г. Владивосток |
|
01 сентября 2021 г. |
Дело N А51-9120/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н.Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни,
апелляционное производство N 05АП-5561/2021
на решение от 21.07.2021
судьи М.С. Кирильченко
по делу N А51-9120/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Центральной акцизной таможни (ИНН 7703166563, ОГРН 1027700552065)
к обществу с ограниченной ответственностью "Машинери-ВЛ" (ИНН 2540255695, ОГРН 1202500008303)
о взыскании задолженности по утилизационному сбору в сумме 4 588 500 рублей, пени в сумме 92 466, 04 рублей (ДТ 10009100/251220/0150696, N 10009100/251220/150672, N 10009100/301220/0153106),
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее - таможня, таможенный орган) обратилась в арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Машинери-ВЛ" (далее - общество, ООО "Машинери-ВЛ") суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 4 588 500 руб., пени в размере 92 466, 04 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 21.07.2021 заявленные исковые требования удовлетворены частично, с ООО "Машинери-ВЛ" взысканы утилизационный сбор в сумме 4 588 500 рублей и пени в размере 92 319,42 рублей, в удовлетворении остальной части требований о взыскании пени отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом в части отказа в удовлетворении требований о взыскании пени в полном объеме, таможня обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в обоснование которой указывает, что таможней расчет взыскиваемой суммы пени произведен с учетом законодательства об утилизационном сборе, на основании чего выводы арбитражного суда о применении общего правила о начале течения срока в случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, являются не верными.
Центральная акцизная таможня письменно ходатайствовала о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Поскольку решение в порядке апелляционного производства обжалуется таможенным органом только в части отказа в удовлетворении требований о взыскании пени в полном объеме, возражений от общества не поступило, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В декабре 2020 года ООО "Машинери-ВЛ" на таможенную территорию таможенного союза в Российскую Федерацию ввезены и помещены под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" следующие товары:
- по ДТ N 10009100/251220/0150696 (товар N 1) - фронтальный погрузчик одноковшовый на колесном ходу б/у, дата выпуска 01.07.1996, шасси 30112, мощность 29 л.с., код ТНВЭД ЕАЭС 8429519900;
- по ДТ N 10009100/251220/150672 (товар N 1) - миниэкскаватор гидравлический на гусеничном ходу б/у, дата выпуска 01.07.1999, шасси 13431, мощность 28 л.с., код ТНВЭД ЕАЭС 8429521001;
- по ДТ N 10009100/301220/0153106 (товар N 1) - минитрактор для сельскохозяйственных работ на колесном ходу б/у, дата выпуска 01.07.1993 мощность 20 л.с., код ТНВЭД ЕАЭС 8701915000.
Заявленный товар выпущен под заявленную таможенную процедуру "Выпуск для внутреннего потребления" 26.12.2020 по ДТ N 10009100/251220/0150696, 29.12.2020 по ДТ N 10009100/251220/150672, 30.12.2020 по ДТ N 10009100/301220/0153106.
В ходе контрольных мероприятий таможенным органом было установлено, что декларантом уплата утилизационного сбора за ввезенные транспортные средства по спорной ДТ не осуществлялась.
Письмом от 22.01.2021 N 13-12/01364 таможенный орган уведомил декларанта о необходимости уплаты утилизационного сбора по спорным товарам в сумме 4 588 500 рублей.
Поскольку в добровольном порядке общество не уплатило утилизационный сбор, таможенный орган обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Частично удовлетворяя требования таможенного органа, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для начисления таможней утилизационного сбора в отношении заявленного декларантом в спорной ДТ колесного транспортного средства. Поскольку в установленный срок уплата утилизационного сбора в добровольном порядке обществом не была произведена, суд также признал правомерным требование таможни о взыскании с общества пени.
Вместе с тем, установив неверное начало исчисления таможней срока уплаты пени, суд самостоятельно осуществил перерасчет пени за спорный период по ДТ N N10009100/251220/0150696, что привело к частичному отказу в удовлетворении требований о взыскании пени.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования о взыскании пени в части суммы 488,75 рублей, правомерно руководствовался следующим.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В развитие вышеуказанных положений Правительством Российской Федерации издано Постановление от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 81), которым утверждены:
- правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81);
- перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 81).
Анализ пункта 17 Правил N 81 позволяет прийти к выводу, что в случае если в течение 3 лет с момента ввоза самоходных машин и прицепов к ним, а также колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
Обязанность плательщика по предоставлению в таможенный орган в течение 15 дней с момента выпуска ввоза самоходных машин и прицепов к ним, а также колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования), документов, подтверждающих правильность исчисления суммы утилизационного сбора, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил N 81, закреплена в пунктах 11 (1) Правил N 81.
Этими же пунктами установлено, что непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган необходимых документов, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.
Суд первой инстанции, проверяя произведенный таможенным органом расчет пени по ДТ N N10009100/251220/0150696 за период 11.01.2021 (день, следующий за предельным сроком уплаты утилизационного сбора) по 27.05.2021 (дата определена таможней), счел его неверным, указав, что расчет пени должен производиться с 12.01.2021, исходя из следующего.
Выпуск товара по данной декларации в соответствии с заявленной таможенной процедурой осуществлен 26.12.2020, соответственно, документы, предусмотренные пунктом 11 настоящих Правил, должны были быть представлены декларантом - в период с 27.08.2020 по 10.01.2021.
Таким образом, последний день срока выпадает на воскресенье 10.01.2021.
Ни Закон N 89-ФЗ, ни Правила N 81, регламентирующие порядок уплаты утилизационного сбора, не устанавливают порядок исчисления сроков.
В связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о возможности по аналогии применить порядок исчисления срока, предусмотренный как статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и положениями таможенного законодательства (часть 6 статьи 4 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, часть 6 статьи 7.1 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а также нормами Налогового кодекса Российской Федерации (статья 6.1), которыми предусмотрено, что в случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
При этом, судебная коллегия руководствуется принципом универсальности воли законодателя, а также исходит из того, что несмотря на то, что утилизационный сбор не является налоговым и таможенным платежом, он представляет собой обязательный платеж.
Соответственно, последний день срока уплаты утилизационного сбора в данном случае должен быть перенесен с воскресенья 10.01.2021 на понедельник 11.01.2021. В связи с чем обоснованно начислять пени с 12.01.2021.
Самостоятельно осуществив расчет пени за период с 12.01.2021 по 27.05.2021, исходя суммы неуплаченного утилизационного сбора по ДТ N N10009100/251220/0150696, размеров ключевой ставки Банка России и количества дней, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований таможенного органа в части взыскания пени в сумме 21 070,88 рублей.
Проверив произведенный судом первой инстанции расчет, судебная коллегия находит его правомерным, таможня также не оспаривает произведенный судом первой инстанции расчет пени по ДТ N N10009100/251220/0150696 в сумме 21 070,88 рублей.
Расчет пени за неуплату утилизационного сбора по ДТ N 10009100/251220/150672, ДТ N 10009100/301220/0153106 произведен таможней верно. Таким образом, общая сумма пени, подлежащая уплате обществом по ДТ N 10009100/251220/0150696, ДТ N 10009100/251220/150672, ДТ N 10009100/301220/0153106 составляет 92 319,42 руб. (21 070,88 + 58 869,94 + 12 378,60).
В связи с чем суд апелляционной инстанции признает обоснованным отказ в удовлетворении требований таможенного органа о взыскании пени в заявленном объеме и не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Принятое по делу решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.07.2021 по делу N А51-9120/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-9120/2021
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "МАШИНЕРИ-ВЛ"