24:50:0400055:197, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с договором купли-продажи от 20.08.2017, заключенным ИП Сидликом И.Р. с истцом, и актом приема - передачи торгового павильона от 20.08.2017 ИП Карцеву Г. Ю. передан в собственность торговый павильон общей площадью 40 кв.м. и укомплектованное производственное электротехническое оборудование. Согласно пункту 3 договора цена павильона и оборудования составляет 1 250 000 руб.
18.03.2020 заявитель обратился к руководителю департамента градостроительства администрации города Красноярска с заявлением о возможности размещения временного сооружения (торгового павильона) площадью 50 кв.м. на земельном участке площадью 80 кв.м. по адресу: г. Красноярск, ул. Урванцева, д. 29.
Администрация направила в адрес начальника отдела полиции N 1 МУ МВД "России "Красноярское" письмо от 03.03.2020 с просьбой провести работу по выявлению владельцев временных сооружений, в том числе по рассматриваемому адресу, и в случае выявления владельца получить от него объяснение с обязательным указанием всех установочных данных, адреса проживания, контактного телефона, с приложением документов (если таковые имеются), представить указанную информацию и документы в адрес администрации Советского района.
На запрос о предоставлении информации от 03.03.2020 N 1699 отдел полиции N 1 МУ МВД "России "Красноярское" сообщил письмом от 10.03.2020, что собственник временного сооружения по адресу: ул. 9 Мая, 42 Б не выявлен.
Комиссией администрации в составе начальника отдела недвижимости и земельных отношений, главного специалиста отдела недвижимости и земельных отношений, представителя ДМИ и ЗО - главного специалиста отдела муниципального контроля ДМИ и ЗО организовано проведение обследования павильона "Золотая кружка", площадью 40 кв.м. по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 Мая, 42 "Б", о чем составлен акт обследования от 05.03.2020.
Информация о выявлении временного сооружения и уведомление о необходимости его демонтажа 06.03.2020 опубликована в газете "Городские новости" и размещена на официальном сайте администрации.
13.03.2020 администрацией (указанной комиссией) составлен акт о выполнении (невыполнении) условий уведомления, согласно которому по состоянию на 13.03.2020 условия уведомления не выполнены; павильон "Золотая кружка", серо-красного цвета, площадью 40 кв.м. не демонтирован.
22.04.2020 администрацией (указанной комиссией) составлен акт о демонтаже, согласно которому указанный павильон демонтирован 23.04.2020 в 18:00.
Письмом от 24.04.2020 N К-1838-ек "О рассмотрении обращения" департамент сообщил истцу, что включить в схему и выставить на торги земельный участок по адресу: г. Красноярск, ул. Урванцева, 29 для размещения павильона не представляется возможным в связи с тем, что в ходе рассмотрения обращения установлено, что испрашиваемый земельный участок занят незаконным сооружением.
В письме департамент дополнительно указал на то, что информация о незаконно размещенном временном сооружении направлена в администрацию Советского района для принятия мер по демонтажу в рамках полномочий.
Письмом от 18.05.2020 N К-2580-ек департамент, рассмотрев обращение о сносе павильона, расположенного по адресу: ул. Урванцева, 29, сообщил истцу, что согласно распоряжению администрации города "Об утверждении Положения об администрации района в городе Красноярске" от 26.02.2007 N 46-р, одной из основных функций в сфере землепользования является принятие мер, направленных на освобождение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, от самовольных построек, самовольно установленных временных сооружений. На основании изложенного обращение направлено в администрацию Советского района, для рассмотрения в рамках полномочий ответа в Ваш адрес.
Письмом от 01.10.2020 "О рассмотрении обращения" администрация г. Красноярска, по результатам рассмотрения обращения по вопросу демонтажа временного сооружения -павильона по адресу: г. Красноярск, ул. Урванцева, д. 29 (ул. 9 Мая, 42 Б), сообщила истцу, что ранее специалистами администрации Советского района проведено обследование земельного участка с выездом на место. В результате обследования установлено, что временное сооружение - павильон по адресу: г. Красноярск, ул. Урванцева, д. 29 (ул. 9 Мая, 42 Б) размещено на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности без правоустанавливающих документов. На основании изложенного временное сооружение включено в перечень временных объектов, подлежащих сносу в рамках порядка выявления и демонтажа, установленных в нарушение определенного правовыми актами города порядка временных объектов на территории города Красноярска, утвержденного постановлением администрации города Красноярска от 12.09.2013 N 471, и 22.04.2020 демонтировано в установленном порядке.
Истец, полагая, что администрация при осуществлении демонтажа временного сооружения действовала незаконно, вследствие чего истец понес убытки в размере цены приобретения временного сооружения, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Заявитель полагает, что у ответчика отсутствовали основания для демонтажа торгового павильона в связи с отсутствием надлежащего уведомления собственника павильона, не извещением его о необходимости, порядке и сроках возмещения затрат на хранения данного имущества.
Как следует из материалов дела и не оспаривается истцом, демонтированный павильон располагался не землях муниципальной собственности, что подтверждается актом обследования от 05.03.2020.
Пунктами 1 и 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Особенности размещения нестационарных торговых объектов предусмотрены статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ.
Так, согласно пункту 1 указанной статьи размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
С целью совершенствования процесса размещения временных сооружений на территории г. Красноярска постановлением администрации г. Красноярска от 28.11.2014 N 809 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска (далее по тексту - Положение от 28.11.2014 N 809).
Согласно подпункту 16 пункта 4 Положения от 28.11.2014 N 809 к временным сооружениям отнесены павильоны - временные сооружения закрытого типа с залом для обслуживания и подсобным помещением.
В соответствии с пунктом 3 Положения от 28.11.2014 N 809 размещение временных сооружений на территории города осуществляется по результатам торгов, за исключением временных сооружений, размещение которых осуществляется в ином порядке, установленном настоящим Положением.
Размещение временных сооружений на территории г. Красноярска, за исключением нестационарных торговых объектов, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой размещения временных сооружений на территории г. Красноярска.
Постановлением администрации г. Красноярска от 27.09.2012 N 415 утверждена схема размещения временных сооружений на территории города Красноярска; постановлением администрации г. Красноярска от 27.11.2012 N 595 - схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска.
Пунктом 10 данного положения предусмотрено, что договор на размещение временного сооружения заключается на срок, определенный схемой размещения временных сооружений на территории г. Красноярска, схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Красноярска.
При размещении временного сооружения на земельном участке, предоставленном заявителю на праве пользования, праве аренды, ином вещном праве в случае, если срок действия устанавливающего данное право документа меньше срока размещения временного сооружения, определенного схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска либо схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, договор на размещение временного сооружения заключается на срок действия документа, устанавливающего право заявителя на земельный участок.
Как следует из материалов дела, на момент обращения 18.03.2020 к руководителю департамента градостроительства администрации города Красноярска с заявлением о возможности размещения временного сооружения (торгового павильона) площадью 50 кв.м. на земельном участке площадью 80 кв.м. по адресу: г. Красноярск, ул. Урванцева, д. 29, павильон уже был заявителем размещен на земельном участке муниципальной собственности, в связи с чем в ходе рассмотрения обращения установлено, что испрашиваемый земельный участок занят незаконным сооружением.
Письмом от 18.05.2020 N К-2580-ек департамент, рассмотрев обращение о сносе павильона, расположенного по адресу: ул. Урванцева, 29, сообщил истцу, что обращение направлено в администрацию Советского района для рассмотрения.
Письмом от 01.10.2020 "О рассмотрении обращения" администрация г. Красноярска, по результатам рассмотрения обращения по вопросу демонтажа временного сооружения -павильона по адресу: г. Красноярск, ул. Урванцева, д. 29 (ул. 9 Мая, 42 Б), сообщила истцу, что специалистами администрации Советского района проведено обследование земельного участка с выездом на место. В результате обследования установлено, что временное сооружение - павильон по адресу: г. Красноярск, ул. Урванцева, д. 29 (ул. 9 Мая, 42 Б) размещено на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, без правоустанавливающих документов.
На основании изложенного временное сооружение включено в перечень временных объектов, подлежащих сносу в рамках порядка выявления и демонтажа, установленных в нарушение определенного правовыми актами города порядка временных объектов на территории города Красноярска, утвержденного постановлением администрации города Красноярска от 12.09.2013 N 471, и 22.04.2020 демонтировано в установленном порядке.
При этом до обращения 18.03.2020 истца к руководителю департамента градостроительства администрации города Красноярска с заявлением о возможности размещения временного сооружения (торгового павильона) площадью 50 кв.м. на земельном участке площадью 80 кв.м. по адресу: г. Красноярск, ул. Урванцева, д. 29, администрация направила в адрес начальника отдела полиции N 1 МУ МВД "России "Красноярское" письмо от 03.03.2020 с просьбой провести работу по выявлению владельца временного сооружения по рассматриваемому адресу.
На запрос о предоставлении информации от 03.03.2020 N 1699 отдел полиции сообщил письмом от 10.03.2020, что собственник временного сооружения по адресу: ул. 9 Мая, 42 Б не выявлен.
Комиссией администрации организовано проведение обследования павильона "Золотая кружка", площадью 40 кв.м. по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 Мая, 42 "Б", о чем составлен акт обследования от 05.03.2020.
Информация о выявлении временного сооружения и уведомление о необходимости его демонтажа 06.03.2020 опубликована в газете "Городские новости" и в тот же день размещена на официальном сайте администрации.
Судом установлено и подтверждено информацией из программы "2 ГИС", что павильон "Золотая кружка" размещен как относительно адреса: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 Мая, 42 "Б", - так и адреса: ул. Урванцева, д. 29.
13.03.2020 администрацией составлен акт о выполнении (невыполнении) условий уведомления, согласно которому по состоянию на 13.03.2020 условия уведомления не выполнены; павильон "Золотая кружка", серо-красного цвета, площадью 40 кв.м. не демонтирован.
22.04.2020 администрацией (указанной комиссией) составлен акт о демонтаже, согласно которому указанный павильон демонтирован 23.04.2020 в 18:00.
Какие-либо доказательства принятия предпринимателем мер по розыску своего имущества (павильона), установлению места его нахождения и оценки состояния (обращение в администрацию, департамент), в материалах дела отсутствуют. Также в деле отсутствуют доказательства того, что заявитель информировал ответчика о наличии у него права собственности на рассматриваемое временное сооружение.
Судом верно установлено, что рассматриваемое временное сооружение в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Красноярска не включено, в схеме никогда не находилось, договор на размещение временного сооружения, истцом с уполномоченным органом не заключен и никогда не заключался (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют).
На основании изложенного судом сделан правомерный вывод, что спорный временный объект размещался в нарушение вышеуказанному Положению и схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации г. Красноярска от 27.11.2012 N 595.
Таким образом, у истца отсутствовали правовые основания для размещения павильона на рассматриваемом земельном участке.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что на момент публикации 06.03.2020 в газете "Городские новости" N 25 (3944) информации о факте выявления временного самовольного объекта павильон размещен истцом при отсутствии к тому правовых оснований, рассматриваемый павильон подлежал демонтажу (сносу).
В связи с этим заявителю обоснованно отказано в удовлетворении требования о признании действий администрация незаконными.
Таким образом, у администрации района имелись все основания для применения мер по административному сносу рассматриваемого временного сооружения в порядке, установленном Порядком от 12.09.2013 N 471.
Процедуру выявления и демонтажа временных объектов, установленных (размещенных) на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые на территории города не разграничена, в нарушение установленного правовыми актами города порядка, устанавливает Порядок выявления и демонтажа установленных в нарушение определенного правовыми актами города порядка временных объектов на территории города Красноярска согласно приложению, утвержденный постановлением администрации города от 12.09.2013 N 471 (далее по тексту - Порядок от 12.09.2013 N 471).
Согласно пункту 2 указанного порядка выявление объектов осуществляется департаментом градостроительства администрации города Красноярска, департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, администрациями районов в городе Красноярске в ходе исполнения возложенных на них задач и функций.
По пункту 3 Порядка от 12.09.2013 N 471 в течение пяти рабочих дней со дня выявления объектов сведения о выявленных объектах направляются в администрацию района в городе Красноярске, на территории которого выявлен объект.
Сведения о выявленных объектах должны содержать указание на месторасположение объекта с нанесением на топографический план, фото объекта, указание на его владельца, если владелец известен.
Пунктом 4 Порядка от 12.09.2013 N 471 предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты получения сведений, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, либо с даты самостоятельного выявления объекта уполномоченным органом последний организует проведение обследования земельного участка с участием членов комиссии по упорядочению размещения временных сооружений на территории города Красноярска.
Обследование земельного участка проводится с участием представителей департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
По результатам обследования земельного участка составляется акт обследования земельного участка, в котором указываются дата и место составления акта; точное месторасположение объекта с нанесением на топографический план; полное описание объекта (вид (тип) объекта, строительный материал, цвет, размер); владелец объекта (в случае если владелец известен).
Согласно пункту 5 Порядка от 12.09.2013 N 471 в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений об объекте либо выявления его самостоятельно уполномоченный орган организует опубликование информации о факте выявления объекта в газете "Городские новости" и размещение ее на официальном сайте администрации города. Информация должна содержать сведения о точном месте расположения объекта, его владельце, если владелец известен, полное описание объекта, указание на необходимость осуществления демонтажа выявленного объекта и освобождения земельного участка в 7-дневный срок. Информация о необходимости демонтажа временного объекта также подлежит размещению на объекте.
По пункту 8 Порядка от 12.09.2013 N 471 в случае если владелец Объекта неизвестен, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений об Объекте либо выявления его самостоятельно направляет в подразделение полиции района в городе Красноярске, на территории которого расположен Объект, обращение с просьбой выявить его владельца. К обращению прикладывается акт обследования.
На основании ответа Полиции об установлении владельца Объекта уполномоченный орган принимает меры, предусмотренные пунктом 6 настоящего Порядка.
В случае если владелец Объекта по результатам проведенной Полицией работы не установлен, уполномоченный орган осуществляет действия, предусмотренные пунктом 9 настоящего Порядка. В данном случае осуществление действий, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка, считается надлежащим уведомлением владельца Объекта, не установленного Полицией, о необходимости освобождения земельного участка, устранения допущенных нарушений градостроительного законодательства, демонтажа Объекта.
Пунктом 9 Порядка от 12.09.2013 N 471 определено, что демонтаж Объекта осуществляется путем перемещения (перевозки) Объекта или в случае невозможности перемещения (перевозки) путем разбора конструкции Объекта и перемещения (перевозки) с занимаемого им земельного участка на специально отведенные (отобранные) для хранения Объектов места. Ответственным органом за хранение Объектов, демонтированных уполномоченными органами, является администрация Советского района в городе Красноярске.
Демонтаж Объекта, а также вывоз и хранение имущества, находящегося в нем, осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в бюджете города.
Демонтаж Объекта осуществляется организацией, имеющей необходимую технику, транспортные средства, грузоподъемные механизмы для осуществления работ по демонтажу, на основе заключенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке уполномоченным органом договора (контракта).
Демонтаж производится в присутствии членов комиссии и представителя департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
О дате демонтажа владелец Объекта, если он известен, уведомляется заказным письмом. Возвращение почтового уведомления, направленного по известному месту жительства (пребывания) владельца Объекта, за истечением срока его хранения считается надлежащим уведомлением о демонтаже Объекта.
Согласно пункту 10 Порядка от 12.09.2013 N 471 перед проведением мероприятий по демонтажу Объекта находящееся в нем имущество подлежит описи членами комиссии. Составленная опись подписывается членами комиссии и является приложением к акту.
По завершении демонтажа Объекта составляется акт. Акт подписывается членами комиссии, присутствующими при демонтаже, представителями департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и организации, осуществляющей демонтаж Объекта, с указанием фамилий и должностей всех присутствующих лиц, даты и места составления акта, даты и времени произведения демонтажа, места расположения и описания Объекта, адреса места хранения, куда перемещены (перевезены) Объект и имущество, находящееся в нем.
Акт подписывается владельцем Объекта. В случае его отсутствия в акте делается соответствующая запись.
Пунктами 11 и 12 Порядка от 12.09.2013 N 471 предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем осуществления демонтажа, уполномоченный орган направляет владельцу демонтированного Объекта уведомление о произведенном демонтаже.
В случае если владелец неизвестен, уполномоченный орган организует опубликование уведомления о произведенном демонтаже в газете "Городские новости" и размещение его на официальном сайте администрации города. В данном случае датой получения владельцем демонтированного Объекта уведомления о произведенном демонтаже является дата опубликования уведомления в газете.
Демонтированный Объект, а также иное описанное имущество подлежат вывозу в специально отведенные (отобранные) уполномоченным органом места хранения и подлежит возврату его владельцу после возмещения им всех понесенных бюджетом города Красноярска затрат по демонтажу, перемещению и хранению имущества. Описанное имущество подлежит хранению с учетом необходимых требований к его сохранности, в том числе свойств вещи, подлежащей хранению.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 названной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 1.1. Положения об администрации района в городе Красноярске, утвержденного распоряжением Главы города от 26.02.2007 N 46-р, администрация района в городе Красноярске является территориальным подразделением администрации города, осуществляющим функции управления административным районом города.
В соответствии с пунктом 2.2.2. Положения в сфере землепользования администрация района:
- выявляет самовольные постройки и временные сооружения, размещенные с нарушением требований установленного законодательством порядка либо срок размещения которых истек;
- в установленном порядке принимает меры, направленные на освобождение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, от самовольных построек, самовольно установленных временных сооружений.
Судом правомерно установлено и подтверждено материалами дела, что установленный порядок выявления самовольно установленных объектов (спорного павильона), принятия мер по его демонтажу и демонтаж павильона ответчиком соблюден.
Учитывая вышеизложенное, действия администрации по сносу павильона, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Урванцева, д. 29 (ул. 9 Мая, 42 Б), являются законными.
В соответствии с Положением о порядке размещения временных сооружений под временными сооружениями понимаются сборно-разборные сооружения, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе нестационарные торговые объекты.
Исходя из установленных в г. Красноярске условий размещения временных сооружений, установке подлежат сборно-разборные объекты, то есть предполагающие собой возможность их разборки и сборки.
Разбор конструкции объекта предусмотрен в рамках установленного администрацией г. Красноярска административного порядка демонтажа временных сооружений, установленных в нарушение определенного правовыми актами города порядка их размещения (постановление администрации города от 12.09.2009 N 471), то есть в нарушение Положения от 28.11.2014 N 809.
Тем самым, понятие временного сооружения как сборно-разборного сооружения, установленное администрацией города в правовых актах города, распространяется и на порядок их демонтажа, установленный администрацией города.
Учитывая вышеизложенное, соответствующие доводы истца о незаконности действий администрации правомерно отклонены судом первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 указано, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В соответствии с договором купли-продажи от 20.08.2017, заключенным ИП Сидликом И.Р. с истцом, цена павильона и оборудования составляет 1 250 000 руб.
При этом судом обоснованно установлено, что согласно материалам дела торговый павильон демонтирован и направлен на хранение.
Заявителем не представлены доказательства обращения в уполномоченный орган за возвратом демонтированного оборудования, принятия мер по выявлению его места нахождения, установлению его фактического состояния и остаточной стоимости.
Без соблюдения указанной процедуры удовлетворение требования о взыскании убытков является преждевременным, поскольку повлечет необоснованное возложение расходов в размере стоимости павильона на муниципальное образование за законные действия районной администрации.
Таким образом, истцом не доказано наличие совокупности условий для возмещения убытков, а именно не доказано наличие заявленных к взысканию убытков, не доказан факт несения убытков, незаконность действий ответчика, а также причинно-следственная связь между убытками и заявленными действиями, в связи с чем судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требования истца о взыскании 1 250 000 рублей стоимости павильона.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 мая 2021 года по делу N А33-33359/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Е.В. Белоглазова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-33359/2020
Истец: Карцев Геннадий Юрьевич, представителю (Карцева Г.Ю.) Бахтина Е.Н
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА В ГОРОДЕ КРАСНОЯРСКЕ
Третье лицо: Департамент градостроительства администрации г. Красноярска, ИП Польшина Вера Ивановна