г. Москва |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А40-62152/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
И.В.Бекетовой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу МАДИ
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.05.2021 по делу N А40-62152/21 (33-460)
по заявлению МАДИ (ИНН 7707821043, ОГРН 5137746161790)
к ООО "БИЗНЕСАВТО" (ИНН 7713639057, ОГРН 1077763344658)
об аннулировании разрешения,
при участии:
от заявителя: |
Карпущенкова Э.Б. по дов. от 04.12.2020; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об аннулировании разрешения ООО "БИЗНЕСАВТО" от 05.02.2021 N 165479.
Решением суда от 14.05.2021 в удовлетворении требований отказано.
МАДИ, не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что в рамках настоящего дела присутствуют правовые основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Как следует из материалов дела, 15.03.2021 года в 15 часов 15 минут по адресу: г. Москва, ул. Рейсовая, выявлено невыполнение п. 2 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - 196-ФЗ), выразившееся в нарушении требований о наличии российского национального водительского удостоверения у водителя ООО "БИЗНЕСАВТО" (Расулов А.А.) управляющего транспортным средством марки HYUNDAI SOLARIS (государственный регистрационный знак М659ИС797).
На указанное транспортное средство ООО "БИЗСЕНАВТО" получено разрешение N 165479 от 05.02.2021 до 04.02.2026 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы, выданное Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
Инспекция обратилась в суд в соответствии с пунктом 3 части 14 статьи 9 Закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 69-ФЗ), согласно которому разрешение подлежит отзыву (аннулированию) на основании решения суда по заявлению уполномоченного органа в случае выявления нарушения требования, предусмотренного пунктом 2 части 16 настоящей статьи.
Отказывая в удовлетворении требований МАДИ, суд первой инстанции исходил из того, что МАДИ установлен факт нарушения требования, предусмотренного п. 2 ч. 16 ст. 9 Закона ФЗ N 69-ФЗ, выразившегося в том, что водитель легкового такси Расулов А.А. имеет общий водительский стаж менее 3-х лет, что свидетельствует о наличии оснований для отзыва (аннулирования) разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Суд первой инстанции указал, что приведенные положения не определяют непосредственно порядок исчисления общего водительского стажа водителя легкового такси для целей применения пункта 2 части 16 статьи 9 Закона N 69-ФЗ, следовательно, в отсутствие прямого волеизъявления законодателя на то, что общий водительский стаж в данном случае надлежит исчислять исходя из даты выдачи российского национального водительского удостоверения, следует исходить из того что он исчисляется по общим правилам от наиболее ранней даты получения права на управление транспортными средствами соответствующей категории (в данном случае транспортным средством категории "В").
Применив часть 4 статьи 25 Закона N 196-ФЗ -право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением, подпункт "b" пункта 2 статьи 41 Конвенции о дорожном движении (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 года), -государства-участники признают любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям Приложения 6 к настоящей Конвенции, суд первой инстанции признал национальное водительское удостоверение от 07.07.2011 до 07.07.2021 г. категория В - с 19.06.2002 (Узбекистан), указав, что на дату выявления правонарушения, с учетом национальных прав, стаж составлял более трех лет.
Вместе с тем, судом первой инстанции не было учтено следующее.
В силу п. 1 Положения о Московской административной дорожной инспекции, утв. Постановлением Правительства Москвы от 14.10.2013 N 679-ПП, Московская административная дорожная инспекция (далее - Инспекция) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим привлечение лиц, совершивших административные правонарушения на транспорте, в области дорожного движения, к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы об административных правонарушениях, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти о передаче части их полномочий Правительству Москвы, а также функции по региональному государственному контролю за соблюдением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями требований в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы (далее - установленная сфера деятельности).
В соответствии с пунктом 1.7.8 Административного регламента исполнения Московской административной дорожной инспекцией государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 198-ПП, Инспекция вправе обращаться в суд с заявлением об отзыве (аннулировании) разрешения.
Таким образом, Инспекция является уполномоченным органом и вправе обращаться в суд с заявлением об отзыве (аннулировании) разрешений, выданных Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
МАДИ является уполномоченным органом в рамках пункта 3 части 14 статьи 9 Закона ФЗ N 69-ФЗ.
Рассматривая вопрос об аннулировании разрешения N 165479 от 05.02.2021, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 части 14 статьи 9 Закона ФЗ N 69-ФЗ разрешение подлежит отзыву (аннулированию) на основании решения суда по заявлению уполномоченного органа в случае выявления нарушения требования, предусмотренного пунктом 2 части 16 настоящей статьи. Частью 14 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ предусмотрено, что разрешение подлежит отзыву (аннулированию) на основании решения суда по заявлению уполномоченного органа в том числе в случае выявления нарушения требования, предусмотренного пунктом 2 части 16 настоящей статьи. Согласно требованиям пункта 2 части 16 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ в целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196- ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения), юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны в том числе не допускать управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами в соответствии с пунктом 13 статьи 25 настоящего Федерального закона.
Пунктом 13 статьи 25 Закона о безопасности дорожного движения установлено, что не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.
Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.
Таким образом, на территории Российской Федерации допускаются к управлению транспортными средствами при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности лица при наличии общего водительского стажа не менее трех лет и на основании национальных или международных водительских удостоверений (если оно предъявляется вместе с национальным водительским удостоверением), законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального.
Согласно ст.1 Закона Республики Узбекистан N 167-1 от 21.12.1995 "О государственном языке" государственным языком Республики Узбекистан является узбекский язык.
Таким образом, зачет стажа по водительскому удостоверению, выданного Республикой Узбекистан, противоречит пункту 13 статьи 25 Закона о безопасности дорожного движения, поскольку русский язык не является государственным в данной республике.
Таким образом, водительский стаж подлежит исчислению с момента получения Расуловым А.А. водительского удостоверения Российской Федерации.
Водительское удостоверение РФ выдано Расулову А.А. в 2019 году (л.д.10-11).
В целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет (п. 2 ч. 16 ст. 9 ФЗ N 69-ФЗ).
МАДИ установлено, материалами дела подтвержден факт нарушения требования, предусмотренного п. 2 ч. 16 ст. 9 Закона ФЗ N 69-ФЗ, выразившегося в том, что водитель легкового такси Расулов А.А. имеет общий водительский стаж менее 3-х лет, что свидетельствует о наличии оснований для отзыва (аннулирования) разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение) выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе. Закон г. Москвы от 11.06.2008 г. N 22 "О легковом такси в городе Москве" устанавливает основы взаимодействия органов государственной власти города Москвы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими таксомоторные перевозки в городе Москве.
В силу ст. 2 Закона г. Москвы от 11.06.2008 N 22 транспортное обслуживание населения в сфере таксомоторных перевозок организует уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий правление в области транспорта, во взаимодействии с территориальными органами исполнительной власти города Москвы.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 г. N 69-ФЗ разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение.
В п. 14 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 г. N 69-ФЗ установлен перечень оснований для подачи уполномоченным органом в суд заявления об отзыве (аннулировании) разрешения.
В силу п. 1 Положения о Московской административной дорожной инспекции, утв. "Постановлением Правительства Москвы от 14.10.2013 г. N 679-ПП, Московская административная дорожная инспекция является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим привлечение лиц, совершивших административные правонарушения на транспорте, в области дорожного движения, к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы об административных правонарушениях, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти о передаче части их полномочий Правительству Москвы, а также функции по региональному государственному контролю за соблюдением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями требований в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы (далее - установленная сфера деятельности).
В соответствии с п.п. 1.7.6, 1.7.8 Административного регламента, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 198-ПП, при реализации МАДИ государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы, уполномоченные должностные лица имеют право принимать решение о приостановлении действия разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы на срок, не превышающий одного месяца, а также обращаться в суд с заявлением об отзыве (аннулировании) разрешения.
В соответствии с пунктом 3 части 14 статьи 9 Закона ФЗ N 69-ФЗ разрешение подлежит отзыву (аннулированию) на основании решения суда по заявлению уполномоченного органа в случае выявления нарушения требования, предусмотренного пунктом 2 части 16 настоящей статьи.
Аннулирование лицензии (разрешения) является мерой воздействия на лицензиатов в целях удержания их от продолжения совершения грубых нарушений лицензионных требований, соблюдения положений действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", аннулирование лицензии не является административным наказанием в смысле Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
В силу ст. 49 Гражданского кодекса РФ аннулирование лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, поскольку не дает возможность заниматься определенным (избранным) видом деятельности, в связи с чем является мерой государственного понуждения.
В рассматриваемом случае имеет место существенное нарушение требований законодательства в сфере перевозок, которое создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц - потребителей данной услуги, а также имуществу граждан и организаций, в связи с чем данная мера является соразмерной допущенным нарушениям, необходимой и обоснованной.
Таким образом, деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, осуществляемая обществом, создает угрозу причинения вреда в будущем пассажирам и третьим лицам.
Согласно пункту 13 статьи 25 ФЗ N 196, не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.
Пунктом 4.3 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28.09.2015 N 287 "Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", установлено, что Водитель транспортного средства категорий "B", "BE" (включая водителя легкового такси) должен иметь российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории.
Материалами дела установлено, что ООО "БИЗСЕНАВТО" нарушило указанные требования российского законодательства, в связи с чем, суд приходит к решению об аннулировании разрешения ООО "БИЗСЕНАВТО" N 165479 от 05.02.2021 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, решение арбитражного суда первой инстанции может быть отменено в случае неполного выяснения обстоятельств, имеющих значения для дела.
В соответствии со ст. 27 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами.
При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба подлежат удовлетворению, решение суда Арбитражного суда г. Москвы от 14.05.2021 - отмене на основании п.4 ч.1 ст.270 АПК РФ, с принятием нового судебного акта об удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.05.2021 по делу N А40-62152/21 отменить.
Аннулировать разрешение N 165479 от 05.02.2021 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы, выданное Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, принадлежащее обществу с ограниченной ответственностью "БИЗНЕСАВТО" на транспортное средство "HYUNDAI SOLARIS", государственный регистрационный знак М695ВС797 (ОГРН 1077763344658).
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-62152/2021
Истец: МОСКОВСКАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДОРОЖНАЯ ИНСПЕКЦИЯ
Ответчик: ООО "БИЗНЕСАВТО"