Нижний Новгород |
|
16 мая 2024 г. |
Дело N А43-27545/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2024 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Камановой М.Н., Кислицына Е.Г.,
при участии представителей
от акционерного общества "Волга":
Иваницкой О.Н. (доверенность от 09.01.2024 N 08/11-2024) и
Скокова А.В. (доверенность от 26.10.2023 N 185/11-2023),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.11.2023,
принятое судьей Леоновым А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2024,
принятое судьями Гущиной А.М., Захаровой Т.А., Кастальской М.Н.,
по делу N А43-27545/2023
по заявлению акционерного общества "Волга"
(ИНН: 5244009279; ОГРН: 1025201418989)
о признании незаконным решения министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, изложенного в извещении от 15.08.2023, об отказе в принятии лесной декларации,
и установил:
акционерное общество "Волга" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее - Министерство), изложенного в извещении специалиста Варнавинского районного лесничества от 15.08.2023, об отказе в принятии лесной декларации от 14.08.2023 N 8 по договору аренды от 17.12.2019 N 754.
В качестве восстановительной меры Общество просило суд обязать Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия спорной лесной декларации.
Заявленные требования основаны на статьях 23.3, 23.4, 26, 67, 67.1, 69.2 и 88 Лесного кодекса Российской Федерации, приказах Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641, от 30.07.2020 N 534. Требования мотивированы тем, что оспариваемое решение является незаконным, нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 27.11.2023, оставленным в силе постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2024, удовлетворил требования заявителя, признав решение незаконным и обязав Министерство в течение 5 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда принять меры, направленные на устранение нарушений прав и законных интересов Общества. Суды заключили, что правовых оснований для отказа в приеме лесной декларации не имелось.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и отказать Обществу в удовлетворении его требований. По мнению кассатора, запланированные заявителем рубки превышают предельно допустимый возраст насаждений для целей проведения проходных рубок, нарушают пункт 35 Правил ухода за лесами (приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 534). Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просили оставить обжалованные судебные акты без изменения, кассационную жалобу Министерства - без удовлетворения.
Министерство, извещенное о времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителя не направило, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области, постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, Общество (арендатор) и Министерство (арендодатель) 17.12.2019 заключили договор аренды лесного участка для заготовки древесины N 754. Согласно договору в аренду Обществу передан лесной участок площадью 14 579 гектаров в Каливецком участковом лесничестве Варнавинского районного лесничества, кварталы 44 - 100. Арендатору передается лесной участок с целью заготовки древесины, ежегодный объем древесины приведен в приложении N 3 к договору (пункты 1.1, 1.2, 1.4). Арендатор имеет право осуществлять заготовку древесины в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка) и проектом освоения лесов (подпункт "е" пункта 3.3).
Арендатор обязан разработать и представить арендодателю проект основание лесов для проведения государственной экспертизы; в установленном законом порядке подавать лесную декларацию; осуществлять установленный договором вид использования лесов в соответствии с законодательством, проектом освоения лесов и лесной декларацией (подпункты "г", "д" и "ж" пункта 3.4).
Проект освоения лесов был разработан на основе документированной информации государственного лесного реестра, которая получена в установленном порядке в виде материалов лесоустройства 2015 года (таксационные описания, лесоустроительные планшеты, планы лесонасаждений с тематической окраской). Так же проект освоения лесов прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение, утвержденное приказом департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 20.07.2020 N 574.
Общество 14.08.2023 подало в Варнавинское районное лесничество лесную декларацию N 8 на рубку лесных насаждений, в целях проведения ухода за лесами в виде проходной рубки в квартале 62 выделе 12 Каливецкого участкового лесничества. По итогам рассмотрения лесной декларации главный специалист Варнавинского районного лесничества в извещении от 15.08.2023 сообщил об отказе в приеме данной декларации. В качестве основания для данного решения в извещении отражено, что содержащаяся в декларации информация не соответствует установленным требованиям к ее содержанию, со ссылкой на пункт 11 Правил ухода за лесами (приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 534).
Общество, посчитав данное решение незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее и заслушав представителей Общества, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
Согласно статье 200 (частям 4 и 5) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд осуществляет проверку оспариваемого решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа, которое его приняло, а также нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности. Бремя доказывания обстоятельств, явившихся основанием принятия публичным органом оспариваемого решения, возлагается на этот орган.
В силу статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно лесная декларация подается в уполномоченные органы лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута. Форма декларации, порядок ее заполнения и подачи, требования к формату декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесная декларация представляет собой документ, на основании которого непосредственно осуществляется заготовка древесины как вид использования лесов и в котором отражается объем подлежащей заготовке древесины (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2019 N 2843-О).
Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, форма лесной декларации утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.04.2021 N 303. Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов утвержден приказом того же органа от 08.12.2016 N 641.
Согласно Административному регламенту, при предоставлении государственной услуги в части приема лесных деклараций осуществляются следующие административные процедуры:
1) прием и регистрация лесной декларации;
2) проверка правильности оформления лесной декларации;
3) направление извещения об отказе в приеме лесной декларации (пункт 3.1.1).
Должностное лицо уполномоченного органа, ответственное за проверку правильности оформления лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня регистрации лесной декларации проверяет ее на соответствие требованиям, установленным соответствующим приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (от 29.04.2021 N 303). Результатом исполнения административной процедуры является установление ответственным должностным лицом соответствия либо несоответствия представленной декларации указанным требованиям (пункт 3.4).
В случае выявления несоответствия данным требованиям должностное лицо в течение 5 рабочих дней со дня регистрации лесной декларации готовит проект письменного извещения об отказе в приеме лесной декларации с обоснованием причин возврата. Извещение об отказе в приеме декларации вручается заявителю лично либо направляется в адрес заявителя в виде почтового отправления с уведомлением о вручении не позднее 5 рабочих дней со дня ее регистрации (пункт 3.5).
По утверждению Министерства, лесная декларация от 14.08.2023 N 8 не соответствует установленным требованиям, поскольку нарушает пункты 11, 35 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 534 (далее - Правила). В частности, запланированные проходные рубки по сосновой хозяйственной секции в эксплуатационных лесах превысили предельно допустимый возраст их проведения, т.к. возраст основан на материалах лесоустройства 2014 года (составляет для сосны 66 лет, возраст приспевающих насаждений).
В соответствии со статьей 64 Лесного кодекса Российской Федерации уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса, на основании проекта освоения лесов. Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Правилам уход за лесами осуществляется в соответствии с Правилами в объемах по видам мероприятий, указанных в лесных планах субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентах лесничеств, в проектах освоения лесов (пункт 3). К мероприятиям по уходу за лесами, в т.ч. относятся рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями (пункт 6).
Рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями, должны осуществляться для достижения следующих результатов: улучшение возрастной структуры и породного состава лесных насаждений; повышение качества и устойчивости лесных насаждений; сохранение и усиление защитных, водоохранных, санитарно-гигиенических свойств лесных насаждений; поддержание и восстановление биологического разнообразия лесов; повышение продуктивности насаждений (их ресурсного потенциала); сокращение сроков выращивания технически спелой древесины; рациональное использование ресурсов древесины (пункт 9).
В зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода за лесами осуществляются различные виды рубок ухода за лесными насаждениями, в т.ч. проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий роста лучших деревьев, увеличения их прироста, продолжения (завершения) формирования структуры насаждений (подпункт "г" пункта 10).
Рубки ухода должны осуществляться на основании проекта освоения лесов в соответствии с проектом ухода за лесами, который составляется лицом, осуществляющим такие рубки, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации. Возраст лесных насаждений в целях назначения рубок ухода за лесами определяется на основании материалов лесоустройства с учетом периода времени до назначения рубок и по результатам обследования лесного участка (пункт 11).
Возрастные периоды проведения различных видов рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями, приведены в приложении N 1 к Правилам (пункт 16).
Проведение проходных рубок должно прекращаться в лесных насаждениях хвойных, твердолиственных, мягколиственных семенного, вегетативного происхождения за один класс возраста до установленного возраста рубки (пункт 35).
Возрасты рубок, порядок исчисления расчетной лесосеки, порядок определения видового (породного) и сортиментного состава древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 29). Возрасты рубок установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 09.04.2015 N 105 "Об установлении возрастов рубок".
В действующей Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.08.2022 N 510, определено следующее (пункты 233, 234). Класс возраста лесного насаждения устанавливается: для кедра, ели восточной, пихты кавказской - 40 лет; для хвойных и твердолиственных древесных пород семенного происхождения, липы дальневосточной (медоносной) - 20 лет; для мягколиственных древесных пород и твердолиственных древесных пород порослевого происхождения - 10 лет; для кустарников - 5 лет. В зависимости от возраста рубок (возраста спелости), продолжительности классов возраста лесные насаждения подразделяются по группам возраста: молодняки, средневозрастные, приспевающие, спелые и перестойные лесные насаждения. Распределение групп возраста производится в соответствии с приложением N 8 к Инструкции.
Аналогичные по существу положения предусмотрены пунктами 37 и 70 Лесоустроительной инструкции 2018 года (приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 N 122), пунктами 61 и 102 Лесоустроительной инструкции 2011 года (приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 N 516).
В силу статей 23.2 (части 3), 23.3 (части 1, 5 - 7, 11) и 23.4 (частей 1, 2, 6 и 7) Лесного кодекса Российской Федерации выполнение лесосечных работ без таксационного описания лесосеки не допускается.
В целях осуществления рубок лесных насаждений, выполнения лесосечных работ проводятся отвод и таксация лесосек. Такие работы, по общему правилу, обеспечиваются лицами, использующими леса и осуществляющими лесосечные работы. При таксации определяются количественные, качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке на соответствующей лесосеке. На основе данных отвода, таксации лесосек составляется таксационное описание лесосеки.
Порядок отвода и таксации лесосек утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.10.2022 N 688 (далее - Порядок N 688).
На основе данных отвода и таксации лесосек составляется таксационное описание лесосеки в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и не позднее, чем за 15 дней до дня начала соответствующих лесосечных работ направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия, определенные в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации. Последние вправе проводить предварительный осмотр лесосеки. Если таксационное описание лесосеки не возвращено в установленном порядке направившему его лицу, таксационное описание считается принятым вышеназванным органом.
Состав сведений, включаемых в таксационное описание лесосеки, порядок составления таксационного описания лесосеки, требования к его формату в электронной форме, порядок определения несоответствия таксационного описания информации о фактическом состоянии лесосеки утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.10.2022 N 687 (далее - Порядок N 687).
Согласно Порядку N 688 при таксации лесосек возраст, бонитет, наименование категории непокрытых лесной растительностью земель, наименование категории нелесных земель актуализируются по материалам лесоустройства, в том числе и для рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями (пункты 34, 58).
В силу положений Порядка N 687 таксационное описание лесосеки в форме электронного документа направляется заинтересованным лицом в органы государственной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия, определенные в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации не позднее 15 дней до дня начала лесосечных работ (пункт 24). Уполномоченный орган проверяет соответствие сведений таксационного описания лесосеки информации о фактическом состоянии лесосеки, имеющейся в его распоряжении в течение 3 рабочих дней с даты поступления таксационного описания лесосек от заинтересованного лица (пункт 25). Информация о фактическом состоянии лесосеки включает документированную информацию, содержащуюся в государственном лесном реестре, в случае, если ее давность составляет менее 10 лет, а также информацию, содержащуюся в актах лесопатологических обследований, актах иных обследований, проводящихся в том числе при осуществлении государственного экологического мониторинга, проведении мероприятий в рамках государственной инвентаризации лесов (пункт 26).
При наличии у органа сведений о фактическом состоянии лесосеки соответствие таксационного описания лесосеки информации о ее фактическом состоянии проверяется по следующим параметрам: группе возраста (только для рубок ухода в средневозрастных насаждениях), общему запасу на 1 гектар, составу насаждения по преобладающей древесной породе, хозяйству. Расхождение по группе возраста и хозяйству не допускается (пункт 28).
На основании проверки данных уполномоченным органом формируется перечень параметров о соответствии (несоответствии) таксационного описания лесосеки информации о фактическом состоянии лесосеки с учетом допустимых отклонений, указанных в пункте 28 (пункт 29). Таксационное описание лесосеки признается не соответствующим информации о фактическом состоянии лесосеки, имеющейся в распоряжении уполномоченных органов, если данные таксационного описания лесосеки превышают допустимые отклонения, указанные в пункте 28, хотя бы по одному параметру (пункт 30).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия заинтересованным лицом оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на заинтересованное лицо (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, и заинтересованное лицо это не оспаривает, Общество 14.08.2023 направило для рассмотрения в установленном порядке таксационное описание лесосеки - выдела 12 квартала 62 Каливецкого районного лесничества, которое не было возвращено. Следовательно, в силу положений Порядка N 687 и статьи 23.4 Лесного кодекса Российской Федерации таксационное описание лесосеки принято.
В материалах дела нет доказательств того, что представленное Обществом таксационное описание лесосеки является не соответствующим информации о фактическом состоянии лесосеки. Уполномоченный орган не воспользовался ни правом на предварительный осмотр лесосеки, не представил иных доказательств того, что возраст лесных насаждений в представленном Обществом описании не соответствует действительности. Материалы лесотаксационного описания 2015 года сами по себе это несоответствие также не подтверждают.
Проект освоения лесов Общества предусматривает проходную рубку в квартале 62 выделе 12 Каливецкого районного лесничества и представленная декларация полностю соответствует названному проекту.
Таким образом, проведение проходных рубок ухода за лесами не противоречат актуализированным и принятым заинтересованным лицом имеющимся данным о состоянии лесосеки в части допустимого возраста осуществления таких рубок. Оснований для отказа в принятии лесной декларации, предусмотренных действующим законодательством, у Министерства не имелось.
На основании статьи 201 (части 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, суд принимает решение о признании его незаконным.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.11.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2024 по делу N А43-27545/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным решение о отказе в принятии лесной декларации, поскольку не было оснований для такого отказа. Установлено, что представленное таксационное описание лесосеки соответствовало требованиям законодательства, а запланированные рубки не превышали допустимый возраст насаждений. Суд обязал орган власти принять меры для устранения нарушений прав заявителя. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 мая 2024 г. N Ф01-1467/24 по делу N А43-27545/2023