город Омск |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А46-24961/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7945/2021) общества с ограниченной ответственностью "Новострой КПД "Академический" на решение Арбитражного суда Омской области от 28.05.2021 по делу N А46-24961/2019 (судья Распутина В.Ю.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новострой КПД "Академический" (ИНН 5503170671, ОГРН 1165543097807, адрес: 644033, Омская область, город Омск, улица Волховстроя, дом 94, офис 4П) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142, адрес: 644099, Омская область, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Прокуратуры Омской области, о признании незаконным отказа Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в выдаче разрешения на строительство, об обязании выдать разрешение на строительство,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Новострой КПД "Академический" - Веревкиной Елены Владимировны по доверенности от 27.11.2019 сроком действия 3 года;
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска - Шевченко Елены Викторовны по доверенности от 20.01.2021 N 02/366; Хмелевского Николая Юрьевича по доверенности от 11.01.2021 N 02/9;
от Прокуратуры Омской области - Марченко Татьяны Владимировны, предъявлено удостоверение
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новострой КПД "Академический" (далее - ООО "Новострой КПД "Академический", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска (далее - ДАГ Администрации г. Омска, Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, изложенного в письме от 29.11.2019 N 09/10892, обязании Департамента в срок, не превышающий десяти дней с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу, выдать разрешение на строительство на основании заявления ООО "Новострой КПД "Академический" от 21.11.2019 о выдаче разрешения на строительство объекта: "Газовая котельная мощностью 27 МВт в квартале жилых домов в границах улиц: Красный путь - Астрономическая - Правый берег Иртыша в Советском АО г. Омска".
Определением суда от 20.02.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Омской области (далее - Прокуратура, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.05.2020 по делу N А46-24961/2019 требования удовлетворены.
При принятии решения суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ не основан на нормах права, нарушает права и законные интересы заявителя, создавая препятствия в реализации своих прав.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что городские леса в границах арендуемого обществом земельного участка отсутствуют, проект планировки и вид разрешенного использования спорного земельного участка не запрещают строительство спорной газовой котельной.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2020 решение Арбитражного суда Омской области от 13.05.2020 по делу N А46-24961/2019 отменено, принят новый судебный акт - в удовлетворении заявленных ООО "Новострой КПД "Академический" требований отказано.
При этом суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о недоказанности департаментом расположения земельного участка с кадастровым номером 55:36:070107:3053 на территории городских лесов, а также о соответствии планируемого к строительству объекта виду разрешенного использования спорного земельного участка, при этом указал на обоснованность вывода административного органа о несоответствии представленной проектной документации требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана от 23.03.2018 N RU55-000000019556, в связи с чем отменил решение суда и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.02.2021 решение Арбитражного суда Омской области от 13.05.2020 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2020 по делу N А46-24961/2019 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
В постановлении от 20.02.2021 суд округа отметил, что судам надлежало дать оценку расположению предполагаемого к строительству объекта относительно красных линий и, как следствие, необходимости их установления (изменения), чего сделано не было. Суд кассационной инстанции указал, что оценка доводам участвующих в деле лиц о возможности (невозможности) размещения котельной (объекта, соответствующего виду разрешенного использования земельного участка) на спорном земельном участке с учетом утвержденных технико-экономических показателей и площади спорного земельного участка судами первой и апелляционной инстанций фактически не дана.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.05.2021 по делу N А46-24961/2019 в удовлетворении требования ООО "Новострой КПД "Академический" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Новострой КПД "Академический" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что градостроительный план земельного участка не содержит сведений о том. что красные линии подлежали установлению, изменению либо отмене в связи с размещением какого - либо объекта капитального строительства, учитывая, что градостроительный план земельного участка разработан в отношении территории, а не объекта капитального строительства либо элемента планировочной структуры N 2. Податель жалобы считает, что объект размещен на значительном расстоянии от установленных красных линий и, соответственно, для его размещения не требовалось их изменение или отмена, поэтому для размещения объекта капитального строительства -котельная не требуется установление, изменение или отмена красных линий
Податель жалобы считает, что проектом планировки установлены только основные технико-экономические показатели, которые имеют обобщенный вид, в связи с чем предполагается право застройщика осуществить размещение объектов капитального строительства в соответствии с основными видами разрешенного использования, установленной территориальной зоной, выбрав один из видов разрешенного использования установленной территориальной зоны ЖЗ применительно к спорному земельному участку. Каких-либо ограничений относительно фактического пользования либо вида разрешенного использования земельного участка, входящих в границы элемента планировочной структуры N 2, документацией по планировке территории не установлено, функциональное назначение или вид объекта капитального строительства проектом планировки территории не конкретизирован.
Департаментом и прокуратурой представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых заинтересованное лицо и третье лицо не согласились с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы с учетом письменных пояснений.
Представители Департамента и прокуратуры возразили на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в соответствующих письменных отзывах, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, пояснения к жалобе, отзывы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ООО "Новострой КПД "Академический" на основании передаточного акта, утвержденного решением единственного участника общества с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирская Строительная Компания" от 14.12.2016, соглашения о внесении изменений и дополнений в договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 06.02.2007 N 82-ТУ, является арендатором земельного участка с кадастровым номером 55:36:070107:3053, местоположение которого установлено в 500 м северо-западнее относительно 4-х этажного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский АО, ул. Красный Путь, д. 163,площадью 203644 кв.м, вид разрешенного использования для жилищных нужд и общественноделовых целей.
21.11.2019 ООО "Новострой КПД "Академический" обратилось в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта: "Газовая котельная мощностью 27 Мвт в квартале жилых домов в границах улиц: Красный путь - Астрономическая - Правый берег Иртыша в Советском АО г. Омска".
Письмом от 29.11.2019 N 09/10892 Департамент отказал в выдаче разрешения на строительство на основании части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в связи с несоответствием, по его мнению, представленных документов требованиям к объекту капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также с ограничениями, установленными лесным законодательством Российской Федерации.
В частности, Департаментом отказано в выдаче разрешения на строительство ввиду того, что, по его мнению, на земельном участке с кадастровым номером 55:36:070107:3053, на котором предусмотрено строительство котельной, согласно лесохозяйственному регламенту Омского лесопарка, утвержденному постановлением Администрации г. Омска от 27.01.2015 N 62-п, расположены городские леса (лесной квартал 121), а в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) осуществление строительных работ, связанных с возведением газовой котельной, является запрещенным видом деятельности на территории городских лесов.
Также обществу сообщено, что представленная проектная документация не соответствует требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана от 23.03.2018 N RU55-000000019556 земельного участка с кадастровым номером 55:36:070107:3053 (далее - требования к строительству).
Согласно требованиям к строительству, установленным в проекте планировки территории, расположенной в границах: улица Заозерная - улица Красный путь - улица Фрунзе - правый берег реки Иртыш - в Советском и Центральном административных округах города Омска, утвержденном постановлением Администрации города Омска от 02.05.2012 N 636-п (далее - проект планировки территории), указанный земельный участок расположен в зоне планируемого размещения комплексной жилой застройки высокой этажности с объектами дошкольного образования на 220 мест и объектом общего и среднего (полного) общего образования на 925 мест (объект местного значения), в то время как в соответствии с представленными материалами на рассматриваемом земельном участке предполагается строительство газовой котельной мощностью 27 МВт. При этом размещение котельной на рассматриваемой территории указанным проектом планировки территории, по мнению Департамента, не предусмотрено.
Кроме того, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:070107:3053, на котором предполагается строительство газовой котельной, - "для жилищных нужд и общественно-деловых целей". Таким образом, представленная документация не соответствует виду разрешенного использования указанного земельного участка.
Учитывая изложенное, при несоответствии представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, на основании части 13 статьи 51 ГрК РФ Департамент отказал в выдаче разрешения на строительство указанного объекта.
Полагая, что такой отказ является незаконным, нарушает права и законные интересы ООО "Новострой КПД "Академический", последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 28.05.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 2 данной статьи строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Частями 6, 7 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.
В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство, документы.
Согласно части 7 статьи 51 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение пяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 ГрК РФ).
Частью 13 статьи 51 ГрК РФ определено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Из материалов дела следует, что Департамент отказал в выдаче разрешения на строительство, указав на несоответствие, по его мнению, представленных документов требованиям к объекту капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка; согласно требованиям к строительству, установленным в проекте планировки территории, спорный земельный участок расположен в зоне планируемого размещения комплексной жилой застройки высокой этажности с объектами дошкольного образования на 220 мест и объектом общего и среднего (полного) общего образования на 925 мест (объект местного значения), в то время как размещение котельной на рассматриваемой территории указанным проектом планировки территории, по мнению Департамента, не предусмотрено; представленная документация не соответствует виду разрешенного использования указанного земельного участка).
Как следует из материалов дела, что Постановлением Администрации города Омска от 02.05.2012 N 636-п утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: улица Заозерная - улица Красный Путь - улица Фрунзе - правый берег реки Иртыш - в Советском и Центральном административных округах города Омска.
Постановлением Администрации города Омска от 21.06.2017 N 615-п в утвержденный проект планировки территории внесены изменения. Согласно утвержденному проекту планировки территории проектируемая жилая застройка высокой этажности представлена несколькими жилыми микрорайонами. Планируемый к возведению объект расположен в границах элемента планировочной структуры N 2 (по проекту планировки территории в редакции постановления Администрации города Омска от 21.06.2017 N 615-п). При этом данный элемент планировочной структуры образован как существующими красными линиями ул. Красный путь, так и вновь установленными материалами по планировке территории красными линиями, ограничивающими территорию общего пользования проектируемых улиц N 1, 3, реконструируемой ул. Астрономическая.
До утверждения проекта планировки территории, расположенной в границах: улица Заозерная - улица Красный Путь - улица Фрунзе - правый берег реки Иртыш - в Советском и Центральном административных округах города Омска, красные линии данного микрорайона не были утверждены.
Более того, на момент передачи земельного участка с кадастровым номером 55:36:070107:3053 в аренду по договору N 82-ТУ от 06.02.2007 земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, его застройка документацией по планировке территории не была спроектирована, земли общего пользования, линейные объекты не выделялись.
Согласно утвержденному проекту планировки территории проектируемая жилая застройка высокой этажности представлена несколькими жилыми микрорайонами:
микрорайон, расположенный в границах: улица Заозерная - улица Красный Путь -гостиница "Иртыш" - проектируемая улица N 3;
микрорайон, расположенный в границах: проектируемая улица N 2 - улица Красный Путь - улица 1-я Затонская - проектируемая улица N 3;7
микрорайон, расположенный в границах: улица 6-я Северная-улица Красный Путь -проектируемая улица N 4 - проектируемая улица N 3.
Планируемый к возведению объект расположен в границах элемента планировочной структуры N 2 (по проекту планировки территории в редакции постановления Администрации города Омска от 21.06.2017 N 615-п).
Согласно пункту 2.2.10 региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области, утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 N 22-п, действовавших на момент утверждения Проекта в редакции постановления Администрации города Омска от 21.06.2017 N 615-п, микрорайон (квартал) - структурный элемент жилой зоны площадью, как правило, 10 - 60 га, но не более 80 га. Границами микрорайона являются красные линии магистралей общегородского и районного значения, а также - в случае примыкания - границы территорий иного функционального назначения, естественные рубежи.
В пункте 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
К территориям общего пользования согласно пункту 12 той же статьи ГрК РФ отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с пунктом 3.5 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 6 апреля 1998 года N 18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", осуществление проектирования зданий и сооружений и строительство на территориях поселений, не имеющих утвержденных в установленном порядке красных линий, не допускается. Красные линии являются основой для разбивки и установления на местности других линий градостроительного регулирования, в том числе и границ землепользовании (пункт 3.6 Инструкции).
В рассматриваемом случае, спорный объект "Газовая котельная мощностью 27 Мвт" расположен на территории, в отношении которой утвержден проект планировки территории, обязательный для исполнения всеми участниками градостроительной деятельности. Проект планировки территории, утвержденный Постановлением Администрации города Омска от 02.05.2012 N 636-п, является действующим нормативно-правовым актом, принятым в строгом соответствии с документацией территориального планирования. Указанный документ не оспорен, действие его не приостановлено.
Следовательно, красные линии установлены в строгом соответствии с законом и являются необходимыми для осуществления проектирования зданий и сооружений и дальнейшего строительства.
Возражая против данного вывода, заявитель указывал на отсутствие в тексте Постановления Администрации города Омска от 02.05.2012 N 636-п цели утверждения красных линий и отсутствие при проектном местоположении объекта угрозы пересечения с существующими и проектируемыми красными линиями, что исключает необходимость утверждения Проекта планировки территории.
Между тем, цель утверждения красных линий проектом планировки территории презюмируется на основании пункта 11 статьи 1 и статьи 42 ГрК РФ, при этом вывод об отсутствии (наличии) пересечения с проектируемыми красными линиями площади застройки объекта, можно сделать лишь после утверждения красных линий, что относится к процедуре принятия Проекта планировки территории.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе:
- о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом),
- о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.
Из материалов дела следует, что согласно основным технико-экономическим показателям утвержденного проекта планировки территории в редакции постановления Администрации города Омска от 21.06.2017 N 615-п, в площади проектируемой территории зона для размещения соответствующего объекта не выделена.
Проект планировки территории, утв. Постановлением Администрации города Омска от 02.05.2012 N 636-п (в редакции постановления Администрации города Омска от 21.06.2017 N 615-п) содержит указание на иной способ теплоснабжения района: раздел "Теплоснабжение" указывает, что источниками теплоснабжения являются расположенные за границами проектируемой территории теплоэлектроцентрали N 3 и N 5. Теплоснабжение планируемых к размещению объектов в границах проектируемой территории осуществляется от существующих и проектируемых магистральных сетей, проложенных вдоль улиц Заозерная, Березовая и 4-я Северная).
В соответствии со схемой теплоснабжения, разработанной в составе Генерального плана муниципального образования городского округа город Омск Омской области, утвержденного Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43, а также Схемой теплоснабжения города Омска до 2033 года, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 17.10.2017 N 895, строительство котельной в жилом квартале Академический не предусмотрено, напротив, предусмотрено строительство внутриквартальных тепловых сетей до ж/к "Академический".
Материалы по обоснованию утвержденного проекта планировки также не содержат указания на объект теплоснабжения в границах элемента планировочной структуры N 2.
В силу положений статьи 42 ГрК РФ объект "Газовая котельная" должен быть прямо предусмотрен технико-экономическими показателями проекта планировки территории.
Вместе с тем, спорный объект утвержденной документацией по планировке территории не предусмотрен.
Размещение объекта "Газовая котельная мощностью 27 Мвт в квартале жилых домов в границах улиц: Красный путь - Астрономическая - Правый берег Иртыша в Советском АО г. Омска" без внесения изменений в проект планировки территории будет противоречить закону, а, следовательно, анализ возможности его размещения в качестве "дополнительного" объекта при одновременном выполнении показателей, утвержденных в составе основной части проекта планировки территории в виде технико-экономических показателей, является необоснованным.
Утвержденным проектом планировки территории предусмотрены следующие технико-экономические показатели для элемента планировочной структуры N 2: площадь элементов планировочной структуры: всего - 27,77 га, площадь зон жилой застройки: план. - 21,65 га, площадь зон объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (кроме микрорайонного значения): план. - 2,98 га, площадь иных зон: план. - 1,62 га, минимальная общая площадь жилого фонда: план - 304,26 тыс. кв.м., многоквартирные жилые дома средней этажности (5-10 этажей): план. - 18,34 тыс. кв.м., многоквартирные жилые дома высокой этажности (11 этажей и более): план. - 285,92 тыс. кв.м., минимальная обеспеченность общей площадью жилых помещений -32,9 кв.м., минимальная численность населения: план - 9,25 тыс. чел., минимальная плотность населения: план. - 427,16 чел./га.
Проектом планировки территории в редакции постановления Администрации города Омска от 21.06.2017 N 615-п предусмотрено размещение в границах элемента планировочной структуры N 2 следующих объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения: объекты образования (минимальное количество мест): объекты дошкольного образования 220 мест; объекты начального общего и среднего (полного) общего образования - 925 мест; объекты здравоохранения (минимальное количество посещений в смену) - 90 посещений смену; спортивно-зрелищные и физкультурно-оздоровительные объекты (минимальная площадь): сущ. - 3560 кв.м., план. - 10762 кв.м., объекты хранения индивидуального автотранспорта (минимальное количество машиномест) - 1855 машиномест.
Согласно Приложению N 2 к постановлению Администрации города Омска от 21 июня 2017 года N 615-п в границах элемента планировочной структуры N 2 выделены функциональные зоны. Функциональная зона для размещения объектов коммунально-бытового хозяйства утвержденным проектом планировки территории не предусмотрена, а в перечне объектов социально-культурного и коммунально-бытового обслуживания (раздел 4 ТЭП) объект газовая котельная отсутствует.
Исходя из нормативов градостроительного проектирования, для размещения объектов местного значения и социо-культурных объектов, предусмотренных утвержденным проектом планировки территории необходимо: площадь земельного участка для дошкольных образовательных учреждений на 220 мест - 0,77 га, площадь земельного участка для общеобразовательной школы на 925 мест - 3,05 га, площадь земельного участка для объекта здравоохранения - до 0,2 га.
Между тем, согласно проектной документации площадь земельного участка под объектом "Газовая котельная мощностью 27 Мвт" составляет 1,5 га, что является отступлением от характеристик, заложенных в документации по планировке территории.
Департаментом архитектуры и градостроительства рассчитана площадь, необходимая для размещения объектов местного значения и социально-культурных объектов, предусмотренных проектом планировки территории. Согласно расчету площадь территории, спланированной для размещения дошкольных образовательных учреждений на 220 мест, составляет 7700 кв.м. (0,77 га), площадь территории, спланированной для размещения общеобразовательных учреждений на 925 мест, составляет 30 525 кв.м. (3,05 га), минимальная площадь территории, спланированной для размещения объекта
здравоохранения на 90 посещений/смену, составляет 0,2 га.
Заинтересованным лицом в материалы дела представлена информация о земельных участках, составляющих элемент планировочной структуры N 2, с указанием вида разрешенного использования, площади участка и расположения на земельном участке объектов капитального строительства.
Из содержания таблицы следует, что в границах микрорайона, кроме земельного участка с кадастровым номером 55:36:070107:3053, нет земельных участков, которые бы позволяли с учетом указанных характеристик разместить объекты местного значения.
Сравнительный анализ представленных Департаментом основных технико-экономических показателей проекта планировки территории, в первоначальной редакции и редакции изменения проекта планировки территории, предложенной ООО "Новострой КПД "Академический", позволяют сделать вывод о том, что сократилась зона жилой застройки, уменьшилось число мест в образовательных учреждениях, объекты здравоохранения не предусмотрены, изменились показатели жилой застройки, то есть размещение объекта "Газовая котельная мощностью 27 Мвт" приводит к отклонению от утвержденных технико-экономических показателей.
Помимо указанного, в материалы дела Департаментом представлены условия подключения к системе теплоснабжения от 15.03.2021 N 24-22т/212, являющиеся приложением N1 к договору от 15.03.2021 N 07.112.109.21, выданные АО "Омск РТС" по запросу ОО "Новострой КПД "Академический" для строительства объекта " Квартал жилых домов в границах улиц Красный путь - Астрономическая - Правы берег Иртыша в С АО г. Омска. Жилой дом N 22, расположенный примерно в 500 м. северо-западнее относительно 4-этажного здания по ул. Красный путь, д. 163". Согласно означенным условиям подключение возможно от магистрального трубопровода АО "Омск РТС".
При таких обстоятельствах отказ Департамента, изложенный в письме N 09/10892 от 29.11.2019, является законным и обоснованным, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований ООО "Новострой КПД".
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 28.05.2021 по делу N А46-24961/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-24961/2019
Истец: ООО "НОВОСТРОЙ КПД "АКАДЕМИЧЕСКИЙ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА
Третье лицо: Прокуратура Омской области
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7945/2021
28.05.2021 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-24961/19
20.02.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6091/20
24.09.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5706/20
13.05.2020 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-24961/19