город Ростов-на-Дону |
|
15 апреля 2024 г. |
дело N А32-53408/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко Н.В.,
судей Гамова Д.С., Димитриева М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Альковой О.М.,
при участии в судебном заседании посредством проведения онлайн-заседания в режиме веб-конференции:
от арбитражного управляющего Червякова В.М.: представитель Дамаев В.С. по доверенности от 11.09.2023;
Тонерьян А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего Червякова Владислава Михайловича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2024 по делу N А32-53408/2023 о привлечении арбитражного управляющего Червякова Владислава Михайловича к административной ответственности на основании части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Червякова Владислава Михайловича (далее - арбитражный управляющий Червяков В.М.) к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2024 по делу N А32-53408/2023 арбитражный управляющий Червяков В.М. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2024 по делу N А32-53408/2023, арбитражный управляющий Червяков В.М. обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Податель жалобы указал, что к отчетам конкурсного управляющего, представленным по итогам проведенных собраний кредиторов от 22.04.2022 и от 26.04.2023 в материалы дела N А32-29856/2016, приложены все необходимые документы, подтверждающие указанные в отчетах сведения. Доказательства наличия в отчетах сведений, неподтвержденных копиями документов, не представлены. Отчет конкурсного управляющего о своей деятельности и результатах конкурсного производства от 28.09.2022 и отчет об использовании денежных средств от 28.09.2022 проверялись судами на предмет их соответствия требованиям Закона о банкротстве. Вступившим в законную силу постановлением суда апелляционной инстанции от 15.09.2023 по делу N А32-5553/2023 установлено, что арбитражный управляющий Червяков В.М. при составлении отчетов от 28.09.2023 не нарушил требования пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве, а содержание и форма отчетов соответствует требованиям, установленным типовой формой отчета управляющего.
Податель жалобы не оспаривает факт наличия недостоверных сведений в отчетах от 13.04.2023. Согласно доводам апеллянта, вменяемые управляющему нарушения совершены в период, когда он не был подвергнут административному наказанию, в связи с чем назначение административного наказания в виде дисквалификации не соответствует целям, установленным в КоАП РФ. Решением суда от 14.08.2023 по делу N А32-29856/2023 управляющий привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 25 000 руб., в связи с чем с 14.08.2023 по 14.08.2024 управляющий считается подвергнутым административной ответственности, при этом вменяемые по настоящему делу нарушения совершены управляющим в 2023 году, то есть до привлечения управляющего к административной ответственности. По мнению апеллянта, совершенные им нарушения являются малозначительными; последствия нарушения требований Закона о банкротстве, вменяемых управляющему, не повлекли существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В отзыве на апелляционную жалобу Тонерьян А.С. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании Тонерьян А.С. и представитель арбитражного управляющего Червякова В.М. поддержали правовые позиции по спору.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2024 по делу N А32-53408/2023 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.04.2017 по делу N А32-29856/2016 ООО "Регион Риэлт" (далее - должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим должника утвержден Червяков В.М.
За период деятельности в качестве конкурсного управляющего должника Червяков В.М. допустил нарушения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и иных норм, регламентирующих вопросы банкротства:
1. К отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства и об использовании денежных средств должника, направленных в материалы дела, не приложены копии документов, подтверждающих указанные в них сведения;
2. Отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и результатах конкурсного производства и об использовании денежных средств должника от 13.04.2023 содержат недостоверные сведения.
Установив указанные обстоятельства, административный орган пришел к выводу о том, что арбитражный управляющий, ранее привлекавшийся к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допустил нарушения Закона о банкротстве, тем самым совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
06.09.2023 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в отношении арбитражного управляющего составлен протокол об административном правонарушении по части 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы административного дела вместе с заявлением о привлечении Червякова В.М. к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлены в Арбитражный суд Краснодарского края для рассмотрения по подведомственности.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции привлек арбитражного управляющего Червякова В.М. к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначил административное наказание в виде дисквалификации на срок шесть месяцев, обоснованно приняв во внимание нижеследующее.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статья 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если данные правонарушения совершены арбитражным управляющим.
Учитывая изложенное, Управление Росреестра по Краснодарскому краю наделено полномочиями по проведению проверки деятельности арбитражных управляющих на основании поступивших обращений, а также по выявлению новых событий правонарушений при непосредственном обнаружении должностными лицами.
С учетом положений пункта 10 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих", Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения о федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Перечня должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.09.2017 N 478 "Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, и о признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России", суд пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом компетентного органа.
Исследовав протокол об административном правонарушении и материалы проверки, суд пришел к выводу об отсутствии нарушений требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдении Управлением Росреестра порядка уведомления арбитражного управляющего о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
В силу части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 названной статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет; наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей.
Суд установил, что за период деятельности в качестве конкурсного управляющего должника Червяков В.М. допустил нарушение норм Закона о банкротстве и иных норм, регламентирующих вопросы банкротства.
Как следует из материалов дела, арбитражному управляющему Червякову В.М. вменяется нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве, пунктом 11, 13 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 N 299, приказом Минюста РФ от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего", выразившиеся в неприложении копий документов, подтверждающих сведения, внесенные в отчет.
Согласно пункту 2 статьи 143 Закона о банкротстве в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения: о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника в случае привлечения оценщика для оценки такого имущества; о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений; о ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества; о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам; о предпринятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц; о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника; о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно - относительно каждой очереди; о количестве работников должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о количестве уволенных (сокращенных) работников должника в ходе конкурсного производства; о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах; о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка; о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства; иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда.
При подготовке отчета конкурсного управляющего арбитражный управляющий должен руководствоваться положениями статьи 143 Закона о банкротстве, а также Общими правилами подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего" от 22.05.2003 N 299 (далее - Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего), Типовыми формами отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства и отчета конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника, утвержденных приказом Минюста Российской Федерации "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего" от 14.08.2003 N 195.
В пункте 4 Общих правил указано, что отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде.
Содержание отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должно соответствовать требованиям, установленным Типовой формой отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и результатах проведения конкурсного производства (Приложение N 4 к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195), Общими правилами подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 N 299 (далее - Общие правила подготовки отчетов).
Согласно пункту 4 Общих правил подготовки отчетов, отчеты арбитражного управляющего составляются по типовым формам, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195, подписываются арбитражным управляющим и представляются вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде.
В соответствии с пунктом 11 Общих правил, к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.
К отчету о результатах проведения конкурсного производства дополнительно прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов и документы, подтверждающие их погашение.
В силу пункта 13 Общих правил к отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения.
В нарушение указанных требований, отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и результатах конкурсного производства от 12.04.2022, 28.09.2022, 13.04.2023, отчет об использовании денежных средств от 12.04.2022, 28.09.2022 и 13.04.2023 не содержат перечня приложений - документов, подтверждающих, указанные в отчетах сведения.
Согласно пункту 7 статьи 12 Закона о банкротстве протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.
В случае проведения собрания кредиторов в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, протокол собрания кредиторов составляется в трех экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй - арбитражному управляющему не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов. Третий экземпляр протокола собрания кредиторов хранится у лица, проводившего собрание.
К протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии: реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов; бюллетеней для голосования; документов, подтверждающих полномочия участников собрания; материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения; документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов; иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов.
Согласно сведениям, размещенным в ЕФРСБ, конкурсный управляющий на 19.04.2022, 29.09.2022 и 20.04.2023 назначил проведение собрания кредиторов должника, на которых представлялся отчет конкурсного управляющего о своей деятельности и результатах конкурсного производства.
По итогам проведенных собраний конкурсный управляющий 22.04.2022 и 26.04.2023 направил в электронном виде в материалы дела N А32-29856/2016 отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и отчеты об использовании денежных средств должника без приложения копий документов, подтверждающих указанные в них сведения.
Непредставление подтверждающей документации к отчетам конкурсного управляющего затрудняет проверку деятельности управляющего судом и может привести к нарушению прав кредиторов и заинтересованных лиц.
Требования Закона о представлении управляющим документов с отчетом конкурсного управляющего являются императивными и должны исполняться независимо от наличия иных возможностей ознакомления с подтверждающими отчеты документами.
Таким образом, Закон о банкротстве гарантирует собранию (комитету) кредиторов, арбитражному суду право на получение отчетов о деятельности конкурсного управляющего с отражением в них достоверной и актуальной информации о финансовом состоянии должника и его имуществе в ходе конкурсного производства, а также представление с отчетом копий документов, подтверждающих указанные в отчетах сведения. Следовательно, искажение либо не отражение такой информации, ее обобщенное отражение, отсутствие подтверждающих документов может привести к формированию у кредиторов представления, не соответствующего действительности, влечет нарушение их прав и законных интересов на получение объективной и достоверной информации о конкурсном производстве, а также лишает их возможности осуществлять контроль за деятельностью конкурсного управляющего.
В нарушение приведенных норм Закона о банкротстве к отчетам управляющего от 12.04.2022, от 28.09.2022, от 13.04.2023 не приложены копии документов, подтверждающих указанные в них сведения, что не позволило кредиторам получить достоверную и полную информацию о деятельности арбитражного управляющего и о ходе процедуры реализации.
Таким образом, судом установлены факты нарушения арбитражным управляющим положений, предусмотренных пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве, пунктом 11 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 N 299, приказом Минюста РФ от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего", выразившиеся в неприложении копий документов, подтверждающих сведения, внесенные в отчет. Арбитражный управляющий не исполнил обязанность, установленную законодательством о несостоятельности (банкротстве), поэтому данные обстоятельства обоснованно оценены судом как свидетельствующие о наличии в действиях арбитражного управляющего Червякова В.М. административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В апелляционной жалобе арбитражный управляющий Червяков В.М. заявил довод о том, что вступившим в законную силу постановлением суда апелляционной инстанции от 15.09.2023 по делу N А32-5553/2023 установлено, что арбитражный управляющий Червяков В.М. при составлении отчетов от 28.09.2022 не нарушил требования пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве, а содержание и форма отчетов соответствует требованиям, установленным типовой формой отчета управляющего.
Давая правовую оценку указанному доводу, суд апелляционной инстанции исходит из того, что при рассмотрении дела N А32-5553/2023 арбитражному управляющему вменялось нарушение, выразившееся в том, что очеты конкурсного управляющего о своей деятельности и результатах проведения конкурсного производства, отчеты об использовании денежных средств должника от 28.09.2022 содержат противоречивые данные. Суды при рассмотрении данного нарушения исследовали отчеты конкурсного управляющего на наличие в них противоречивых и неполных сведений.
Вместе с тем, в рамках настоящего дела арбитражному управляющему Червякову В.М. вменяется нарушение, выразившиеся в неприложении копий документов, подтверждающих сведения, внесенные в отчет.
Таким образом, заявленные арбитражным управляющим Червяковым В.М. доводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, арбитражному управляющему Червякову В.М. вменяется нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве, выразившееся в отражении в отчетах конкурсного управляющего о своей деятельности и результатах конкурсного производства и об использовании денежных средств должника от 13.04.2023 недостоверных сведений.
В силу пункта 5 Общих правил в каждом отчете (заключении) арбитражного управляющего указываются, в том числе, сведения о наличии и сроке действия договора о страховании ответственности арбитражного управляющего и наличии договора о дополнительном страховании ответственности арбитражного управляющего на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.
В отчетах конкурсного управляющего о своей деятельности и результатах конкурсного производства и об использовании денежных средств должника от 13.04.2023 относительно страхования ответственности арбитражного управляющего указана следующая информация "договор N 930-0005304-03057 от 17.06.2020. Действует с 01.07.2020 по 30.06.2022". Договор страхования заключен с ООО СК "Гелиос".
Вместе с тем, согласно сведениям, размещенным на официальном сайте саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий Червяков В.М., относительно обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего указано, что договор страхования ответственности заключен со страховой компанией "АСКОР", договор действует с 22.10.2022 по 21.10.2023, номер договора: АУ 04603/2022/25.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и результатах конкурсного производства должника и об использовании денежных средств должника от 13.04.2023 содержат недостоверные сведения относительно страхования ответственности арбитражного управляющего.
Нарушение по данному эпизоду арбитражным управляющим Червяковым В.М. в апелляционной жалобе не оспаривается.
Изложенные выше обстоятельства дела указывают на наличие в действиях арбитражного управляющего Червякова В.М. нарушений законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Суд не установил процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие арбитражного управляющего, надлежащим образом извещенного о дате и времени составления протокола об административном правонарушении.
Доказательств, свидетельствующих о том, что арбитражный управляющий предпринял все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства о несостоятельности (банкротстве), в материалы дела не представлено.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, но и в пренебрежительном отношении конкурсного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд установил, что арбитражный управляющий ранее привлекался к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается следующими судебными актами:
- решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2021 по делу N А32-32538/2021 арбитражный управляющий Червяков В.М. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде предупреждения. Указанное решение суда вступило в законную силу 14.12.2021;
- решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2022 по делу N А32-10479/2022 арбитражный управляющий Червяков В.М. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 25 000 руб. Указанное решение суда вступило в законную силу 29.06.2022.
В соответствии со статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Таким образом, нарушения требований Закона о банкротстве, допущенные арбитражным управляющим Червяковым В.М., образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виду наличия квалифицирующего признака - повторности.
В апелляционной жалобе арбитражный управляющий Червяков В.М. заявил довод об отсутствии повторности привлечения к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в 2023 году.
Отклоняя указанный довод, судебная коллегия исходит из того, что в соответствии с пунктом 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет.
Нарушения требований Закона о банкротстве, допущенные арбитражным управляющим Червяковым В.М. в периоды с 14.12.2021 по 14.12.2022 и с 29.06.2022 по 29.06.2023 будут образовывать объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное и принимая во внимание установленные по делу факты нарушения арбитражным управляющим Червяковым В.М. требований Закона о банкротстве, суд пришел к обоснованному выводу о том, что справедливой, обоснованной и соразмерной совершенному деянию будет являться дисквалификация, что соответствует санкции, установленной частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и целям административного наказания.
Материалы дела свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения заявления о привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса.
Основания для признания совершенного арбитражным управляющим административного правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, чего в данном случае не установлено.
Отклоняя доводы апеллянта, судебная коллегия исходит из того, что состав административного правонарушения, указанный в части 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, является формальным, в связи с этим отсутствие последствий допущенного нарушения само по себе не является основанием для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Принимая во внимание изложенное, а также обстоятельства совершения арбитражным управляющим административного правонарушения, неоднократное привлечение арбитражного управляющего Червякова В.М. к административной ответственности, суд обоснованно назначил Червякову В.М. административное наказание в виде дисквалификации на минимально предусмотренный частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации срок шесть месяцев.
Довод апеллянта о том, что арбитражный управляющий Червяков В.М. приложил к отчетам конкурсного управляющего, представленным по итогам проведенных собраний кредиторов от 22.04.2022 и от 26.04.2023 в материалы дела N А32-29856/2016, все необходимые документы, подтверждающие указанные в отчетах сведения, отклоняется судом апелляционной инстанции, как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела. Из карточки электронного дела N А32-29856/2016 следует, что все отчеты представлялись конкурсным управляющим в Арбитражный суд Краснодарского края без приложения документов, подтверждающий сведения, указанные в отчете. В арбитражный суд представлены протоколы собрания кредиторов, реестр требований кредиторов, отчеты управляющего о своей деятельности и движении денежных средств без документов, подтверждающий сведения, указанные в отчетах.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, входящие в предмет судебного исследования по данному спору и имеющие существенное значение для дела; доводы и доказательства, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, полно и всесторонне исследованы и оценены; выводы суда сделаны, исходя из конкретных обстоятельств дела, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм права, регулирующих спорные отношения. Оснований для иной оценки доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2024 по делу N А32-53408/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Сулименко |
Судьи |
Д.С. Гамов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-53408/2023
Истец: Тонерьян Артур Санвелович, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управление федеральной службы государственной регитсрации, кадастра и картографии по Краснодарском краю
Ответчик: Арбитражный управляющий Червяков Александр Михайлович, Червяков В М