город Томск |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А27-19730/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Ходыревой Л.Е., |
судей |
|
Аюшева Д.Н. |
|
|
Сластиной Е.С. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терещенко Е.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Союз" (N 07АП-7248/2021) на решение от 03.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Андуганова О.С.) по делу N А27-19730/2020, по иску общества с ограниченной ответственностью "Кузнецктеплосбыт" (654006, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк, Центральный район, улица Рудокопровая, дом 4, ИНН 4217146884 ОГРН 1124217006902) к обществу с ограниченной ответственностью "Союз" (654101, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк, Центральный район, Дачный городок, дом 28, офис 3, ИНН 4252010075 ОГРН 1154252001122), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (630005, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Мичурина, дом 20, ИНН 7536029036 ОГРН 1037550010519), Министерство обороны Российской Федерации (119019, город Москва, улица Знаменка, дом 19, ИНН 7704252261 ОГРН 1037700255284) Управление Федеральной службы Войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 48, корпус А, ИНН 4205335238 ОГРН 1164205078454) о взыскании 558 404,69 рублей задолженности за поставленную тепловую энергию в горячей воде в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: город Новокузнецк, улица 11 Гвардейской Армии, дом 3, за период с января 2017 по октябрь 2018,
В судебном заседании приняли участие:
без участия сторон (извещены)
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кузнецктеплосбыт" (далее истец, ООО "Кузнецктеплосбыт") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Союз" (далее ответчик, ООО "Союз") как управляющей компании в МКД по ул. 11 Гвардейской Армии, дом 3 г. Новокузнецка о взыскании 558 404 руб. 69 коп. задолженности за поставленную тепловую энергию в помещения, (квартиры) N 164, 168, 169, 171, 172, 176, 179, 180, 181, 183, 184, 188, 189, 192, 193, 196, расположенные в указанном многоквартирном доме, в период с 25.01.2017 года по 30.10.2018 года.
Решением от 03 июня 2021 года Арбитражного суда Кемеровской области требования истца удовлетворены частично, с общества с ограниченной ответственностью "Союз" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Кузнецктеплосбыт" взыскано 430 403 рубля 25 коп. задолженности за поставленную тепловую энергию в горячей воде в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу г. Новокузнецк, улица 11 Гвардейской Армии, дом 3, в том числе 73 342 рубля 62 коп. задолженность по горячей воде, 2 702 рубля расходы по оплате горячей воды на ОДН и 354 358 рублей 63 коп. оплата за отопление, 10 920 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску, всего - 441 323 рубля 25 коп. В остальной части в иске отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой указал, что до избрания ООО "Союз" на многоквартирном доме по адресу г. Новокузнецк ул. 11 Гвардейской Армии 3 отсутствовала управляющая организация, а все расчеты с ресурсоснабжающими организациями осуществлялись напрямую по прямым договорам. В период с 03.02.2017 года по 11.02.2017 года собственниками помещений было проведено общее собрание собственников, оформленное Протоколом N 1 от 12.02.2017, на котором было принято решение сохранить порядок внесения платы за коммунальные ресурсы непосредственно РСО. Таким образом, порядок оплаты за коммунальные ресурсы был сохранен, а после перевода жилищной услуги по сбору, утилизации мусора в коммунальную услуги и появления регионального оператора собственники дополнительно подтвердили свое желание сохранить прежний порядок оплаты за коммунальные услуги решением общего собрания собственников оформленным протоколом от 22.05.2018 года. ООО "Союз" не осуществляет начисление и сбор платежей за коммунальные услуги с собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу ул. 11 Гвардейской Армии 3, в том числе за услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению, т.к. между собственниками и ресурсоснабжающими организациями, включая истца, заключены прямые договора. Начисление и сбор платежей, выставление квитанций, представительство в судах по взысканию задолженности осуществляется РСО, в том числе истцом, собственникам самостоятельно, участие управляющей организации исключено. Собственники четко выразили свою позицию по сохранению прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, а ООО "Кузнецктеплосбыт" принял решение собственников, отказался от заключения договора ресурсоснабжения с ООО "Союз" на поставку ресурса для оказания коммунальных услуг, в связи с чем был заключен договор только на поставку объема энергии необходимого на общедомовые нужды, следовательно, исполнителем коммунальной услуги является ООО "Кузнецктеплосбыт". Податель жалобы просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Министерство обороны Российской Федерации представило в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит вынести постановление с учетом имеющихся доказательств в деле.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, приказом Министерства энергетики РФ от 22.02.2017года N 121 ООО "КУЗНЕЦКТЕПЛОСБЫТ" присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения Новокузнецкого городского округа.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости и о переходе прав на объект недвижимости от 25.05.2020года, в спорный период с января 2017года по 25.03.2020года квартиры N N 164, 168, 169, 171, 172, 176, 179, 180, 181, 183, 184, 188, 189, 192, 193, 196, являющиеся собственностью Российской Федерации, находились и принадлежали на праве оперативного управления Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации. (ИНН 7536029036)
В период с 25.01.2017 по 30.10.2018 истец поставлял тепловую энергию в многоквартирный жилой дом по адресу: г. Новокузнецк, ул. 11 Гвардейской Армии, дом N 3, находившийся в спорный период в управлении ответчика.
С использованием коммунального ресурса, поставленного истцом, ответчик оказал собственнику жилых помещений (квартир) N N 164, 168, 169, 171, 172, 176, 179, 180, 181, 183, 184, 188, 189, 192, 193, 196 многоквартирного жилого дома N 3 по ул. 11 Гвардейской Армии в г. Новокузнецк коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения.
Из расчета исковых требований следует, что в задолженность включено индивидуальное потребление тепловой энергии, потребление тепловой энергии на нужды ГВС на ОДН в многоквартирном жилом доме N 3 ул. 11 Гвардейской Армии в г. Новокузнецке.
Объем и стоимость поставленной тепловой энергии определены истцом с применением тарифов и нормативов, установленных приказами Региональной энергетической комиссии Красноярского края, размера субсидий, установленных Новокузнецким городским Советом народных депутатов, нормативов потребления, установленных Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и дорожного комплекса Кемеровской области для соответствующих периодов.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 09.10.2019 года по делу N А78-2093/2019 в удовлетворении части исковых требований по спорному периоду в отношении указанных жилых помещений, требование о взыскании задолженности за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения по которым было заявлено к Федеральному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации" (за период с 25.01.2017 года по октябрь 2018 года), было отказано ввиду того, что лицом, ответственным за оплату поставленного коммунального ресурса, признана управляющая компания на доме. Данное решение оставлено без изменения постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.03.2020 по делу N А78-2093/2019.
Поскольку судом к фактическому пользователю и обладателю права оперативного управления на спорные помещения во взыскании платы за теплоснабжение и услуги горячего водоснабжения было судом отказано, истец, предварительно направив в адрес управляющей компании - ООО "СОЮЗ" претензию о добровольной оплате суммы задолженности за фактически поставленные услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения за период с 25.01.2017года по 30.10.2018года (претензия от 26 марта 2020года N 411), обратился с иском в суд о взыскании указанной задолженности.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
Согласно статье 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как следует из материалов дела, протоколом N 2 рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу ул. 11 Гвардейской Армии, дом 3 ООО "СОЮЗ" (ИНН 4252010075) признана управляющей компанией на доме.
25 января 2017года собственниками помещений в МКД по адресу г. Новокузнецк, ул. 11 Гвардейской Армии, дом 3 (собственники помещений) и ООО "СОЮЗ" (управляющая организация) был заключен договор управления многоквартирным домом N Гд-3, согласно условий которого управляющая организация многоквартирным домом по заданию другой стороны (собственников помещений) в течение согласованного срока за установленную плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме, и осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность, а собственники помещений оплачивать услуги управляющей организации.
Согласно раздела 3 договора управления управляющая организация обязана в пределах границ ответственности выполнять работы и оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества, указанные в приложении N 2 к настоящему договору, в соответствии с перечнем обязательных работ и услуг утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013года N 290; 3.1.4 предоставлять собственникам помещений коммунальные услуги надлежащего качества и в необходимых для него объемах; 3.1.5 обеспечивать готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем и оборудования, относящихся к общему имуществу; 3.1.13 производить начисление и сбор платежей за жилищно - коммунальные услуги с собственников помещений, а собственники помещений обязаны в срок до 20 числа месяца следующего за расчетным, вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги Управляющей организации (пункт 3.3.1 договора). Согласно п. 3.4.1 договора собственники вправе требовать от управляющей организации своевременного и качественного выполнения Управляющей организацией предусмотренных настоящим договором работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества, а также предоставления коммунальных услуг надлежащего качества в необходимом объеме.
Согласно п. 8.2 договора собственники помещений дают Управляющей организации согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом "О персональных данных" N 152-ФЗ от 27.06.2006года и передачу персональных данных третьим лицам и их обработку третьими лицами для целей начисления и сбора платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии с настоящим договором.
Протоколом общего собрания N 1 собственников многоквартирного дома по адресу г. Новокузнецк, ул. 11 Гвардейской Армии, дом 3 принято решение об утверждении с 01 февраля 2017года порядка внесения платы за коммунальные ресурсы (отопление, горячая/холодная вода, водоотведение, электроэнергия) непосредственно ресурсоснабжающим организациям включая ОДН, распределять объем ресурса на общедомовые нужды, потребленного жителями многоквартирного дома по ул. 11 Гвардейской Армии, 3 сверх установленных нормативов на общедомовые нужды (горячая/ холодная, вода, водоотведение, электроэнергия) между всеми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
10.09.2018 ООО "Кузнецктеплосбыт" (ТСО) и ООО "Союз" (Потребитель) заключен договор теплоснабжения N 5140, в редакции протокола урегулирования разногласий и протокола согласования разногласий, в соответствии с условиями которого ТСО обязуется подавать Потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и горячую воду (далее по тексту - энергия) до границы раздела обслуживания и эксплуатационной ответственности, определенной актом (Приложение N 3 к договору), а Потребитель обязуется своевременно оплачивать принятую тепловую энергию и горячую воду, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п 2.1.10 при наличии решения собрания собственников помещений в многоквартирных домах об оплате потребленных услуг напрямую в ТСО, либо решения о сохранении способа предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации ( п. 18 ст. 12 ФЗ -176 от 29.06.2015года), либо решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме договора горячего водоснабжения, отопления (Теплоснабжения) напрямую с ТСО (ч. 2 п. 4 п. 4.4 ст. 44 ЖК РФ) ТСО самостоятельно: производит расчет потребленной энергии, осуществляет начисление и сбор денежных средств от собственника и пользователей жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении потребителя, за услуги отопления и горячего водоснабжения; - заключает соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Новокузнецкого городского округа на возмещение затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен, организациям коммунального комплекса, оказывающих услуги отопления и горячего водоснабжения; - производит расчет потребленной энергии, предоставленной на общедомовые нужды, расчет стоимости и выставление платежных документов в адрес потребителя в соответствии с условиями настоящего договора
В соответствии с п. 4.9. договора, при наличии решения собрания собственников жилых и нежилых помещений об определении способа оплаты предусмотренного п. 2.1.10. настоящего договора ТСО определяет количество энергии, поставленное за расчетный период следующим образом: объем энергии (горячей воды), предоставленной на общедомовые нужды, в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц).
В соответствии с п. 5.1., п.5.2., п.5.3., п.5.4. договора, расчеты за тепловую энергию и горячую воду производятся по тарифам, утвержденным Региональной Энергетической Комиссией Кемеровской области. В стоимость потребленной энергии включается сумма налога на добавленную стоимость. Изменение тарифов в период действия договора не требует его переоформления. Потребитель оплачивает потребленную энергию и горячую воду по соответствующей тарифной группе потребителей. ТСО выписывает счета, счета-фактуры, акты выполненных работ (2 экз.) на основании фактического потребления энергии. Потребитель самостоятельно получает вышеперечисленные документы в ТСО под роспись не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным. Окончательный расчет за потребленную энергию производится в срок до 25 -го числа месяца, следующего за расчетным месяцем
Договор вступает в силу с момента его заключения, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.09.2018 г. и действует по 31.12.2018. Договор считается ежегодно продленным на следующий календарный год на тех же условиях, если, за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора (п.10.1., п.10.2. договора).
Доводы ответчика о том, что обязательство по оплате коммунального ресурса в спорный период поставленного в помещения, находившиеся в оперативном управлении Федерального государственного казенного учреждения Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, лежит именно на указанном лице, а не на управляющей компании, были предметом детального изучения суда первой инстанции, мотивированно и обоснованно отклонены.
В силу статей 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Собственники помещений в МКД обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
Из пункта 17 Правила N 354 следует, что РСО является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении МКД, в МКД, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в МКД являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления МКД.
Согласно положениям статьи 155, части 2 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация выполняет функцию исполнителя коммунальных услуг в отношении объектов, находящихся в ее управлении (МКД), соответственно, на нее возложены обязательства, в том числе по оплате РСО поставленных ими энергоресурсов.
В силу частей 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ, пункта 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
Таким образом, проанализировав указанные нормы, суд пришел к обоснованному выводу, что при наличии в МКД управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и РСО как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору теплоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является управляющая компания. В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, и пунктом 64 Правил N 354 на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД собственники и наниматели жилых помещений могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги РСО, при этом внесение платы за коммунальные услуги РСО признается выполнением собственниками помещений в МКД своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплату задолженность по коммунальным услугам.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918.
Следовательно, презюмируется, что управляющая организация, принявшая в управление МКД, является исполнителем коммунальных услуг и сохраняет обязанность по полной оплате ресурсов, переданных в МКД, в части, неоплаченной собственниками (пользователями) помещений в МКД как третьими лицами по статье 313 ГК РФ.
Действующим законодательством и судебной практикой предусмотрено, что при выборе способа управления МКД и наличии соответствующего выбранному способу управления исполнителя коммунальных услуг последний является должником за потребленные коммунальные ресурсы перед РСО вне зависимости от того, осуществлен ли им фактически сбор денежных средств с собственников помещений жилого дома как с потребителей коммунальных ресурсов (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918). Но таким должником исполнитель коммунальных услуг, в том числе управляющая организация может являться, по общему правилу, в ситуации, когда продолжает осуществлять функции управления МКД, то есть сохраняет возможность последующего сбора задолженности с собственников помещений дома за потребленные коммунальные ресурсы.
Материалами дела подтвержден и не опровергнут апеллянтом факт того, что именно ответчик в спорный период времени являлся управляющей компанией на МКД по ул. 11 Гвардейской Армии дом 3 г. Новокузнецка.
Таким образом, обязанность по оплате коммунальных ресурсов в многоквартирных домах была возложена на управляющую компанию ООО "Союз".
Представленным в материалы дела ответчиком протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу г. Новокузнецк, ул. 11 Гвардейской Армии, дом 3 N 1 от 12 февраля 2017 года собственниками помещений МКД принято решение об установлении с 01 февраля 2017 года предусмотренного действовавшей на тот момент времени пунктом 7.1 статьи 155 ЖК РФ порядка внесения платы собственниками платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, при этом обязанным лицом перед ресурсоснабжающей организацией по неисполненным собственниками обязательствам по оплате остается управляющая организация в силу прямого указания пункта 7.1 статьи 155 ЖК РФ. ( в редакции Федерального закона от 29.12.2014 года N 458-ФЗ),
Вступившим в законную силу с 05.04.2018года Федеральным законом от 03.04.2018года N 59-ФЗ " О внесении изменений в Жилищный Кодекс РФ" пункт 7.1 статьи 155 ЖК РФ исключен.
Между тем, согласно п. 7.5 статьи 155 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 03.04.2018года N 59-ФЗ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных статьей 157. 2 настоящего кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ст. 157.2 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 03.04.2018года N 59-ФЗ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье -собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях:
1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса;
2) при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее в настоящей статье - лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом) и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения,
3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Согласно п. 6 статьи 3 Федерального закона от 03.04.2018года N 59-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона было принято и реализовано решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами -региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, такой порядок расчетов сохраняется до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Пунктом 4.4. части 2 статьи 44 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 03.04.2018года N 59-ФЗ установлено, что собственники вправе принять решение о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;
Между тем доказательства того, что собственниками помещений в МКД по ул. 11 Гвардейской Армии, дом 3 города Новокузнецка было принято такое решение ответчиком не представлено в материалы дела.
Представленный в материалы дела протокол N 1/18 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Новокузнецк, ул. 11 Гвардейской Армии, дом 3 от 22 мая 2018 года содержит указание на принятие собственниками решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг (прямых договоров) и порядок расчетов за коммунальные услуги напрямую с ресурсоснабжающими организациями (РСО) отопления, горячей/холодной воды, водоотведения, электроэнергии, обращении с твердыми коммунальными отходами (ТКО) с региональным оператором. (п. 2 протокола)
Однако, как верно учтено судом первой инстанции, указанное решение не позволяет установить волеизъявление собственников на установление именно прямых договоров поставки коммунальных ресурсов собственникам помещений, а свидетельствует о направленности волеизъявления собственников помещений на сохранение ранее существовавшего порядка оплаты коммунальных услуг, при котором исполнителем услуг выступала управляющая организация, а собственники являлись плательщиками поставленных коммунальных услуг в их помещениях в силу положений п. 7.1 статьи 155 ЖК РФ в редакции до внесения изменений Федеральным законом N 59-ФЗ.
Однако сохранение ранее действовавшего порядка по расчетам за поставленные в помещения собственников коммунального ресурса, в том числе, и на отопление, не свидетельствует о замене исполнителя коммунальных услуг в отношениях с конечными потребителями на ресурсоснабжающую организацию.
Таким образом, суд первой инстанции верно установил, что лицом, обязанным по обязательствам перед истцом по оплате коммунального ресурса поставленного в МКД по ул. 11 Гвардейской Армии дом 3 в период с 25.01.2017года по 31.10.2018 года является ответчик.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции, тогда как позиция ответчика основана на неверном понимании существа сложившихся отношений, норм права, ответчик не разделяет понятия "прямые договоры" и "прямые расчеты".
Тогда как непосредственно расчет платы ответчиком не оспорен, не опровергнут.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем признаются несостоятельными.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03 июня 2021 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-19730/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Союз" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
Д.Н. Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-19730/2020
Истец: ООО "КузнецкТеплоСбыт"
Ответчик: ООО "Союз"
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбасса, ФГКУ Сибирское ТУИО Минообороны России