г. Москва |
|
13 февраля 2024 г. |
Дело N А40-106363/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Елоева А.М.,
судей Лялиной Т.А., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ногеровой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЖСК N 3 Работников академии наук на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.11.2023 по делу N А40-106363/23
по иску ГУП г. Москвы "Экотехпром" (ОГРН: 1027739016161)
к ЖСК N 3 Работников академии наук (ОГРН: 1037739286320)
третье лицо: ООО "МКМ Логистика" (ОГРН: 1097746001803)
о взыскании,
при участии в судебном заседании от истца: Кванина А.М. по доверенности от 20.11.2023, от ответчика: Миронова Е.А. по приказу N 33 от 11.10.2021, Пикульская Е.В. по доверенности от 16.05.2023, от третьего лица: Кванина А.М. по доверенности от 01.01.2024,
УСТАНОВИЛ:
ГУП г. Москвы "Экотехпром" (истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ЖСК-3 РАН (ответчик) о взыскании задолженности в размере 56 296 рублей 31 коп. за оказанные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 ноября 2023 года по делу N А40-106363/23-69-846 исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с принятым решением ЖСК-3 РАН обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда города Москвы отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, поскольку, как полагает заявитель жалобы, суд первой инстанции не принял во внимание, что договор N 7-7-522702/23 от 08 декабря 2022 года между ответчиком и истцом фактически не заключён. Кроме того, судом первой инстанции не учтено, что первичные документы содержат адреса домов, не находящихся под управлением ЖСК-3 РАН. По мнению заявителя, имеет значение для оценки исполнения обязательств и то обстоятельство, что в январе 2023 года количество фактически вывозимых ТКО из домов ЖКС-3 РАН по сравнению с 2022 годом не изменилось. Также в жалобе обращено внимание, что суд первой инстанции не принял во внимание дополнительные материалы по делу, содержание недостоверные сведения.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу отмечается, что доводы заявителя не соответствуют фактическим обстоятельствам спора, представленным в дело доказательствам, основаны на их неверной оценке и неправильном толковании норм материального права.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение Арбитражного суда города Москвы оставить без изменения, считает его законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются организацией, имеющей статус регионального оператора в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО) региональный оператор обязуется принимать твёрдые коммунальные отходы в объёме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твёрдых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определённой в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Как следует из материалов дела, ГУП "Экотехпром" (региональный оператор), действующее на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории города Москвы от 13 мая 2021 года N 110-ДЖКХ/21 и приказа Департамента ЖКХ г. Москвы от 13 мая 2021 года N 01-01-13-105/21 "О присвоении статуса регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами", в лице ООО "МКМ-Логистика", действующего на основании договора на оказание комплексной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории города Москвы, заключённого с региональным оператором, и ответчик, заключили договор N 7-7-522702\23 от 01 января 2023 года (далее - Договор).
По состоянию на 11 мая 2023 года за оказанные истцом услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за ответчиком числится общая задолженность в размере 56 296 рублей 31 коп.
В соответствии с пунктом 8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утверждённому в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчётом в первый со дня заключения указанного договора расчётный период исходя из цены заключённого договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
На основании договора на оказание комплексной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключённого между региональным оператором и ООО "МКМ-Логистика", последний оказывает комплексную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (сбор, транспортирование, обработка, обезвреживание, утилизация и захоронение твердых коммунальных отходов) на территории города Москвы, а также осуществляет претензионно-исковую работу в отношении потребителей, имеющих дебиторскую задолженность, по договорам, заключённым между потребителями и заказчиком (региональным оператором) в лице исполнителя (ООО "МКМ-Логистика") (пункты 5.4., 21.4. Договора).
Региональным оператором выдана доверенность, предоставляющая ООО "МКМ-Логистика" право на направление потребителям предложений о заключении договоров на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, получение и предоставление информации и документов, необходимых для заключения договоров с потребителями, принятие заявок на заключение указанных договоров, подписание и направление ответов на запросы потребителей, подписание договоров, приложений и изменений к ним, подписание документов, связанных с исполнением заключённых от имени регионального оператора договоров.
Согласно общедоступным сведениям, размещённым в системе ГИС ЖКХ на официальном сайте в сети "Интернет" - https://dom.gosuslugi.ru/, ЖСК-3 РАН осуществляет управление многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресам: город Москва, улица Новаторов, дом 34, корпус 4; дом 40 корп. 2; дом 18 корп. 2; город Москва, улица Челомея, дом 2.
В 2022 году ГУП "Экотехпром" оказывало ЖСК-3 РАН услугу по обращению с ТКО на основании договора N 7-7-624 от 01 января 2022 года.
Указанный договор, согласно его пунктам 34, 35 и положениям статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации прекратил своё действие в связи с истечением срока действия договора и направлением региональным оператором уведомления о его прекращении (N 2000-22/МК от 19 ноября 2022 года).
В этой связи, ГУП "Экотехпром" 21 ноября 2022 года подготовлен и направлен в адрес ответчика проект договора N 7-7-522702\23 от 01 января 2023 года, соответствующий форме типового договора, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, для заключения на 2023 год.
ЖСК-3 РАН отказался от подписания договора в связи с несогласием с предложенными региональным оператором условиями и направило протокол разногласий (входящее письмо N 162 от 06 декабря 2022 года).
В дальнейшем ответчик письмом от 29 декабря 2022 года N 175 отказался от подписания подготовлено ГУП "Экотехпром" протокола урегулирования разногласий (24 декабря 2022 года) к договору и договора.
При этом доводы о незаключённости договора между истцом и ответчиком опровергаются материалами дела.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твёрдых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утверждённым Правительством Российской Федерации, которым также может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Оценив приведённую переписку и действия сторон, и правильно применив положения статьи 432 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 89-ФЗ, раздела 1(1), пункты 8(5)-8(7), 8(12), 8(17), 8(18) Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, которыми урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в том числе порядок подачи и рассмотрения заявки, подготовки проекта договора, условия, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключённым на условиях типового договора и вступившим в силу, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что договор считается заключённым между региональным оператором и ЖСК-3 РАН в типовой форме по регулируемой цене.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, инициатива вступления в обязательство по обращению с ТКО, а также его исполнению должна исходить от собственника ТКО и если такая инициатива не проявлена, то это не свидетельствует о неоказании услуг региональным оператором. При этом само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует Региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением
Стоимость оказываемой услуги по вывозу ТКО, которая составляет 158 571 рубль 36 коп. в месяц, определена в соответствии со статьёй 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 148 (30), 148 (38) Правил оказания коммунальных услуг в многоквартирных жилых домах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года N 269 "Об определении норматива накопления ТКО", приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года N 524/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО", распоряжением Департамента ЖКХ г. Москвы от 27 ноября 2019 года N 01-01-14-513/19 (в редакции распоряжения от 29 сентября 2021 года N 01-01-14-194/21), Порядком расчёта платы за услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в городе Москве, утверждённым постановлением Правительства Москвы от 07 декабря 2021 года N 1902.
Учёт ТКО осуществляется согласно Правилам учёта коммерческого объёма и массы ТКО, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 года N 505.
Одновременно, суд первой инстанции учёл, что производить расчёт стоимости оказываемой услуги исходя из количества и объёма контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (абзац третий подпункта "а" пункта 5 Правил N 505), не представляется возможным, поскольку ответчиком фактически не выполняется раздельный сбор отходов по установленным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО, тогда как данное условие должно быть соблюдено в МНО, используемом потребителем, для производства расчётов приведённым способом на основании писем Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 47643-МП/06 от 19 декабря 2017 года и N 14979-АО/06 от 24 апреля 2019 года, пунктов 148(30), 148(38) Правил N 345, пункта 6 Порядка расчёта платы за услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в городе Москве, утверждённым постановлением Правительства Москвы от 07 декабря 2021 года N 1902.
Право потребителя выбора способа коммерческого учёта объёмов ТКО ограничивается обязанностью по фактическому осуществлению раздельного накопления ТКО, предусмотренной пунктом 8 Правил N 505 при реализации на территории субъекта Российской Федерации программы раздельного сбора отходов.
Поскольку в городе Москва введён первый этап реализации мероприятий по обеспечению раздельного сбора (накопления) твёрдых коммунальных отходов согласно постановлению Правительства Москвы от 18 июня 2019 года N 734-ПП, то способы учёта объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов не являются альтернативными.
Предусмотренный пунктом 8 Правил N 505 порядок направлен на стимулирование собственников ТКО осуществлять раздельное накопление отходов, образованных на территории субъектов Российской Федерации, организовавших деятельность по раздельному накоплению отходов.
Указанный подход соотносится с позициями, приведёнными в пунктах 1, 2, 11 и 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твёрдыми коммунальными отходами", утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 декабря 2023 года.
ЖСК-3 РАН не является балансодержателем МНО, доступ к которой ограничен для третьих лиц, контейнеры для приёма отходов ответчика установлены на муниципальных площадках.
Пунктом 3 Договора предусмотрена обязанность регионального оператора принимать ТКО в объёме и месте, которые определены настоящим Договором, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, утилизацию, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, тогда как потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определённой в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Объём ТКО, места накопления ТКО (далее - МНО), в том числе крупногабаритных отходов (далее - КГО), определяется согласно информации по предмету настоящего Договора (приложение N 1 к настоящему Договору).
Величина единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в 2023 году составляла 841 рубль 77 коп. без учёта НДС за 1 метр кубический (пункт 3.1. Договора).
Данная сумма соответствует величине единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории города Москвы, осуществляемую региональным оператором, установленного приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы N 170-ТР от 15 ноября 2022 года.
В соответствии с пунктом 11 Договора оплата выполненных истцом работ осуществляется ответчиком ежемесячно путём перечисления денежных средств на расчётный счёт истца, не позднее 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчётным периодом.
При этом из пункта 12 Договора следует, что оплата услуг в отношении ТКО, образованных населением, осуществляется с учётом особенностей, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и Правительством Москвы.
Под отчётным периодом по настоящему договору понимается 1 (один) календарный месяц (пункт 9 Договора).
Учитывая приведённое, суд первой инстанции, установив имеющие значение для дела обстоятельства, оценив доводы и возражения сторон, представленные доказательства по правилам статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив приведённые нормы права, статьи 309. 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из заключённости договора, пришёл к правильному выводу о том, что в период январь 2023 года региональный оператор в лице ООО "МКМ-ЛОГИСТИКА" предоставил ответчику услуги по вывозу ТКО в рамках договора, ответчик свои встречные обязательства по оплате предоставленных услуг не исполнил, ввиду чего на стороне последнего возникла задолженность в заявленном истцом размере, и обоснованно взыскал в пользу истца 56 296 рублей 31 коп. долга.
При этом судом первой инстанции исследованы доводы ответчика об указании в счетах и УПД адресов, не находящихся под управлением ЖСК-3 РАН.
Так, в решении указан адресный перечень домов, находящихся в управлении ЖСК: город Москва, улица Новаторов, дом 34, корпус 4; дом 40, корпус 2; дом 18 корпус 2; город Москва, улица Челомея, дом 2.
В судебном заседании 05 октября 2023 года, представитель ЖСК подтвердил факт управления указанными МКД.
Кроме того судом первой инстанции установлены ближайшие к МКД под управлением ответчика места накопления отходов, включенные в территориальную схему обращения с ТКО города Москвы.
Также не нашёл своего подтверждения довод апелляционной жалобы об объёмах ТКО, производимых жителями управляемыми им МКД, в обоснование которого ЖСК-3 РАН ссылается на тот факт, что объём накапливаемых жителями управляемыми им МКД с 2022 года не изменился и соответствует объёму, согласованному в договоре N 7-7-624 от 01 января 2022 года, действующему в 2022 году.
Между тем, как уже отмечалось, договор N 7-7-624 от 01 января 2022 года, согласно пунктам 34, 35 договора и положениям статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации прекратил свое действие в связи с истечением срока действия договора и направлением региональным оператором уведомления о его прекращении (N 2000-22/МК от 19 ноября 2022 года).
При этом, суд первой инстанции обоснованно исходил из условий договора N 7-7-522702\23 от 01 января 2023 года и приведённого в решении расчёта стоимости оказываемой услуги.
Довод о недостоверности сведений, содержащихся в проекте договора, направленного региональным оператором потребителю для заключения на 2024 год, опровергается материалами дела.
Таким образом, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы, предусмотренных статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как, при установленных обстоятельствах, доводы заявителя, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.11.2023 по делу N А40-106363/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Т.А. Лялина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-106363/2023
Истец: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "ЭКОТЕХПРОМ"
Ответчик: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ N 3 РАБОТНИКОВ АКАДЕМИИ НАУК
Третье лицо: ООО "МКМ-ЛОГИСТИКА", АО "ЭКОТЕХПРОМ"