г. Москва |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А41-80435/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Марченковой Н.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Решетниковой Е.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Интер-Сити": Исаева Н.В., по доверенности от 20.08.2020;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Гоева Н.М., по доверенности от 28.12.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Интер-Сити" на решение Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2021 года по делу N А41-80435/20 по иску ООО "Интер-Сити" к Комитету лесного хозяйства Московской области об обязании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Интер-Сити" обратилось в Арбитражный суд Московской области суд с иском к Комитету лесного хозяйства Московской области со следующими требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
1. Обязать Комитет лесного хозяйства Московской области заключить с ООО "Интер-Сити" дополнительное соглашение к Договору аренды лесного участка от 12.12.2011 г., на следующих условиях ( с учетом принятых судом уточнений):
1). В соответствии с п.3 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" снизить размер арендной платы за период с 13 марта 2020 года по 30 июня 2020 года до суммы не превышающей 30 (тридцати) процентов.
2). В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и п.3 Требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 арендатору предоставляется отсрочка уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году на следующих условиях: задолженность по арендной плате (с учетом сниженного размера за период с 13.03.2020 по 30.06.2020) подлежит уплате не позднее 1 января 2023 г. поэтапно, один раз в месяц, не позднее 15 числа, равными платежами.
2. Взыскать с Комитета лесного хозяйства Московской области в пользу ООО "Интер-Сити" расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 (Шесть тысяч) рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2021 года по делу N А41-80435/20 в удовлетворение исковых требований ООО "Интер-Сити" отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Интер-Сити" обжаловало его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика против указанных доводов возражал.
В судебном заседании представитель истца заявил об отказе от требований в части обязать Комитет заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 12.12.2011 о снижении арендной платы за период с 13.03.2020 по 30.06.2020 до суммы не превышающей 30 процентов.
Указанный отказ подписан директором управляющей организации Леухиным М.А.
Учитывая, что истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично (статья 49 АПК РФ), апелляционный суд считает возможным удовлетворить заявление ООО "Интер-Сити" об отказе от заявленных требований в части.
При таких обстоятельствах, производство по делу в части отказа от исковых требований подлежит прекращению в порядке пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В отношении остальной части исковых требований апелляционный суд отмечает следующее.
Как следует из материалов дел, 12 декабря 2011 года между Департаментом лесного хозяйства по ЦФО и ООО "Интер-Сити" заключен договор аренды лесного участка площадью 5,243 га, расположенного: Красногорский муниципальный район. Истринское лесничество, Опалиховское участковое лесничество квартал 32 выделы 5,9,15, номер в государственном лесном реестре 1346-2011-08.
Право аренды участка лесного фонда зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области 27.01.2012 г. под регистрационным номером N 50-50-11/127/2011-297.
Как указывает истец, единственным видом деятельности ООО "ИНТЕР-СИТИ" является организация отдыха и развлечений в целях использования арендованного лесного участка в соответствии с разрешенным видом использования.
Указанный вид деятельности соответствует ОКВЭД 93.2, входящему в группировку 93 "Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст), включенную в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434.
Полагая, что за период с 13 марта 2020 года по 30 июня 2020 года арендная плата в связи с распространением новой коронавирусной инфекции должна предоставляться отсрочка, истец обратился с заявлением в Комитет лесного хозяйства Московской области с требованием о заключении дополнительного соглашения по договору аренды лесного участка б/н от 29.11.2011.
Поскольку требования общества комитетом оставлены без удовлетворения, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что по состоянию на 01.01.2021 истец не относился к организациям, имеющим право на льготу.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно части 2 статьи 19 Закона N 98-ФЗ от 01.04.2020 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" размер арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, заключенным до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, может изменяться по соглашению сторон в любое время в течение 2020 г.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона N 98-ФЗ от 01.04.2020 арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 19 Закона N 98-ФЗ от 01.04.2020, введенной федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ, арендатор, являющийся субъектом малого или среднего предпринимательства и осуществляющий деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, вправе потребовать уменьшения арендной платы на срок до одного года по договору аренды, заключенному до принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в отношении зданий, сооружений, нежилых помещений или их частей, используемых в целях осуществления этим арендатором указанной деятельности.
В случае недостижения соглашения между арендатором и арендодателем об уменьшении арендной платы или ином изменении условий договора в течение 14 рабочих дней с момента обращения арендатора к арендодателю с требованием об уменьшении арендной платы по договору аренды арендатор вправе не позднее 1 октября 2020 года отказаться от указанного договора аренды, заключенного на определенный срок, в порядке, предусмотренном статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, приведенным в ответе на вопрос 5 в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020, арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за 2020 год в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием на территории субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Арендная плата подлежит уменьшению с момента, когда наступила указанная невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению (независимо от даты заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера арендной платы либо даты вступления в силу судебного акта о понуждении арендодателя к изменению арендной платы в части уменьшения арендной платы).
Если арендодатель необоснованно уклонялся от заключения дополнительного соглашения об уменьшении арендной платы, размер сниженной арендной платы может определяться с учетом размера, на который обычно снижается арендная плата в сложившейся ситуации.
Из указанных выше положений и разъяснений следует, что арендатор недвижимого имущества, осуществляющий деятельность в отраслях российской экономики, признанных в наибольшей степени пострадавших в условиях распространения новой коронавирусной инфекции и утративший возможность использовать арендованное имущество по назначению, вправе требовать уменьшения размера арендной платы. Арендодатель, отказавший в уменьшении арендной платы в отсутствие на то обоснований, может быть понужден судом к уменьшению размера арендной платы.
Вопрос о размере уменьшения арендной платы решается по усмотрению сторон договора, поскольку положения закона в вопросе о размере уменьшения диспозитивны. В случае недостижения между сторонами соглашения о размере уменьшения, размер арендной платы (размер уменьшения) определяется судом с учетом размера, на который обычно снижается арендная плата.
Указанные выше положения не предусматривают возможность полного освобождения арендатора об обязательства по внесению арендной платы, не возлагают на арендодателя обязанность освободить арендатора от внесения арендной платы в полном размере, уменьшив ее размер на 100%, однако такое соглашение может быть достигнуто между сторонами и нормам законодательства оно не противоречит.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 08 февраля 2021 года по делу N А40-182540/20 установлено, что ответчик осуществляет деятельность в сфере организация отдыха и развлечений, признанной наиболее пострадавшей в условиях распространения коронавирусной инфекции, в связи с введением Постановлением Губернатора Московской области от 12 марта 2020 г. N 108-ПГ режима повышенной готовности с 13 марта 2020 года, истец не мог оказывать услуги по организации отдыха и развлечений и не мог использовать арендованный земельный участок, следовательно, ответчик вправе претендовать на уменьшение размера арендной платы за указанный истцом период.
В соответствии с ответом на вопрос 3 в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020) если арендатор не внес арендную плату в размере и сроки, установленные договором аренды, а арендодатель знал или не мог не знать об осуществлении арендатором деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, арендодатель информирует арендатора о наличии у него права на предоставление отсрочки в соответствии с Законом N 98-ФЗ (пункт 3 статьи 307 ГК РФ). В отсутствие такого информирования арендодатель считается предоставившим арендатору отсрочку на условиях, установленных пунктом 3 Требований. Аналогичные последствия применяются в случае, если арендодатель необоснованно уклонился от заключения дополнительного соглашения или своим поведением дал арендатору основания полагать, что отсрочка будет предоставлена, либо не выдвигал возражений против выплаты арендатором арендной платы на условиях, установленных пунктом 3 Требований (статья 10, пункт 3 статьи 432 ГК РФ).
На основании изложенного, апелляционный суд полагает подлежащим удовлетворению требование об обязании заключить дополнительное соглашение об отсрочке уплаты арендной платы.
Исходя из изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене, а исковые требования - удовлетворению в части.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 014 апреля 2021 года по делу N А41-80435/20 отменить.
Принять отказ ООО "Интер-Сити" от исковых требований в части обязать Комитет заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 12.12.2011 о снижении арендной платы за период с 13.03.2020 по 30.06.2020 до суммы не превышающей 30 процентов.
Производство по делу в указанной части прекратить.
Обязать Комитет лесного хозяйства Московской области заключить с ООО "Интер-Сити" дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 12.12.2011:
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и п. 3 Требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 арендатору предоставляется отсрочка уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году на следующих условиях: задолженность по арендной плате (с учетом сниженного размера за период с 13.03.2020 по 30.06.2020) подлежит уплате не позднее 1 января 2023 года поэтапно, один раз в месяц, не позднее 15 числа, равными платежами.
Взыскать с Комитета лесного хозяйства Московской области (ИНН 5024129468) в пользу ООО "Интер-Сити" (ИНН 773466570) расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-80435/2020
Истец: ООО "ИНТЕР-СИТИ"
Ответчик: Комитет лесного хозяйства Московской области