город Москва |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А40-167197/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бондарева А.В., судей Алексеевой Е.Б., Проценко А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда города Москвы от 27 апреля 2021 года по делу N А40-167197/20, по иску ООО "ТК-Русстранспорт" к ОАО "РЖД" третьи лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ
об обязании
по встречному иску ОАО "РЖД" к ООО "ТК-Русстранспорт"
об устранении нарушений
при участии в судебном заседании представителей:
от ответчика: Смирнова И.В. по доверенности от 07.12.2020 г.;
диплом номер БВС 0271565 от 17.06.1999 г.,
Иные лица - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТК-Русстранспорт" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ОАО "РЖД" (далее - ответчик) об обязании ОАО "Российские железные дороги" устранить препятствие в пользовании металлическим ангаром, расположенным по адресу: г. Москва, Комсомольская площадь, д. 32/40, на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0003038:16, с частичным размещением на грузовой железнодорожной платформе, прилегающей к железнодорожным путям, направление Санкт-Петербург- Москва, ст. Москва Товарная, 649 км. + 800 м., лит. 314, адресный ориентир-координаты google maps: г. Москва, Комсомольская площадь д. 32/40, широта 55.7834, долгота 37.6481, а именно: демонтировать и вывезти размещенные в непосредственной близости от металлического ангара по периметру бетонные блоки.
ОАО "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд города Москвы со встречным иском к ООО "ТКРусстранспорт" об обязании ООО "ТК-Русстранспорт" освободить от занимаемого металлического ангара платформу спецназначения, расположенную по адресу: Москва, Центральный округ, направление Санкт-Петербург-Москва, станция Москва-Товарная, 649 км + 800 метров, лит.314 в течение 10 дней с момента вступления решения Арбитражного суда в силу, а в случае неисполнения Ответчиком Решения Арбитражного суда добровольно и в установленный срок, предоставить право освобождения платформы от металлического ангара Истцу за счет Ответчика.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ.
Решением суда от 27.04.2021 в удовлетворении требований по первоначальному и встречному иску было отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований по встречному иску, принять по делу новый судебный акт в указанной части.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, в ней изложенным.
Представители истца и третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены. Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствии указанных лиц.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения представителя ответчика, находит основания для отмены судебного акта в обжалуемой части.
При этом суд исходит из следующего.
Обращаясь с исковым требованием, ООО "ТК-Русстранспорт" указывает на обстоятельство того, что Общество является собственником металлического ангара, расположенного по адресу: г. Москва, Комсомольская площадь, д. 32/40, на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0003038:16, с частичным размещением на грузовой железнодорожной платформе, прилегающей к железнодорожным путям, направление Санкт-Петербург-Москва, ст. Москва Товарная, 649 км. + 800 м., лит. 314, адресный ориентир-координаты google maps: г. Москва, Комсомольская площадь д. 32/40, широта 55. 7834, долгота 37.6481 (далее - "Ангар").
Платформа в свою очередь, является платформой спецназначения (эвакуационная платформа), и находится в полосе отвода Октябрьской железной дороги по учетному адресу: "Москва, Центральный округ, направление СанктПетербург - Москва, станция Москва - Товарная, 649-й км.,+ 800 м., лит 314".
Ангар не является объектом недвижимости.
ООО "ТК-Русстранспорт" утверждает, что право собственности Истца на Ангар возникло на основании договора купли-продажи б/н от 10.04.2016. В свою очередь, у предыдущего собственника право собственности возникло на основании договора купли-продажи от 26.12.2009 года за N 12/В-09. Первый продавец - предприятие "Вагонмаш", законным образом приобрело его у АО "Гордоркомплект", которое возвело его в 1985 году с получением всех необходимых согласований. Указанное имущество при передаче в пользу ОАО РЖД было проинвентаризировано, ему присвоен инвентарный номер 1053.
ООО "ТК-Русстранспорт" использует Ангар в рамках своей уставной деятельности как склад, и является хранителем имущества значительного количества третьих лиц (поклажедателей).
Как указывает истец, в настоящее время ОАО "РЖД" чинит препятствия ООО "ТК-Русстранспорт" в пользовании Ангаром. Данное обстоятельство ответчиком не отрицается.
Обращаясь со встречным иском, ОАО "РЖД" является собственником объекта недвижимости - платформы спецназначения, расположенной по адресу: Москва, Центральный округ, направление Санкт-Петербург-Москва, станция Москва - Товарная, 649 км + 800 метров, лит.314.
Объект зарегистрирован в комплексе: "Сооружение - производственно-технологический комплекс Опытная Московская дистанция пути Октябрьской железной дороги", расположенного по адресу: г. Москва, от станции Москва-Пассажирская до станции Решетниково и станции Конаково Октябрьской железной дороги направление Москва-Санкт-Петербург, территория г. Москва, Московской области (Химкинский, Солнечногорский, Клинский районы), Тверской области (Конаковский район), что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 24 мая 2013 г. N АА 001102 (л.д. 23-24 т.1).
Указанная платформа расположена на земельном участке с кадастровым номером 77:01:03038:016, который предоставлен ОАО "РЖД" на основании договора аренды земельного участка N Д-ЗО/135-з с Территориальным органом Росимущества по городу Москве от 5 марта 2008 г. (л.д. 25-35 т.1).
Как указывает ответчик во встречном иске, спорный объект - ангар расположен на объекте недвижимости - платформе собственности ОАО "РЖД", которая расположена на земельном участке с кадастровым номером 77:01:03038:016.
Данное утверждение также находит отражение в ответе Северной транспортной прокуратуры N 91ж-2019/1 от 14 января 2020 года (л.д. 67-68 т.1).
Истец по встречному иску обращался к ответчику с требованием освободить платформу от ангара.
Согласно пункту 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 11 ГК РФ, статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу статьи 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статьей 304 ГК РФ предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
Согласно п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения" ответчиком по иску об устранении нарушения права (ст. 304 ГК РФ), не связанного с лишением владения, является нарушитель права, то есть лицо, волей которого совершено нарушение.
Судом установлено, первоначальный истец направлял в адрес ОАО "РЖД" претензии в 2020 году, в которых указывал, что именно его объект - ангар расположен на платформе ОАО "РЖД".
В последующем указанное обстоятельство легло в основу искового заявления ООО "ТК-Русстранспорт", в котором Общество указало на то, что его объект расположен именно на платформе с теми же координатами, которые указаны ОАО "РЖД".
Из представленного ОАО "РЖД" в материалы дела отчета об оценке ООО "ИОЛА" от 14.01.21 г., следует, что на платформе, принадлежащей ОАО "РЖД" на праве собственности расположен металлический ангар, представлены схемы расположения объекта ООО "ТК-Русстранспорт" на "платформе спецназначения", акты осмотра с фотоматериалом.
В настоящее время в металлическом ангаре ведется предпринимательская деятельность в виде предоставления услуг по хранению мотоциклетного транспорта, производства лакокрасочных работ, хранения баллонов с горючими и взрывоопасными веществами в непосредственной близости от железнодорожных путей.
Нахождение некапитального строения - металлического ангара на имуществе ОАО "РЖД" без законных оснований препятствует реализации в установленном порядке права собственности ОАО "РЖД", тем самым нарушая права и законные интересы общества.
В соответствии с п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" положения статьи 222 ГК РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости.
Лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (статья 304 ГК РФ).
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Исходя из указанной нормы, при рассмотрении иска должно быть, установлено в совокупности наличие права собственности истца на имущество, наличие спорного имущества, а также, что действиями ответчика нарушается право собственности истца или законное владение.
Правовых оснований пользования (договором аренды, разрешением на размещение) объектом - платформой, принадлежащей на праве собственности ОАО "РЖД" ответчиком в материалы дела не представлено.
Поскольку правовых оснований для занятия платформы у истца по первоначальному иску не имелось, оснований для удовлетворения требований истца у суда не имелось.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом по встречному иску требований, поскольку истцу как собственнику в соответствии со ст. 209 ГК РФ принадлежит право пользования, владения и распоряжения своим имуществом. В связи с чем требование истца по встречному иску об обязании ответчика освободить от металлического ангара платформу специального назначения правомерно и подлежит защите в соответствии со статьями 8, 9, 11, 12, 209, 304 ГК РФ.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что срок 10 дней для освобождения от занимаемого металлического ангара платформы спецназначения является необоснованным, а решение в этой части при таком сроке - неисполнимым, вследствие чего полагает возможным установить последний в размере 30 дней.
В соответствии со ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исходя из изложенного, из совокупности представленных по делу доказательств решение суда первой инстанции не соответствует обстоятельствам дела и закону и подлежит частичной отмене.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 2 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 апреля 2021 года по делу N А40-167197/20 в части отказа в удовлетворении иска ОАО "РЖД" - отменить.
Иск ОАО "РЖД" - удовлетворить частично.
Обязать ООО "ТК-Русстранспорт" освободить от занимаемого металлического ангара платформу спецназначения, расположенную по адресу: Москва, Центральный округ, направление Санкт-Петербург - Москва, станция Москва - Товарная, 649 км + 800 метров, лит.314 в течение 30 дней с момента вступления решения суда в силу, а в случае неисполнения Ответчиком решения суда добровольно и в установленный срок, предоставить право освобождения платформы от металлического ангара Истцу за счет Ответчика.
В остальной части решение суда ставить без изменения.
Взыскать с ООО "ТК-Русстранспорт" в пользу ОАО "РЖД" судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по иску в размере 6 000 рублей и за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Бондарев А.В. |
Судьи |
Алексеева Е.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-167197/2020
Истец: ООО "ТК-РУССТРАНСПОРТ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Третье лицо: Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ