г. Саратов |
|
01 сентября 2021 г. |
Дело N А57-20478/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена " 31 " августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен " 01 " сентября 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Лыткиной О.В., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Родное" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 июля 2021 года по делу N А57-20478/2020
по исковому заявлению акционерного общества "Управление отходами" (ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149)
к товариществу собственников недвижимости "Родное" (ОГРН 1196451017025, ИНН 6452139665)
о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 12.08.2018 по 30.06.2020 в размере 170 847 руб. 11 коп.,
третье лицо: конкурсный управляющий товарищества собственников жилья "3-е Садовое" Иванов Александр Юрьевич,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Ситиматик" - Нетреба Н.В., по доверенности N 35 от 09.04.2021,
в отсутствие иных представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управление отходами" (далее - АО "Управление отходами", истец) (08.04.2021 переименовано в акционерное общество "Ситиматик") (далее - АО "Ситиматик") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к товариществу собственников недвижимости "Родное" (далее - ТСН "Родное", ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 12.08.2018 по 30.06.2020 в размере 170 847 руб. 11 коп.
Определением суда от 07.04.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен конкурсный управляющий товарищества собственников жилья "3-е Садовое" (далее - ТСЖ "3-е Садовое") Иванов Александр Юрьевич.
В процессе рассмотрения дела истец заявил письменное ходатайство об уточнении исковых требований, в котором просил суд взыскать с ответчика в пользу истца сумму задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 05.08.2019 по 30.06.2020 в размере 170 847,11 руб.
Заявленные уточнения судом первой инстанции были рассмотрены и приняты на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 01 июля 2021 года с ТСН "Родное" в пользу АО "Ситиматик" взысканы сумма задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 05 августа 2019 года по 30 июня 2020 года в размере 170 847,11 руб., судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 6 125 руб.
АО "Ситиматик из федерального бюджета Российской федерации возвращена госпошлина в сумме 1 429 руб.; выдана справка на возврат госпошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСН "Родное" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что, поскольку разногласия в установленный срок региональным оператором не урегулированы, договор N 53/112/0008680 между ТСН "Родное" и региональным оператором в полном объеме не заключен, производились фактическое оказание услуг и расчет.
Также согласно доводам апелляционной жалобы региональный оператор вторично включил сумму по оплате за август 2019 года с момента регистрации ТСН "Родное" с 05 августа 2019 года.
Как указывает податель жалобы, ТСН "Родное" неоднократно обращало внимание регионального оператора о нарушениях вывоза ТКО с площадки потребителя, однако направленные обращения оставались без ответа.
Таким образом, ответчик полагает, что обжалуемым решением у жильцов спорного дома образовалась задолженность по оплате за август 2019 года, в связи с чем, нарушены права третьих лиц - жильцов дома.
Кроме того, требования регионального оператора в сумме 79132,99 руб. признаны обоснованными и включены в реестр требований кредиторов ТСЖ "3-е Садовое" для удовлетворения в третью очередь, что свидетельствует о вторичном взыскании задолженности за август 2019 года.
Апелляционный суд, изучив материалы дела в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, считает, что судебный акт не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, между министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" закрепляет, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ определяет, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила обращения с ТКО) утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила обращения с ТКО).
Указанные Правила обращения с ТКО являются обязательными для Регионального оператора и собственников ТКО.
Между АО "Управление отходами" (региональный оператор) и ТСН "Родное" (потребитель) был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 53/112/0008680, согласно условиям которого региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно п. 1.4 договора дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - 05 августа 2019 г.
Под расчетным периодом но настоящему Договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему Договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (п. 2.1 договора).
Согласно п.п. 2.4, 2.5 договора исполнитель оплачивает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до 15-го числа месяца, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора.
Согласно разделу 5 Договора N 53/112/0008680 от 16.09.2019 при наличии претензий по качеству оказываемых услуг в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель имеет право составить акт о нарушении и направить его в установленные типовым договором сроки в адрес регионального оператора.
Единый тариф на услугу регионального оператора Саратовской области - филиала акционерного общества "Управление отходами" установлен и введен в действие с 12 августа 2018 года Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1.
Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлен порядок определения массы отходов, поступивших оператору в целях расчетов по договорам в области обращения с отходами, заключаемым между региональным оператором и потребителями.
Согласно статье 24.10 Закона (а) Правительство Российской Федерации принимает правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, порядок расчета нормативов накопления твердых коммунальных отходов и устанавливает случаи, когда объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, (б) субъекты РФ или муниципальные образования (если субъекты РФ передадут в установленном порядке им полномочия в данной сфере) утверждают нормативы накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с порядком, определенным Правительством РФ.
Публичный характер договора с региональным оператором не позволяет произвольно не оказывать услугу собственникам ТКО.
Доказательств того, что ТКО вывозились ответчиком собственным транспортом либо иной специализированной организацией, в материалы дела не представлено.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, из буквального толкования условий договора следует, что стороны вступили в гражданско-правовые отношения по возмездному оказанию услуг, которые подлежат регулированию нормами главы 39 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а Заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу статьи 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Статьями 779 - 782 Гражданского кодекса Российской Федерации не урегулировано, каким образом оформляется приемка заказчиком услуг, оказанных исполнителем, вследствие чего подлежат применению общие положения о подряде.
Согласно положениям статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: наименование документа; дата составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события; подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.
Довод ответчика о том, что региональным оператором услуга по обращению с ТКО не оказывалась, арбитражным судом была правомерно отклонена в силу следующего.
Закон N 89-ФЗ в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 13.4 Закона N 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
В соответствии с положениями статьи 8 Закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют свои полномочия.
Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка) ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д.
При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз), обязанность которой возложена на регионального оператора.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 39 частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме определена частью 2 статьи 154 частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту "д (2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя в том числе содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой согласно пункту 2 Правил N 1156 понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением N 290, включает в себя работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, в том числе обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. В то же время указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз (пункт 26 (1) Минимального перечня услуг).
При этом под "организацией" понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Указанный термин в подобном толковании используется в 6.12.6 - 6.12.8 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных Приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. N 711/пр. Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несет управляющая жильем компания.
Согласно пункту 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 региональный оператор Саратовской области обязан обеспечить своевременный вывоз твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, схема расположения контейнерных площадок не имеет правового значения при взыскании задолженности за вывоз твердых бытовых отходов.
Пунктом 1.4 Договора предусмотрено, что дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 05.08.2019.
С 12.08.2018 по 30.08.2019 согласно договору N 53/112/0002201 от 02 октября 2018 года выполняло функции управления эксплуатации жилищным фондом ТСЖ "3-е Садовое".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 08.08.2019 (резолютивная часть решения объявлена 08.08.2019) ТСЖ "3-е Садовое" (должник) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев - по 08.02.2020.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 08.08.2019 (резолютивная часть определения объявлена 08.08.2019) конкурсным управляющим ТСЖ "3-е Садовое" утвержден Иванов Александр Юрьевич, член ассоциация "Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих".
В Арбитражный суд Саратовской области 07.10.2019 поступило требование регионального оператора Саратовской области в лице филиала АО "Управление отходами" (кредитор) о признании обоснованным и включении в реестр требований кредиторов должника для удовлетворения в третью очередь требования в размере 79 132,99 руб.
Определением суда от 29.11.2019 требования регионального оператора Саратовской области в лице филиала АО "Управление отходами" в размере 79 132,99 руб. долга признаны обоснованными и включены в реестр требований кредиторов ТСЖ "3-е Садовое" для удовлетворения в третью очередь.
Согласно информации, представленной истцом по делу, АО "Ситиматик" в лице регионального оператора в Саратовской области по делу N А57-23579/2018 обратилось с заявлением об исключении из реестра требований кредиторов должника - ТСЖ "3-е Садовое" из состава третьей очереди требований кредитора - АО "Ситиматик" - в сумме 24 118,38 руб. в связи с корректировкой начислений, поскольку с 05.08.2019 управление многоквартирным домом по адресу: г. Саратов, ул. 3-я Садовая, д. 1 - осуществляет ТСН "Родное", региональный оператор скорректировал начисления за август 2019 года на сумму 2 908,41 руб. за период с 01 августа по 04 августа 2019 года.
Апелляционный суд также отмечает, что Определение Арбитражного суда Саратовской области от 29.11.2019 по делу N А57-23579/2018 не имеет преюдициального значения для ТСН "Родное".
В связи с проведенной корректировкой начислений остаток задолженности за период с 12 августа 2018 года по 04 августа 2019 года уменьшился и составляет 55 014,61 руб., что подтверждается расчетом задолженности, карточкой 62 счета.
Согласно информации, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), размещенной на официальном портале Федеральной налоговой службы, датой внесения записи о создании ТСН "Родное" регистрирующим органом является 05 августа 2019 г.
Таким образом, дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, указанная региональным оператором в договоре, соответствует дате внесения в ЕГРЮЛ записи о создании ТСН "Родное" регистрирующим органом.
Относительно задвоенности начислений и оплат в отношении ТСЖ "3-е Садовое", ранее являющейся управляющей компанией жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. 3-я Садовая, д. 1, - и ТСН "Родное" суд первой инстанции правомерно указал на следующие обстоятельства.
Региональным оператором Саратовской области произведены начисления за период 01.08.2019 - 04.08.2019 ТСЖ "3-е Садовое" на сумму 2 908,41 согласно счету N 4/44341 от 31.08.2019.
ТСН "Родное" произведены начисления за период 05.08.2019 - 31.08.2019 на сумму 33 590,66 согласно счету N 4/56709 от 31.10.2019.
Кроме того, ответчиком в материалы дела представлены платежные документы собственников жилых помещений по адресу: г. Саратов, ул. 3-я Садовая - об оплате задолженности по обращению с ТКО ТСЖ "3-е Садовое", иному юридическому лицу, за август 2019 г.
Истцом в материалы дела представлен подробный расчет начислений, сделанный на основании месячного норматива потребления ТКО, рассчитанного исходя из общей площади жилых помещений, указанной в договоре. Расчет истцом судами первой и апелляционной инстанций признан произведенным верно на основании действующего законодательства.
Относительно доводов ответчика о незаключенности договора ввиду неурегулирования между сторонами разногласий суд первой инстанции правомерно указал следующее.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходам, в том числе порядок рассмотрения региональным оператором предложений потребителя об изменении проекта договора регламентирован Правилами обращение с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Согласно пункту 8 (14) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами региональный оператор после получения от Потребителя мотивированного отказа и предложений о внесении изменений в договор рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
Последствия неурегулирования сторонами возникших разногласий также предусмотрены Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8 (15) указанных Правил, в случае если разногласия по проекту договора не урегулированы, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового Договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора.
Как указал истец, содержащиеся в представленном ответчиком протоколе согласования разногласий от 04.12.2019 к договору предложения о внесении изменений в проект договора ранее уже были рассмотрены региональным оператором Саратовской области - филиалом АО "Управление отходами", в связи с чем в адрес ответчика был направлен протокол согласования разногласий от 18.10.2019.
С учетом изложенного, руководствуясь правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором был возвращен представленный ответчиком протокол согласования разногласий от 04.12.2019 к договору без согласования со своей стороны, о чем было сообщено ответчику в письме от 09.01.2020 N 28/1.
Доводы о том, что региональным оператором не предоставляются доказательства о количестве выездов, а также о том, что оплата услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами будет производиться по факту оказанных услуг, как верно счел суд первой инстанции, не соответствуют положениям действующего законодательства по следующим основаниям.
Исходя из содержания пункта 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а также Постановления Правительства Саратовской области от 31.07.2018 N 420-П "Об определении размера платы за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей в жилом помещении на территории Саратовской области", размер платы для потребителей за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирных домах определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, количество выездов в расчетном периоде не является величиной, влияющей на размер платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно указал, что оплата услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с действующим законодательством должна производиться ТСН "Родное" в размере, определенном исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 05.02.2018 N 47 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области".
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами регулируется положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами N 354.
С учетом положений ЖК РФ и Правил N 354 субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Расчет размера платы коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении в многоквартирном доме на территории Саратовской области в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 31.07.2018 N 420-П "Об определении размера платы за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей в жилом помещении на территории Саратовской области" определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 148 (30) Правил N 354 в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Факт оказания АО "Ситиматик" услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 05.08.2019 по 30.06.2020 в размере 170 847,11 руб. подтверждается универсальными передаточными документами за спорный период.
Согласно п. 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01 января 2019 года.
23 января 2018 года между министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
Единый тариф на услугу регионального оператора Саратовской области - филиала АО "Управление отходами" установлен и введен в действие с 12 августа 2018 года Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1.
Истец является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области.
Вместе с тем ответчиком не представлены доказательства того, что услуга по обращению с ТКО осуществлялось иным лицом, а не региональным оператором Саратовской области - филиалом АО "Ситиматик".
Таким образом, как правильно установлено судом первой инстанции, факт оказания АО "Ситиматик" услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами подтвержден материалами дела. Ответчик доказательства оказания ему услуг в меньшем объеме или размере не представил.
В силу положений стаей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В связи с тем, что на день вынесения обжалуемого решения ответчик доказательств оплаты не представил, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования АО "Ситиматик" о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 05 августа 2019 года по 30 июня 2020 года в размере 170 847,11 руб., подлежат удовлетворению, так как соответствуют требованиям действующего законодательства.
Оценив все представленные в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, как того требуют положения пункта 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается со всеми выводами, сделанными судом первой инстанции, и также полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой, представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 июля 2021 года по делу N А57-20478/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-20478/2020
Истец: АО "Управление отходами" в лице Регионального оператора Саратовской области
Ответчик: ТСН "Родное"
Третье лицо: Иванов Александр Юрьевич, ТСЖ конкурсный управляющий "3-Садовое" Иванов Александр Юрьевич, АО Ситиматик, Гарбузова Анна Ивавновна, Государственная жилищная инспекция Саратовской области, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по саратовской области