г. Москва |
|
30 августа 2021 г. |
Дело N А41-8670/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей: Диаковской Н.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Скомороховой Д.Е.,
при участии:
от заявителя по делу - Государственного Учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области - Прощенко О.Г. представитель по доверенности от 12.07.2021 года,
от заинтересованного лица по делу - Управления Росреестра по Московской области - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30.06.2021 по делу N А41-8670/21 по заявлению Государственного Учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области к Управлению Росреестра по Московской области о признании,
УСТАНОВИЛ:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 5 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к УПРАВЛЕНИЮ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ о признании незаконным решения об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 04.03.2021 N КУВД-001/2020-7487014/4; обязании осуществить действия государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на сооружения - теплотрасса, протяженностью 406 м, расположенную по адресу: МО, г.о. Химки, ул. Панфилова (с учетом уточнения заявления в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.06.2021 заявленные требования удовлетворены.
Управление Росреестра по Московской области не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель Государственного Учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальных сайтах Десятого Арбитражного Апелляционного суда и Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/, представители Управления Росреестра по Московской области в заседание не явились.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя Государственного Учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 5 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ образовано в 2002 году. Все его недвижимое имущество (здания, строения, земельные участки) является собственностью Российской Федерации и переданы ему на праве оперативного управления (бессрочное пользование). В том числе, административное здание с земельным участком, расположенные по адресу: Московская обл., г. Химки, ул. Панфилова, д. 7
В 2001 году Здание введено в эксплуатацию со всеми коммуникациями и принято Истцом на бухгалтерский баланс (право оперативного управления). В том числе, теплотрасса, являющаяся системой теплоснабжения Здания (отопление Здания, горячая вода системы водопровода). Имущество является инженерно-техническим подземным сооружением, которое проложено (две линии трубопровода в пределах канала залегания) от теплового пункта N 9 ООО "ТСК МОСЭНЕРГО" до Здания на расстоянии 406 метров и площадью 488 кв. м. ООО "ТСК МОСЭНЕРГО" поставляет тепловую энергию Истцу для теплоснабжения Здания.
Зона ответственности Истца утверждена ООО "ТСК МОСЭНЕРГО" в пределах от ТЦП N 9 до входа в Здание.
Здание в 2001 году введено в эксплуатацию (объект завершенного строительства) со всеми коммуникациями, но имущество не было описано в качестве отдельного сооружения. Документы на ввод в эксплуатацию имущества и инженерно-технические условия прокладки имущества отсутствовали.
Заявитель неоднократно обращался к заинтересованному лицу с заявлениями о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации прав на участок от ТЦП N 9 до здания. В регистрации было отказано.
29.06.2020 заявитель в очередной раз обратился к заинтересованному лицу с заявлением N КУВД-001/2020-7487014 об осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении сооружения.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав уведомлением N КУВД-001/2020-7487014/1 от 14.07.2020 были приостановлены.
18.09.2020 заявителем были представлены дополнения для устранения причин приостановления.
04.03.2020 Управлением принято решение N КУВД-001/2020-7487014/4 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета прав по заявлению N КУВД-001/2020-7487014.
Полагая указанные действия незаконными, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации, Закон) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом порядке.
В частности, согласно п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона документами, являющимися основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, среди прочих, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (ч. 1 ст. 18 Закона).
В ч. 4 ст. 18 Закона предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно ч. 1 ст. 21 Закона должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов (ч. 5 ст. 18 Закона о регистрации), если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 Закона.
Заинтересованное лицо указывает о несоответствии (отсутствии) документов Закону о регистрации, а также отсутствии акта ввода объекта в эксплуатацию.
Требования к подготовке технического плана, в том числе документы, на основании которых технический план может быть подготовлен, установлены статьей 24 Закона о недвижимости, пунктом 20 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.
Согласно письму ФГБУ "ФКП Росреестра" от 27.07.2017 N 10-1604-КЛ "Для сведения и учета в работе" в случае, если разрешительная и (или) проектная документация, необходимая для подготовки технического плана, безвозвратно утрачена (отсутствует), изготовление технического плана здания возможно на основании декларации об объекте недвижимости при условии обоснования подготовки такого технического плана на основании декларации об объекте недвижимости в разделе "Заключение кадастрового инженера", а также подтверждения факта утраты такой документации с указанием информации о мерах, предпринятых для получения указанной документации; копии документов, подтверждающих данную информацию (справки, письма и т.п. уполномоченных органов и организаций (в том числе осуществляющих хранение соответствующей документации), в распоряжении которых может находиться указанная в части 8 статьи 24 Закона о недвижимости, пункте 20 Требований документация), необходимо включать в состав приложения технического плана (указанная позиция изложена также в письме Минэкономразвития России от 11.07.2014 N Д23и-2432.
Из материалов дела следует и обоснованно установлено судом, что учреждение направило запросы в архивные учреждения Московской области о наличии акта ввода в эксплуатацию объекта. Факт отсутствия документации подтвержден ответами на запросы из архива г.о. Химки, ГБУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "МОБТИ", ООО "ТСК МОСЭНЕРГО".
Учреждением заключен договор подряда с ГБУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "МОБТИ" на выполнение кадастровых работ N 62-00004979-00 от 20.01.2020
На основании декларации об объекте недвижимости получен технический план, утверждена схема размещения объекта на земельном участке.
Кадастровым инженером сделаны, в том числе, следующие выводы.
Технический план подготовлен для постановки на государственный кадастровый учет сооружения (теплотрасса) имеющего местоположение: Российская Федерация, Московская область, г.о. Химки, г. Химки, ул. Панфилова. При проведении кадастровых работ выявлено, что сооружение, являющееся объектом кадастровых работ, расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 50:10:0010110:3185, 50:10:0010110:41, 50:10:0010121:20 и находится в границах кадастровых кварталов с номерами 50:10:0010110 и 50:10:0010121. Часть сооружения проходит по землям неразграниченной государственной собственности, подготовлена схема размещения объекта и в состав технического плана внесено Разрешение на размещение объекта N РЗ-31 от 10.06.2020, выданное Администрацией городского округа Химки Московской области. Теплотрасса служит ДЛЯ ОТОПЛЕНИЯ НЕЖИЛОГО ЗДАНИЯ (Государственное учреждение-Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области, на схеме расположения объекта недвижимости на земельном участке, обозначен контур объекта недвижимости с кадастровым номером 50:10:0010121:86, для которого сооружение служит вспомогательной функцией.
Таким образом, сооружение соответствуют параметрам объектов вспомогательного назначения по разъяснению Минэкономразвития РФ, данным в письме от 07.02.2019 N 50-70010-1018/19 "Об объектах вспомогательного назначения".
На основании вышеизложенных требований действующего законодательства с целью госрегистрации прав и кадастрового учета заявителем предоставлены необходимые документы.
При указанных обстоятельствах, у управления отсутствовали правовые основания для отказа обществу в осуществлении кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество вспомогательного назначения - сооружение трубопроводного транспорта "Теплотрасса".
В нарушение указанной нормы регистрирующий орган не обосновал правомерности отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении спорного объекта.
Оспариваемый отказ суд первой инстанции обоснованно счел незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя.
В целях устранения допущенных нарушений суд первой инстанции обоснованно обязал регистрирующий орган осуществить действия государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ-ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 5 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ по заявлению от 29.06.2020N КУВД-001/2020-7487014.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.06.2021 по делу N А41-8670/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-8670/2021
Истец: ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 5 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ