г. Пермь |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А60-11139/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Риб Л.Х. Савельевой Н.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тиуновой Н.П.
с участием представителя заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Гильдия Ювелиров", Дунаева С.В. по доверенности от 13.07.2020, паспорт, диплом (в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел"),
иные лица, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Гильдия Ювелиров"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 04 июня 2021 года
по делу N А60-11139/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гильдия Ювелиров" (ИНН 6686098340, ОГРН 1176658082710)
к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 6660013279, ОГРН 1026604952252)
о признании недействительным решения от 11.12.2020 N 6194 в части отказа в выделении средств на возмещение расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения в сумме 34 312,21 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гильдия Ювелиров" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) с заявлением о признании недействительным решения от 11.12.2020 N 6194 в части отказа в выделении средств на возмещение расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения в сумме 34 312,21 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04 июня 2021 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обжаловал решение в порядке апелляционного производства. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что трудоустройство Потеряевой М.В. не носило формальный характер, совокупностью представленных доказательств подтверждается фактическое выполнение ею работ в должности ювелир-монтировщика. Судом не дана оценка доводу о том, что с 16.07.2019 Потеряева М.В. начала работать, т.е. фактически осуществлять трудовую функцию, что подтверждается табелями учета рабочего времени. За отработанные периоды в соответствии с действующим законодательством Потеряевой М.В. выплачена заработная плата, уплачены налоги и вносы в Фонд обязательного социального страхования. Судом также не указана норма права, предусматривающая в качестве обязательного условия для возмещения пособия, представление работодателем экономической обоснованности привлечения работника. В решении суда не указаны мотивы, по которым суд отклонил доводы заявителя, опровергающие позицию заинтересованного лица относительно отказа в возмещении расходов заявителя по оплате листков нетрудоспособности Рахматулиной Н.Ф. По мнению общества, действие подпункта 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N255-ФЗ) распространяется на случаи освобождения работника от работы с сохранением заработной платы, предусмотренные законодательством, но не подзаконным актом, которым является Указ Президента РФ.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал; пояснил, что решение фонда по эпизоду непринятия к зачету расходов в сумме 293,50 руб. по Белогузовой Е.В. не оспаривает.
Фонд с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, указанным в возражениях на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Фонд, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил (к судебному заседанию в онлайн-режиме с микрофоном и камерой не подключился, несмотря на удовлетворение судом соответствующего ходатайства, обеспечение возможности подключения со стороны суда и сообщение о начале судебного заседания по телефону, указанному в ходатайстве). Неявка ответчика в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, только в обжалуемой части (по эпизодам оплаты листков нетрудоспособности Потеряевой М.В. и Рахматулиной Н.Ф.).
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, 30.10.2021 общество в соответствии со статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ обратилось в фонд с заявлением о выделении средств на выплату страхового обеспечения в сумме 73 676,10 руб. Фондом проведена камеральная проверка расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством за период с 01.01.2020 по 31.05.2020. Результаты проверки оформлены актом от 09.11.2020 N6194/102. Проверяющий признал обоснованными расходы страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 39 363,89 руб. и необоснованными его расходы в части 34312,21 руб.
По итогам рассмотрения акта проверки фондом вынесено решение от 11.12.2020 N 6194 о непринятии к зачету расходов общества на выплату страхового обеспечения в сумме 34 312,21 руб. и об отказе в выделении указанной суммы средств на возмещение (осуществление) соответствующих расходов.
Основанием для отказа послужили следующие выводы.
- создание страхователем искусственной ситуации для выплаты Потеряевой М.В. за счет фонда пособий по беременности и родам (за период с 06.04.2020 по 21.04.2020) и уходу за ребенком в возврате до 1,5 лет в сумме 9669,11 руб.
- неправомерная выплата работнику Рахматуллиной Н.Ф. пособия по временной нетрудоспособности в размере 24349,60 руб. за период, совпадающий с нерабочими оплачиваемыми днями;
- излишняя выплата работнику Белогузовой Е.В. пособия по временной нетрудоспособности в размере 293,50 руб. в связи с применением неправильного коэффициента отработанного рабочего времени.
Отказывая заявителю в признании решения фонда недействительным, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности выводов проверки.
Заявитель в суде апелляционной инстанции настаивал на правомерности заявленных расходов на выплату пособий Потеряевой М.В. в сумме 9669,11 руб. и Рахматуллиной Н.Ф. в сумме 24349,60 руб.
Отказывая в удовлетворении требований по эпизоду с Потеряевой М.В., суд первой инстанции признал обоснованными и доказанными выводы фонда о создании обществом искусственной и экономически необоснованной ситуации с целью получения возмещения из средств фонда.
Согласно статье 3 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обеспечение по обязательному социальному страхованию (страховое обеспечение) - это исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Закона N 165-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию признаются заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 2 статьи 8 данного закона страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются в том числе пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).
Условия, размер и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию".
Из статьи 2 Закона N 255-ФЗ следует, что право на получение пособия по беременности и родам имеют граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам.
В соответствии с частью 2 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в ФСС РФ, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
Согласно статье 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Согласно части 2 статьи 14 средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на 730.
Как установлено статьями 7-8 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят календарных дней до родов и семьдесят календарных дней после родов (итого - 140 календарных дней); устанавливается в размере среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии со статьей 11 Закона N 165-ФЗ, частью 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право:
проводить проверки правильности выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок;
запрашивать у страхователей документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов;
не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Из существа указанных нормативных актов и пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" следует, что создание страхователем искусственной ситуации для получения средств из ФСС РФ (в отсутствие разумных экономических причин) является основанием для отказа в удовлетворении требования страхователя о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения.
В силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребляющие правом в иных формах. Злоупотребление правом является основанием для отказа в защите соответствующего права.
Таким образом, при отказе в принятии к зачету расходов работодателя на выплату вышеуказанных пособий Фонд социального страхования обязан обосновать факт злоупотребления заявителем своими правами.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, трудовой договор между ООО "Гильдия ювелиров" и Потеряевой Мариной Васильевной заключен 09.01.2019, при том что общество зарегистрировано в филиале N 5 ГУ СРО ФСС РФ 22.02.2019. Потеряева М.В. принята на работу на должность ювелира-монтировщика. Однако указанную должность занимала другой работник Мурашова Ю.М., которая в январе-марте 2019 г. находилась в отпуске без сохранения заработной платы.
В штатном расписании, утвержденным директором ООО "Гильдия ювелиров" на 2019 год, должности ювелира-монтировщика не значилось.
Сразу после оформления приема на работу Потеряева М.В. также уходит в отпуск без сохранения заработной платы и находится в нем по 15.07.2019. В периодах с 01.09.2019 по 15.09.2019 и с 01.10.2019 по 16.10.2019 она также находилась в отпуске без сохранения заработной платы. Данное обстоятельство подтверждают табеля учета рабочего времени на Коробицыну М.В. (смена фамилии на Потеряеву М.В.), приказы директора общества о предоставлении отпуска без оплаты в соответствии с частью 1 статьи 128 ТК РФ.
Далее с 18.11.2019 по 05.04.2020 Потеряева М.В. уходит в отпуск по беременности и родам, с 15.05.2020 по 21.07.2021 находится в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет.
По сравнению с вышеуказанными периодами нахождения в отпуске без сохранения заработной платы (более 7 месяцев) периоды работы Потеряевой М.В. (с 16.07.2019 до 01.09.2019 - 1,5 месяца, с 16.09.2019 до 01.10.2019 - 0,5 месяца, с 17.10.2019 до 18.11.2019 - 1 месяц) составляют очень незначительный период. В результате, как указано в решении фонда и не оспорено страхователем, сумма возмещаемых за счет фонда расходов на выплату пособий Потеряевой М.В. превысила сумму начисленных за нее страховых взносов в 20 раз.
Производственную необходимость принятия Потеряевой М.В. на работу общество обосновывает исключительно своими документами. Между тем из приведенных выше обстоятельств следует, что данные документы составлены формально, с единственной целью выплаты пособия по беременности и родам за счет средств фонда. Разумных (деловых, экономических) причин принятия на работу нового лица на должность работника, отправленного в отпуск без сохранения заработной платы, страхователем не приведено.
В таком случае само по себе наличие документов об оформлении трудовых отношений с работником, а также о выплате ему страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не свидетельствует о правомерных действиях заявителя.
Достоверных и достаточных доказательств, совокупность которых свидетельствовала бы о наличии в трудоустройстве Потеряевой М.В. реальной деловой цели, в материалах дела не имеется.
Доводы заявителя о том, что у фонда отсутствуют полномочия оценивать производственную необходимость и экономическую целесообразность страхователя в найме работников, отклонены, поскольку это не означает, что фонд не должен проверять реальность трудовых отношений и произведенных страхователем расходов. В настоящем случае установлено, что представленные для получения средств фонда документы не соответствуют действительной хозяйственной деятельности заявителя.
Целевым назначением государственных пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является возмещение застрахованному лицу (работнику) утраченного в связи с беременностью и родами и рождением ребенка заработка. Потеряева М.В. почти на протяжении года находилась в отпуске без сохранения заработной платы, поэтому беременность, роды и рождение ребенка не повлекло для нее утрату заработка.
Поскольку доводы заявителя апелляционной жалобы документально не подтверждены, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных с учетом правильно установленных фактических обстоятельств на основании представленных в материалы дела доказательств, оснований для отмены или изменения судебного акта в указанной части суд апелляционной инстанции не усматривает.
Основанием для непринятия к зачету расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности Рахматуллиной Н.Ф. в сумме 24 349,60 руб. явились выводы фонда о том, что указанные в листах нетрудоспособности периоды (с 13.04.2020 по 17.04.2020, с 18.04.2020 по 06.05.2020, с 07.05.2020 по 13.05.2020, с 14.05.2020 по 25.05.2020) приходятся на установленные Указами Президента Российской Федерации N 206 от 25.03.2020, N 239 от 02.04.2020, N 294 от 28.04.2020 нерабочие дни, которые подпадают под действие пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N255-ФЗ).
Как уже указано в постановлении, к страховым случаям по обязательному социальному страхованию относится заболевание. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).
Согласно статье 13 Закона N 255-ФЗ основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
Пунктом 1 части 2 данной статьи предусмотрено, что пособие по временной нетрудоспособности в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.
Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N 239, N 294 от 28.04.2020 период с 30 марта по 8 мая (исключая праздники) признаны нерабочими днями с сохранением заработной платы.
Частью 1 статьи 9 Закона N 255-ФЗ установлен исчерпывающий перечень периодов, за которые пособие по временной нетрудоспособности застрахованному лицу не назначается.
Фонд ссылается на пункт 1 части 1 статьи 9, в силу которого пособие не назначается за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска.
Вместе с тем нерабочие дни, объявленные таковыми вышеназванными Указами Президентом Российской Федерации, не относятся к периодам, о которых идет речь в пункте 1 части 1 статьи 9 Закона N 255-ФЗ.
В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство состоит из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. Указы Президента Российской Федерации относятся к иным нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, независимо от вида осуществляемой страхователем деятельности его работники при наличии листка нетрудоспособности имеют права на получение пособия по временной нетрудоспособности за периоды, совпавшие с нерабочими днями (с 30 марта по 8 мая).
Доказательств, что за период нетрудоспособности работник общества Рахматуллина Н.Ф. получила заработную плату, фондом не представлено.
Федеральным законом от 01.04.2020 N 104-ФЗ "Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка" (далее - Закон N 104-ФЗ) установлен порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого застрахованным лицам за периоды нетрудоспособности, приходящиеся на период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно.
Нарушение данного порядка исчисления пособия обществу не вменяется. При этом Закон N 104-ФЗ не содержит положений, исключающих начисление пособий застрахованным лицам, работающим у страхователей, деятельность которых была приостановлена в связи с принимаемыми мерами по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Следовательно, решение фонда от 11.12.2020 N 6194 следует признать недействительным в части отказа в выделении обществу средств на возмещение расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения, в сумме 24 349,60 рублей.
В связи с неверным применением норм материального права решение суда первой инстанции следует отменить, заявленные требования частично удовлетворить. В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ на фонд возлагается обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы, понесенные заявителем по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе, относятся на фонд.
Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачена в размере 3000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в силу статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
1. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 июня 2021 года по делу N А60-11139/2021 отменить в части.
2. Заявленные требования удовлетворить частично.
3. Признать недействительным решение Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 11.12.2020 N 6194 в части отказа в выделении средств на возмещение расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения, в сумме 24 349,60 рублей.
4. Обязать Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Гильдия Ювелиров".
5. В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
6. Взыскать с Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 6660013279, ОГРН 1026604952252) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Гильдия Ювелиров" (ИНН 6686098340, ОГРН 1176658082710) судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе в сумме 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
7. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Гильдия Ювелиров" (ИНН 6686098340, ОГРН 1176658082710) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 20.07.2021 N 133.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-11139/2021
Истец: ООО "ГИЛЬДИЯ ЮВЕЛИРОВ"
Ответчик: ГУ СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ