г. Санкт-Петербург |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А21-2339/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Фуркало О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Новоселовой В.В.,
при участии:
от заявителя: Якушевич А.Ю. по доверенности от 25.04.2019;
от Калининградской областной таможни: Гречухина Е.А. по доверенности от 24.12.2020 (онлайн);
от Калининградского акцизного таможенного поста: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23937/2021) ООО "Медагро" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.06.2021 по делу N А21-2339/2021, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медагро"
к Калининградской таможне
к Калининградскому акцизному таможенному посту
о признании незаконным отказа в выдаче паспортов самоходных машин на ввезенную технику,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Медагро" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов, выразившихся в невыдаче паспортов самоходных машин на ввезенную технику по декларациям на товары (далее - ДТ) N N 10009100/310820/0080081, 10009100/150920/0088599, 10009100/180920/0090718; о признании незаконным отказа первого заместителя начальника Калининградской областной таможни (далее - Таможня) от 25.11.2020 по выдаче паспортов самоходных машин на ввезенную технику по указанным декларациям; о признании незаконным отказа исполняющего обязанности начальника Калининградского акцизного таможенного поста от 16.02.2021 по выдаче паспортов самоходных машин на ввезенную технику по указанным декларациям; об обязании указанных должностных лиц устранить допущенные нарушения, установив срок для исполнения в соответствии с законом.
Решением от 02.06.2021 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой. По мнению подателя жалобы, отказ в выдаче ПСМ по указанным основаниям является незаконным, ввезенная техника не является объектом взимания утилизационного сбора, так как ввезена на территорию РФ временно, сроком на 2 года под договору аренды. Также полагает, что документы и сведения для заполнения ПСМ могут быть запрошены таможенным органом из информационных систем таможенных органов, информационных систем государственных органов (организаций) в рамках информационного взаимодействия.
В судебном заседании представитель Общества жалобу поддержал; представитель Калининградской областной таможни выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период август-сентябрь 2020 года Обществом на территорию Калининградской области ввезена самоходная техника:
- по ДТ N 10009100/310820/0080081: товар N 1 - Погрузчик телескопический самоходный, с высотой подъема 7-м, на колесном ходу, б/у, момент выпуска 01.07.2012, марка "MASSEY FERGUSON", код ТН ВЭД ЕАЭС - 8427201909; товар N 2 - Трактор для сельскохозяйственных работ, колесный, 2-х осный, б/у, момент выпуска 01.07.2012, марка "MASSEY FERGUSON", код ТН ВЭД ЕАЭС - 8701945000;
- по ДТ N 10009100/150920/0088599: Трактор для сельскохозяйственных работ, колесный, б/у, момент выпуска 01.07.2011, марка "JOHN DEER", код ТН ВЭД ЕАЭС - 8701955000;
- по ДТ N 10009100/180920/0090718: Фронтальный телескопический погрузчик, высота подъема 6957 мм, б/у, момент выпуска 01.07.2012, марка "ВОВСАТ", код ТН ВЭД ЕАЭС - 8427201909.
Товары помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, код таможенной процедуры ИМ78 (графа 1 ДТ).
К декларациям Обществом приложены договоры аренды с/х техники сроком на 2 года.
27.10.2020 Общество обратилось в Таможню с заявлением о выдаче на ввезенную технику паспортов самоходных машин (далее - ПСМ).
В соответствии с ответом Таможни от 25.11.2020 к заявлению не были приложены документы, содержащие сведения для заполнения полей бланка ПСМ. Для получения бланка ПСМ заявителю предложено представить в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Калининградского акцизного таможенного поста следующие документы:
- документ, подтверждающий, что машина была ранее зарегистрирована в соответствии с законодательством государства, не являющегося членом Союза (например, технический паспорт или иной документ, предусмотренный законодательством государства вывоза);
- договор аренды с приложениями;
- номер таможенного приходного ордера, подтверждающего уплату утилизационного сбора в отношении самоходных машин в порядке, установленном Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 (далее - Правила N 81).
25.01.2021 Общество обратилось в Калининградский акцизный таможенный пост с заявлением о выдаче на ввезенную технику ПСМ.
В соответствии с ответом Калининградского акцизного таможенного поста от 16.02.2021 к заявлению не были приложены документы, содержащие сведения для заполнения полей бланка ПСМ. Таможенный пост предложил Обществу представить аналогичный пакет документов.
Посчитав бездействие должностных лиц таможенных органов и отказы по выдаче ПСМ незаконными и нарушающими его права, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с абзацем 3 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 15.08.2014 "О введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов" (далее - Соглашение от 15.08.2014) паспорт самоходной машины и других видов техники" - паспорт, выдаваемый на имеющие двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом свыше 50 куб. см или электродвигатель(ли) максимальной (суммарной) мощностью более 4 кВт тракторы, самоходные дорожно-строительные, коммунальные, сельскохозяйственные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час) и прицепы к ним.
Положениями статьи 4 названного Соглашения установлено, что в целях реализации Соглашения формируется Единый реестр уполномоченных органов (организаций) государств - членов Таможенного союза и организаций - изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и паспортов самоходных машин и других видов техники, в том числе оформление электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники (далее - Единый реестр), порядок формирования и ведения которого утверждается Евразийской экономической комиссией.
В настоящее время порядок выдачи таможенными органами ПСМ регламентирован Положением о паспорте самоходной машины и других видов сельскохозяйственной техники, утвержденным Госстандартом России от 26.06.1995, Минсельхозпродом России от 28.06.1995, в части, не противоречащей Соглашению от 15.08.2014.
Выдача таможенными органами ПСМ осуществляется на бланках ПСМ, форма и порядок заполнения которых установлены Решением Коллегии ЕЭК от 18.08.2015 N 100 "Порядок заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники (далее - Порядок заполнения ПСМ).
В соответствии с пунктом 5 Порядка заполнения ПСМ подлежат заполнению следующие поля:
- в поле "8" бланка единой формы ПСМ указывается регистрационный номер и дата регистрации сертификата соответствия или декларации о соответствии в Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии.
В случае оформления уполномоченным органом (организацией) паспорта на машину, ранее зарегистрированную в соответствии с законодательством государства, не являющегося членом Союза, в поле 8 приводится запись "отсутствует".
-в поле 26 указываются сведения о документах, подтверждающих, что машина была ранее зарегистрирована в соответствии с законодательством государства, не являющегося членом Союза;
- в поле "21" указывается наименование собственника (для юридического лица);
- в поле "22" указывается адрес собственника: место нахождения (адрес юридического лица) и фактический адрес (для юридического лица);
- в поле "26" указываются сведения о таможенных ограничениях, а также об оплате утилизационного сбора.
Пунктом 7 Правил N 81 установлено, что на бланке единой формы ПСМ, оформляемого на выпускаемые в обращение самоходную машину или прицеп, в отношении которых осуществляется уплата утилизационного сбора, проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.
В отношении выпускаемых в обращение самоходных машин или прицепов, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) утилизационный сбор не уплачивается, на бланке паспорта проставляется отметка об основании неуплаты утилизационного сбора.
В соответствии с пунктом 4 Порядка заполнения ПСМ все поля паспорта должны быть заполнены.
Как усматривается из материалов дела, регистрационные номера спорных ДТ содержат код таможенного органа - 10009100, которому были поданы в электронном виде ДТ и представлены Обществом документы, подтверждающие заявленные сведения.
Указанному коду 10009100 соответствует Акцизный специализированный таможенный пост (центр электронного декларирования) Центральной акцизной таможни (г. Москва).
Таким образом, Калининградским акцизным таможенным постом не совершались таможенные операции, связанные с декларированием и выпуском товаров, сведения о которых заявлены в ДТ N N 10009100/310820/0080081, 10009100/150920/0088599, 10009100/180920/0090718.
Соответственно, какие-либо документы, необходимые для выпуска товаров, сведения о которых заявлены в названных ДТ, Обществом ни Таможне, ни Калининградскому акцизному таможенному посту не представлялись.
К обращениям заявителя от 27.10.2020 и от 25.01.2021 о выдаче ПСМ какие-либо документы, необходимые для заполнения паспортов, также не прилагались. Доказательств обратного заявителем в суд не представлено.
О том, что у Таможни отсутствует информация, необходимая для заполнения полей 8, 21, 22, 26 бланков ПСМ, заявитель был проинформирован письмами от 25.11.2020 и от 16.02.2021.
Довод заявителя об отсутствии обязанности по уплате утилизационного сбора на ввезенную самоходную технику был предметом исследования первой инстанции и ему судом дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с Перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 (далее - Перечень), ввезенные Обществом самоходные машины являются объектами взимания утилизационного сбора.
Так, погрузчики телескопические самоходные включены в Раздел VI Перечня - погрузчики фронтальные и вилочные (классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51); тракторы для с/х работ включены в Раздел XIV Перечня - тракторы колесные (классифицируемые по коду 8701 91, 8701 92, 8701 93, 8701 94 100 9, 8701 94 500 0, 8701 94 900 0, 8701 95 100 9, 8701 95 500 0, 8701 95 900 0, 8701 20 109 0, 8701 20 909 0, 8709).
Как указано выше, самоходные машины помещены Обществом под таможенную процедуру свободной таможенной зоны ИМ78.
Абзацем 5 пункта 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении отдельных видов и категорий транспортных средств, определяемых Правительством Российской Федерации, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области (код таможенной процедуры - ИМ78), с даты выпуска которых прошло менее трех лет.
Между тем, ввезенные Обществом самоходные машины не соответствуют данным условиям, поскольку с момента их выпуска прошло более трех лет.
Пунктом 6 статьи 24.1 названного Закона закреплен исчерпывающий перечень случаев освобождения от уплаты утилизационного сбора.
При этом данный перечень не содержит условий, связанных с формой договора (аренды, купли-продажи, дарения, лизинга и проч.), на основании которого осуществляется ввоз самоходной машины.
Таким образом, доводы апеллянта повторяют позицию, заявленную в суде первой инстанции, выражая лишь несогласие с ней, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, т.к. доказательств опровергающих правильность выводов суда в указанной части апеллянтом вопреки положениям статьи 65 АПК РФ не представлено.
Ссылка на Постановление Конституционного Суда РФ от 19.07.2019 N 30-П также признается необоснованной, поскольку отражает позицию суда, связанную с взиманием утилизационного сбора в отношении самоходного транспортного средства, ввезенного в соответствии с заключенным договором аренды и помещенного под иную таможенную процедуру временного ввоза (код таможенной процедуры - ИМ53).
Довод Общества о том, что документы и сведения для заполнения ПСМ могут быть запрошены таможенным органом из информационных систем таможенных органов, информационных систем государственных органов (организаций) в рамках информационного взаимодействия, также отклоняется апелляционной коллегией, поскольку весь пакет документов, необходимый для заполнения ПСМ отсутствовал в электронной базе таможенного органа (информация о собственнике ввезенной техники, договор аренды).
Как подтвердил представитель Таможни в судебном заседании, электронные базы данных не содержат полных сведений, необходимых для оформления ПСМ, в связи с чем Обществу было предложено представить документы, которыми он как декларант должен располагать, в том числе подлинник договора аренды с приложениями.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерном отказе Таможенным органом в выдаче паспортов самоходных машин.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 02 июня 2021 года по делу N А21-2339/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медагро" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2339/2021
Истец: ООО "МЕДАГРО"
Ответчик: Калининградская областная таможня, Калининградская таможня, Калининградский акцизный таможенный пост