город Ростов-на-Дону |
|
01 сентября 2021 г. |
дело N А32-42578/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Глазуновой И.Н., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Варавиной Е.Н.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": представитель Лисица Анастасия Алексеевна по доверенности от 26.02.2021 (до перерыва), Пимоненко Анатолий Евгеньевич по доверенности от 25.08.2020 (после перерыва);
от иных лиц, участвующих в деле:
представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Кореновскрыба"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2021 по делу N А32-42578/2018
по заявлению акционерного общества "Кореновскрыба" (ОГРН 1022304011058, ИНН 2335000260) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ОГРН 1042304982510, ИНН 2309090540) при участии третьих лиц:
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ОГРН 1102308008330, ИНН 2308171570);
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) о признании незаконным решения государственного органа в отношении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Кореновскрыба" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление Росреестра, регистрирующий орган), в котором просило:
- признать незаконным решение государственного органа - управления Росреестра о государственной регистрации права собственности за Российской Федерацией от 10.07.2018 с номером 23:12:0608000:878-23/002/2018-1 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:12:0608000:878,
- признать незаконным решение государственного органа - управления Росреестра о государственной регистрации права собственности за Российской Федерацией от 10.07.2018 с номером 23:12:0000000:999-23/002/2018-1 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:999,
- признать незаконным решение государственного органа - управления Росреестра по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:150,
- признать недействительной запись от 10.07.2018 в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 18 154+/-236 кв. м с кадастровым номером 23:12:0000000:999, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кореновский район, относящийся к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" (далее - земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:999, земли транспорта),
- признать недействительной запись от 10.07.2018 в ЕГРН о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 144+/-21 кв. м с кадастровым номером 23:12:0608000:878, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кореновский район, относящийся к категории земель транспорта (далее - земельный участок с кадастровым номером 23:12:0608000:878),
- признать недействительной запись от 16.07.2018 в ЕГРН о снятии с кадастрового учета земельного участка площадью 821 500 кв. м с кадастровым номером 23:12:0000000:150, расположенного по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, рыбопитомник "МКБ", относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для обслуживания зданий и сооружений рыбопитомника (далее - земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:150, земли сельскохозяйственного назначения),
- указать, что решение суда является основанием для отмены государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 144+/-21 кв. м с кадастровым номером 23:12:0608000:878, относящийся к категории земель транспорта,
- указать, что решение суда является основанием для отмены государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 18 154+/-236 кв. м с кадастровым номером 23:12:0000000:999, относящийся к категории земель транспорта,
- указать, что решение суда является основанием для отмены решения о снятии с кадастрового учета земельного участка площадью 821 500 кв. м с кадастровым номером 23:12:0000000:150, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для обслуживания зданий и сооружений рыбопитомника,
- обязать управление Росреестра отменить регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 144+/-21 кв. м с кадастровым номером 23:12:0608000:878, относящийся к категории земель транспорта,
- обязать управление Росреестра отменить регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 18 154+/-236 кв. м с кадастровым номером 23:12:0000000:999, относящийся к категории земель транспорта,
- обязать управление Росреестра восстановить на кадастровом учете земельный участок площадью 821 500 кв. м с кадастровым номером 23:12:0000000:150, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для обслуживания зданий и сооружений рыбопитомника,
- обязать управление Росреестра восстановить в ЕГРН информацию о расположении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23:12:0000000:794, 23:12:0000000:797 и 23:12:0000000:919 в пределах иных объектов недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление Росимущества) и открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Решением от 24.05.2019, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 20.08.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано. АО "Кореновскрыба" возвращена из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в размере 30 тыс. руб.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.02.2020 решение от 24.05.2019 и постановление суда апелляционной инстанции от 20.08.2019 в части отказа в удовлетворении требования о восстановлении в Едином государственном реестре недвижимости информации о расположении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23:12:0000000:794, 23:12:0000000:797, 23:12:0000000:919 в пределах иных объектов недвижимости отменено, в указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Постановление мотивировано тем, что доводы кассационной жалобы, обусловленные неконституционностью и неисполнимостью в рамках действующего законодательства решения арбитражного суда от 30.11.2017 по делу N А32-40814/2017, следует признать несостоятельными, противоречащими законодательным требованиям о всеобщей обязательности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов.
Ссылаясь на необоснованность вывода судов обеих инстанций о том, что данный спор является спором о праве на земельные участки с кадастровыми номерами 23:12:0000000:999 и 23:12:0608000:878, а отсутствие государственной регистрации права (Российской Федерации) не означает отсутствие такого права, заявитель не только не учитывает положения статьи 1 Закона N 218-ФЗ, статьи 131 Гражданского кодекса, разъяснения, закрепленные в пункте 52 постановления Пленумов N 10/22, но и не раскрывает защищаемое избранным способом гражданское право и законный интерес АО "Кореновскрыба", исходя из факта принятия, вступления в законную силу и содержания резолютивной части решения от 30.11.2017 по делу N А32-40814/2017, на основании которого право собственности общества на участки с кадастровым номерами 23:12:0000000:999 и 23:12:0608000:878 прекращено, в связи с их изъятием в собственность Российской Федерации для государственных нужд.
Аргументы о том, что отмена спорных регистрационных действий и восстановление исходного земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:150 является единственным законным способом разрешить возникшую правовую коллизию, в отношении наличия на участках с кадастровыми номерами 23:12:0608000:878, 23:12:0000000:999, 23:12:0000000:1000, право собственности на которые принадлежат Российской Федерации и обществу, единого неделимого объекта недвижимости - искусственного водного объекта прудового комплекса с кадастровым номером 23:12:0000000:919; судебные акты по делу N А32-22629/2017 не могут иметь преюдициального значения для настоящего дела; спорные земельные участки с кадастровыми номерами 23:12:0608000:878, 23:12:0000000:999 сформированы в границах искусственного водного объекта - сооружения с кадастровым номером 23:12:0000000:919, который фактически разделен между разными собственниками без решения суда, судом кассационной инстанции отклонены.
Вступившими в законную силу судебными актами по делам N А32-22629/2017, N А32-40814/2017 разрешены и не подлежат пересмотру в рамках настоящего дела, вопросы как о составе изъятого у АО "Кореновскрыба" в собственность Российской Федерации для государственных нужд имущества, так и о невозможности снятия с государственного кадастрового учета земельных участков с номерами 23:12:0608000:878, 23:12:0000000:999, 23:12:0000000:1000, ввиду отсутствия для этого правовых оснований.
В тоже время, суд кассационной инстанции указал, что довод кассационной жалобы о нерассмотрении судом требования общества об обязании управления Росреестра восстановить в ЕГРН информацию о расположении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23:12:0000000:794, 23:12:0000000:797, 23:12:0000000:919 в пределах иных объектов недвижимости, нашел подтверждение; выводы, основанные на применении необходимых норм права к установленным фактическим обстоятельствам в рамках указанного требования, в решении от 24.05.2019 отсутствуют.
Характеристики, позволяющие идентифицировать "иные объекты недвижимости", подразумеваемые заявителем, а также содержание решений (действий) управления Росреестра, повлекших нарушение, которое, по мнению заявителя, должно быть устранено путем восстановления в ЕГРН информации о расположении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23:12:0000000:794, 23:12:0000000:797, 23:12:0000000:919 в пределах иных объектов недвижимости (из числа оспариваемых действий (решений) или других), судом не выяснены, при явном наличии такой необходимости для правильного разрешения требования общества. Правомерность действий (решений) регистрирующего органа, на устранение последствий которых направлено указанное требование общества, не исследована и судебной оценки не получила.
Отклоняя соответствующий довод апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмеченные недостатки, исключающие правильное разрешение спора в рассматриваемой части, не устранил, ограничившись констатацией общего правила о том, что возложение обязанности совершить определенные действия является способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определением Верховного Суда РФ от 14.05.2020 N 308-ЭС20-5370 в передаче кассационной жалобы акционерного общества "Кореновскрыба" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Решение мотивировано тем, что межевой план является результатом работы кадастрового инженера.
В данном случае, после завершения кадастровых работ заказчик принял результаты таких работ в виде межевого плана.
Регистрирующий орган, действуя строго в рамках Закона о регистрации, не формирует правоустанавливающие документы, документы технического учета, не участвует в правоотношениях лиц, связанных с приобретением ими прав на объекты недвижимости. Регистрирующий орган от имени государства признает и подтверждает результат гражданских правоотношений в сфере оборота недвижимого имущества.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляется, если иное не установлено данным Законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом N 221-ФЗ для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Из пояснений третьего лица - ФГБУ "ФКП Росреестра", а также представленных в материалы дела документов следует, что в результате постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:150, государственный кадастровый учет по заявлению о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 09.03.2017 N 23-0-1-192/3001/2017-268 (далее - заявление) был осуществлен после 01.01.2017, т.е. Управлением Росреестра по Краснодарскому краю. Межевой план к указанному заявлению представлен ОАО "РЖД".
По результатам рассмотрения заявления и представленных с ним документов 14.03.2017 государственный кадастровый учет был приостановлен.
В результате рассмотрения документов, представленных с целью возобновления осуществления государственного кадастрового учета по заявлению, 04.04.2017 государственный кадастровый учет был осуществлен.
При этом, в представленных межевых планах от 09.03.2017 и от 28.03.2017 не содержались сведения об объектах недвижимости, расположенных в границах образуемых земельных участков (присвоены кадастровые номера 23:12:0000000:1000, 23:12:0000000:999, 23:12:0608000:878), в связи с чем в сведения ЕГРН об образуемых земельных участках не была внесена информация о расположении в их границах объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23:12:0000000:797, 23:12:0000000:794, 23:12:0000000:919.
Кроме того, у филиала учреждения отсутствует возможность определить, расположены или нет объекты недвижимости с кадастровыми номерами 23:12:0000000:797, 23:12:0000000:794, 23:12:0000000:919 фактически в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:12:0000000:1000, 23:12:0000000:999, 23:12:0608000:878 на местности.
Суд первой инстанции указал, что из анализа положений статьи 2 и пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ следует, что суд вправе обязать орган, осуществляющий публичные полномочия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не ограничивая при этом прав и обязанностей компетентного органа, в том числе по проверке представленных документов и установлении (оценке) юридически значимых обстоятельств, только при признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.
Заявленные требования хотя и вытекают из публичных правоотношений, однако являются отдельным спором и не подпадают под категорию дел, рассматриваемых по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе с применением статьи 198 АПК РФ. Данное требование с учетом положений статьи 189 АПК РФ подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, АО "Кореновскрыба" не представило доказательств, подтверждающих факт неправомерности действий регистрирующего органа.
Управление Росреестра по Краснодарскому краю не вправе самостоятельно без предоставления заявителями правоустанавливающих и технических документов осуществлять регистрационные действия по внесению в ЕГРН сведений о расположении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23:12:0000000:794, 23:12:0000000:797, 23:12:0000000:919 на вновь образованных земельных участках с номерами 23:12:0000000:999, 23:12:0608000:878 и 23:12:0000000:1000.
Между тем, в случае установления судом факта расположения спорных объектов в границах вышеуказанных земельных участков у заявителя есть право в заявительном порядке обратиться в Управление Росрееста по КК за внесением изменений в сведения ЕГРН, представив при этом необходимые в соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ документы, в том числе межевой план.
Если заявитель полагает, что его права нарушены и подлежат восстановлению в судебном порядке, то надлежащим способом защиты будет являться признание сведений ЕГРН реестровой ошибкой и ее исправление, где будет определен надлежащий процессуальный статус сторон и возможность проведения землеустроительной экспертизы, согласно действующему законодательству и сложившейся многолетней судебной практикой по признанию и исправлению кадастровых (до 01.01.2017) и реестровых (после 01.01.2017) ошибок.
Таким образом, в данном случае, по мнению суда первой инстанции, заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Акционерное общество "Кореновскрыба" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что при новом рассмотрении в суде первой инстанции заявителем было заявлено об уточнении предмета иска и изложении пункта : "- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю восстановить в Едином государственном реестре недвижимости информацию о расположении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23:12:0000000:794, 23:12:0000000:797 и 23:12:0000000:919 в пределах иных объектов недвижимости" в следующей редакции:
"- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю восстановить в Едином государственном реестре недвижимости информацию о расположении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23:12:0000000:794, 23:12:0000000:797 и 23:12:0000000:919 в пределах иных объектов недвижимости;
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести в Единый государственный реестр недвижимости информацию о расположении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23:12:0000000:794, 23:12:0000000:797 и 23:12:0000000:919 в пределах земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:1000;
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести сведения в Единый государственный реестр недвижимости о расположении объекта недвижимости с кадастровым номером 23:12:0000000:919 в пределах земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:999;
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести сведения в Единый государственный реестр недвижимости о расположении объекта недвижимости с кадастровым номером 23:12:0000000:919 в пределах земельного участка с кадастровым номером 23:12:0608000:878;
- решение суда является основанием для восстановления в Едином государственном реестре недвижимости информации о расположении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23:12:0000000:794, 23:12:0000000:797 и 23:12:0000000:919 в пределах в пределах иных объектов недвижимости;
- решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости информации о расположении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23:12:0000000:794, 23:12:0000000:797 и 23:12:0000000:919 в пределах земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:1000;
- решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости информации о расположении объектов недвижимости с кадастровым номером 23:12:0000000:919 в пределах земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:999;
- решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости информации о расположении объектов недвижимости с кадастровым номером 23:12:0000000:919 в пределах земельного участка с кадастровым номером 23:12:0608000:878".
Суд первой инстанции рассмотрев заявленное ходатайство определением от 16.11.2020 его отклонил, посчитав, что требования, заявленные в ходатайстве, представляют по сути дополнение, а не уточнение ранее заявленных требований.
Заявитель полагает, что в данной части суд первой инстанции неверно определил характер заявленных уточненных требований. Новая редакция требования соответствовала и не выходила за рамки изначального, уточнения были направлены исключительно на устранение возможных вопросов, связанных с исполнением судебного решения при внесении информации в ЕГРН Управлением в отношении каждого объекта недвижимого имущества в спорных правоотношениях, в том числе на случай частичного удовлетворения требований в отношении некоторых их спорных объектов.
Заявитель жалобы указывает, что в возражениях, направленных в суд к судебному заседанию 24.02.2021, при рассмотрении дела ответчик прямо согласился с доводами истца, а именно (абз.4, стр.3 пояснений управления от 11.02.2021) о том, что нарушение регистрационной связи объектов недвижимости общества с кадастровыми номерами 23:12:0000000:794, 23:12:0000000:797, 23:12:0000000:919 относительно земельных участков, на которых они расположены, являлось следствием снятия с кадастрового учета исходного земельного участка с кадастровым номером 23:12:00000000:150 в целях изъятия для государственных нужд.
Относительно представленных в дело заявителем доказательств факта неизменности нахождения информации в ЕГРН касательно координат характерных точек объектов капитального строительства (ОКС) с кадастровыми номерами 23:12:0000000:794, 23:12:0000000:797, 23:12:0000000:919, управление не возражало, информация является актуальной. Факт соответствия координат характерных точек ОКС реальному местоположению объектов на местности управлением и третьими лицами в споре не отрицался. Следовательно, проведение землеустроительной экспертизы не требовалось.
Доводов о том, что истцом предпринимались меры по изменению информации в реестре относительно принадлежащих обществу объектов недвижимости, следствием которого могла стать потеря регистрационной связи ОКС с земельными участками, не заявлено.
При этом суд первой инстанции устранился от оценки доводов заявителя (вопреки указанию кассационного суда всесторонне рассмотреть вопрос), что причиной нарушения прав общества было не только нарушение кадастровым инженером, привлеченным ОАО "РЖД" правил проведения кадастровых работ по формированию земельных участков с кадастровыми номерами 23:12:0000000:999, 23:12:0608000:878 и 23:12:0000000:1000, с целью последующего изъятия для государственных нужд земельных участков с номерами 23:12:0000000:999, 23:12:0608000:878, но и ненадлежащие выполнение управлением своих обязанностей по проведению правовой экспертизы при осуществлении снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:150, обладая на тот момент сведениями о нахождении в его границах ОКС, принадлежащих обществу.
Ссылки суда на вступившие в законную силу судебные акты по делу N А32-22629/2017 и по настоящему делу при первом рассмотрении о законности постановки образованных участков на регистрационный учет заявитель жалобы полагает необоснованными в силу того, что обстоятельства, установленные в указанном споре, не могли и не были известны АО "Кореновскрыба" и не исследовались судами при рассмотрении дела N А32-22629/2017. Кроме того, в настоящем деле рассматривались вопросы в отношении ОКС, не являвшихся предметом рассмотрения в деле N А32-22629/2017.
Управлением не было разъяснено, каким образом неуказание кадастровым инженером ОАО "РЖД" в 2017 году в межевых планах сведений о нахождении объектов недвижимости АО "Кореновскрыба" на вновь образуемых земельных участках могло повлиять на потерю сведений в ЕГРН относительно нахождения таких объектов на исходном земельном участке, снятом с кадастрового учета в июле 2018 года. Кроме того, такая же информация была "утеряна" из содержащихся в ЕГРН сведений в отношении ОКС с кадастровыми номерами 23:12:0000000:794, 23:12:0000000:797, 23:12:0000000:919, являющимися самостоятельными объектами учета.
Наличие в ЕГРН регистрационной связи между указанными объектами недвижимости само по себе препятствовало осуществлению регистрационных действий по снятию исходного участка с кадастрового учета, вне зависимости от наличия вступившего в силу решения по делу N А32-40814/2017, без совершения внесения изменений в ЕГРН в отношении объектов капитального строительства Общества, полномочий на совершение которой у кадастрового инженера ОАО "РЖД" не было и быть не могло. Данные действия могли быть выполнены только должностными лицами Управления посредством "ручного" вмешательства в реестр.
Заявитель жалобы полагает верным избранный способ восстановления нарушенных прав.
Ввиду отсутствия спора о границах ОКС с кадастровыми номерами 23:12:0000000:794, 23:12:0000000:797, 23:12:0000000:919 и отсутствия необходимости проведения землеустроительной экспертизы и подготовки новых межевых планов, заявленные требования были направлены на восстановление информации о нахождении данных объектов в пределах иных объектов недвижимости, как следствие допущенных нарушений со стороны управления, тем же способом, каким информация была удалена. На само общество не может быть возложена обязанность принимать меры и нести расходы на составление повторно межевых и технических планов на объекты недвижимого имущества из-за незаконных действий Управления.
При этом, отсутствие специальной нормы права, регулирующей порядок восстановления прав собственника объектов недвижимого имущества в подобных случаях, не может служить основанием для отказа в требованиях о восстановлении нарушенных прав.
Заявитель жалобы полагает, что даже в случае признания спорной ситуации, как возникшей вследствие технической или реестровой ошибки, а не незаконных действий управления, оснований для отказа в удовлетворении требования отсутствовали.
Также заявитель жалобы считает, что при принятии решения судом первой инстанции не был разрешен вопрос о возврате излишне перечисленной при обращении в суд заявителем государственной пошлины.
В отзыве на апелляционную жалобу управление апелляционную жалобу не признало, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2021 в составе суда произведена замена судьи Фахретдинова Т.Р. на судью Глазунову И.Н.в связи с нахождением судьи Фахретдинова Т.Р. в отпуске.
Лица, участвующие в деле, за исключением открытого акционерного общества "Российские железные дороги", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
Апелляционная жалоба слушалась с перерывом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 26.08.2021 по 31.08.2021.
В судебном заседании представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" дал пояснения по существу спора.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя третьего лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 10.07.2018 совершены регистрационные действия с земельными участками с кадастровыми номерами 23:12:0000000:999, 23:12:0608000:878 и 23:12:0000000:1000, образованными из исходного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 821 500 кв. м с кадастровым номером 23:12:0000000:150, расположенного по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, рыбопитомник "МКБ", с видом разрешенного использования - для обслуживания зданий и сооружений рыбопитомника, принадлежащего заявителю на праве собственности.
В результате совершенных регистрационных действий была проведена государственная регистрация права собственности за Российской Федерацией с соответствующими номерами:
- 23:12:0000000:999-23/002/2018-1 от 10.07.2018 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:999;
- 23:12:0608000:878-23/002/2018-1 от 10.07.2018 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:12:0608000:878.
Одновременно была произведена государственная регистрация права собственности АО "Кореновскрыба" с номером 23:12:0000000:1000-23/002/2018-1 от 10.07.2018 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:1000.
Общество указывает, что 08.08.2018 АО "Кореновскрыба" стало известно о том, что 16.07.2018 исходный земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:150 был снят с государственного кадастрового учета. На данном земельном участке находятся принадлежащие заявителю нежилое здание с кадастровым номером 23:12:0000000:794 площадью 166,8 кв. м, здание склада с кадастровым номером 23:12:0000000:797 площадью 76,2 кв. м, сооружение прудового комплекса с кадастровым номером 23:12:0000000:919 прудовой площадью 535 500 кв. м.
По состоянию на 01.08.2018 объекты недвижимости с кадастровыми номерами 23:12:0000000:794, 23:12:0000000:797 и 23:12:0000000:919 потеряли регистрационную связь со снятым с кадастрового учета земельным участком с кадастровым номером 23:12:0000000:150 и не приобрели связь с вновь образованными участками с номерами 23:12:0000000:999, 23:12:0608000:878 и 23:12:0000000:1000.
19.03.2018 АО "Кореновскрыба" были получены уведомления о внесении сведений в ЕГРН (исх. N 23/002/001/801/2018-2174 от 19.03.2018 в отношении з/у с номером 23:12:0000000:150, исх. N 23/002/001/801/2018-2175 от 19.03.2018 в отношении здания с номером 23:12:0000000:797, исх. N 23/002/001/801/2018-2178 от 19.03.2018 в отношении сооружения с номером 23:12:0000000:919, исх. N 23/002/001/801/2018-2177 от 19.03.2018 в отношении здания с номером 23:12:0000000:794) о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости, зарегистрированного без личного участия собственника (его законного представителя).
17.08.2018 АО "Кореновскрыба" в адрес Кореновского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю был направлен запрос о предоставлении копий решения государственного регистратора и документов, послуживших основанием для снятия 16.07.2018 с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:150.
Кореновским отделом Управления Росреестра по Краснодарскому краю в адрес общества был направлен ответ (исх. от 13.09.2018 N 30-01/5041), в котором указано на то, что снятие с кадастрового учета исходного земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:150 связано с осуществлением государственной регистрации права собственности на образованные земельные участки с кадастровыми номерами 23:12:0000000:999, 23:12:0608000:878 и 23:12:0000000:1000 в соответствии с частью 10 статьи 60 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", из которой следует, что снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации прав на исходные земельные участки, права на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, осуществляются только одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе на земельные участки, права на которые у граждан или юридических лиц возникают на основании соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд или решения суда о таком изъятии. Тем же ответом Кореновский отдел Управления Росреестра сообщил, что законодательством не предусмотрено вынесения государственным регистратором письменного решения о снятии с кадастрового учета объектов недвижимости, а также не предусмотрено вынесение письменного решения о регистрации права собственности.
Согласно выпискам из ЕГРН, нежилое здание с КН: 23:12:0000000:794 поставлено на кадастровый учет 03.10.2014 и имеет статус "учтенный"; нежилое здание с КН: 23:12:0000000:797 поставлено на кадастровый учет 09.10.2014 и имеет статус "учтенный"; иной нежилой объект (нагульные пруды) с КН: 23:12:0000000:919 поставлен на кадастровый учет 18.08.2016 и имеет статус "учтенный".
Данные объекты были расположены на земельном участке с КН: 23:12:0000000:150.
Земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:150 был снят с кадастрового учета в результате раздела.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2017 по делу N А32-40814/2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2018, прекращено право собственности общества на земельные участки с кадастровыми номерами 23:12:0000000:999 и 23:12:0000000:878; указанные земельные участки изъяты в собственность Российской Федерации для государственных нужд. Суд указал, что решение является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:12:0000000:999 и 23:12:0608000:878.
В рамках дела N А32-22629/2017 рассматривалось заявление АО "Кореновскрыба" к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным решения о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 23:12:0000000:1000, 23:12:0000000:999, 23:12:0608000:878 (пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:150, принадлежащего обществу на праве собственности); восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 23:12:0000000:1000, 23:12:0000000:999, 23:12:0608000:878.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2018 по делу N А32-22629/2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2018 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.10.2018, в удовлетворении заявленных требовании было отказано.
В письменных пояснениях Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю указало, что в результате совершенных регистрационных действий с земельными участками с кадастровыми номерами 23:12:0000000:999, 23:12:0608000:878, 23:12:0000000:1000, образованными из исходного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 821 500 кв. м, с кадастровым номером 23:12:0000000:150, с видом разрешенного использования "для обслуживания зданий и сооружений рыбопитомника", принадлежащего заявителю на праве собственности, была проведена государственная регистрация права собственности за Российской Федерацией в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:12:0000000:999, 23:12:0608000:878, а также права собственности АО "Кореновскрыба" в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:1000.
Исходный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:150, на котором находятся принадлежащие заявителю нежилое здание площадью 166,8 кв. м (с кадастровым номером 23:12:0000000:794), здание склада площадью 76,2 кв. м (с кадастровым номером 23:12:0000000:797), сооружение прудового комплекса прудовой площадью 535 500 кв. м (с кадастровым номером 23:12:0000000:919), 16.07.2018 снят с государственного кадастрового учета.
Объекты недвижимости с кадастровыми номерами 23:12:0000000:794, 23:12:0000000:797, 23:12:0000000:919 потеряли регистрационную связь со снятым с кадастрового учета земельным участком с кадастровым номером 23:12:0000000:150, и не приобрели связь с вновь образованными участками с номерами 23:12:0000000:999, 23:12:0608000:878 и 23:12:0000000:1000.
При этом в представленном ОАО "РЖД" межевом плане от 01.03.2017 не содержались сведения об объектах недвижимости, расположенных в границах образуемых земельных участков (земельные участки с кадастровыми номерами 23:12:0000000:999, 23:12:0608000:878, 23:12:0000000:1000).
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуальноопределенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (пункт 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о государственной регистрации)).
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 8 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости (кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, машино-место, если объектом недвижимости является помещение, машино-место, либо кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната), а также кадастровый номер единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса, если объект недвижимости входит в состав единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке (пункт 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет осуществляется исключительно в ряде случаев, в том числе в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (пункт 6 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (статья 29 Закона N 218-ФЗ).
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав предусмотрены статьей 26 Закона N 218-ФЗ.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Требования к межевому плану установлены статьей 22 Закона N 218-ФЗ.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 13 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 утверждены форма и состав сведений межевого плана, а также требования к подготовке межевого плана (далее - Требования).
Согласно пункту 35 Требований при наличии на исходном, образуемом, уточняемом или измененном земельном участке зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, иных объектов, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в реквизите "4" раздела "Исходные данные", строке "7" реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках", строке "3" раздела "Сведения об измененных земельных участках", строке "5" реквизита "3" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках" указываются кадастровые номера таких зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, иных объектов, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
При отсутствии в ЕГРН сведений о таких объектах недвижимости в данных реквизитах приводятся ранее присвоенные государственные учетные номера (инвентарные или условные), содержащиеся в том числе в документах, имеющихся в распоряжении заказчика кадастровых работ. Реквизиты документов, содержащих информацию о ранее присвоенных государственных учетных номерах, указываются в разделе "Исходные данные", в разделе "Заключение кадастрового инженера" приводится информация об отсутствии в ЕГРН сведений о таких объектах недвижимости.
Согласно части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном названным Законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Суд первой инстанции, указал, что надлежащим способом защиты в данном случае будет являться признание сведений ЕГРН реестровой ошибкой и ее исправление, а потому отказал в иске, ссылаясь на избрание истцом ненадлежащего способа защиты. Вместе с тем, суд первой инстанции не учел, что суд кассационной инстанции отправил дело на новое рассмотрение только в части требования об обязании управления Росреестра восстановить в ЕГРН информацию о расположении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23:12:0000000:794, 23:12:0000000:797 и 23:12:0000000:919 в пределах иных объектов недвижимости, а потому суд имел возможность самостоятельно квалифицировать заявленное требование как требование об исправлении реестровой ошибки и разрешить спор по существу.
Управление не оспаривает, что в результате регистрационных действий с земельными участками с кадастровыми номерами 23:12:0000000:999, 23:12:0608000:878, 23:12:0000000:1000, образованными из земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:150, объекты недвижимости с кадастровыми номерами 23:12:0000000:794, 23:12:0000000:797, 23:12:0000000:919 потеряли регистрационную связь со снятым с кадастрового учета земельным участком с кадастровым номером 23:12:0000000:150 и не приобрели связь с вновь образованными участками с номерами 23:12:0000000:999, 23:12:0608000:878 и 23:12:0000000:1000.
Управление указывает, что связь была потеряна в результате того, что в межевом плане от 01.03.2017, представленном ОАО "РЖД", не содержались сведения об объектах недвижимости, расположенных в границах образуемых земельных участков.
При этом, информация о нахождении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23:12:0000000:794, 23:12:0000000:797, 23:12:0000000:919 в пределах ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:150 содержалась в Едином государственном реестре недвижимости.
Информация о кадастровых номерах объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости, относится к основным сведениям об объекте недвижимости и подлежала обязательному включению в ЕГРН при разделе земельного участка.
В рамках рассмотрения дела N А32-40814/2017 судами установлено и сторонами не оспаривается, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:12:0000000:999, 23:12:0608000:878, 23:12:0000000:1000 находятся в границах исходного земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:150.
Соответственно, объекты недвижимости с кадастровыми номерами 23:12:0000000:794, 23:12:0000000:797, 23:12:0000000:919 расположены в пределах данных участков.
На данный факт также ссылаются суды в рамках дела N А32-22629/2017.
Границы новых земельных участков с кадастровыми номерами 23:12:0000000:999, 23:12:0608000:878, 23:12:0000000:1000 совпадают с границами разделенного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:150.
Поскольку спорные объекты недвижимости находились на земельном участке с кадастровым номером 23:12:0000000:150, то и после раздела данного земельного участка они остались на новых земельных участках и информация о них подлежала включению в ЕГРН в сведениях о том, что на новых земельных участках расположены объекты недвижимости и о том, что данные объекты недвижимости расположены на новых участках.
Управление как орган кадастрового учета при правовой экспертизе представленных документов должно было установить соответствие (несоответствие) схемы расположения образуемого земельного участка положениям статей 11.7, 11.10 Земельного кодекса, а в случае несоответствия - приостановить осуществление кадастрового учета и отказать в его осуществлении.
Обстоятельства, свидетельствующие о нарушении закона при образовании и постановке на кадастровый учет образуемого земельного участка, могут служить основанием для вывода о незаконности соответствующего решения управления, а в этом случае на управление может быть возложена обязанность исправить допущенные нарушения.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся координаты как земельных участков 23:12:0000000:999, 23:12:0608000:878 и 23:12:0000000:1000, так и объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23:12:0000000:794, 23:12:0000000:797, 23:12:0000000:919.
Содержащиеся в ЕГРН координаты лицами, участвующими в деле, не оспаривались, являются действительными.
Таким образом, у управления имеется возможность установить, в пределах каких именно земельных участков расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 23:12:0000000:794, 23:12:0000000:797, 23:12:0000000:919.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю при совершении регистрационных действий с земельными участками с кадастровыми номерами 23:12:0000000:999, 23:12:0608000:878, 23:12:0000000:1000, образованных из земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:150, незаконно не внесло сведения о том, что в пределах данных земельных участков расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 23:12:0000000:794, 23:12:0000000:797, 23:12:0000000:919 и обязано исправить данное нарушение.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции является нарушение или неправильное применение норм материального права.
При определении срока, в течение которого управление должно исполнить решение, обязывающее ответчика совершить действия по внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости, суд апелляционной инстанции учитывает, что для исполнения решения управлению необходимо соотнести координаты объектов недвижимости и земельных участков, на которых они расположены. Суд апелляционной инстанции полагает, что месячный срок будет достаточным для исполнения решения.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В соответствии с частью 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным данной статьей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2021 по делу N А32-42578/2018 отменить, принять новый судебный акт.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в течение одного месяца с момента принятия настоящего постановления внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о расположении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23:12:0000000:794, 23:12:0000000:797 и 23:12:0000000:919 в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 23:12:0608000:878, 23:12:0000000:999, 23:12:0000000:1000.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ОГРН 1042304982510, ИНН 2309090540) в пользу акционерного общества "Кореновскрыба" (ОГРН 1022304011058, ИНН 2335000260) 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42578/2018
Истец: АО "Кореновскрыба"
Ответчик: Управление Фед. службы гос.регитсрации кадастра и картографии по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Межрегиональное Территориальное Управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги", ТУ Росимущество в Краснодарском крае
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2809/2023
31.01.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22847/2022
01.09.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7929/2021
18.03.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-42578/18
06.02.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10844/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10844/19
20.08.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12206/19
24.05.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-42578/18