г. Владивосток |
|
01 сентября 2021 г. |
Дело N А59-985/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Южно-Сахалинске Сахалинской области межрайонное,
апелляционное производство N 05АП-5036/2021
на решение от 01.07.2021
судьи Е.М. Александровской
по делу N А59-985/2021 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (межрайонное) (ОГРН 1026500543178, ИНН 6501114874) к муниципальному казенному учреждению "Центр обеспечения функционирования муниципальных учреждений социальной сферы Анивского городского округа" (ОГРН 1136501000162, ИНН 6501252546) о взыскании финансовых санкций в размере 111 500 рублей, за несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" по форме СЗВ-М за март 2020 года,
при участии:
извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (межрайонное) (далее - истец, пенсионный фонд, Управление) обратилось в суд с указанным иском к муниципальному казенному учреждению "Центр обеспечения функционирования муниципальных учреждений социальной сферы Анивского городского округа" (далее - ответчик, МКУ ЦОФМУСС, учреждение).
Решением суда от 01.07.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт. В доводах жалобы указывает на то, что ответчик обязан был предоставить отчетность за март 2020 года обо всех застрахованных лицах в срок не позднее 15 апреля 2020 года. Учреждение первично предоставило отчетность по форме СЗВ-М (тип формы "ИСХ") в установленный законом срок. Согласно, отчету по форме СЗВ-М "тип формы "ОТМ", сведения на 223 застрахованных лица были поданы ошибочно и отменены страхователем. Сведения по форме СЗВ-М (тип формы "ДОП") о каждом работающем в Учреждении застрахованном лице предоставлены в Управление с нарушением установленного законодательством срока, на лиц, сведения по которым ранее представлены Учреждением и приняты Управлением не были, следовательно, пункт 39 Инструкции об освобождении страхователя от финансовой ответственности не подлежит применению и страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили. Учреждение отношение к жалобе не выразило.
В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела следует, что МКУ "Центр обеспечения функционирования муниципальных учреждений социальной сферы Анивского городского округа" зарегистрировано в качестве юридического лица 17.01.2013 Межрайонной инспекцией ФНС N 1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 1136501000162.
В связи с регистрацией в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации учреждению присвоен номер 074004091175.
Согласно позиции истца, Учреждение обязано было представить в Управление сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетные месяца - март 2020 года - не позднее 15 апреля 2020 года.
Ответчик предоставил в адрес Управления сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2020 года (тип формы "ИСХ") на 221 застрахованных лиц - 06 апреля 2020 года.
06.04.2020 ответчик предоставил в адрес Управления сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2020 года (тип формы "ДОП") на 223 застрахованных лиц.
17.07.2020 ответчик предоставил в адрес Управления сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2020 года (тип формы "ОТМ") на 222 застрахованных лиц. Соответственно, отчетность по форме СЗВ-М за март 2020 года в отношении 222 застрахованных лиц, считается как неверно поданная за указанный отчетный период и на лицевых счетах застрахованных лиц не отражается.
17.07.2020 ответчик предоставил в адрес Управления сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2020 года (тип формы "ОТМ") на 1 застрахованное лицо. Соответственно, отчетность по форме СЗВ-М за март 2020 года в отношении 1 застрахованного лица, считается как неверно поданная за указанный отчетный период и на лицевых счетах застрахованных лиц не отражается
20.07.2020 ответчик предоставил в адрес Управления сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2020 года (тип формы "ДОП") на 226 застрахованных лиц.
23.07.2020 ответчик предоставил в адрес Управления сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2020 года (тип формы "ОТМ") на 3 застрахованных лиц.
Таким образом, истец считает, что Учреждение предоставило в адрес Управления сведения обо всех застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2020 года (тип формы "ДОП") - только 23 июля 2020 года, то есть позже установленного Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ срока.
По результатам камеральной проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 223 застрахованного лица МКУ ЦОФМУСС и составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 074S18200005383 от 23.07.2020.
23.07.2020 акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 074S18200005383 от 23.07.2020 направлены в адрес страхователя по каналам электронной связи.
Рассмотрение акта N 074S18200005383 от 23.07.2020 состоялось 21.08.2020 года.
На основании акта и имеющихся материалов, руководитель Управления вынес решение N 074S19200005933 от 21.08.2020 о применении к Учреждению санкций, за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым привлек страхователя к предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ ответственности в виде штрафа на общую сумму 111 500 рублей.
Решение N 074S19200005933 от 21.08.2020 о привлечении к ответственности направлено в адрес страхователя 21.08.2020 по каналам электронной связи.
Страхователь на рассмотрение актов камеральной проверки не явился, представителя не направил, письменных возражений или ходатайств не заявлял, в связи с чем, Управлением принято решение о рассмотрении материалов проверки в отсутствие его представителя.
Управлением были выставлено требование от 07.09.2020 N 074S01200006167 об уплате финансовых санкций в добровольном порядке в срок до 25.09.2020.
07.09.2020 данные требования направлены в адрес страхователя по каналам электронной связи.
В связи с тем, что до настоящего времени Учреждение задолженность по штрафу не погасило, возражений относительно уплаты не представило, Управление обратилось с иском о взыскании штрафа в судебном порядке.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 272 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статей 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в пенсионный фонд сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно статье 11 названного Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2 - 2.2 указанной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27- ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах", применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М). Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), действующей с 19.02.2017.
Как следует из Постановления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016, при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Представление корректирующих сведений было предусмотрено пунктами 37, 39 Инструкции N 766н, действовавшей в спорный период, в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда РФ.
Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из содержания части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена данной нормой, составляет нарушение срока представления сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Федерального закона, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Вместе с тем, по конструкции элементов состав указанного правонарушения является альтернативным, то есть правонарушение считается оконченным при наличии признаков любого из альтернативно указанных действий (бездействия).
Согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
С 01.01.2017 частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В соответствии с пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (абзац 2 пункта 39 Инструкции N 766н).
Таким образом, страхователь подлежит привлечению к ответственности в виде штрафа в размере 500 руб., только в случае неустранения им выявленной ошибки в 5-дневный срок.
При этом, ни статьей 15 Закона N 27-ФЗ, ни Инструкцией N 766н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Судом установлено, что в рассматриваемом случае основанием для привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ послужило решение Управления от 21.08.2020 N074S19200005933, принятое по результатам проведенной проверки представленных форм СЗВ-М за март 2020 года, в результате которой установлено, что сведения за март 2020 года в отношении 223 застрахованных лиц были предоставлены с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, о чем составлен акт от 22.07.2020 N074S18200005383.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что страхователь представил в пенсионный фонд сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М (тип формы "исх") за март 2020 года в отношении 221 застрахованного лица - 6 апреля 2020 года, то есть в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок.
Так, согласно протоколу проверки отчетности страхователя, указанный документ принят Управлением без ошибок и предупреждений. В этот же день учреждением с целью дополнения ранее поданных сведений направлены и получены управлением индивидуальные сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за март 2020 года в отношении 223 застрахованных лиц.
17.07.2020 Учреждением направлены и получены Управлением индивидуальные сведения по форме СЗВ-М с типом "ОТМ" за март 2020 года в отношении 222 застрахованных лиц и отдельно в отношении 1 застрахованного лица. 20 июля 2020 года, с целью дополнения ранее поданных сведений, учреждением направлены и получены управлением индивидуальные сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за март 2020 года в отношении 226 застрахованных лиц.
23.07.2020 Учреждением представлены сведения по форме СЗВ-М за март 2020 года с типом "ОТМ" в отношении 3 застрахованных лиц. Поступившие дополняющие формы СЗВ-М проверены Управлением, сведения приняты без замечаний.
При таких обстоятельствах, самостоятельно выявив ошибку в ранее представленных сведениях и до момента обнаружения Управлением нарушения, Учреждение реализовало предусмотренное статьей 15 Закона N 27-ФЗ и пунктом 39 Инструкции N 766н право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путём представления в Пенсионный фонд отменяющих, а затем дополняющих сведений за этот период, что исключает применение к страхователю финансовых санкций по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для привлечения Учреждения к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку страхователь самостоятельно обнаружил ошибку в сведениях за март 2020 года и устранил её посредством направления отменяющих, а затем дополняющих форм СЗВ-М, до момента выявления таких ошибок Управлением.
Принимая во внимание все вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения Учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа, в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Нарушения норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, так как заявитель от ее уплаты освобожден на основании пп.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 01.07.2021 по делу N А59-985/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-985/2021
Истец: ГУ УПФР в г.Южно-Сахалинске Сахалинской области межрайонное
Ответчик: МКУ "Центр обеспечения функционирования муниципальных учреждений социальной сферы Анивского ГО"