01 сентября 2021 г. |
Дело N А55-26121/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.08.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 01.09.2021.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ануфриевой А.Э.,
судей Дегтярева Д.А., Коршиковой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тазовой И.С.,
с участием:
от истца - не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика - не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 августа 2021 года
апелляционную жалобу Администрации городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2021 по делу N А55-26121/2020 (судья Разумов Ю.М.),
принятое по иску Администрации городского округа Тольятти
к обществу с ограниченной ответственностью "Системы моего дома"
о взыскании 182 963 руб. 71 коп.
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Тольятти обратилась в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Системы моего дома" о взыскании 165 499 руб. 35 коп., в том числе: 162 844 руб. 16 коп. задолженности по арендной плате за период с 01.04.2020 по 31.07.2020 по договору аренды земельного участка N 3810 от 01.06.2018, 2655 руб. 19 коп. пени за период с 11.04.2019 по 25.07.2020.
Определением суда от 02.10.2020 исковое заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Ответчик представил отзыв на иск, в котором возражал относительно заявленных требований, заявил ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.
Определением от 30.11.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Протокольным определением суд принял увеличение цены иска до 186 135 руб. 35 коп., из них: 182 844 руб. 16 коп. основного долга, 3 291 руб. 19 коп. пени за период с 11.04.2020 по 25.07.2020.
Истец завил ходатайство об уменьшении исковых требований до 182 963 руб. 71 коп. за счет уменьшения суммы основного долга до 163 241 руб. 71 коп., с учетом произведенной оплаты платежными поручениями N 65 от 09.04.2021 и N 87 от 05.05.2021 в общей сумме 19 602 руб. 45 коп. и перерасчета пени по состоянию на 24.05.2021, размер которых составил 19 722 руб.
Суд в порядке ст. 49 АПК РФ принял уменьшение цены иска до 182 963 руб. 71 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2021 цена иска установлена равной 182 963 руб. 71 коп. В иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, удовлетворить исковые требования в полном объеме, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; неправильное применение норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает следующие доводы.
Ответчик использует земельный участок под круглосуточную автостоянку, соответственно, получает прибыль от осуществления деятельности, не включенной в ЕГРЮЛ.
Ответчик до окончания срока действия договора аренды (май, 2021 г.) не обращался в Администрацию г.о. Тольятти за данной рассрочкой, в то время как настоящее дело находилось на рассмотрении в суде первой инстанции с сентября 2020 г.
Указанные в обжалуемом решении платежные поручения были оплачены ответчиком с указанием назначения платежа по делу N А55-241/2021, к рассматриваемому спору не имеют никакого отношения.
Кроме того, от истца поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе, в котором он указывает на недобросовестное поведение арендатора, не использовавшего по назначению земельный участок, что подтверждается имеющимися в материалах дела актами осмотра земельного участка. Ответчик не относится к лицам, имеющим право на предоставление отсрочки уплаты арендной платы.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.llaas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке норм части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, в соответствии с протоколом о результатах аукциона от 19.04.2019 между Администрацией городского округа Тольятти (арендодатель) и ООО "Системы моего дома" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 3810 от 01.06.2018.
Согласно п. 1.1 договора в соответствии с протоколом о результатах аукциона от 19.04.2018 арендодатель предоставил во временное владение и пользование, а арендатор принимает земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, с разрешенным использованием: многоквартирные многоэтажные дома со встроенно-пристроенными помещениями делового, культурного и обслуживающего назначения (многоэтажная жилая застройка (высотная застройка (2.6), с кадастровым номером 63:09:0103035:4584, площадью 3345 кв.м, расположенный по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, севернее здания, имеющего адрес: Московский проспект, д.58, на срок 32 месяца.
Пунктом 2.1 договора стороны предусмотрели, что годовой размер арендной платы согласно протоколу о результатах аукциона от 19.04.2018 составляет 510 600 руб. 00 коп.
При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
Согласно п.2.2, 2.3 договора арендная плата вносится арендатором ежеквартально не позднее 10 дня первого месяца квартала. При этом в счет арендной платы засчитывается внесенный арендатором задаток в размере 261 000 руб. 00 коп.
Исчисление арендной платы для арендатора производится со следующего дня после регистрации настоящего договора аренды.
Пунктом 5.3 договора аренды стороны согласовали размер пени 0,06% за каждый день просрочки.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 01.06.018.
Договор аренды земельного участка N 3810 от 01.06.2018 был зарегистрирован в Управлении Росреестра по Самарской области 27.09.2018.
Дополнительным соглашением от 02.07.2019 к договору аренды земельного участка N 3810 от 01.06.2018 изменен порядок внесения арендной платы - ежемесячно не позднее 10 дня текущего месяца. Уменьшен размер пени до 0,03% за каждый день просрочки платежа.
Дополнительное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке 16.03.2020.
Как усматривается из выписки из ЕГРН на земельный участок зарегистрировано право собственности муниципального образования г.о.Тольятти 28.09.2017.
По уточненному расчету истца, за период с 01.04.2020 по 31.07.2020 за ответчиком образовалась задолженность по арендной плате в сумме 163 241 руб. 71 коп., а также были начислены пени за период с 11.04.2020 по 24.05.2021 в сумме 19 722 руб.
Администрация городского округа Тольятти направила в адрес ответчика претензию N 5413/5.2 от 28.07.2020 г. о погашении образовавшейся задолженности, которая была оставлена ответчиком без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Возражая против удовлетворения заявленных требований в ходе судебного разбирательства в первой инстанции, ответчик указал, что является субъектом малого предпринимательства, и входит в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Исходя из сведений из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 16 марта 2021 года, ответчик осуществляет деятельность по отрасли ОКВЭД 47.52.5, (который входит в подкласс 47.5.,) относящийся к отраслям наиболее пострадавшим, в соответствии со Списком организаций, утверждённым, постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 540. Учитывая изложенное, ответчик полагает, что в соответствии с постановлением администрации г.о. Тольятти от 10.06.2020 года N 1810-п/1 имеет право на отсрочку арендной платы предоставляемый за следующий период: апрель, май, июнь 2020 года.
Как указал ответчик, он обращался в адрес Администрации городского округа Тольятти с письмами /N 7 от 27.04.2020 и N 9 от 02.06.2020 о снижении размера арендной платы, а также с письмом N 13 от 2105.2021 о предоставлении отсрочки уплаты арендной платы.
Отказывая в удовлетворении требований в полном объеме, суд первой инстанции исходил из следующего.
В целях поддержки субъектов предпринимательства, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 "Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества", Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", руководствуясь Уставом городского округа Тольятти, Администрация городского округа Тольятти постановлением от 10.06.2020 N 1810-п/1 "О предоставлении отсрочки от уплаты арендной платы по договорам аренды муниципального имущества, договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности городского округа, договорам аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Постановление) предоставлена юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, включенным в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, и социально ориентированным некоммерческим организациям - исполнителям общественно полезных услуг, включенным в Реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг, отсрочка уплаты арендной платы по договорам аренды муниципального недвижимого имущества, составляющего муниципальную казну городского округа Тольятти (в том числе земельных участков), которые заключены до 01.04.2020, на следующих условиях:
- отсрочка предоставляется за период с 01.04.2020 до 30.09.2020;
- арендная плата за указанный период подлежит уплате в срок, предложенный арендаторами, но не позднее 01.01.2023, поэтапно, не чаще одного раза в месяц, равными платежами, размер которых не превышает размера половины ежемесячной арендной платы по договору аренды.
Применяя указанные постановления, и учитывая, что ответчик обращался к истцу с заявлением о предоставлении отсрочки арендных платежей, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что арендная плата за спорный период подлежит уплате в срок, предложенный арендатором, но не позднее 01.01.2023 поэтапно не чаще одного раза в месяц, равными платежами, размер которых не превышает размера половины ежемесячной арендной платы по договору аренды, в связи с чем предъявленные требования за спорный период заявлены преждевременно. Кроме того, суд первой инстанции счел обязательства ответчика исполненными платежными поручениями N 43 от 12.03.2021 года в сумме 46 460 рублей, по платежному поручению N 22 от 16.02.2020 года в сумме 46 460 рублей, а так же по платежному поручению N117 от 02.06.2021 в сумме 8 110, 73 руб. Также судом первой инстанции отклонены доводы истца о том, что ответчик использует земельный участок не в соответствии с видом разрешенного использования, поскольку данный факт не влияет на предоставление отсрочки уплаты арендных платежей.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что арендатор обязан своевременно вносить арендную плату.
Статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 2 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ в случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.18 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов. Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.
Уточненный расчет исковых требований соответствует указанным нормам и условиям договора.
С учетом положений статей 614, 622 ГК РФ обязанность по внесению арендной платы возникает у арендатора с момента получения имущества в аренду по акту приема-передачи и прекращается после возврата имущества также по акту приема-передачи.
Согласно статьям 307, 309 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из 6 иных оснований, указанных в настоящем Кодексе. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).
В рассматриваемом споре оценке подлежат обстоятельства в их совокупности с учетом общих принципов, определенных в нормативных актах, имеющих большую юридическую силу, направленных на поддержку хозяйствующих субъектов, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, и не допускающих проявления заведомо недобросовестного поведения участников правоотношений, и запрета необоснованных предпочтений при сравнимых обстоятельствах.
01.04.2020 вступил в силу Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Федеральный закон N 98-ФЗ).
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ В отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Федерального закона N 98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, устанавливающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020. Требования к условиям и срокам такой отсрочки определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона N 98-ФЗ арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона N 68-ФЗ решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Обзором Верховного суда РФ по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020) арендная плата подлежит уменьшению с момента, когда наступила указанная невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению независимо от даты заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера арендной платы либо даты вступления в законную силу решения суда о понуждении арендодателя к изменению договора аренды в части уменьшения арендной платы.
Постановлением Губернатора Самарской области от 16.03.2020 N 39 "О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCoV" на территории Самарской области для органов управления и сил территориальной подсистемы Самарской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен режим повышенной готовности. 27 марта 2020 года Постановлением Губернатора N 62 в Постановление N 39 внесены изменения. С 28 марта по 05 апреля 2020 года приостановлена работа ресторанов, других предприятий общественного питания, работа организаций торговли.
Постановлением Губернатора Самарской области от 03.04.2020 N 70 до 12 апреля 2020 года приостановлена работа ресторанов, кафе, других предприятий общественного питания, работа организаций торговли. Граждан обязали не покидать места проживания (пребывания). Передвижение по территории Самарской области разрешили только, если это связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с Указом Президента РФ и постановлением N 212.
Постановлением N 82 от 10 апреля 2020 года приостановление деятельности указанных организаций продлено до 19 апреля 2020 года включительно. Постановлением Губернатора Самарской области N89 от 16 апреля 2020 года работа организаций приостановлена до 30 апреля 2020 года включительно. Постановлением Губернатора Самарской области N 104 от 29 апреля 2020 года деятельность приостановлена до 11 мая 2020 года включительно.
Постановлением Губернатора Самарской области N 110 от 11 мая 2020 года до 31 мая 2020 года включительно приостановлена деятельность развлекательных и досуговых заведений, работа бассейнов и иных объектов физкультуры и спорта. Постановление Губернатора N70 от 03.04.2020 дополнено пунктом 2.5.1, которым ограничена до 18 мая 2020 года включительно работа ресторанов, другие предприятия общественного питания, организаций розничной торговли.
Из содержания указанных нормативных актов следует, что деятельность по строительству многоквартирных домов, которая исходя из предмета спорного договора, должна была осуществляться на арендуемом земельном участке, не приостанавливалась.
Между тем, доказательств использования по назначению земельного участка в целях строительства, а также осуществление подготовительных действий со стороны арендатора (утверждение градостроительного плана, проекта, проведение изысканий, экспертизы и т.д.) не имеется.
Вместе с тем, подлежит установлению обстоятельство возникновения действительной невозможности использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона N 68-ФЗ решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
Однако, из материалов дела не усматривается действительной невозможности использования земельного участка в соответствии с условиями договора аренды, и доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Кроме того, в рассматриваемом споре существенное значение имеет и обстоятельство, пострадал ли ответчик в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
В обзоре Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2" утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020, разъяснено, что если арендодателем будет доказано, что конкретный арендатор в действительности не пострадал и с очевидностью не пострадает в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, и его требования являются проявлением заведомо недобросовестного поведения (например, в случае использования им объекта аренды вопреки установленным ограничительным мерам), суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения может отказать в защите принадлежащего арендатору права полностью или частично (пункт 2 статьи 10 ГК РФ, пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Как указано в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ),
Судом апелляционной инстанции установлено, материалами дела подтверждается, и участвующими в деле лицами не оспаривается, что в течение всего срока аренды земельный участок по назначению не использовался, что подтверждается актами осмотра земельного участка от 08.10.2020, N 119/10-20, от 26.05.2021 N 47/05-21, согласно которым земельный участок огорожен по периметру, на въезде в южной части земельного участка расположен пост охраны, земельный участок используется под круглосуточную автостоянку.
При таких обстоятельствах, учитывая указанные недобросовестные действия арендатора, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что ответчик в действительности не пострадал, а, напротив, осуществлял предпринимательскую деятельность по организации парковки автомобилей, вопреки разрешенному виду использования земельного участка и условиям договора, извлекая из этого доход.
В этой связи уменьшение размера арендной платы противоречит указанным нормам.
Таким образом, отказ арендодателя в уменьшении размера арендной платы, выраженный в письме от 19.05.020 N 3741/5.2 в ответ на заявление арендатора вх.N 7 от 27.04.2020, а также в письме N 4724/5.2 от 30.06.2020 в ответ на обращение N 9, N 10 от 02.06.2020, является правомерным.
Вместе с тем, арендодатель указанными письмами информировал арендатора о том, что во исполнение рекомендаций распоряжения Правительства РФ от 19.03.2020 N 670-р администрацией г.о.Тольятти разработан нормативный акт, предусматривающий меры поддержки арендаторов - субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 утверждены требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества (далее - Требования). Нормативный правовой акт опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 06.04.2020 и в Собрании законодательства Российской Федерации 13.04.2020 N 15 (часть IV), статья 2293.
Согласно пункту 1 Требований они применяются к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году за использование недвижимого имущества по договорам аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации и арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее соответственно - договор аренды, отсрочка).
Отсрочка предоставляется в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности, за исключением жилых помещений (пункт 2 Требований).
Таким образом, право на отсрочку уплаты арендной платы на основании части 1 статьи 19 Закона N 98-ФЗ имеют организации и индивидуальные предприниматели - арендаторы недвижимого имущества, за исключением жилых помещений, по договорам аренды, заключенным до принятия органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации указанного в этой норме решения, которые осуществляют деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Аналогичное толкование приведенных норм права дано Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в утвержденном 30.04.2020 Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ответчика по состоянию на 09.09.2020 является производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха (43.22), который не вошел у указанный перечень.
Вместе с тем, Распоряжением Правительства РФ N 670-р от 19.03.2020 предписано Росимуществу по договорам аренды федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации (в том числе земельных участков), которые заключены до 1 апреля 2020 г. и арендаторами по которым являются субъекты малого и среднего предпринимательства, включенные в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечить:
а) предоставление отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году, на следующих условиях:
отсрочка предоставляется с 1 апреля 2020 г. по 1 октября 2020 г., а для арендаторов, освобожденных от уплаты арендных платежей в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта, - с 1 июля 2020 г. по 1 октября 2020 г.;
задолженность по арендной плате подлежит уплате не ранее 1 января 2021 г. в срок, предложенный арендаторами, но не позднее 1 января 2023 г., поэтапно, не чаще одного раза в месяц, равными платежами, размер которых не превышает размера половины ежемесячной арендной платы по договору аренды;
в связи с отсрочкой не применяются штрафы, проценты за пользование чужими денежными средствами или иные меры ответственности в связи с несоблюдением арендатором порядка и сроков внесения арендной платы (в том числе в случаях, если такие меры предусмотрены договором аренды);
не допускается установление дополнительных платежей, подлежащих уплате арендатором в связи с предоставлением отсрочки;
дополнительные соглашения к договорам аренды, предусматривающие отсрочку, подлежат заключению в течение 7 рабочих дней со дня поступления соответствующего обращения арендаторов.
В соответствии с п.4 Распоряжения N 670-р органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться вышеуказанными положениями.
В развитие указанных норм, в целях поддержки субъектов предпринимательства, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 "Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества", Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", руководствуясь Уставом городского округа Тольятти, Администрация городского округа Тольятти постановлением от 10.06.2020 N 1810-п/1 "О предоставлении отсрочки от уплаты арендной платы по договорам аренды муниципального имущества, договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности городского округа, договорам аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Постановление) предоставлена юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, включенным в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, и социально ориентированным некоммерческим организациям - исполнителям общественно полезных услуг, включенным в Реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг, отсрочка уплаты арендной платы по договорам аренды муниципального недвижимого имущества, составляющего муниципальную казну городского округа Тольятти (в том числе земельных участков), которые заключены до 01.04.2020, на следующих условиях:
- отсрочка предоставляется за период с 01.04.2020 до 30.09.2020;
- арендная плата за указанный период подлежит уплате в срок, предложенный арендаторами, но не позднее 01.01.2023, поэтапно, не чаще одного раза в месяц, равными платежами, размер которых не превышает размера половины ежемесячной арендной платы по договору аренды.
Из содержания п.1 указанного нормативного акта не следует каких-либо дополнительных требований для предоставления отсрочки внесения арендной платы, кроме:
- включения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, и социально ориентированным некоммерческим организациям - исполнителям общественно полезных услуг, включенным в Реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг,
- по договорам аренды муниципального недвижимого имущества, составляющего муниципальную казну городского округа Тольятти (в том числе земельных участков), которые заключены до 01.04.2020.
Судом установлено, что ответчик является субъектом малого и среднего предпринимательства (микропредприятие), что подтверждается соответствующей выпиской (л.д.44-45). Учитывая, что спорный договор аренды земельного участка заключен 01.06.2018, на основании постановления Администрации городского округа Тольятти постановлением от 10.06.2020 N 1810-п/1 "О предоставлении отсрочки от уплаты арендной платы по договорам аренды муниципального имущества, договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности городского округа, договорам аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" ответчик имеет право на отсрочку уплаты арендной платы по договору аренды земельного участка N 3810 от 01.06.2018 за спорный период апрель - июль 2020 года, которая подлежит уплате соответственно в январе - апреле 2021 года один раз в месяц, при этом размер платежей не должен превышать размера половины ежемесячной арендной платы по условиям договора аренды. а именно: 50% арендной платы за апрель 2020 года 22 480,84 руб. вносится в январе 2021 года с учетом условий п.2.2 договора в редакции дополнительного соглашения от 02.07.2019 и выходных дней - до 11.01.2021, за май 2020 года 23 230,20 руб. - до 10.02.2021, за июнь 2020 года 22 480,84 руб. - до 10.03.2021, за июль 2020 года 23 230,20 руб. - до 10.04.2021.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о преждевременности заявленного требования не соответствует обстоятельствам дела, т.к. обжалуемый судебный акт принят 16.06.2021 (резолютивная часть объявлена 08.06.2021). Действие моратория, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428, к моменту начала просрочки уже истекло 07.01.2021 в отношении всех арендаторов.
Довод заявителя апелляционной жалобы (Администрации г.о.Тольятти) о неприменении к спорным отношениям данного постановления не согласуется с содержательной направленностью указанного нормативного акта, который принят в пределах компетенции самой Администрацией, являющейся одновременно арендодателем по спорному договору аренды. Как указано выше, на возможность предоставления отсрочки внесения арендной платы в своих письмах ответчику указывала Администрация, располагая при этом полной информацией о характере обязательств и особенностей использования земельного участка.
Кроме того, само по себе предоставление отсрочки внесения арендной платы не лишает арендодателя права на получение дохода от использования земельного участка в виде арендной платы в полном объеме, имея в виду лишь изменение срока ее внесения.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что Администрация г.о.Тольятти, являющаяся уполномоченным распорядительным органом в отношении земельных участков, принадлежащих муниципальному образованию, а также обладающая полномочиями земельного контроля, имела достаточно полномочий и не была лишена возможности инициировать административные и иные предусмотренные законом процедуры в отношении ответчика, допускающего нецелевое использование земельного участка, чем не воспользовалась.
Проанализировав представленные платежные документы, с учетом определенной судом апелляционной инстанции отсрочки за спорный период апрель - июль 2020 года в рамках настоящего дела, а также судебные акты по делу N А55-10341/2020 суд апелляционной инстанции усмотрел, что к спорному периоду относится платежи N 65 от 09.04.2021 на 10 000 руб. (л.д.87), и N 87 от 05.05.2021 на 9 602,45 руб. (л.д.102), на общую сумму 19 602,45 руб., внесение которых истец подтверждает, что следует из расчета уточненных исковых требований.
При этом не могут быть приняты в качестве платежей за спорный период, как несоответствующие назначению платежей, которое указал сам плательщик, следующие документы: платежное поручение N 22 от 16.02.2020 года на 46 460 рублей имеет назначение платежа - за январь 2021 года, платежное поручение N 43 от 12.03.2021 года на 46 460 рублей- за февраль 2021 года, п/п N60 от 27.03.2020- на 20 000 руб., - согласно решению по делу NА55-10341/2020 отнесено за период с 01.04.2019 по 31.03.2020, п/п N14 от 29.01.2021 на 4 288,50 руб. - оплата по делу NА55-10341/2020; п/п N28 от 26.02.2021 на 40 28,50 руб. - оплата за иной период с 28.09.2018 - 31.03.2020, п/п N117 от 02.06.2021 на 8 110, 73 руб.- оплата по делу NА55-241/2021.
Поскольку доказательств внесения аренной платы с учетом предоставленной отсрочки в полном объеме за период с 01.04.2020 по 31.07.2020 не представлено, требование о взыскании задолженности за указанный период подлежит удовлетворению частично в сумме 71 819,63 руб. (91 422,08 - 19 602,45).
В статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, указано, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии со ст. 330 ГК РФ и п.5.3 договора в редакции дополнительного соглашения на сумму фактической задолженности подлежит начислению неустойка в размере 0,03 % за каждый день, которая, с учетом учтенной судом апелляционной инстанции частичной оплаты за общий период с 12.01.2021 по 24.05.2021 составляет 2 237,52 руб., и в этой части подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Поскольку решение суда первой инстанции основано на неправильном применении норм материального права, выводы, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела, решение суда на основании п.3, п.4 ч.1 ст. 270 АПК подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
В соответствии с ч.1 ст. 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям, и подлежат взысканию в доход федерального бюджета по иску в сумме 2 627 руб., по апелляционной жалобе - в сумме 1 205,40 руб. поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2021 по делу N А55-26121/2020 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Системы моего дома" в пользу Администрации городского округа Тольятти задолженность в сумме 71 819 руб. 60 коп., пени в сумме 2 237 руб. 52 коп.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Системы моего дома" государственную пошлину по иску в доход федерального бюджета 2 627 руб. 00 коп., по апелляционной жалобе в доход федерального бюджета 1 205 руб. 40 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
А.Э. Ануфриева |
Судьи |
Д.А. Дегтярев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26121/2020
Истец: Администрация городского округа Тольятти
Ответчик: ООО "Системы моего дома"