г. Санкт-Петербург |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А56-2047/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2021 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Зотеева Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Новоселовой В.В.,
при участии:
от заявителя: Шуклин О.П. по доверенности от 07.02.2019;
от ответчика: Агаджанян А.Н. по доверенности от 28.05.2021;
рассмотрев по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, дело
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арко-Турс"
к Выборгской таможне
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Арко-Турс" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни (далее - Таможня) от 15.12.2020 по делу об административном правонарушении N 10206000-2586/2020 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 17.03.2021, принятым в виде резолютивной части, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 30.04.2021.
Не согласившись с вынесенным решением, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, вина Общества доказана и подтверждена материалами дела; перевозчик не воспользовался правом проверить вес груза, а также не внес соответствующие оговорки в документы; также, по мнению Таможни, при прохождении весового контроля на посту Светогорск водителю было известно о несоответствии фактического веса товара весу, указанному в документах.
Определением от 28.07.2021 апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ и обязал Таможню представить материалы дела об АП N 10206000-2586/2020, на основании которых вынесено оспариваемое постановление.
При рассмотрении дела по правилам суда первой инстанции представитель заявителя требования поддержал; представитель Таможни требования не признал, заявил о приобщении материалов административного дела.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд установил следующее.
13.10.2020 на таможенный пост (далее - т/п МАПП) Светогорск Выборгской таможни с целью убытия из Российской Федерации прибыло грузовое транспортное средство (далее - т/с) марки "48121" Скания регистрационный N В196НК178 с полуприцепом марки "КРОНЕ" рег. N АХ016078, под управлением гражданина РФ Терехова Сергея Егоровича, перевозчик ООО "АркоТурс", с товаром - топливная древесина (дрова) порода - ель, в виде колотых поленьев.
Водителем представлены в таможенный орган товаросопроводительные документы: декларация на товары (ВТД) N 10210200/160420/0100942, товаротранспортная накладная (СМR) N 100942-82 от 12.10.2020, счет-фактура (invoice) N 302/2056 от 12.10.2020, отгрузочная спецификация N б/н от 12.10.2020, согласно которым, от отправителя - ИП Иванова Михаила Евгеньевича в адрес получателя "Клин Флэйм АС" / "Clean Flame AS" (Норвегия) перемещался товар: топливная древесина, всего 66 грузовых мест, общим весом брутто 16443,00 кг.
В результате проведенного таможенного досмотра установлено, что общий фактический вес брутто товара (без учета веса поддонов) составил 17423,55 кг., что на 980,55 кг. больше веса брутто товара, указанного в товаросопроводительных документах, предъявленных перевозчиком при прохождении таможенного контроля (акт таможенного досмотра N 10206010/151020/000699). При этом товар по наименованию и количеству грузовых мест соответствует сведениям, указанным в товаросопроводительных документах.
По факту сообщения в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто товара при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза путем представления недействительных документов таможенный орган возбудил в отношении Общества дело об административном правонарушении и принял решение о проведении административного расследования.
Должностным лицом Таможни 23.11.2020 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 10206000-2586/2020, согласно которому действия ООО "АркоТурс" квалифицированы по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Постановлением таможенного органа от 15.12.2020 по делу об административном правонарушении N 10206000-2586/2020 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Считая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 14 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары, ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.
Согласно пункту 1 статьи 89 ТК ЕАЭС при осуществлении международной перевозки автомобильным транспортом перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, в том числе: о количестве грузовых мест, их маркировке, видах упаковок товаров, весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах), товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков).
Частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
В силу части 2 указанной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 29 постановления Пленума от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 года, Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 года, Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года, Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 года и других) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а также какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения.
При определении вины перевозчика, сообщившего таможенному органу недостоверные сведения о грузах, количество которых определяется весовыми параметрами, необходимо выяснять, значительна ли разница между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, а также насколько такое несоответствие могло быть очевидным для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе, исходя из осадки транспортных средств, его технических возможностей и других подобных показателей. Вопрос о том, значительно ли несоответствие между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств данного правонарушения.
При принятии груза перевозчик обязан проверить: a) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; b) внешнее состояние груза и его упаковки (пункт 1 статьи 8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года, далее - КДПГ).
Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, упомянутых в пункте 1 "a" статьи 8 КДПГ, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. Он должен также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. Эти оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если последний намеренно не указал в накладной, что он их принимает (пункт 2 статьи 8 КДПГ).
Таким образом, указанными нормами вес товара не отнесен к сведениям, проверка точности которых входит в обязанности перевозчика.
Пунктом 3 статьи 8 КДПГ право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения, предоставлено отправителю. Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик может требовать возмещения расходов, связанных с такой проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную.
То есть в каждом конкретном случае действия перевозчика обусловлены соответствующим правом отправителя и реализацией этого права, учитывая, что проверка веса товара сопряжена с необходимостью выгрузки товара из транспортного средства.
Из материалов дела следует, что товаросопроводительные документы заполнял отправитель груза. Количество грузовых мест и наименование товаров указано в документах верно, расхождение веса брутто (товар без веса поддонов) между заявленным и фактическим установлено таможенным органом в ходе таможенного досмотра, только после выгрузки и взвешивания товара. Из акта таможенного досмотра не следует, что вес товара был указан на упаковке товара. В рассматриваемом случае, для правильного установления веса брутто товара перевозчик должен был выгрузить весь товар и произвести взвешивание каждой партии топливной древесины, однако такими полномочиями он не обладал.
При этом, у перевозчика не было оснований сомневаться в правильности указанного в товаросопроводительных документах веса груза и не было обязанности проверять вес. Доводы таможенного органа об обратном основаны на иной оценке представленных в дело доказательств и ошибочном толковании вышеприведенных норм.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав представленные материалы административного дела по правилам статьи 71 АПК РФ апелляционная коллегия приходит к выводам о том, что в данном случае обязанность взвешивать товар при погрузке на перевозчика не возлагалась; имеющимися в деле доказательствами не подтверждается наличие у перевозчика фактической возможности проверить соответствие веса товара сведениям, содержащимся в документах.
Более того, исходя из объяснений водителя, отраженных в протоколе опроса от 19.10.2020, водитель присутствовал при загрузке товара, грузовые места посчитал, количество совпало с количеством, указанным в документах, маркировка веса на товаре отсутствовала. При этом расхождение в весе товара пояснить не смог.
При этом следует отметить, что неточностей и противоречий представленные перевозчиком документы не содержали, в связи с чем у Общества отсутствовали основания для сомнений в правильности указанных в них сведений, в том числе о весе брутто товара (без поддонов).
Таким образом, имеющимися в деле доказательствами опровергается наличие у перевозчика как юридической, так и фактической возможности сообщить Таможне достоверные сведения о весе товаров, что свидетельствует об отсутствии его вины в допущенном правонарушении.
Отсутствие вины в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь частью 6.1 статьи 268, частью 2 статьи 269, статьями 270-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 апреля 2021 года по делу N А56-2047/2021 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Выборгской таможни от 15.12.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10206000-2586/2020.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-2047/2021
Истец: ООО "АРКО-ТУРС"
Ответчик: Выборгская таможня