г. Чита |
|
14 февраля 2024 г. |
Дело N А19-11063/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Басаева Д.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиминым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы муниципального унитарного предприятия "Ритуал" г. Иркутска и Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 ноября 2023 года по делу N А19-11063/2023
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Ритуал" г. Иркутска (ОГРН 1023801543765, ИНН 3810002523)
к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299)
о взыскании 1 176 092 руб. 98 коп,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального образования город Иркутск в лице Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271), Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, ИНН 3808170986),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Ритуал" г. Иркутска (далее - истец, МУП "Ритуал") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (далее - ответчик, Министерство финансов) о взыскании убытков в размере 1 176 092 руб. 98 коп.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют: муниципальное образование город Иркутск в лице Администрации города Иркутска (далее - третье лицо -1, администрация), Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - третье лицо -2, Минсоцразвития Иркутской области).
Решением суда от 17 ноября 2023 года исковые требования удовлетворены частично. С Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу муниципального унитарного предприятия "Ритуал" г. Иркутска взысканы убытки в сумме 814 546 руб. 71 коп., в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обжаловал его в апелляционном порядке, указав, что постановление администрации г.Иркутска от 21.01.2023 N 031-06-113/13, которым утверждена стоимость услуг по погребению умерших, соответствует требованиям действующего законодательства, стоимость услуг предприятия является экономически обоснованной и подлежит возмещению в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с решением суда, обжаловал его в апелляционном порядке, указав на то, что главным распорядителем средств областного бюджета на цели погребения отдельных категорий граждан является Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
В отзыве на апелляционную жалобу истец указал на ее необоснованность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
МУП "Ритуал" г. Иркутска на основании Постановления Администрации г.Иркутска от 05.04.2012 N 031-06-621/12 "О специализированной службе по вопросам похоронного дела на территории города Иркутска" обладает статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Иркутска.
В период с января по декабрь 2020 года истцом произведено погребение 111 тел невостребованных умерших, которые являлись не работающими и не являлись пенсионерами на день смерти, согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в том числе: в летний период - 61 тело (в том числе, дети - 5 тел), в зимний период - 50 тел (в том числе, дети - 1 тело).
В подтверждение фактов погребения представлены справки о выдаче тел для погребения на Александровском кладбище и акты выполненных работ.
Общая стоимость оказанных предприятием услуг по погребению составила 1 176 092 руб. 98 коп.
Расчет убытков произведен, исходя из количества погребений тел невостребованных умерших и размера тарифов, утвержденных постановлением администрации от 21.01.2013 N 031-06-113/13 в установленном Законом о погребении порядке, стоимость услуг по погребению согласована Службой по тарифам Иркутской области, что подтверждается письмом от 28.11.2014 N 79-37-3858/14.
Истец обращался за возмещением убытков в Министерство финансов Российской Федерации, Министерства финансов Иркутской области, Управление Федерального казначейства по Иркутской области, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Возмещение стоимости услуг за погребение умерших истцом не получено, требования последнего уполномоченными органами оставлены без удовлетворения.
Ввиду того, что изложенные в претензии (от 18.03.2022 N 01-08/2-254) требования оставлены без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил основания для отмены судебного акта.
Основания возникновения гражданских прав и обязанностей установлены статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу требований статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно положениям статьей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Для применения ответственности, предусмотренной названными статьями, лицо, требующее возмещения убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственных органов, должно доказать противоправность действий (бездействия) названных органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) государственных органов и возникшими убытками, а также размер убытков.
Гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего установлены Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении).
На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха (пункт 1 статьи 7 Закона о погребении).
Статьей 9 Закона о погребении предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе. Услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В силу пунктов 1-3 статьи 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законном представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Указанные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет различных источников.
Статьей 12 Закона о погребении установлено, что при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 12).
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона о погребении услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение.
Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Судом первой инстанции установлено документальное подтверждение осуществление истцом в период с января по декабрь 2020 года погребения 111 невостребованных умерших, не работающих и не являющихся пенсионерами на день смерти.
Общая стоимость оказанных услуг по погребению невостребованных умерших составила 1 176 092 руб. 98 коп.
При исчислении размера расходов истец руководствовался размером тарифов, утвержденных постановлением Администрации г. Иркутска N 031-06-113/13 от 21.01.2013, которым утверждены фиксированные тарифы на оказание МУП "Ритуал" г. Иркутска услуг, в том числе согласно гарантированному перечню услуг по погребению: в зимний период с 16 ноября по 15 мая
- при захоронении на вновь отведенном участке (2,0 * 1,0 * 1,5) - 13 325 руб., в зимний период с 16 ноября по 15 мая (дети) - 9 544 руб. 28 коп., в летний период с 16 мая по 15 ноября - при захоронении на вновь отведенном участке (2,0 * 1,0 * 1,5) - 8 460 руб. 37 коп., в летний период с 16 мая по 15 ноября (дети) - 6 995 руб. 67 коп.
Признавая необоснованным расчет истца, произведенный с учетом тарифов, утвержденных постановлением Администрации г. Иркутска N 031-06-113/13 от 21.01.2013, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы истца, правильно исходил из следующего.
Пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении установлено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в статье 9 Закона о погребении предусмотрена прямая норма об обязательном согласовании органами местного самоуправления стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению.
Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" не установлены минимальные экономически обоснованные размеры возмещения расходов на погребение невостребованных умерших, не работающих и не являющихся пенсионерами. Следовательно, размер соответствующего возмещения расходов на погребение такой категории умерших не может быть меньше соответствующего размера возмещения, установленного данным Федеральным законом для иных категорий умерших.
Экономически обоснованная стоимость услуг на погребение определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 44 пункта 5 Положения о Службе по тарифам Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 07.06.2012 N 303-пп, Служба по тарифам Иркутской области в соответствии с действующим законодательством согласовывает стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению.
Из представленных в материалы дела письма Службы по тарифам Иркутской области от 28.11.2014 N 79-37-3358/14 и заключения по согласованию стоимости услуг по погребению для МУП "Ритуал" следует согласование стоимости услуг со Службой по тарифам Иркутской области.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, исходя из совокупного толкования положений всех абзацев пункта 3 статьи 9 Закона о погребении, в котором установлены бюджетные и внебюджетные источники возмещения специализированной службе стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, для установления стоимости услуг необходимо согласование с государственными органом, в полномочия которых входит формирование и исполнение соответствующего бюджета, за счет средств которого подлежит возмещение.
Государственным органом, осуществляющим управление областными финансами, составление проекта областного бюджета, организацию и исполнение областного бюджета Иркутской области, согласно Положению о Министерстве финансов Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 23.12.2008 N 120 пп, является Министерство финансов Иркутской области. Главным распорядителем бюджетных средств по услугам, предоставляемым согласно гарантированному перечню услуг по погребению, является Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Ввиду того, что из материалов дела не следует согласование постановления от 18.12.2014 N 031-06-1525/14, редактирующего постановление Администрации г. Иркутска от 21.01.2013 N 031-06-113/13, с указанными государственными органами исполнительной власти Иркутской области, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном случае муниципальными органами города Иркутска предписанное законом согласование экономически обоснованной стоимости спорных услуг с органами государственной власти Иркутской области не производилось.
Суд апелляционной инстанции согласен с судом первой инстанции в том, что постановление Администрации г. Иркутска N 031-06-113/13 от 21.01.2013 (в редакции постановления от 18.12.2014 N 031-06-1525/14) не оспорено и не признано недействительным, но к спорным отношениям (в части установления размера расходных обязательств для Иркутской области) применяться не может (часть 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статья 3 Гражданского кодекса Российской Федерации), поскольку не соответствует статье 9 Закона о погребении и нормам (статьям 14, 15, 31, 85, 86) Бюджетного кодекса Российской Федерации, обладающим большей юридической силой.
Иное толкование спорных отношений допускает произвольное (фактически по усмотрению органов местного самоуправления и в интересах муниципального предприятия) формирование размера расходных обязательств бюджета Иркутской области без участия самого субъекта.
Муниципальные тарифы, самостоятельно установленные муниципальными органами, могут являться основанием для установления расходных обязательств соответствующего муниципального образования, но сами по себе не порождают обязательств для вышестоящего бюджета перед получателями бюджетных средств.
Доводы истца, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку исходя из положений статьи 12 Закона о погребении законодатель отсылает к пункту 3 статьи 9 Закона о погребении только лишь в части порядка возмещения.
В отсутствие нормативно установленной стоимости услуг, доказательств, подтверждающих иную экономически обоснованную стоимость ритуальных услуг, вывод суда первой инстанции о необходимости определения размера убытков, исходя из стоимости услуг, оказанных за период с января по декабрь 2020 года, в пределах минимального размера экономически оправданного уровня нормативных затрат (установленного за одно погребение), предусмотренного Федеральным законом от 02.12.2019 N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", с учетом районного коэффициента, судом апелляционной инстанции поддерживается.
Вывод суда первой инстанции соответствует сложившейся судебной практике по делам со схожими фактическими обстоятельствами.
Размер пособия на погребение с 01 февраля 2020 года с учетом индексации составлял 6 124 руб. 86 коп. (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.01.2020 N 61), с учетом районного коэффициента (коэффициент - 1,2 утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 N 421/26) составлял - 7 349 руб. 83 коп.
В январе 2020 года размер пособия на погребение составлял 5 946 руб. 47 коп. (Постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.2019 N 32), с учетом районного коэффициента (коэффициент - 1,2 утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 N 421/26) - 7 135 руб. 76 коп.
Ответчиком представлен контррасчет, согласно которому за январь 2020 года размер подлежащих возмещению расходов истца составил 42 814 руб. 56 коп. (6 тел * 7 135 руб. 76 коп.), с февраля по декабрь 2020 года - 771 732 руб. 15 коп. (105 тел * 7 349 руб. 83 коп.), всего - 814 546 руб. 71 коп.
Обоснованно приняв во внимание указанный контррасчет убытков, не опровергнутый истцом, суд первой инстанции признал требования подлежащими на указанную сумму.
При определении публично-правового образования, за счет казны которого осуществляется финансовое обеспечение затрат по захоронению умерших, суд первой инстанции правильно исходил из положений статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 9-12 Закона о погребении, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Расходы на погребение таких граждан должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации по аналогии с расходами на погребение неработающих и не являющихся пенсионерами умерших, что согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, поддержанной в Определении от 15.02.2021 N 302-ЭС20-23613 по делу N А19-32109/2018, от 29.04.2016 N 303-ЭС15-18506 по делу N А51-775/2015.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации и разъяснениям, данным в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде.
В соответствии с позицией, изложенной в абзацах втором и третьем пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
Федеральный законодатель, предусматривая гарантию безвозмездного получения гражданами определенного перечня услуг по погребению, определил источники ее финансирования, к которым местные бюджеты не отнесены.
Согласно положению о Министерстве финансов Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 23.12.2008 N 12-пп, ответчик является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим управление областными финансами, составление проекта областного бюджета, организацию и исполнение областного бюджета, обеспечение управления областным государственным долгом, казначейское исполнение областного бюджета, а также осуществляющим финансовый контроль в установленной сфере деятельности.
Исходя из приведенного законодательного регулирования и разъяснений, при недоказанности выделения из бюджета соответствующего уровня в достаточном объеме денежных средств на финансирование спорных услуг, суд первой инстанции возложил обязанность возместить убытки на ответчика в лице Министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о неверном определении надлежащего ответчика подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно Положению о Министерстве финансов Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 23.12.2008 N 12- пп, Министерство относится к исполнительным органам государственной власти Иркутской области и осуществляет управление областными финансами, составление проекта областного бюджета, организацию и исполнение областного бюджета, обеспечение управления областным государственным долгом, казначейское исполнение областного бюджета, представление интересов областной казны в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах. В сфере управления финансами Министерство осуществляет функции по исполнению судебных актов о взыскании средств областного бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством.
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области полномочиями выступать от имени казны области не наделено.
Учитывая изложенное, взыскание денежных средств на основании судебного акта по делу должно производиться с ответчика - Иркутской области за счет казны соответствующего бюджета в лице Министерства финансов Иркутской области, как органа, осуществляющего исполнение судебных актов о взыскании средств с областного бюджета в порядке, установленном действующим законодательством.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные процессуальным законом основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 ноября 2023 года по делу N А19-11063/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Будаева |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-11063/2023
Истец: МУП "Ритуал" г.Иркутска
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация города Иркутска, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области