город Томск |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А27-1408/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назарова А.В.
судей: Аюшева Д.Н.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания проводимого без использования средств аудиозаписи помощником судьи Арышевой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Центр города" (N 07АП-6852/2021) на решение от 31.05.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1408/2021 (судья Шикин Г.М.) по исковому заявлению акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (650057, Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, Пионерский бульвар, д. 4А, ИНН 4205049090, ОГРН 1034205040935) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Центр города" (652704, Кемеровская область - Кузбасс, г. Киселевск, ул. Лутугина, д. 51А, стр. 3, ИНН 4223121831, ОГРН 1184205014509) о взыскании 112 542 рублей 86 копеек,
с участием с деле в качестве третьего лица: муниципального предприятия Киселевского городского округа "Единый расчетно-кассовый центр" (652700, Кемеровская область - Кузбасс, г. Киселевск, ул. Советская, д. 5, ИНН 4211017025, ОГРН 1044211005519),
без участия представителей сторон в судебном заседании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - истец, компания) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Центр города" (далее - ответчик, общество) о взыскании задолженности за тепловую энергию и теплоноситель (в горячей воде), поставленную в марте 2019 года для обеспечения теплоснабжения объектов, расположенных по адресу: Кемеровская область, г. Киселевск, ул. Толбухина, д. 6, 22, 24; ул. Парниковая, д.36, 38, 42, в размере 122 542 рублей 86 копеек долга
Решением от 31.05.2021 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов жалобы ответчик указал, что суд первой инстанции не учел, что действующее законодательство не предусматривает возможности пролонгации краткосрочного договора теплоснабжения, при наличии действующего решения собственников помещений о заключении прямых договоров с РСО организацией в порядке пункта 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); включение в платежный документ, выставленный собственникам помещений многоквартирных домов (далее - МКД) в марте 2019 года услуг по отоплению и горячей воде, основано на заключенном сторонами договоре возмездного оказания услуг N 3427/19-1 от 01.02.2019; из конклюдентных действий истца следует признание им своего долга перед ответчиком по договору N 7080/18-2 от 01.01.2019 на сумму 608 974 рубля 18 копеек, следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.
Определением от 04.08.2021 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу указал, что доводы ответчика необоснованные, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщен к материалам дела.
В состоявшееся 25.08.2021 судебное заседание апелляционной инстанции стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей не обеспечили.
В порядке части 6 статьи 121, части 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционный суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся представителей сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец является теплоснабжающей организацией на территории города Киселевска, для него утверждены соответствующие тарифы постановлениями Региональной энергетической комиссии Кемеровской области.
01.01.2019 между компанией (теплоснабжающая организация) и обществом (потребитель) заключен договор теплоснабжения N 7080/18-2, по условиями которого теплоснабжающая организация приняла на себя обязательства подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель (в горячей воде), а потребитель обязался принимать и оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель (пункт 1.1 договора).
Отпуск тепловой энергии производится для обеспечения теплоснабжения объектов, расположенных по адресам: Кемеровская область, г. Киселевск, ул. Толбухина, д.д. 6, 22, 24; ул. Парниковая, д.д. 36, 38, 42.
Срок действия договора - до 31.01.2019 (пункт 8.1 договора).
Несмотря на окончание срока действия договора в феврале-марте 2019 года истец продолжал производить отпуск тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде на коммунальные нужды обслуживаемых ответчиком МКД.
За фактически поставленные в феврале-марте 2019 года тепловые ресурсы истец произвел начисление платы по счетам-фактурам от 28.02.2019 N 94459 на сумму 366 325 рублей 64 копейки (оплачена в полном объеме), от 31.03.2019 N 94460 на сумму 365 191 рубль 43 копейки (оплачена частично, имеется задолженность в размере 122 542 рубля 86 копеек).
В марте 2019 года дома, расположенные по адресам: Кемеровская область, г. Киселевск, ул. Толбухина, д. 6, 22, 24; ул. Парниковая, д. 36, 38, 42, не были оборудованы коллективным (общедомовым) прибором учета (ОДПУ) тепловой энергии (отсутствие приборов учета зафиксировано в пункте 3.2 договора).
Данные о количестве потребленных в марте 2019 года Гкал предоставило Муниципальное предприятие Киселевского городского округа "Единый рассчетно-кассовый центр" (далее - расчетный центр), которое осуществляет начисление потребителям платы за отопление в многоквартирных домах, обеспечиваемых истцом теплоснабжением.
Согласно предоставленным данным, в марте 2019 года количество потребленной тепловой энергии составило 247,090 Гкал.
При расчете платы за тепловую энергию истцом применялся следующий тариф:
- в отношении жилых помещений, в которых в установленном порядке зарегистрированы собственники/наниматели/лица, которым собственник предоставил право пользования жилым помещением, - тариф на тепловую энергию, установленный приложением N 1 к Решению Совета народных депутатов Киселевского городского округа от 28.12.2018 N 59-н, в размере 1 234,95 руб./Гкал с учетом НДС (1 029,13 руб./Гкал без учета НДС);
- в отношении жилых помещений, в которых отсутствуют зарегистрированные лица, - тариф на тепловую энергию, установленный приложением к постановлению РЭК Кемеровской области от 20.12.2018 N 718, в размере 1 419,74 руб./Гкал без учета НДС.
В марте 2019 года дома, в которые производился отпуск теплоносителя (горячая вода), были оборудованы индивидуальными приборами учета на горячее водоснабжение.
Согласно данным, предоставленным расчетным центром, в марте 2019 года количество потребленного ГВС составило 966,783 м3.
При расчете платы за ГВС истцом применялся следующий тариф:
- в отношении жилых помещений, в которых в установленном порядке зарегистрированы собственники/наниматели/лица, которым собственник предоставил право пользования жилым помещением, - тариф на горячее водоснабжение, установленный приложением N 1 к Решению Совета народных депутатов Киселевского городского округа 4 от 28.12.2018 N 59-н, в размере 54,16 руб./м 3 с учетом НДС (45,13 руб./м3 без учета НДС);
- в отношении жилых помещений, в которых отсутствуют зарегистрированные лица, - тариф на горячее водоснабжение, установленный приложением к постановлению РЭК Кемеровской области от 20.12.2018 N 718, в размере 106,67 руб./м3 без учета НДС.
В период действия договора стороны установили, что для определения ежемесячного размера платы за общий объем поставки Управляющая компания учитывает данные расчетного центра по фактическому количеству зарегистрированных (проживающих) потребителей, нормативам потребления, показаниям индивидуальных приборов учета, а также степени благоустройства жилых МКД (пункт 5.4.2 договора в редакции протокола согласования разногласий). Данный порядок продолжал действовать при взаимоотношении сторон после прекращения срока действия Договора.
Согласно сведениям, предоставленным расчетным центром, сумма начислений в марте 2019 года за отпущенную тепловую энергию и теплоноситель в горячей воде на коммунальные нужды обслуживаемых ответчиком многоквартирных домов составила 365 191 рубль 41 копейка. Указанная сумма была перевыставлена ответчику путем направления счет-фактуры от 31.03.2019 N 94460, возвращенной истцу без согласования (письмо ответчика от 07.09.2020 N 114/20).
Расчетным центром в счет погашения задолженности за поставку тепловой энергии произведено перечисление денежной суммы с назначением платежа "за ООО "УК "Центр города" (платежное поручение N 4144 от 17.05.2019), после чего размер задолженности за март 2019 года уменьшился до 122 542 рублей 86 копеек.
Полагая, что сумма в размере 122 542 рубля 86 копеек должна быть взыскана с ответчика, истец обратился в суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу положений части 1 стать 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии с пунктом 2 статьи 544 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом.
Собственники помещений вправе управлять своим домом либо опосредованно (путем объединения для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме или путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения в таком доме), либо непосредственно.
При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
Из положений частей 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ также следует, что по общему правилу, собственники помещений в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации; управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения. При этом отсутствие у исполнителя письменного договора ресурсоснабжения не изменяет статуса управляющей организации по отношению к собственникам помещений в многоквартирном доме как исполнителя коммунальных услуг (определение ВС РФ от 22.10.2018 N 303-КГ18-16489) и не освобождает исполнителя коммунальных услуг от оплаты таких услуг, оказанных собственникам и пользователям помещений МКД.
Ресурсоснабжающей организации принадлежит право на взыскание их стоимости с исполнителя коммунальных услуг (Обзор судебной практики ВС РФ от 19.10.2016 N 3 (2016), определение ВС РФ от 08.08.2016 N 305-ЭС16-4138).
В свою очередь, в целях надлежащего документального оформления отношений с управляющей организацией ресурсоснабжающая организация вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора ресурсоснабжения (пункт 3 статьи 426, пункт 4 статьи 445 ГК РФ, статьи 155, 157, 161, 162 ЖК РФ).
Вместе с тем, не реализовав такую возможность, эта организация несет риск наступления связанных с этим возможных неблагоприятных последствий, но не приобретает права на предъявление требований об оплате поставленного ресурса непосредственно к собственникам помещений в МКД.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что при выборе способа управления МКД и наличии соответствующего выбранному способу управления исполнителя коммунальных услуг последний является должником за потребленные коммунальные ресурсы перед ресурсоснабжающей организацией вне зависимости от того, осуществлен ли им фактически сбор денежных средств с собственников помещений жилого дома как с потребителей коммунальных ресурсов (определение ВС РФ от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918, определение ВС РФ от 09.02.2016 N 304-ЭС15-18888).
При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил N 354 (пункт 8 Правил N 354).
Как указано в пункте 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу части 7 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Таким образом, приведенные нормы права регулируют момент, с которого управляющая компания приступает к исполнению своих обязательств, но не ограничивает возможность последней производить сбор платежей за предыдущий период в случае неисполнения потребителями этой обязанности.
По общему правилу части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в МКД, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Согласно правовому подходу, сформированному в определении ВС РФ от 17.08.2016 N 309-КГ16-9974, денежные средства населения, предназначенные для перечисления ресурсоснабжающим и обслуживающим организациям, не являются денежными средствами управляющей организации и имеют целевое назначение - оплату оказанных ресурсоснабжающими организациями жилищнокоммунальных услуг и услуг по управлению жилым фондом.
В определении ВС РФ от 13.06.2017 N 303-ЭС17-5967 также приведен правовой подход, согласно которому должник не является собственником денежных средств, полученных за конкретный коммунальный ресурс поставщиком этого ресурса напрямую от потребителей.
Управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями.
Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, управляющая организация должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на управляющую организацию оплату коммунальных ресурсов в большем объеме, не имеется (определение ВС РФ от 18.08.2016 N 305-ЭС16-3833).
Из содержания приведенных законоположений и правовых позиций ВС РФ в их совокупности и взаимной связи усматривается, что обязанность управляющей организации по осуществлению денежных расчетов с ресурсоснабжающей организацией за поставленный в МКД ресурс корреспондирует праву исполнителя коммунальных услуг осуществить сбор денежных средств в эквивалентном размере за соответствующий период с собственников помещений МКД, которыми осуществлено непосредственное потребление (а также в целях содержания общего имущества).
Таким образом, вступая в отношения по управлению МКД, управляющая компания приобретает право на предъявление требований к собственникам помещений, в том числе по предыдущим периодам, но одновременно с этим становится обязанным лицом в отношении организации ресурсоснабжения.
Договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора (пункт 2 статьи 540 ГК РФ). Следовательно, указание в договорах ресурсоснабжения срока их действия, не свидетельствует о прекращении обязательств сторон по нему после наступления такого срока.
Обстоятельств расторжения договора теплоснабжения от 01.01.2019 N 7080/18-2 суд первой инстанции не установил.
Письма ответчика от 07.09.2020 N 114/20, от 04.12.2019 N 203/19 не свидетельствуют о его намерении прекратить указанный договор или заключить новый.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
Из части 2.3 указанной статьи следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, предусмотрено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 11 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ.
Частью 1 указанной статьи 157.2 ЖК РФ к таким случаям отнесены ситуации:
1) принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ (о заключении прямых договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организации);
2) прекращения по инициативе ресурсоснабжающей организации договора ресурсоснабжения, заключенного с управляющей организацией (по основаниям части 2 статьи 157.2 ЖК РФ);
3) наличия между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией прямого договора ресурсоснабжения на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирном доме.
В целях реализации указанного правового механизма постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 N 897 пункт 6 Правил N 354 дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым в части указания перечня информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги.
Согласно абзацу седьмому пункта 6 Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях.
Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо. При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
Подпунктом "г" пункта 19 Правил N 354 установлено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать адрес помещения в многоквартирном доме или жилого дома (домовладения), собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади помещения или жилого дома (домовладения), общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, площади жилых и нежилых помещений, вида деятельности, осуществляемой в нежилом помещении, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами.
Абзац четвертый пункта 6 Правил N 354 вводит обязанность управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного потребительского кооператива предоставлять ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в МКД, сведения о собственниках нежилых помещений в МКД, а также направлять уведомления собственникам нежилых помещений в МКД о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ и пунктом 67 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем.
В платежном документе указываются, в том числе сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица) (подпункт "а" пункта 69 Правил N 354).
В феврале-марте 2019 года выставление потребителям платы за коммунальные услуги осуществлялось непосредственно ответчиком.
Так, согласно платежному документу для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг за март 2019 года по адресу: ул. Парниковая, 42-34 (собственник Федорова Н.В.), в состав платежа в размере 3 261 рубль 58 копеек входили отопление и горячая вода. Таким образом, включение в состав коммунального платежа за март 2019 года стоимости услуг по отоплению и горячему водоснабжению, подтверждает, что исполнителем данной коммунальной услуги в спорный период выступал именно ответчик.
Обоснованность позиции истца подтверждается также ответом расчетного центра от 15.03.2021 N 520, согласно которому по состоянию на март 2019 года между ним и ответчиком продолжали существовать договорные отношения по начислению платы за услугу содержания спорных домов, в состав которой включались услуги "отопление" и "горячее водоснабжение".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности требований истца.
Довод ответчика о том, что действующее законодательство не предусматривает возможности пролонгации краткосрочного договора теплоснабжения при наличии действующего решения собственников помещений о заключении прямых договоров с РСО в порядке пункта 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, основан на ошибочном толковании норм материального права и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, 09.10.2018 общим собранием собственников МКД, расположенных по адресу: г. Киселевск, ул. Толбухина, д. 6, 22, 24, ул. Парниковая, д. 36, 38, 42, принято решение о переходе на прямые договора с русурсоснабжающими организациями.
06.11.2018 ответчик уведомил истца о принятом собственниками решении с предоставлением протоколов общих собраний по каждому дому без приложений.
Письмами от 11.01.2019 г. N 04/05-14, от 18.01.2019 г. N 04/05-62, от 11.03.2019 N04/05-340 истец запрашивал у ответчика сведения необходимые для заключения с собственниками МКД прямых договоров.
12.03.2019 письмом N 49/19 ответчик представил истцу персональные данные собственников МКД.
С 01.04.2019 истец заключил прямые договоры с собственниками МКД на поставку теплового ресурса.
Доказательств своевременного предоставления истцу реестров собственников много квартирных домов ответчик не предоставил.
Срок действия договора теплоснабжения N 7080/18-2 истек 31.01.2019.
Таким образом, в период с 01.02.2019 по 31.03.2019 между сторонами сложились отношения, которые требовали квалификации для определения лица, обязанного произвести оплату поставленных в спорный период тепловых ресурсов.
Следуя прямому запрету ресурсоснабжающей организации прекращать отпуск тепловой энергии в жилые помещения в зимний период и наличием препятствий для заключения прямых договоров теплоснабжения с потребителями, истец обоснованно продолжал поставку теплового ресурса в период с 01.02.2019 по 31.03.2019 по прежней схеме взаимоотношений: потребитель - управляющая компания - русурсоснабжающая организация.
При этом действуя добросовестно, истец предпринимал попытку пролонгировать срок действия договора теплоснабжения на спорный период путем направления подписанного со своей стороны дополнительного соглашения к договору, однако ответчик, письмом от 04.12.2019 N 203/19 отказал в продлении договора на "переходные" два месяца.
Квалифицируя фактически сложившиеся между сторонами отношения в качестве договорных, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что порядок поставки теплового ресурса и его оплаты потребителями в период с 01.02.2019 по 31.03.2019 не отличался от существовавшего во время действия договора теплоснабжения N 7080/18-2.
Ответчик, возражая против квалификации его в качестве исполнителя коммунальной услуги, в апелляционной жалобе указал, что включение в платежный документ, выставленный собственникам помещений МКД в марте 2019 года услуг по отоплению и горячей воде основано на заключенном сторонами договоре возмездного оказания услуг N 3427/19-1 от 01.02.2019.
Между тем, довод апеллянта несостоятелен.
Предметом договора возмездного оказания услуг N 3427/19-1 от 01.02.2019 выступали услуги по приему показаний приборов учета от собственников/нанимателей помещений в МКД, передаче показаний в расчетный центр, получение в расчетном центре квитанций на оплату теплового ресурса и их доставку до квартир собственников/нанимателей помещений.
Начисление платы за коммунальные услуги, оказанные истцом собственникам/нанимателям помещений в МКД, с 01.04.2019 производилось расчетным центром в рамках агентского договора N 28/19 об осуществлении деятельности по начислению платы за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ" в случае внесения платы за коммунальные услуги на основании платежных документов, выставленных управляющей организацией за период после прекращения договора теплоснабжения (горячего водоснабжения и отопления), собственники помещений в МКД признаются надлежаще исполнившими обязанность по внесению платы за коммунальные услуги. Задолженность по оплате коммунальных услуг взыскивается ресурсоснабжающей организацией с управляющей организации.
Таким образом, именно ответчик являлся исполнителем коммунальной услуги.
Относительно довода ответчика о наличии у истца задолженности по договору теплоснабжения N 7080/18-2 в размере 608 974 рублей 18 копеек, подтвержденной двусторонне подписанным актом сверки, суд апелляционной инстанции указывает следующее.
Как указывалось ранее, 17.05.2019 истцу платежным поручением N 4144 перечислена сумма в размере 1 143 282 рубля 75 копеек, плательщиком выступал расчетный центр, в назначении платежа указано: "за ООО "УК "Центр города".
В связи с продолжавшейся поставкой тепла и горячей воды в жилые дома и не заключением прямых договоров с собственниками МКД в феврале-марте 2019 года истцом данные денежные средства были расценены в качестве оплаты задолженности за поставленные тепловые ресурсы.
После перехода на прямую поставку тепловой энергии собственникам МКД (с 01.04.2019) для урегулирования вопроса оплаты фактически потребленных ресурсов в феврале-марте 2019 года, истец направил в адрес ответчика счет-фактуры и акты выполненных работ за февраль и март 2019 года, которые были возвращены "без согласования".
В отсутствии документов первичного бухгалтерского учета (актов выполненных работ) у истца отсутствовали основания для принятия к учету поступившей на счет денежной суммы в размере 608 974 рубля 18 копеек (разница между платежом в размере 1 143 282 рубля 75 копеек и задолженностью по договору теплоснабжения за декабрь 2018 года и январь 2019 года в размере 534 308 рублей 57 копеек).
Как указал истец, акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2019 был сформирован с подтверждением факта переплаты ответчиком в пользу истца суммы в размере 608 974 рубля 18 копеек.
В рамках рассмотрения спора в суде первой инстанции, расчетный центр, перечисливший спорный платеж, предоставил пояснения, согласно которым основанием для перечисления денежных средств явилось распоряжение ответчика от 17.05.2019, заверенное печатью и подписью руководителя (ответ расчетного центра N 520 от 15.03.2021), что подтверждает осведомленность ответчика о наличии у него задолженности перед истцом за поставленные тепловые ресурсы в феврале-марте 2019 года.
Таким образом, оснований полагать, что правовое поведение истца противоречиво и нарушает правило эстоппель, как на то указал ответчик, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на имеющиеся в деле доказательства, не приводит конкретные доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции верно, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направленными на переоценку правильно установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы относятся на ее подателя, поскольку в удовлетворении жалобы отказано.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 АПК РФ, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.05.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1408/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
А.В. Назаров |
Судьи |
Д.Н. Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1408/2021
Истец: АО Угольная Компания "Кузбассразрезуголь"
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Центр города"
Третье лицо: муниципальное предприятие Киселевского городского округа "Единый расчетно-кассовый центр"