гор. Самара |
|
01 сентября 2021 г. |
Дело N А65-13625/2021 |
Резолютивная часть постановления оглашена 30 августа 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 01 сентября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Корастелева В.А., Поповой Е.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Блиновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 августа 2021 года в зале N 7 апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 5 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 июня 2021 года по делу N А65-13625/2021 (судья Мусин Ю.С.),
принятое по иску Акционерного общества "Татэнергосбыт" (ОГРН 1091690003481, ИНН 1657082308), Республика Татарстан, гор. Казань
к 1. Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N 5 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан (ОГРН 1021606759910, ИНН 1620003290), Республика Татарстан, п.г.т. Нижние Вязовые
2. Федеральной службе исполнения наказаний (ОГРН 1047797031479, ИНН 7706562710), гор. Москва
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636; ИНН 7710168360), гор. Москва
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчиков:
от ФКУ Исправительная колония N 5 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан - Старостин П.А., представитель (доверенность от 14.07.2020);
от ФСИН России - Старостин П.А., представитель (доверенность от 14.05.2020);
от третьего лица - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Истец - Акционерное общество "Татэнергосбыт" обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к ответчикам - Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 5 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" и к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 5 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" о взыскании задолженности за поставленную электрическую энергию в сумме 3 536 724 руб. 10 коп.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.06.2021 суд иск удовлетворил. Взыскал с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан", а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств с Федеральной службы исполнения наказаний, в пользу Акционерного общества "Татэнергосбыт" 3 536 724 руб. 10 коп. основного долга, 40 684 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Заявитель - Федеральное казенное учреждение Исправительная колония N 5 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2021 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 30 августа 2021 года на 09 час. 15 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ФКУ Исправительная колония N 5 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан и ФСИН России в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители истца и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В материалы дела от истца поступил отзыв, которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Также поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии их представителя.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, мотивированного отзыва, заслушав представителя ФКУ Исправительная колония N 5 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан и ФСИН России, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между АО "Татэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и ФКУ "Исправительная колония N 5" (потребитель) заключен договор от 14.02.2017 N 2800 Э энергоснабжения, в пунктах 1.2., 3.1.1., 3.2.1 которого определено, что гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через третьих привлеченных лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность), услуги по передаче электроэнергии (мощности) и иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а также оплачивать сбытовую надбавку гарантирующего поставщика.
Пунктом 6.5 договора стороны установили порядок оплаты стоимости электроэнергии (мощности):
- 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до десятого числа этого месяца;
- 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;
- стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Согласно пункту 9.5 договора документооборот между сторонами осуществляется в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной цифровой подписи и с использованием системы электронного документооборота ЗАО "Такснет", обеспечивающей обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи (оператор электронного документооборота). Вся переписка, вытекающая из договора, в том числе: счета-фактуры, счета, ведомости электропотребления, акты сверки взаиморасчетов, показания приборов учета, письма, уведомления, уведомления о введении ограничения режима потребления электроэнергии, извещения, претензии и др., преобразованные в электронные документы и заверенные усиленной ЭЦП уполномоченными лицами истца и ответчика, имеет юридическую силу, и может использоваться в качестве доказательства в суде, а также при рассмотрении споров в досудебном порядке.
Во исполнение условий договора за период с 01.04.2021 по 30.04.2021 истцом ответчику поставлена электрическая энергия на общую сумму 3 536 724 руб. 10 коп., что подтверждается ведомостью электропотребления за указанный период, подписанной сторонами без разногласий, и выставило к оплате счет от 12.05.2021 N 3135 и счет-фактуру от 30.04.2021 N 8015012156/80.
В свою очередь, ответчиком свои обязательства в полном объеме не исполнены, поставленная электроэнергия не была оплачена, в результате чего за ответчиком образовалась задолженность за указанный период в размере 3 536 724 руб. 10 коп.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия исх. N 447 от 19.05.2021 об оплате образовавшейся задолженности оставлена ответчиком без удовлетворения.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате послужили основанием для обращения истца с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст. ст. 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
На дату рассмотрения иска задолженность Исправительной колонии по оплате электрической энергии за апрель 2021 года составила 3 536 724 руб. 10 коп., что подтверждается материалами дела и ответчиками не опровергнуто. Доказательств оплаты задолженности частично или полностью суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии оснований для взыскания этой задолженности в пользу АО "Татэнергосбыт".
Исходя из п. 1 - 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных п. 4 - 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 Гражданского кодекса Российской Федерации, несет собственник соответствующего имущества.
П. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно п. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В соответствии с п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Исходя из п. 1 ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Собственником имущества основного должника (Исправительной колонии) является Российская Федерация, а главным распорядителем средств бюджета - ФСИН России.
В силу п. 1 ст. 102 Бюджетного кодекса Российской Федерации долговые обязательства Российской Федерации, полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.
С учетом ст. ст. 123.21, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, пп. 6 п. 7 Положения о ФСИН России (утв. Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314), суд первой инстанции правильно указал, что Российская Федерация в лице ФСИН России осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Исправительной колонии на праве оперативного управления, а также функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Поскольку собственник имущества казенного учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения при недостаточности его имущества, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что при недостаточности денежных средств у Исправительной колонии взыскание необходимо произвести в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице ФСИН России.
Согласно разъяснениям ВАС РФ, содержащимся в п. 8 Постановления Пленума от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.
Поэтому недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод ФСИН России о том, что она является ненадлежащим ответчиком, поскольку не являлась субъектом рассматриваемых правоотношений в силу закона, суд первой инстанции обоснованно отклонил.
Как уже указано, в силу п. 1 и 3 ст. 123.1, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, пп. 6 п. 7 Положения N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 20 Постановления Пленума от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п. 7 ст. 161, п. 10 ст. 242.3, п. 9 ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Разрешая вопрос о привлечении главного распорядителя средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) к ответственности по долгам подведомственного ему казенного учреждения при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, необходимо иметь в виду следующее.
Основанием для привлечения главного распорядителя бюджетных средств к предусмотренной бюджетным законодательством ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику - казенному учреждению (п. 10 ст. 242.3, п. 9 ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По смыслу указанных норм кредитор также вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета. В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.
Таким образом, ФСИН России является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Довод ФСИН России о необходимости представления истцом при подаче искового заявления доказательств, подтверждающих невозможность исполнения должником исковых требований в связи с недостаточностью у него денежных средств, суд отклонил.
Согласно п. 1 ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В соответствии с абз. 4 п. 20 Постановления N 13 кредитор вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета. В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.
Обязанность субсидиарного должника оплатить задолженность основного должника возникнет только после подтверждения судом обязанности основного должника.
Следовательно, представление доказательств, подтверждающих невозможность исполнения Исправительной колонией исковых требований в связи с недостаточностью у нее денежных средств, не требуется ввиду невозможности исполнения данной обязанности до принятия судом решения.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что поскольку ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, кредитор в соответствии с бюджетным законодательством вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета.
Таким образом, у суда первой инстанции в данном случае имелись правовые основания для привлечения ФСИН России к субсидиарной ответственности.
Выводы суда согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации (Определения от 01.02.2021 N 306-ЭС20-21522 по делу N А65-3218/2020, от 05.04.2021 N 306-ЭС21-3620 по делу N А65-6049/2020).
Ссылка представителя ФСИН России в судебном заседании суда апелляционной инстанции на то, что у Исправительной колонии в настоящее время имеется достаточно средств для погашения задолженности, на законность обжалуемого судебного акта не влияет.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 июня 2021 года по делу N А65-13625/2021, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 5 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13625/2021
Истец: АО "Татэнергосбыт", г.Казань
Ответчик: Федеральная служба исполнения наказаний России, г.Москва, Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан", п.г.т.Нижние Вязовые
Третье лицо: Министерство финансов РФ, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд