г. Владимир |
|
12 февраля 2024 г. |
Дело N А43-27545/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.02.2024.
Полный текст постановления изготовлен 12.02.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.11.2023 по делу N А43-27545/2023,
принятое по заявлению акционерного общества "Волга" (ОГРН 1025201418989, ИНН 5244009279) о признании незаконным решения Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, формализованного в извещении от 15.08.2023.
В судебном заседании приняли участие представители акционерного общества "Волга" - Иваницкая О.Н. по доверенности от 09.01.2024 N 08/11-2024 сроком действия до 31.12.2024; Скоков А.В. по доверенности от 26.10.2023 N 185/11-2023 сроком действия 1 год, специалист.
Министерство, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей акционерного общества "Волга", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Акционерное общество "Волга" (далее - Общество) является арендатором лесного участка для заготовки древесины по договору аренды от 17.12.2019 N 754 в Варнавинском районном лесничестве Каливецкого участкового лесничества, кварталы 44-100.
Общество 14.08.2023 посредством электронного портала Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее - Министерство) подало в Варнавинское районное лесничество лесную декларацию N 8 на рубку лесных насаждений в целях проведения ухода за лесами в виде проходной рубки в квартале 62 выделе 12 Каливецкого участкового лесничества.
По итогам рассмотрения лесной декларации от 14.08.2023 N 8 Общество получило отказ в приеме вышеуказанной лесной декларации в виде извещения от 15.08.2023.
В качестве основания для отказа в приеме лесной декларации Министерство сослалось на недостоверность сведений, указанных в лесной декларации (отраженные в декларации данные не соответствуют установленным требованиям), и на пункт 11 Приказа Минприроды России от 30.07.2020 N 534 "Об утверждении Правил ухода за лесами" (далее - Приказ N 534).
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства, формализованного в извещении от 15.08.2023.
Решением от 27.11.2023 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленное Обществом требование.
Министерство обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что согласно материалам государственного лесного реестра возраст лесных насаждений, где предполагается проведение мероприятия по проходным рубкам, составил 57 лет.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Общества в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Министерства.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 5 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются:
- управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, включая установление видов и параметров разрешенного использования лесов;
- проведение мероприятий по сохранению лесов и по лесоустройству;
- проведение мероприятий по сохранению природных ландшафтов, природных объектов и природных комплексов;
- проведение мероприятий по благоустройству лесов и лесных участков.
Согласно статье 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
До 01.03.2023 состав проекта освоения лесов и порядок его разработки регламентировался приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69.
В силу требований статьи 26 ЛК РФ использование лесов осуществляется на основании лесной декларации, поданной в соответствии с проектом освоения лесов.
Форма и порядок подачи лесной декларации установлены приказом Минприроды России от 29.04.2021 N 303 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме".
Порядок рассмотрения лесной декларации, основания её отклонения регламентированы приказом Минприроды России от 08.12.2016 N 641 "Об утверждении Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов" (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.11.1 Административного регламента основаниями для отказа в приеме лесной декларации являются:
- непредставление документов, указанных в Административном регламенте;
- недостоверность сведений, указанных в лесной декларации;
- несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию;
- несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов.
Данный перечень отказа в приеме лесной декларации является исчерпывающим.
Таким образом, в подпункте 2 пункта 2.11.1 Административного регламента предусмотрен закрытый перечень оснований для отказа в приеме лесной декларации.
Как следует из извещения от 15.08.2023, в качестве основания для отказа в приеме лесной декларации Министерство сослалось на недостоверность сведений, указанных в лесной декларации (отраженные в декларации сведения не соответствуют установленным требованиям), и на пункт 11 Приказа N 534.
При этом в извещении от 15.08.2023 Министерством не изложено, в чем состоит недостоверность сведений, указанных Обществом в лесной декларации, какие отраженные в лесной декларации сведения не соответствуют установленным требованиям.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что между Обществом и Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 17.12.2019 N 754 в отношении лесного участка площадью 14579 га, местоположение: Нижегородская область, Варнавинское районное лесничество, Каливецкое участковое лесничество, кварталы 44-100.
Указанным договором аренды определен ежегодный разрешенный объем заготовки древесины в разрезе форм и видов рубок, в том числе объемы по рубкам ухода за лесами.
При исчислении ежегодного разрешенного объема заготовки древесины данная лесосека была включена в расчет.
Обществом в 2019 году разработан проект освоения лесов на основе документированной информации государственного лесного реестра, которая была получена в установленном порядке в виде материалов лесоустройства 2015 года (таксационные описания, лесоустроительные планшеты, планы лесонасаждений с тематической окраской).
Проект освоения лесов по договору аренды от 17.12.2019 N 754 прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение, которое утверждено приказом Департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 20.07.2020 N 574 "Об утверждении государственной экспертизы проекта освоения лесов".
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что представленная Обществом лесная декларация не противоречит вышеуказанному проекту освоения лесов.
Проектом освоения лесов определены основные параметры использования лесов на арендованном лесном участке, определены места и объемы заготовки древесины и сведены в "Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, пространственное размещение указанных выделов, а также пространственное размещение дорожной сети на период действия проекта освоения лесов". Проектом определены объемы, способы и основные параметры выполнения лесохозяйственных мероприятий (мероприятий по сохранению лесов), к которым в том числе отнесены рубки ухода в лесах (проходные рубки).
В соответствии с пунктом 35 Приказа N 534 проведение проходных рубок должно прекращаться в лесных насаждениях хвойных, твердолиственных и мягколиственных семенного и вегетативного происхождения за один класс возраста до установленного возраста рубки.
Согласно пункту 11 Приказа N 534 рубки ухода за лесом должны осуществляться на основании проекта освоения лесов в соответствии с проектом ухода за лесами, который составляется лицом, осуществляющим такие рубки, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.
Возраст лесных насаждений в целях назначения рубок ухода за лесами определяется на основании материалов лесоустройства с учетом периода времени до назначения рубок и по результатам обследования лесного участка.
"Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, пространственное размещение указанных выделов, а также пространственное размещение дорожной сети на период действия проекта освоения лесов" проекта освоения лесов Общества предусматривает проходную рубку в квартале 62 выделе 12 Каливецкого участкового лесничества (л.д.81-89-оборот).
Общество 14.08.2023 направило в Варнавинское районное лесничество для рассмотрения в установленном порядке таксационное описание выделе 12 квартала 62 Каливецкого районного лесничества, которое принято последним без замечаний.
По мнению Варнавинского районного лесничества, текущий возраст лесных насаждений (суммарный возраст насаждений на момент введения материалов лесоустройства в действие и число лет прошедших от лесоустройства до текущего года, в который организуется непосредственная рубка), произрастающих в квартале 62 выделе 12 Каливецкого участкового лесничества, не позволяет провести уход за лесами в виде проходной рубки по причине того, что насаждение перешло из возрастной группы средневозрастные в возрастную группу приспевающие в отношении, которой обозначенные рубки не проводятся.
Между тем, как установлено судом по материалам дела, проекта освоения лесов Общества предусматривает проходную рубку в квартале 62 выделе 12 Каливецкого участкового лесничества.
В соответствии с пунктом 25 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 05.08.2022 N 510 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" периодичность работ по таксации лесов, расположенных на землях лесного фонда, устанавливается для зоны интенсивного освоения лесов - 10 лет.
Согласно таксационному описанию возраст деревьев породы сосна в рассматриваемом выделе составил 57 лет, что не превышает допустимые нормы, установленные Приложением N 1 к Приказу N534 (для проходных рубок на Европейской части Российской Федерации), а, следовательно, проведение проходных рубок возможно.
Правовых оснований для отказа Обществу в приеме лесной декларации у Министерства не имелось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспоренный отказ Министерства не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества.
В этой связи суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное Обществом требование.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как противоречащие установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Министерство от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.11.2023 по делу N А43-27545/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-27545/2023
Истец: АО "Волга"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства и охрана объектов животного мира Нижегородской области